Планирование по ОПМ 2й класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс)

Катасонова Юлия Сергеевна

КТП по ОПМ 2й класс в школе 8 вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл окружающий природный мир42.56 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».

Утверждаю:

Приказ №172

От 31 августа 2021г.

Директор

___________/Дюг С.А./

Согласовано:

Зам.директора по УВР:______________       /Вдовенкова И.В./

«31» августа 2021г.

Принята на

педагогическом совете

протокол №1

от «31» августа 2021г.

Рассмотрено:

на заседании МО

«31» августа 2021г.

_______________

Мартыненкова Л.В.

Рабочая программа учебного предмета


«Окружающий природный мир»

для обучающихся

2 «А»класса

на 2021/2022 учебный год

Программу составила:

Катасонова Ю.С.

учитель начальных классов

первая  категория

г. Смоленск

2021г.

П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я           З А П И С К А

Настоящая программа создана согласно ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»; на основании нормативно-правовых документов РФ, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в области коррекционного образования.

Основа содержания обучения данному предмету:

Программа составлена на основе:

  • Образовательной программы ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом № 097 от 01.09.2016 г.
  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12. 2014 № 1599
  • АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом №097/2 от 31.08.2016 г
  • Программы специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1), под редакцией И.М.Бгажноковой , допущенной Министерством образования РФ, 2014 год.
  • Учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на основании приказа Минобразования РФ №29/2065-п от 10 апреля 2002г «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»
  • Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».
  • УМК для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида, соответствует Федеральному перечню учебников, утверждённому приказом МОиН РФ от 24.12.2010 г   №2080

Цели и задачи, решаемые при реализации программы.

Цель предмета: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Задачи: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы,

формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире.

Программа адресована обучающимся  2 «А» класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Общая характеристика учебного предмета.

В процессе формирования представлений о неживой природе обучающийся получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней. Формирование представлений должно происходить по принципу «от частного к общему». Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребенок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать, объединять в группы (съедобные / несъедобные грибы). Ребенок получает представление о значении грибов в природе и жизни человека, о способах их переработки (варка, жарка, засол, консервирование). Формирование представления о грибах предполагает постановку следующих задач в СИПР: узнавание гриба, различение частей гриба, различение грибов (подосиновик, сыроежка и др.), различение съедобных и несъедобных грибов, знание значения грибов, способов переработки грибов. Учебный курс «Окружающий природный мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за еѐ стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности.

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

1. Кудрина С В. Мир природы и человека. 2 класс (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями).

Основные направления коррекционной работы:

  1. Коррекция переключаемости и распределения внимания.
  2. Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти.
  3. Коррекция слухового и зрительного восприятия.
  4. Коррекция произвольного внимания.
  5. Коррекция мышц мелкой моторики.
  6. Развитие самостоятельности, аккуратности

Планируемые результаты освоения учебного материала в 2 «А» классе.

Предполагаемые результаты освоения учебного предмета

1. Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.

- Интерес к объектам и явлениям неживой природы.

Представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы).

- Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.

- Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.

2. Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.

- Интерес к объектам живой природы.

- Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.).

- Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними.

- Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).

3. Элементарные представления о течении времени.

- Умение различать части суток, дни недели.

- Представления о течении времени: смена событий дня, суток.

Программа формирования БУД 

Группа БУД

Учебные действия и умения.

Виды заданий на уроке.

Способы оценки сформированности действий (с помощью каких заданий можно оценить)

1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

Формирование благоприятного социально-психологического климата во время урока.

Наглядные - практические.

Творческие.

Жестовые игры.

Ритмические упр.

Дидактические игры.

Пиктограммы.

«Найди свою парту»

« Покажи свое рабочее место»

2. Формирование учебного поведения:

- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

Наглядные.

Творческие.

Жестовые игры.

Ритмические упр.

Дидактические. Игры.

Пиктограммы.

«Посмотри на меня»

«Найди на парте»

«Повтори за мной»

Ритмические движение вместе с педагогом.

( физкультминутки, динамические паузы)

« Знакомство с книгой»

« Найди в пенале»

«Что лишнее?»

Игра «можно- нельзя»

«Прописи»

- умение выполнять инструкции педагога;

- использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого;

- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

3. Формирование умения выполнять задание:

- в течение определенного периода времени,

Наглядные.

Творческие.

Жестовые игры.

Ритмические упр.

Дидактические игры.

Пиктограммы.

«Кто внимателен»

«Выбери правильный ответ»

«Отгадывание загадок», «Раскрась»,

«Бусины и ниточки», «Построй домик »,

«Раскрась по шаблону» «Соедини точки»

- от начала до конца,

- с заданными качественными параметрами.

4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия

-Умение следовать инструкции педагога.

Устные.

Наглядные.

Творческие.

Жестовые игры.

Ритмические упр.

Пиктограмма,

«Найди тетрадь»

«Передай мяч».

Содержание учебного предмета

Растительный мир.

Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок).

