Конспект НОД по ФЦКМ «Дети блокадного Ленинграда» для детей старшей группы.
план-конспект по окружающему миру

Мухаметзянова Светлана Владимировна

Расширить представление детей о жителях блокадного Ленинграда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokada_leningrada.docx134.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ФЦКМ «Дети блокадного Ленинграда» для детей  старшей группы.

Цель: Расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.

Задачи:

Познавательные:

Познакомить детей с понятием блокада;

Закрепить знания детей о Великой Отечественной войне;

Развивать представление об организации жизни и быта взрослых и детей во время войны;

Расширять знания детей об истории города-героя Ленинграде, о героизме детей переживших блокаду;

Пробудить в детях чувство сострадания, сопереживания.

 

Социально-коммуникативные:

Воспитывать уважение к ветеранам ВОВ и труженикам тыла.

Воспитывать любовь к Родине

Использование игровой технологии.

Пособия и оборудование:

Фотографии дневника Тани Савичевой

Фотографии блокадного Ленинграда

Белые листы бумаги

Конструктор Лего (для постройки домов), фигурки людей

Военные машинки, самолетики, танки

Листы для рисования, гуашь, кисточки, стаканчики с водой ,салфетки

Предварительная работа: чтение художественной литературы о блокадном Ленинграде, беседы с жителями блокадного города, посещение музея «Дорога жизни» и музея обороны и блокады Ленинграда
 

Ход НОД

 

Воспитатель:

-  После войны мир узнал немало историй о судьбах военного времени. Сегодня я вам расскажу о девочке, которая жила в блокадном Ленинграде– Тане Савичевой. 

- Давным-давно, рано утром ,22 июня 1941 года на нашу страну напали враги. Они хотели её завоевать, и поэтому внезапно напали, вооружившись танками, самолетами и пулеметами. Так  началась Великая Отечественная война.

- Осенью 1941 года, немцы окружили наш с вами город, раньше он назывался Ленинград. Враги хотели взять и уничтожить город. Гитлер, так звали предводителя армии, хотел «задушить» город голодом, поэтому он организовал блокаду города.

- Блокада — это окружение, осада города войсками противника, напавшими на страну. Это делается для того, чтобы отрезать жителей города от внешнего мира, лишить их возможности получать продукты питания и другие товары, так как нельзя было выйти из города или войти в него.  А еще город постоянно обстреливали и бомбили. В первые месяцы блокады на улицах Ленинграда были установлены громкоговорители. По радио людям объявляли о налётах и воздушной тревоге.  Услышав звук сирены люди, бежали прятаться в бомбоубежищах, которые располагались в подвалах, подходящих для этого домов, в подземной части метро.

Воспитатель предлагает детям представить, как это было. На столе выставляются дома  построенные из конструктора  Лего  и располагаются фигурки взрослых и детей, воссоздается  сцена из мирной жизни.

Воспитатель начинает свой рассказ:

- На Васильевском острове, в доме, который и сейчас еще стоит, жила девочка Таня Савичева. У нее была большая и дружная семья-мама, бабушка, братья, сестры и два дяди, Таня была самая младшая. В мирное время семья часто собиралась вместе и весело проводила время. Бабушка часто пекла пирожки, мама ходила в магазин за продуктами, дяди работали на заводе, а дети играли. Но с началом войны все изменилось. Продукты в магазинах постепенно закончились, а так как город  был окружен врагами, поступление продовольствия стало не возможным.

Воспитатель  выставляет на стол военную технику: самолеты и танки, инсценируя блокадное кольцо.

Во время блокады город погрузился в тишину, темноту, холод и голод. Для жителей Ленинграда блокада означала – смерть.  Враг подступал к городу. Все, кто мог держать оружие, ушли на фронт. В городе оставались в основном женщины и дети. Таня, выходя на улицу, не узнавала свой город. (Воспитатель показывает детям фотографии блокадного Ленинграда).

