Конспект урока по окружающему миру " В гости к весне."
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Кузнецова Ксения Сергеевна

Конспект урока по окружающему миру " В гости к весне." 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gosti_k_vesne.docx24.94 КБ
Файл ekskursiya.docx27.42 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта.

Учебный предмет: окружающий мир. Класс: 2-А.

Дата: 18.04.2017г.

Тема: В гости к весне.

Тип урока: комбинированный.

Средства обучения: учебник, презентация.

Цель: создать благоприятные условия для ознакомления с весенними изменениями в неживой и живой природе.

Задачи:

  1. Предметные:
  • Познакомить с весенними изменениями в живой и неживой природе, весенними месяцами, названиями раннецветущих растений, птиц – первых вестников весны.
  • Научить наблюдать за изменениями в природе.
  1. Метапредметные:

А) Познавательные УУД:

  • Формировать умение формулировать проблемную ситуацию с помощью учителя;
  • Формировать умение применять операционные действия синтез, анализ, обобщение;

Б) Коммуникативные УУД:

  • Развивать умение оформлять свои мысли в устной форме;
  • Развивать умение строить сотрудничество с одноклассниками и учителем;

В) Регулятивные УУД:

  • Формировать умение оценивать правильность выполнения действий;
  • Формировать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  1. Личностые:
  • Воспитывать экологическую культуру школьников;
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края;
  • Создать мотивацию на самостоятельное исследование, интерес к познанию природы.

Подпись учителя_______________

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Время.

  1. Вводная часть.
  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.

- Сегодня мы продолжим наблюдать за признаками весны.

- На прошлом уроке мы ходили на школьный двор и наблюдали как приходит к нам весна.

  1. Основная часть.
  1. Закрепление изученного материала.

- Что такое природа.

- Какая бывает природа?

- Мы вспомним, какие предметы относятся к живой и неживой природе.

Видео

  1. Изменения в неживой природе.

- Какие признаки неживой природы мы с вами наблюдали на прошлом уроке?

- Что такое ледоход?

- Когда на реках лёд начинает таять, раскалываться на большие льдины, которые плывут по течению. Это называется ледоход.

- Выходить весной на тонкий лёд очень опасно. Он может треснуть и можно оказаться в воде.

-А сейчас угадайте весенний месяц?

Прошла зима

И каждый рад.

Спешит весна,

И месяц …

- Март какой по счёту весенний месяц?

- Март – первый весенний месяц. Днём тепло, а ночью холодно. Появляются сосульке, звенит капель. Может быть холодно и днём, но небо уже ясное, голубое.

- Какой становится ветер?

- Солнце с каждым днём светит всё ярче. В полях появляются первые проталины.

- Проталины – место, где стаял снег и открылась земля.

- Поэтому в народе месяц март имеет еще одно название – протальник.

- Отгадайте следующий месяц.

За ним другой стучится в дверь,

И называется …

- Апрель- второй месяц весны. Солнце всё дольше остаётся на небе, даёт земле свет и тепло. Снег тает быстро.

- И что появляется, когда тает снег?

- На реках начинается ледоход. На деревьях распускаются почки.

- Ещё иначе апрель называют – водолей.

- И третий месяц вспоминай,

Как называется он? …

- Вспомните, что вы наблюдали в мае?

- Деревья покрываются молодыми листьями. Растут травы. Начинается цветение первых весенних цветов. Появляются насекомые, возвращаются перелётные птицы.

- Ещё называю май – цветень или травень.

  1. Изменения в живой природе.

- О каких изменениях в растительном мире мы с вами говорили?

-Что происходит с деревьями и кустарниками весной?

- Что происходит с травянистыми растениями?

Первоцветы: (показываю на слайде)

1.Ветреница лютичная. Один из самых ранних цветков. Он появляется, когда ещё кое-где лежит снег, ветрено, холодно. И как будто дрожит на ветру.

2.Чистяк весенний. Цветёт одновременно с ветреницей и слегка на неё похож. Отличие - в цветках ветреницы 5 лепестков, а у чистяка – от 6 до 14 штук.

3.Мать-и-мачеха. У мать-и-мачехи сначала появляются цветы жёлтого цвета, а позже – листья, верхняя сторона которых холодная (как злая мачеха), а нижняя – тёплая и нежная (как мать).

