окружающий овз 27.06
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Кубышкина  Екатерина Александровна

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poleznye_iskopaemye_4_klass_ovz_27.06.docx81.25 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила: Майорова Ангелина Александровна

Дата: 15.05.2023

Класс: 4

Тема урока: «Полезные ископаемые»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: формирование условий для ознакомления детей с полезными ископаемыми, развития умений их различать.

Задачи:

1. Познакомить с понятием «полезные ископаемые», изучить свойства полезных ископаемых;

2. Развить умение различать полезные ископаемые;

3. Воспитать бережное отношение к полезным ископаемым.

Планируемые результаты урока:

Личностные результаты:

- проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий;

- оценивать собственную деятельность;

- формировать умения вступать в  сотрудничество.

Предметные результаты:

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- различать основные полезные ископаемые, добываемые в России.

Метапредметные результаты.

- принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;

- использовать простые речевые средства для передачи своего мнения

Оборудование: учебник,  мультимедиапроектор, интерактивная доска,  презентация, раздаточный материал, документ-камера.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I.        Мотивационно-ориентировочный этап

1.Приветствие.

- Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок окружающий мир у вас проведу я, меня зовут Ангелина Александровна.

2. Психологический настрой.

- Ребята обратите пожалуйста на слайд. «С малой удачи начинается большой успех». (Слайд 1)

- Чему призывают нас эти слова?

 - Как нужно работать на уроке?

 - Пусть эти слова станут девизом нашего урока.

- Ребята, на столах у вас лежат листы самооценивания, в них вы будете оценивать свои знания.

- Приветствуют учителя, эмоционально настраиваются на урок, проверяют готовность к уроку.

II.        Поисковый этап

1.Актуализация знаний. (Слайд 2)

-Ребята, я предлагаю вам внимательно посмотреть фрагмент из детской телепередачи «Кругосветное путешествие», и ответить на вопрос, в какое путешествие решили отправиться главные герои?

- О каких богатствах шла речь в просмотренным фрагменте?

 ( алмазы, золото и т.д.)

- Как их можно назвать одним словом? (полезные ископаемые)

-Какие же полезные ископаемые вы можете перечислить?

(каменный уголь, гранит, нефть, железную руду)

-Точнее, вспомните, пожалуйста, где они добываются?

2. Определение темы урока. (Слайд 3)

- Кто догадался, какая же тема сегодняшнего урока?

- Тема нашего урока «Наши подземные богатства».

3. Определение цели урока. (Слайд 4)

- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

4. Определение задач урока.        

- А какие же задачи мы можем перед собой поставить?

- Сейчас вы видите вспомогательные слова которые помогут вам, сформулировать задачи. (Слайд 5-6)

Познакомимся…

Научимся…

- Какую из задач мы будем решать 1?

5. Изучение нового материала(Слайд 7)

-Что же такое полезные ископаемые?

- Какие полезные ископаемые вам известны? (гранит, железная руда, известняк, песок, глина, торф, природный газ).

- В природе очень много подземных богатств, польза от их добычи и переработки огромна, поэтому человечество не может жить без использования полезных ископаемых.

- Все полезные ископаемые залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. (Слайд 8)

Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми.

Скажите, а от какого слово произошло слово «ископаемые»?

 - А почему они полезные?

   - Молодцы!

-Какой вывод мы можем сделать исходя из этого? Что такое полезные ископаемые своими словами?

-Верно, то есть полезные ископаемые – это горные породы и минералы, они могут быть в трех агрегатных состояниях. Это жидкие, твердые и газообразные.

-Ребята, какую задачу мы решали?

-Что мы узнали, решая первую задачу?

-Действительно, мы узнали что такое полезные ископаемые.

-Хорошо. Какую задачу нам необходимо решить дальше?

6. Гимнастика для глаз. (Слайд 9)

-Отлично. Но перед решением второй задачи, предлагаю выполнить гимнастику для глаз.

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу

- Отгадайте ребус и вы узнаете люди, какой профессии  отыскивают месторождения полезных ископаемых. (Слайд 10)

7. Практическая работа. (Слайд 11-15)

 - Сегодня вы сами побудете геологами и проведете очень серьезную исследовательскую работу. Работать будем в группах. На столе у каждой группы лежат карточки полезных ископаемых. Ваша задача: определить полезные ископаемые и заполнить таблицы.

- По результату работы группа должна представить отчет о результатах исследовательской работы. Он должен быть интересным и кратким. Работу проводим по образцам и дополнительную информацию вы получите, работая с текстом учебника.

- Распределимся на команды.

1. Гранит Извесняк.

2. Глина Каменный уголь.

3. Нефть и Железную руду.

 - Для выполнения данного исследования, у вас на партах лежит алгоритм.

- Прошу не забывать про правильную посадку. Ноги стоят ровно на полу, между партой и животом один кулак.

Алгоритм выполнения:

1. Название, где добывают.

2. Основные свойства.

3. Использование.

