Экономикаэкология
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Тема урока: Экономика и экология

Цель: формирование умения обнаруживать взаимосвязь между экономикой и экологией

Класс: 3

Задачи:

Дидактические: систематизировать знания о понятиях «экологическая безопасность» и «экологическая катастрофа»; формировать знания о двух сторонах экономики – полезной и опасной; учить делать экологические прогнозы.

Развивающие: развивать интерес к изучению связей экологии и экономики, память, мышление, устную речь обучающихся; соотносить новые знания со своим опытом; использовать естественно-научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний.

Воспитательные: воспитывать культуру взаимоотношений при работе в группе, в паре, умение слушать и слышать других; бережное отношение к природе; воспитывать чувство ответственности за окружающую среду.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_okruzhayushchego_mira.docx24.34 КБ
Файл zadanie.docx68.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира

Ф.И.О. Савина Нина Викторовна

Класс: 3

Цель: формирование умения обнаруживать связи между экономикой и экологией

Задачи:

Дидактические: систематизировать знания о понятиях «экологическая безопасность» и «экологическая катастрофа»; формировать знания о двух сторонах экономики – полезной и опасной; учить делать экологические прогнозы

Развивающие: 

Воспитательные: воспитывать культуру взаимоотношений при работе в группе, паре, фронтально;

Ход урока

  1. Мотивационно-целевой этап

Организационный момент:

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждут увлекательные задания, упражнения и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!

Ребята, давайте вспомним, над какой темой вы работали на прошлом уроке? (Семейный бюджет). Что такое семейный бюджет? (Это те деньги, которые зарабатывают и получают члены семьи) Для чего он нужен? Какие виды доходов может получать семья? Дома вы сосчитали общую сумму расходов вашей семьи за один день. Чему она равна? (Ответы учеников.) Вы получили на день рождения большую сумму денег. На что вы их потратите? (Ответы учеников.)

Постановка проблемной ситуации

Ребята, вы уже знаете, что такое экономика и экология. Скажите, что это такое? (Экология – это наука о взаимоотношении живых организмов между собой и с окружающей средой; экономика – это хозяйственная деятельность людей). Как вы думаете, связаны ли между собой экономика и экология? Давайте выполним задание в парах на карточке №1. Объясните, как связаны между собой экономика и экология. На выполнение работы вам даётся 2 минуты.

Давайте проверим, как вы выполнили задание. Первая пара, поделитесь результатами своей работы? Ребята, оцените работу первой пары с помощью сигнальных карточек: поднимите зеленую карточку, если вы согласны с мнением пары, поднимите красную карточку, если ваше мнение отличается.

Формулировка темы и цели урока

Посмотрите, у нас возникло затруднение: наши мнения разошлось. Как вы думаете, почему? В чём заключается трудность? Умеете ли вы обнаруживать связи между экономикой и экологией? (Нет) Какую же цель мы поставим на урок? (научиться обнаруживать связи между экономикой и экологией)

Откройте учебник окружающего мира на 79 странице, прочитайте тему урока. Верно, сегодня мы будем работать над темой «Экономика и экология».

2. Проектировочный этап

Ребята, на каждом занятии есть алгоритм действий, которому мы следуем для достижения цели. Сейчас я предлагаю вам с помощью опорных слов составить пункты плана, которому мы будем следовать на уроке.

  1. Вспомнить, что такое «экологическая безопасность» и «экологическая катастрофа»;
  2. Узнать о двух сторонах экономики – полезной и опасной;
  3. Учиться делать экологические прогнозы

Отлично, молодцы!

Ребята, скажите, вы знаете, кто такие экологи?

Экологи — это специалисты, которые изучают влияние деятельности человека на окружающую среду и принимают меры, чтобы уменьшить негативное влияние и последствия для земли, водоемов, воздуха, лесов, животных и т.д. Главная задача эколога — сохранение окружающей среды для будущих поколений.

Сегодня я предлагаю вам побыть в роли экологов и сделать вклад в сохранение окружающей среды. За каждый выполненный пункт плана вы будете получать значок эколога, и в конце урока мы сможем выяснить, кто собрал больше и смог стать настоящим экологом.

3. Процессуальный этап

Ребята, какой пункт плана мы должны выполнить первым? (Вспомнить, что такое «экологическая безопасность»)

Предположите, что такое экологическая безопасность? Из каких слов состоит данное словосочетание? (Экологическая и безопасность). Как вы их понимаете? Как вы понимаете словосочетание «экологическая безопасность»?

Давайте проверим ваши предположения и прочитаем определение термина «экологическая безопасность» на карточке №2.

Карточка №2

Экологическая безопасность – это определенное состояние окружающей среды, которое обеспечивает сохранение здоровья и длительность жизни живых существ.

Как вы думаете, а что же тогда такое экологическая катастрофа?

Прочитайте текст на 79-80 странице учебника окружающего мира, проверьте свои предположения. На чтение текста вам дается 3 минуты.

Подтвердились ли ваши предположения? Сделайте вывод, что же такое «экологическая катастрофа»?

Действительно, экологическая катастрофа – это необратимые изменения экологической системы, которые приводят к гибели живых существ (даже самых мелких видов)

Поднимите зеленую карточку, если подтвердились, красную – если нет.

Ребята, какой пункт плана мы с вами выполнили? (Вспомнили, что такое «экологическая безопасность» и «экологическая катастрофа»)

Если вы считаете, что мы выполнили данный пункт плана, возьмите первый значок эколога.

