Разработка урока окружающего мира " Русь расправляет крылья"
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс)

Cамолюк Ирина Владимировна

Урок окружающего мира 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus_raspravlyaet_krylya.docx72.44 КБ

Предварительный просмотр:

 Самолюк Ирина Владимировна

учитель начальных классов

МБОУ  « Излучинская ОНШ»

Урок окружающего мира 4 класс

УМК «Школа России»

Тема: «Русь расправляет крылья»

Цель урока: формирование  представлений учащихся о возрождении Руси, подвигов защитников Руси, о Москве времен Ивана III, сравнение её со временем правления Ивана Калиты и Дмитрия Донского.

Формируемые УУД:

познавательные – осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное;

коммуникативные – участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;

личностные – осознавать свое единство с окружающим миром.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, тетради на печатной основе «Тесты», толковый словарь, презентация.

                                   Ход урока.

I. Орг.начало урока

II. Проверка домашнего задания.

1) Блиц-турнир   ( слайд №1)

  1. Кто такие монголо-татары.  (Степные кочевники-монголы)
  2. Как называлось государство монголов?  (Золотая Орда)
  3. Кто возглавлял войско завоевателей.  (Хан Батый)
  4. Когда захватчики вторглись на Русь.  (В 13 веке)  (В конце 1237 года)
  5. Какой город первым оказался на их пути?  (Рязань)
  6. Кто такой хан? (Правитель Золотой Орды)
  7. Какой город монголы прозвали злым городом? (Козельск)
  8. Почему Русь не смогла дать отпор полчищам Батыя?  (Не было сплочения, согласия между русскими князьями)
  9. Какая новая угроза нависла над Русью?  (Нашествие шведов)
  10. За что Новгородский князь Александр получил своё прозвище Невский? (за победу на реке Неве в Невской битве в 1240 году со шведами)
  11. Где произошло Ледовое побоище? (  на Чудском озере)
  12. Когда состоялась битва на Чудском озере?   (5 апреля 1242 года)
  13. С кем воевали наши воины    (с немецкими рыцарями – крестоносцами)
  14. Способ боевого построения рыцарей-крестоносцев    (Клин).

III. Мотивация учебной деятельности.

       - Закройте глаза, представьте птицу, зовут её Русь, с середины 12 века на неё нападали хищные птицы и приносили ей боль. Боролась птица Русь с врагами, победила крестоносцев и стала собираться с силами для борьбы с самым грозным врагом – Золотой ордой. И мечтали люди русские, что окрепнет Русь Матушка, расправит свои крылья и устремится в чистое голубое небо навстречу светлому будущему.

IV. Целеполагание.

-Попробуйте сформулировать тему нашего урока?   ( Слайд №2)

-Какую цель вы поставите перед собой на уроке?

-О чём вы бы хотели узнать?

(Узнать о возрождении Руси

Узнать, что произошло с Русью после отпора врагу.

Узнать о том, как возродилась Русь, и кто из князей повлиял на этот результат.)

V. Работа над новым материалом

  1. Работа с картой. (Учебник, слайд№3))

- Ребята, давайте посмотрим на карту Северо – Восточной Руси. - Найдём города: Москва, Тверь, Ярославль, Владимир, Суздаль, Ростов

- Как вы думаете, почему именно эти города я назвала?

- Да, действительно эти города были более безопасными для жизни, они располагались далеко от Орды.

  1. Работа по учебнику

Стр. 65-66

Вопросы для обсуждения:

1.Какие искусные мастера трудились  в городах Северо - Восточной Руси?

2. Как вели себя Князья Северо-Восточной Руси? Что они строили в своих городах?

3.Какой монастырь возник около города Радонежа?

4.Кто основал Троицкий монастырь?

3.  Рассказ о Сергие Радонежском

Слайд №

-Послушайте  одну историю. Было это давно. В городе Радонеже жил с родителями мальчик. Мальчика звали Варфоломей. Однажды пропали кони, и послали мальчика их искать. Ходил – бродил Варфоломей по лесу, пока не заблудился. Совсем мальчик растерялся, коней не нашел, дорогу потерял – как бы самому в этом лесу не пропасть…

А что было дальше нам расскажет… Конев Алексей

         И вдруг Варфоломей увидел старца – Монаха. Указал монах ему путь и благословил. Вышел мальчик из леса, и всю жизнь потом помнил о таинственном старце, который помог ему в трудную минуту.

 Решил Варфоломей тоже стать монахом – посвятить свою жизнь Богу. Когда человек становится монахом, он как бы начинает новую жизнь, поэтому ему дают новое имя. Варфоломею дали имя Сергий.

Один за другим стали приходить к нему ученики. Всего собралось 12 иноков. И  жили они в трудах и молитвах одной дружной братией. Пригревали больных, помогали неимущим, кормили голодных и нищих, проявляя заботу о всяком нуждающемся.

 В 1330 – 1340 годах недалеко от города Радонежа Сергий основал Троицкий монастырь.

   Сергий Радонежский дожил до глубокой старости и скончался, когда ему было 70 лет. По преданию, не в силах примириться с тем, что зло на Земле неодолимо, он будто бы дал обет молчания, поклявшись не нарушать его, пока в мире не будут искоренены пороки, несправедливость и всё то, что отравляет жизнь человеку. Последние годы он провёл безмолвствуя. Так и не произнеся ни единого слова, встретил смерть.