4.Медуница. У медуницы цветы постепенно меняют окраску. Сначала они розовые и красные, потом синие и фиолетовые.

5. Печёночница благородная. Пожалуй, самый красивый цветок, который радует нас после долгой зимы. И даже, когда цветки отцветут, глаз радуют красивые листья.

- Первыми из деревьев зацветают: ива, верба, берёза, осина, тополь. (показываю на слайде)

1.Ива. Цветёт ранней весной, когда ещё лежит снег. Побеги покрываются белыми, серыми и жёлтыми серёжками. Ивы являются ценнейшими медоносами!

2.Верба. Дерево из рода ивы, с гибкими ветвями буро-красного цвета. Символ церковного праздника «Вербное воскресение».

3.Берёза. Одно из самых красивых весенних деревьев на планете. Берёза – символ России.

4.Осина. Следом, тоже до появления листьев цветёт осина. В кроне дерева виднеются многочисленные длинные серёжки, свисающие вниз.

5.Тополь. Цветёт тополь в марте – апреле, до распускания листьев. Во время цветения появляются цветки, расположенные на длинных и висячих серёжках.

- А кто приносит весну на крыльях?

- Каких птиц мы видели на экскурсии?

Показываю видео с птицами и их пением.

- Почему перелетные птицы прилетают весной?

  1. Работа в рабочих тетрадях.

- А сейчас проверим, какими внимательными и наблюдательными вы были на уроке.

- Открываем рабочие тетради на странице 54.

- Номер 1. Заполним таблицу.

- Номер 4. Мы с вами сегодня смотрели первоцветы. В учебнике на странице 88 есть иллюстрации с первоцветами.

- Дальше вы будете работать по вариантам в рабочей тетради.

1 вариант – стр.54

2 вариант – стр.55

  1. Заключительная часть.
  1. Домашнее задание.

Рабочая тетрадь стр.56-57

  1. Итог урока.

- Итак, какие же изменения в живой природе происходят весной, как они связаны с изменениями в неживой природе?

  1. Рефлексия.

Игра «Я знаю…»

1. Я знаю пять явлений весны...

2. Я знаю пять перелетных птиц...

3. Я знаю пять первоцветов...

- Всё что нас окружает, не созданное руками человека.

-Живая и неживая.

- Живая природа - это те предметы, которые могут дышать, расти и умирать, точно также как человек. К живой природе относятся грибы, растения, животные, бактерии и сам человек.

- Неживая природа – это те предметы природы, которые не растут. Они находятся все время в одном и том состоянии. Это вода, небо, камни, почва, радуга, ветер, дождь.)

- март

- 1

- Ветер становится теплее

- апрель

- Когда тает снег появляются ручьи.

- май

- Становится больше корма.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта.

Учебный предмет: окружающий мир. Класс: 2-А.

Дата: 14.04.2017г.

Тема: Экскурсия. В гости к весне.

Тип урока: изучение нового материала.

Средства обучения: учебник, презентация.

Цель: создать благоприятные условия для ознакомления с весенними изменениями в неживой и живой природе.

Задачи:

  1. Предметные:
  • Познакомить с весенними изменениями в живой и неживой природе, весенними месяцами, названиями раннецветущих растений, птиц – первых вестников весны.
  • Научить наблюдать за изменениями в природе.
  1. Метапредметные:

А) Познавательные УУД:

  • Формировать умение формулировать проблемную ситуацию с помощью учителя;
  • Формировать умение применять операционные действия синтез, анализ, обобщение;

Б) Коммуникативные УУД:

  • Развивать умение оформлять свои мысли в устной форме;
  • Развивать умение строить сотрудничество с одноклассниками и учителем;

В) Регулятивные УУД:

  • Формировать умение оценивать правильность выполнения действий;
  • Формировать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  1. Личностые:
  • Воспитывать экологическую культуру школьников;
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края;
  • Создать мотивацию на самостоятельное исследование, интерес к познанию природы.

Подпись учителя_______________

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Время.

  1. Вводная часть.
  1. Организационный момент.
  2. Постановка проблемной ситуации.