Знание значения частей растения. Знание значения растений в природе и жизни человека. Узнавание (различение) деревьев. Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья). Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев. Знание значения деревьев в природе и жизни человека. Узнавание (различение) кустарников. Знание особенностей внешнего строения кустарника. Знание значения кустарников в природе и жизни человека. Узнавание (различение )фруктов (яблоко,  банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Знание значения фруктов в жизни человека. Знание способов переработки фруктов. Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей овоща. Знание значения овощей в жизни человека. Знание способов переработки овощей. Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина,) по внешнему виду (вкусу, запаху).  Знание значения ягод в жизни человека. Знание способов переработки ягод. Узнавание (различение) грибов (белый гриб, муомор) по внешнему виду. Знание строения гриба (ножка, шляпка). Различение съедобных и несъедобных грибов. Знание значения грибов в природе и жизни человека. Знание способов переработки грибов.

Животный мир.

Знание строения животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога). Знание основных признаков животного. Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Знание строения животного (голова, туловище, лапы, ноги, рога, хвост, копыта, грива, шерсть, вымя, пятачок, уши). Знание питания домашних животных. Знание способов передвижения домашних животных.

Объединение животных в группу «домашние животные». Знание значения домашних животных в жизни человека. Уход за домашними животными (котом, собакой и др.). Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок). Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр). Знание питания диких животных. Знание способов передвижения диких животных. Объединение диких животных в группу «дикие животные». Знание значения диких животных в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок). Знание способов передвижения животных. Знание строения птицы. Знание питания птиц. Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк). Знание особенностей внешнего вида птиц. Знание питания птиц. Объединение домашних птиц в группу «домашние птицы». Знание значения домашних птиц в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок). Узнавание/различение зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова). Узнавание (различение) перелетных птиц (аист, дикая утка, дикий гусь, журавль). Знание питания птиц. Объединение перелетных птиц в группу «перелетные птицы». Объединение зимующих птиц в группу «зимующие птицы». Знание значения птиц в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь). Знание значения птиц в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) животных, живущих в квартире (кошка, собака, декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи, хомяки). Знание особенностей ухода (питание, содержание и др.).

Объекты неживой природы.

Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Узнавание Луны. Знание значения луны в жизни человека и в природе. Узнавание (различение) небесных тел (звезда). Различение земли, неба. Определение месторасположения земли и неба. Определение месторасположения объектов на земле и небе.

 Знание значения горы (оврага) в природе и жизни человека. Узнавание (различение) суши (водоема). Узнавание леса. Знание значения леса в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения в лесу. Узнавание луга. Узнавание луговых цветов. Знание значения луга в природе и жизни человека. Узнавание воды. Знание свойств воды. Знание значения воды в природе и жизни человека. Узнавание реки. Знание значения реки (ручья) в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на реке. Узнавание огня. Знание свойств огня (полезные свойства, отрицательное). Знание значения огня в жизни человека. Соблюдение правил обращения с огнем.

Временные представления.

Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности. Узнавание (различение) дней недели. Различение выходных и рабочих дней. Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности.

Узнавание (различение) времён года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. Представление о годе как о последовательности сезонов. Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года. Рассказ о погоде текущего дня.

Календарно-тематическое планирование

по ОПМ на 2021/2022 учебный год  

2 «А» класс

Учитель: Катасонова Ю.С.                2ч в неделю; 68 ч за год

Количество часов:   31ч  на первое полугодие              37ч (34ч) на второе полугодие              

                                   Всего 31ч., в неделю 2 ч.              Всего 34 ч., в неделю 2 ч.

Административных контрольных работ   - (всего за уч. год).

Плановых контрольных (самостоятельных) работ __,  

Планирование составлено по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Бгажноковой И.М.Москва, «Просвещение» 2014 год   Допущено Министерством   образования и науки Российской Федерации

Учебник: Кудрина С В. Мир природы и человека. 2 класс (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями).

п/п

Содержание тем

 

  Кол-во

часов

Дата проведения

По плану

По факту

I четверть – 17 часов

1

2

Сезонные изменения в природе

Осень: похолодание, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках.

1

1

03.09

07.09

3

Труд взрослых осенью.

1

10.09

4

Календарь погоды.

1

14.09

5

Улица. Улица, на которой расположена школа.

1

17.09

6

Школа. Школьные принадлежности.

1

21.09

7

8

Игрушки. Форма, цвет, материал.

1

1

24.09

28.09

9

10

Посуда: виды, материал, использование.

1

1

01.10

05.10

11

12

Одежда: виды, цвет, материал. Сезонная одежда.

1

1

08.10

12.10

13

Головные уборы: виды, назначение, изготовление.

1

15.10

14

Виды обуви. Сезонная обувь.

1

19.10

15

Обобщающий урок по темам «Одежда. Головные уборы. Обувь»

1

22.10

16

Мебель: виды, назначение, материал.

1

26.10

17

Электроприборы: виды, назначение, правила работы.

1

29.10

II четверть – 14 часов

18

Сезонные изменения в природе

Поздняя осень: похолодание, опадание листьев с деревьев и кустарников.

1

09.11

19

Календарь погоды.

1

12.11

20

Труд людей. Инструменты: виды, назначение.

1

16.11

21

Музыкальные инструменты: виды, звучание.