Ребята, какую задачу мы должны выполнить следующей? (Узнать о двух сторонах экономики – полезной и опасной)

Для того, чтобы узнать о двух сторонах экономики, мы поработаем в группах с раздаточным материалом и информацией на 80-82 страницах учебника. Ваша задача прочитать текст и выписать, в чем заключается опасная сторона экономики. На выполнение работы вам дается 5 минут.

Опасная сторона экономики

  1. Сельское хозяйство отравляет почву ядохимикатами
  1. Получается много отходов от производства каждой тонны металлов
  1. Реки затапливают плодородные земли, леса, деревни, города
  1. Ядовитый дым с тепловых электростанций загрязняет воздух
  1. Из-за аварий на атомных электростанциях может погибнуть или тяжело заболеть множество людей
  1. Стиральные порошки и моющие средства загрязняют реки и озера

Итак, я вижу, что многие закончили. Первая группа, расскажите, как вы выполнили задание? Вторая группа, согласны ли вы с мнением первой группы? Поднимите зеленую карточку, если вы согласны с мнением группы, поднимите красную карточку, если ваше мнение отличается.

Ребята, как вы думаете, в чем же заключается полезная сторона экономики?

Верно, экономика приносит очень большую пользу людям, потому что только благодаря ей мы получаем все те товары и продукты, которыми пользуемся каждый день – еду, одежду, электронику и все прочее. Благодаря развитию экономики жизнь людей становится лучше, комфортнее, облегчается труд на производстве.

Ребята, какой пункт плана мы с вами выполнили? (Узнали о двух сторонах экономики – полезной и опасной)

Если вы считаете, что мы выполнили данный пункт плана, возьмите второй значок эколога.

Ребята, какую задачу мы должны выполнить следующей? (Учиться делать экологические прогнозы)

Как вы уже знаете, прогноз – это научное предсказание. Нам уже знакомы прогнозы погоды, но бывают и экологические прогнозы. Предположите, что означает данный термин? От чего могут уберечь экологические прогнозы? Что могут предсказать?

Сейчас я прочитаю вам текст на 82-83 страницах учебника. Слушайте очень внимательно, ведь вам нужно проверить, верны ли ваши предположения.

Подтвердились ли ваши предположения?

Давайте тоже попробуем сделать экологические прогнозы и поработаем в парах. Откройте учебник на 83 странице, прочитайте 3 задание. Пары первого ряда попробуют сделать экологический прогноз для ситуации под буквой «а», пары второго ряда – для ситуации под буквой «б». На выполнение задания вам дается 3 минуты.

Давайте проверим, верно ли вы выполнили задание. Первая пара, поделитесь результатами свой работы. Ребята, оцените работу пары с помощью сигнальных карточек.

Хищники являются важной частью пищевой цепочки, любого природного сообщества. Они уничтожают не только домашних животных, но и поедают диких, например, грызунов. Уничтожение хищников приведёт к увеличению численности грызунов. Грызуны будут разорят посевы на полях, вредить собранному урожаю и наносить немалый вред сельскому хозяйству.

Вместо того, чтобы уничтожать хищников, следует просто сократить их численность.

Вторая пара, поделитесь результатами своей работы. Ребята, оцените работу пары с помощью сигнальных карточек.

Ртуть является очень ядовитым веществом, которое может нанести огромный вред природе и здоровью человека. При попадании отходов, содержащих ртуть, в почву или воду, они нанесут вред природе. Ртуть может оказаться в питьевой воде, которую использует человек, она может попасть в организм рыб, которых человек использует в пищу, оказаться в растениях. Очистка воды и почвы от ртути очень сложная и дорогостоящая.

Следует отказаться от строительства завода на берегу озера. Построить его вдали от источников питьевой воды, применить специальные безопасные методы утилизации и переработки отходов, содержащих ртуть. Вести постоянный мониторинг состояния окружающей среды: почвы, воды, атмосферы.

Ребята, какой пункт плана мы с вами выполнили? (Учиться делать экологические прогнозы)

Если вы считаете, что мы выполнили данный пункт плана, возьмите третий значок эколога.

  1. Рефлексивно-оценочный этап

Ребята, давайте вспомним, какую цель мы ставили на урок? (научиться обнаруживать связи между экономикой и экологией)

Как вы считаете, достигли мы цели? Давайте вернемся к заданию, с которым у нас возникли затруднения в начале урока. Работая в парах с карточкой №1, объясните, как связаны между собой экономика и экология. На выполнение работы вам даётся 2 минуты.

Первая пара, представьте результаты своей работы. Ребята, оцените работу первой пары. Если вы согласны с мнением пары, поднимите зеленую карточку. Если ваше мнение отличается, поднимите красную карточку.

Посчитайте количество собранных значков. Поднимите зеленую карточку, если вы собрали все три значка эколога. Поднимите красную карточку, если вы собрали два и менее. Как вы думаете, кто была самым активным на уроке? Имя ребенка получает дополнительный значок.

Ребята, помните, для того, чтобы уменьшить вред от экологических катастроф, необходимо их изучать, предвидеть вероятность возникновения, использовать экологические прогнозы. Зная законы экологии, люди выполнят главную задачу - сохранят нашу планету Земля для потомков.

На этом на урок подошел к концу, вы все отлично поработали, молодцы!



Предварительный просмотр:

Образцы раздаточного материала (не вошедшие в конспект):

Задание: Объясни, в чем заключается связь экологии и экономики

Экономика

Экология

Значок эколога (для каждого ребенка)

https://cdn3.vectorstock.com/i/1000x1000/49/37/ecology-icon-vector-1574937.jpg

https://cdn3.vectorstock.com/i/1000x1000/49/37/ecology-icon-vector-1574937.jpg

https://cdn3.vectorstock.com/i/1000x1000/49/37/ecology-icon-vector-1574937.jpg

6