- Добрый день, мои юный друзья! Сегодня я приглашаю вас в гости к весне.

— Итак, мы идем в гости к весне. А точнее, это она пришла к нам, в наши края. Весна — это прекрасное время года! Это пробуждение.

- Мы отправимся в школьный двор и понаблюдаем, как изменилась природа с приходом весны.

Составим план нашей экскурсии

1. наблюдение за признаками погоды;

2. наблюдение за земляным покровом;

3. наблюдения за явлениями природы;

4. наблюдение за растениями;

5. наблюдения за птицами

- Что мы сейчас с вами делали?

  1. Основная часть.
  1. Изучение нового материала.

А) Первая остановка «Неживая природа»

— Посмотрите кругом, что изменилось в природе с приходом весны?

- Посмотрите на небо. Какого оно цвета?

- Можем ли мы сейчас увидеть на нем солнце?

- Как оно расположено относительно этого дома?

- Изменилась ли продолжительность дня?

- Какой весенний месяц самый холодный?

-Самый теплый?

- Почему?

- Есть ли сегодня ветер?

- Есть ли сегодня какие-либо осадки?

- Что происходит весной с почвой?

- Ребята, какой вывод мы можем сделать, наблюдая за изменениями в неживой природе?

Б) Вторая остановка «Живая природа»

- А сейчас поговорим об изменениях, которые произошли в растительном мире.

— Как по растениям можно определить, что начинается весна?

- А теперь рассмотрим растения. Внимательно посмотрите на деревья.

- А как вы думаете, можно ли проверить, пробудилось дерево или нет?

- Проверить это можно, если осторожно срезать сучок березы. С разреза по бегут светлые капли сока, значит корни уже начали втягивать из почвы влагу. Но просто так делать на коре зарубки нельзя, т. к. та влага, которая напитала бы почки, потечет на землю. Дерево постепенно засохнет и погибнет. А ведь для того, чтобы его вырастить, понадобится 40—50 лет.

- Есть ли листья? Какого они цвета?

-Что происходит с деревьями и кустарниками весной?

- Что происходит с травянистыми растениями?

- Ранней весной, когда на деревьях и кустарниках ещё не распустились листья, в лесу очень много света. Почва в это время насыщена влагой. Появляются первоцветы. Им как раз нужно много света и влаги. Вот они и цветут в начале весны, хотя кое-где ещё лежит снег. Тепла этим растениям требуется немного, а питание они получают из собственных «кладовых». «Кладовыми» служат утолщенные части корней растения, запасы в них накопились ещё в прошлом году и хранились всю зиму. К ним относятся:

1.Ветреница лютичная. Один из самых ранних цветков. Он появляется, когда ещё кое-где лежит снег, ветрено, холодно. И как будто дрожит на ветру.

2.Чистяк весенний. Цветёт одновременно с ветреницей и слегка на неё похож. Отличие - в цветках ветреницы 5 лепестков, а у чистяка – от 6 до 14 штук.

3.Мать-и-мачеха. У мать-и-мачехи сначала появляются цветы жёлтого цвета, а позже – листья, верхняя сторона которых холодная (как злая мачеха), а нижняя – тёплая и нежная (как мать).

4.Медуница. У медуницы цветы постепенно меняют окраску. Сначала они розовые и красные, потом синие и фиолетовые.

5. Печёночница благородная. Пожалуй, самый красивый цветок, который радует нас после долгой зимы. И даже, когда цветки отцветут, глаз радуют красивые листья.

- Первыми из деревьев зацветают: ива, верба, берёза, осина, тополь.

1.Ива. Цветёт ранней весной, когда ещё лежит снег. Побеги покрываются белыми, серыми и жёлтыми серёжками. Ивы являются ценнейшими медоносами!

2.Верба. Дерево из рода ивы, с гибкими ветвями буро-красного цвета. Символ церковного праздника «Вербное воскресение».

3.Берёза. Одно из самых красивых весенних деревьев на планете. Берёза – символ России.

4.Осина. Следом, тоже до появления листьев цветёт осина. В кроне дерева виднеются многочисленные длинные серёжки, свисающие вниз.

5.Тополь. Цветёт тополь в марте – апреле, до распускания листьев. Во время цветения появляются цветки, расположенные на длинных и висячих серёжках.