1

19.11

22

Спортивный инвентарь: виды, назначение. ЗОЖ

1

23.11

23

24

25

Транспорт. Виды транспорта. Транспорт специального назначения.

1

1

1

26.11

30.11

03.12

26

Транспорт: спецтехника

1

07.12

27

Профессии: виды, назначение, инвентарь.

1

10.12

28

Овощи: виды, цвет, форма, вкус, приготовление.

1

14.12

29

Фрукты, ягоды: виды, цвет, форма, вкус, приготовление.

1

17.12

30

Значение фруктов, овощей и ягод в жизни человека.

1

21.12

31

Сезонные изменения в природе

Зима: холодно, снегопад, ветер.

1

24.12

III четверть – 20 ч (19 ч - -1ч – 08.02)

32

Сезонные изменения в природе

Экскурсия «Погода в январе».

1

11.01

33

Календарь погоды.

1

14.01

34

35

Домашние животные: виды, внешний вид, польза для человека, детёныши.

1

1

18.01

21.01

36

37

Дикие животные: виды, внешний вид, образ жизни, места обитания, детёныши.

1

1

25.01

28.01

38

Сравнение домашних и диких животных.

1

01.02

39

40

Домашние птицы: внешний вид, виды, польза для человека.

1

1

04.02

08.02

41

42

Дикие птицы: виды, внешний вид, образ жизни, места обитания.

1

1

11.02

15.02

43

Сравнение домашних и диких птиц.

1

18.02

44

Сезонные изменения в природе.

Весна: признаки весны.

1

01.03

45

46

Рыбы: внешний вид, образ жизни, виды.

2 (-1)

04.03

08.03

47

48

Обитатели моря.

1

1

11.03

15.03

49

Сравнение речных и морских обитателей.

1

18.03

50

Жизнь животных зимой и весной.

1

22.03

51

Живая и неживая природа.

1

25.03

IV четверть – 17 ч (15ч - -1ч – 03.05, -1ч – 09.05)

52

Наблюдение за сезонными изменениями в природе.

1

05.04

53

Небо днём и ночью: солнце, облака, луна, звёзды. Значение солнца.

1

08.04

54

Воздух и вода. Значение воды и воздуха для человека.

1

12.04

55

Огонь. Правила поведения с огнём.

1

15.04

56

Земная поверхность: горы, суша, водоёмы, леса.

1

19.04

57

Лес. Значение леса в природе. Различение лиственного и хвойного леса.

1

22.04

58

59

Деревья: виды, строение, различия.

1

1

26.04

29.04

60

62

Представления о травянистых растениях. Цветы.

2 (-1)

03.05

06.05

63

Представления о травянистых растениях. Зерновые культуры.

2 (-1)

10.05

13.05

64

Представления о пряных травянистых растениях (петрушка, укроп, мята и др.).

1

17.05

65

Представления о комнатных растениях: уход, значение для человека.

1

20.05

66

Грибы. Дидактическая игра «Съедобное-несъедобное»

1

24.05

67

Насекомые: виды, строение, значение в природе.

1

27.05

68

Обобщающий урок «Занимательный мир»

1

31.05

Пояснение к выполнению рабочей программы

В связи с тем, что в этом учебном году уроки по предмету «Окружающий природный мир», согласно учебного расписания, выпадают на мартовские и майские праздничные дни, то:

- уроки раздела III четверти «Рыбы: внешний вид, образ жизни, виды» вместо 2-часового объёма будут проводиться в рамках 1-часового занятия, соответственно происходит уплотнение материала в объёме 1-го часа;

- уроки раздела IV четверти «Представления о травянистых растениях. Цветы» вместо 2-часового объёма будут проводиться в рамках 1-часового занятия, соответственно происходит уплотнение материала в объёме 1-го часа;

- уроки раздела IV четверти «Представления о травянистых растениях. Зерновые культуры» вместо 2-часового объёма будут проводиться в рамках 1-часового занятия, соответственно происходит уплотнение материала в объёме 1-го часа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс».

Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс»....

Календарно-тематическое планирование "Окружающий мир. 1 класс". Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 1 класс.

Календарно-тематическое планирование "Окружающий мир. 1 класс". Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 1 класс....

Календарно-тематическое планирование "Русский язык. 1 класс". Рамзаева Т.Г. Русский язык. 1 класс.

Календарно-тематическое планирование "Русский язык. 1 класс". Рамзаева Т.Г. Русский язык. 1 класс....

Календарно-тематическое планироване"Трудовое обучение. 1 класс". Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Трудовое обучение» 1 класс.

Календарно-тематическое планироване"Трудовое обучение. 1 класс". Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Трудовое обучение» 1 класс...

Планирование по информатике. 2 класс.УМК Рудченко Т.А. «Информатика, 1 – 4 классы»

Автор УМК Рудченко Т.А. «Информатика, 1 – 4 классы» и УМК Семёнова А.Л. «Информатика, 3 – 4 классы»   ...

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по математике 3 класс программа "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.

Данная рабочая программа и календарно- тематическое планирование по математике 3 класс программа "Перспективная начальная школа"  учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района ...