Но память о нем сохранилась в веках. В его честь основанный им монастырь получил название Троице-Сергиева, а город, где стоит этот монастырь, называется Сергиев Посад.

4.  Иван Калита

         А сейчас мы попробуем определить кто явился основателем Московского княжества, которое становится политическим центром, центром борьбы с монголо - татарским игом. За счет кого за 3 года территория Московского княжества увеличилась вдвое. Вся Москва - река оказывается в пределах княжества. Это младший сын Александра Невского, Даниил Александрович. А как его величали,  узнаем,  прочитав ключевое слово в кроссворде.

5.     Работа в паре   Кроссворд

https://ped-kopilka.ru/images/28(61).jpg

1. Имя новгородского князя, который получил прозвание Невский.  2. Натуральный или денежный побор, который выплачивала Русь.  3. Название государства монголов.  4. Способ боевого построения рыцарей- крестоносцев.  5. Синоним слова «бой». 6. Река, на которой 15 июля 1240 г. были разбиты шведы.

Слайд №  (Салима, Алена, Соня)

Иван Калита приходился внуком знаменитому князю Александру Невскому. Во владение ему достался глухой, затерянный в лесах городок Москва и семь еще более мелких городов. Но со временем крохотное княжество стало самым большим и сильным среди русских земель.

-Московскому князю Ивану Даниловичу народ дал меткое прозвище Калита. Так на Руси называли кожаную сумку для денег.

Московский князь Иван Калита заботился о порядке в своём княжестве. Центр княжества – Москва – при нём богатела и росла. В Москву переселялись купцы, ремесленники, привлечённые возможностью жить под надёжной защитой. Москвичи успешно торговали. На пристанях у Москвы-реки стояло множество кораблей с товаром.

Умелые плотники обнесли крепость новыми дубовыми стенами вместо прежнего бревенчатого забора. Именно в ту пору крепость стала именоваться Кремлём. Возле Кремля образовалось торжище – место торговли.

При Иване Даниловиче не сидели без дела строители. По Москве-реке в город шли плоты и суда с белым камнем. Его добывали недалеко от Москвы. Искусные каменщики возвели на Боровицком холме первые белокаменные соборы.

Иван сумел войти в доверие к хану Золотой Орды. Московскому князю разрешили самому собирать дань для Орды. Кто знает, сколько денег из собранного осталось в руках бережливого князя?! Эти накопления пригодились ему – немало прикупил он новых земель, неуклонно расширяя свои владения.

Был князь бережлив, но не скупился, когда нужно было помочь обездоленным.На поясе он всегда носил кошель с деньгами ( по-древнерусски «калита»), из которого подавал нищим.  

В наследство от Ивана Калиты московские князья получили великокняжеский головной убор. В своём завещании Калита назвал его золотой шапкой. Позднее она стала называться шапкой Мономаха и превратилась в символ власти.

Восемь золотых пластин, покрытых тончайшими узорами и драгоценными рубинами и изумрудами, украшают шапку. Она увенчана крестом.  

Происхождение шапки Мономаха связано с легендой: будто бы ее получил в дар из Византии еще в начале 12 века киевский князь Владимир Мономах, который по матери приходился родственником  византийскому императору  Константину Мономаху.

Теперь  она хранится в Оружейной палате Московского Кремля.

VI. Закрепление полученных знаний ( фильм)

2. Ответы на вопросы (слайд)

-  В каком княжестве правил Иван Калита? /Московское княжество/

-  Почему его так прозвали?

- Почему при Иване Калите много людей переселяются в Москву?    (Далеко от татаро- монгол, люди приезжали на ярмарку и оставались здесь жить)

-Какой город стал центром возрождения Руси

- Почему он запомнился русскому народу? Чем? –

Каких исторических личностей узнали на уроке?

  1. Работа в группе « Найди пару»
  2. Работа в  рабочей тетради.

Слайд №  рефлексия

VII.  Итоги урока. Рефлексия

VIII.  Домашнее задание:

Стр. 65-69, т. 22-23

                               Задание: найдите пару и соедините стрелкой.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку на тему: "Русь расправляет крылья"

Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе по программе А. Плешакова на тему: "Русь расправляет крылья" (УМК "Школа России"). Презентация разделена на 2 части. Перед демонстрацией необходимо соед...

Урок окружающего мира "Русь расправляет крылья " с презентацией

Урок окружающего мира "Русь расправляет крылья " с презентацией поможет сформировать представление учащихся о возрождении Руси, развивать умение работать с картой; воспитывает интерес к истории. В пре...

Конспект урока на тему"Русь расправляет крылья" (УМК"ПНШ"4 класс)

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представлений о Руси, посредством изучения данной темы.Задачи урока:·        сформировать представление учащи...

Окружающий мир. Конспект урока по теме "Русь расправляет крылья". 4 класс.

Тип урока: "открытие" новых знаний и способов действия. К материалам рекомендую взять видеофрагмент из исторического фильма про Ивана Калиту....

Конспект урока по окружающему миру "Русь расправляет крылья"

Материал создает благоприятные условия для усвоения знаний об Иване Калите и о его деятельности, организует деятельность обучающихся по изучению и осмыслению новых предметных знаний, умений, навыков о...

Конспект урока окружающего мира "Русь расправляет крылья"

Конспект урока окружающего мира для 4 класса по УМК "Школа России" (автор А.А. Плешаков)  на тему "Русь расправляет крылья"Конспект разработан по новому стандарту ФГОС НОО, с ...