4. Что из представленных товаров может быть из него сделано.

- Давайте выслушаем выступление 1 команды, 2 и 3.

8 Воспитательный. (Слайд 16)

-Ребята, как думаете полезные ископаемые вечные, их запас безграничный?

-Верно, немалая часть полезных ископаемых попадает в отходы и пропадает зря.

-Ребята, каждый раз, когда в одном месте заканчивается ресурс полезных ископаемых, как вы думаете люди останавливаются или ищут новые места рождения полезных ископаемых?

-Совершенно, верно, молодец.

-И людям приходится в далекие, труднодоступные места пробираться, чтобы добыть хоть тонну руды или угля.

-Ребята, что случиться, если однажды скажут, что ресурс полезных ископаемых исчерпан?

-Вы правы, возникнут большие трудности в жизни людей.

-Тогда, как мы должны относиться к полезным ископаемым?

-Так, бережно. Хорошо. Еще как?

-Аккуратно. Экономно. Осознанно. Вы правы.

-Ребята, что мы сейчас решали, какую задачу?

-С помощью чего мы ее решили?

-Ребята, что мы узнали, решив данную задачу?

-Отлично. Мы узнали значение полезных ископаемых в жизни людей.

-Ребята, следовательно, какое значение имеют полезные ископаемые для людей?

-Верно, полезные ископаемые жизненно необходимы людям.

Видеофрагмент из передачи «Кругосветное путешествие» о полезных ископаемых вместе с участием Хрюши и Степашки.

1 мин. (нач. 32 сек. –конц.1мин 20 сек.)

-они добываются глубоко под землей, являются нашим богатство/

«Наши подземные богатства».

Узнать, о подземных ископаемых.

Познакомимся с полезными ископаемыми, их свойствами.

Научимся бережно относиться к полезным ископаемым.

- Это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.

Полезные ископаемые нужны все. Это природное богатство, которое нужно беречь, расходовать экономно, бережно.

III. Практический этап

1. Работа с интерактивной доской.

- Соедините полезные ископаемые и продукт, который из них получается. (Слайд 17) 

-Отлично. Кто знает, как необходимо работать с интерактивной доской? Верно, необходимо работать аккуратно, не давить на экран и с сухими, чистыми руками.

2. Взаимопроверка.

- Оцените свою работу на этом этапе в листе самооценки.

- Поставьте 1 балл в листе самооценивания, если справились с данным задание и 0 если нет.

3. Работа в парах. (Слайд 18-19)

-Нам нужно закрепить новый материал, правильно? Мы сегодня еще не работали в парах.

- Сейчас я вам дам задание, с которыми вам нужно быстро справиться.

- Вам нужно будет обвести в круг, те полезные ископаемые, о которых мы сегодня с вами говорили.

- Всем понятно задание? Можете приступать.

4. Взаимопроверка.

- Проверим, что у вас получилось. Передайте свою работу соседу слева. Возьмите карандаш.

 - Ребята обратите внимание на эталон.

-У кого другие ответы ?

-Отлично, молодцы!
-Оцените свою работу ,поставьте в листе самооценке + , если у вас все правильно и – если нет.

4. Самостоятельная работа.

- Вспоминая наш урок, выполните самостоятельную работу.

- У вас даны определения. Вам нужно дописать недостающие понятия к каждому определению. Я даю вам 1 мин. Будьте внимательны!  (Слайд20)

- Все справились?  (спрашиваю несколько мнений).

5. Взаимопроверка.

- И так, давайте будем проверять задание под документ-камерой. (Слайд 21-22)

- Все ли согласны?

- Исправь ошибку.

- Поставьте 1 балл в листе самооценивания, если справились с данным задание и 0 если нет

IV. Рефлексивно- оценочный этап

1. Подведение итогов.

Давайте вернемся к началу урока. Какая была тема нашего урока?

Какую цель мы перед собой ставили? А какие задачи мы поставили перед собой?

- Что нового вы узнали сегодня на уроке о подземных ископаемых?

- Как вы считаете, хорошо ли вы усвоили материал данного урока?

- Давайте подсчитаем баллы на листе самооценивания, если у вас 0-3 балла, 0-2 балла, 0-1 балла. (Слайд23)

-Оцените свою работу на уроке с помощью «Алмаза»

- Поднимите Алмаза красного цвета, если вы набрали 3 балла. Алмаза если набрали 2 балла или допустили 1 ошибку. Алмаза если набрали 1 балла, допустили 2 ошибки.

-Урок окончен, всем спасибо, до свидания!

«Наши подземные богатства».

Узнать, о подземных ископаемых.

Познакомимся с полезными ископаемыми, их свойствами.

Научимся бережно относиться к полезным ископаемым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе

Задачиурока:1.      Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....

тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс

тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...

Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса

Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....

Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова

Презентация  по окружающему миру разработан  на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки"  Программа "Гармония"...

Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)

Данное дидактическое пособие было создано  с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также,  прописаны методические реком...