- Немецкой артиллерии удалось разбомбить продовольственные склады, в результате чего город оказался практически полностью лишенным запасов продуктов питания. В городе были введены продовольственные карточки, по ним выдавали норму хлеба. Вот такой небольшой кусок клейкой массы, всего 125 г на человека ( воспитатель показывает детям кусок хлеба), в которой было намного больше отрубей, опилок и прочих наполнителей, чем самой муки. И это была еда на весь день. Как вы думаете можно насытиться таким кусочком хлеба на весь день? (ответы детей)

- Людям не хватало еды, от голода, холода и болезней умирало все больше и больше человек с каждым днем.  И тогда по тонкому льду Ладожского озера начала действовать «Дорога Жизни», так ее называли ленинградцы. Дорога спасала от голодной смерти многих жителей города. Шоферы вели свои машины по тонкому льду, а враги бомбили «Дорогу Жизни», и тогда машины проваливались под лёд. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов.

- По озеру непрерывно двигались колонны машин с продуктами, а обратно вывозили детей, раненых и истощенных людей. Эта дорога спасла очень много жизней.

Воспитатель добавляет  в экспозицию блокадного города  макет Ладожского озера и грузовые машинки, везущие в город муляжи продуктов и вывозящие из города фигурки детей.

- Ребята, я предлагаю вам попробовать перейти на другой берег Ладожского озера.

Физкультминутка:

 По воображаемым льдинкам (листы бумаги на полу) детям предлагается перейти с одного берега озера на другой.

Воспитатель продолжает рассказ:

- Таню обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Жизнь едва билась в ней. Летом 1942 года девочку эвакуировали из Ленинграда вместе с другими истощенными голодом ленинградскими детьми. Многие из них окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не поднялась. 1 июля 1944 года Таня Савичева умерла. Она смогла пережить блокаду, но не смогла выжить...

- После смерти девочки была найдена аленькая записная книжка с 9 страшными записями, начертанными карандашом нетвёрдой детской рукой. дневник 11-летней школьницы Тани Савичевой стал одним из самых страшных свидетельств ужасов войны. Эти записи девочка вела во время блокады Ленинграда в 1941 г., когда голод каждый месяц уносил из жизни ее близких. Всего девять страниц, на которых Таня немногословно сообщает о гибели родных людей, стали настоящей летописью смерти. В них не было ни страха, ни жалоб, ни отчаяния, только скупые факты:

(Детям демонстрируется фото  дневника Тани Савичевой).

«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.00 утра 1941 года».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.».
«Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня».
 

- Блокада длилась 900 дней и ночей. 27 января Ленинград был полностью освобожден от блокады.  На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо». За мужество и героизм город Ленинград получил звание «Города - героя».

 

- Сегодня мы увидели, какою ценой нам далась победа над фашистами по снятию блокады Ленинграда - ценой миллионов жизней, в том числе и детских.

- И поэтому, сегодня, сравнивая жизнь того времени и нашего, нужно бережно относиться к тому, что мы имеем: нужно ценить и беречь своих родных, знать цену каждой крошечке хлеба, радоваться каждому дню. И сейчас  я  предлагаю вам сесть за столы и нарисовать  машины, везущие хлеб  в блокадный Ленинград.

https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/large/public/media/2020/02/20/tanya-savicheva-1.jpg?itok=fKSipL6e


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Дети блокадного Ленинграда"

          Детям блокадного Ленинграда - умершим и живым - посвящается             Недетские испытания легли на ваши плечи, дети блокадног...

Дети блокадного Ленинграда

1941-1942.Самые страшные военные годы…Годы отступлений, потерь, разрушений. 8 сентября гитлеровские войска захватили город Шлиссельбург у истока Невы и окружили Ленинград с суши. Началась 871-дн...

Классный час "Дети блокадного Ленинграда"

Материал классного часа  знакомит детей с событиями, происходящими в блокадном Ленинграде....

Классный час "Дети блокадного Ленинграда"

Данный материал познакомит учащихся с тяжёлой судьбой, выпавшей на долю детей из блокадного Ленинграда....

«Дети блокадного Ленинграда». Методическая разработка для занятия воспитательной направленности в ГПД

«Дети блокадного Ленинграда»«Вам, мальчики и девочки блокады…»(Литературно-музыкальная композиция) может быть использована для проведения тематического праздника (занятия воспитательной направле...

«Дети блокадного Ленинграда». Методическая разработка

«Вам, мальчики и девочки блокады…»(Литературно-музыкальная композиция) может быть использована при проведении праздника в начальной школе....

Методическая разработка занятия в группе продленного дня «Дети блокадного Ленинграда»

Методическая разработка занятия в группе продленного дня "Дети блокадного Ленинграда" для учащихся 1-2 классов....