- Так что же происходит с деревьями весной?

- Как вы думаете, кто приносит весну на крыльях?

- Прислушайтесь: когда больше звуков: зимой или весной? Почему?

- Рассмотрите внешний вид птицы (рассматривают птицу, которая встретилась во время экскурсии). Какого она размера? Формы? Окраска?

- Чем питается птица, за которой мы наблюдаем?

- Как меняется жизнь птиц с приходом весны?

-Почему стали возможны такие изменения в жизни птиц?

- Конец марта – время прилета скворцов.

Конец марта - начало марта – время прилёта трясогузок.

Время прилета жаворонков – конец марта.

Время прилета зябликов – тоже начало апреля.

- Ребята, а что вы можете сделать для охраны птиц?

  1. Заключительная часть.
  1. Домашнее задание.

Откройте дневники, запишите домашнее задание:

1 ряд – подготовить сообщение о любом первоцвете.

2 ряд – подготовить сообщение о любой перелетной птице.

3 ряд – подготовить сообщение о любом животном, которое выходит из спячки.

  1. Итог урока.

- Итак, какие же изменения в живой природе происходят весной, как они связаны с изменениями в неживой природе?

  1. Рефлексия.

Игра «Я знаю…»

1. Я знаю пять явлений весны...

2. Я знаю пять перелетных птиц...

3. Я знаю пять первоцветов...

- составляли план урока

- небо голубого цвета, на нем есть белые, пушистые облака

- на небе есть солнце

- солнце поднимается всё выше

- дни становятся длиннее

- март

- май

- В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае тепло

- Весной почва оттаивает. В ней накапливается много влаги от таящего снега, постепенно почва на поверхности подсыхает, а в глубине остается влажной

- Солнце все выше поднимается над линией горизонта, поэтому дни становятся длиннее, солнце сильнее греет землю

- Еще не появились листья

- На лиственных деревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья.

- Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести.

- набухают почки, появляются листья, цветут.

- Грачи, скворцы и т. д.

- возвращаются в родные края перелётные птицы, строят или ремонтируют гнёзда, откладывают яйца, выводят птенцов.

- стало больше корма, многие птицы питаются насекомыми, а с приходом тепла насекомые выбираются из своих укрытий

- Не тревожить и не беспокоить птиц на гнёздах, иначе они могут покинуть свои гнёзда, и тогда птенцы погибнут. Развесить скворечники. Не разорять гнёзда, не прикасаться в гнёздах к яйцам и птенцам. Находясь в лесу не шуметь.

- Солнце выше, чем зимой. Дни стали длиннее. На улице потеплело. Небо весной голубое, высокое. Облака белые, легкие. Почва оттаивает, на деревьях появляются почки, а затем клейкие листочки. Зацветают первоцветы. Появляются насекомые. Возвращаются перелётные птицы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "В гости к весне"

Конспект урока по окружающему миру "В гости к весне"...

Конспект урока по окружающему миру "В гости к весне"

Конспект урока + презентация к уроку  окружающего мира во 2 классе по теме "В гости к весне" , УМК "Школа России" автор Плешаков А.А ...

Конспект урока по окружающему миру "В гости к весне"

Конспект урока + презентация к уроку  окружающего мира во 2 классе по теме "В гости к весне" , УМК "Школа России" автор Плешаков А.А ...

Конспект урока по окружающему миру "В гости к весне"

Конспект урока + презентация к уроку  окружающего мира во 2 классе по теме "В гости к весне" , УМК "Школа России" автор Плешаков А.А ...

Конспект урока по окружающему миру "В гости к весне"

Конспект урока + презентация к уроку  окружающего мира во 2 классе по теме "В гости к весне" , УМК "Школа России" автор Плешаков А.А ...

Конспект урока по окружающему миру "В гости к весне"

Конспект урока + презентация к уроку  окружающего мира во 2 классе по теме "В гости к весне" , УМК "Школа России" автор Плешаков А.А ...

Конспект урока по окружающему миру "В гости к весне"

Конспект урока + презентация к уроку  окружающего мира во 2 классе по теме "В гости к весне" , УМК "Школа России" автор Плешаков А.А ...