Проект "Обоо тахилга"
проект по окружающему миру (4 класс)

Бальжурова Арюна Баировна

Наш проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oboo_tahilga.docx32.56 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Обряды, молитвы и другие магические действия в шаманизме бурят были весьма разнообразны, и имели определенный порядок. А также на этом обряде обоо тахилга на алтарь с божествами делают подношение далга. Чаще всего жители Бурятии преподносят тарелку со сладостями, ее называют табаг. И мы хотели бы рассказать, как у нас на родине проводятся обоо тахилга и преподношение богам далга(табаг). Обряд жертвоприношения барана был непременным условием при проведении молебна. У бурят существовали коллективные, индивидуальные обряды жертвоприношения, которые были как обязательные, так и необязательные, регулярные и нерегулярные. Поэтому мы хотим изучить виды обряда на обоо, выявить его особенности.

Цель проекта: Познакомить младших школьников с праздником «Обоо тахилга». Изучить обряд жертвоприношения барана на обоо и преподношение богам далга (табаг).

Задача проекта:

1. Раскрыть понятие «обоо тахилга».

2.Рассмотреть разные виды проведения обряда «Обоо тахилга».

3. Выявить различия обрядов жертвоприношения барана на обоо тахилга.

Сроки реализации проекта: январь-февраль 2021г.

Содержание

Актуальность...................................................................................................................2

1. Классный час «Обоо тахилга»...................................................................................4

2. План реализации «Обоо тахилга».............................................................................5

3. Механизмы реализации «Обоо тахилга ».................................................................6

Прогнозиремые результаты............................................................................................7

Финансово-экономические обоснование проекта.......................................................8

Классный час «Обоо тахилга»

«Обоо тахилга» означает чествование хозяина местности. Суть обряда заключается в том, что верующие делают подношения савдакам -хозяевам
местности и просят их о милости в виде дождя, богатого урожая, приумножения скота, о мире и благоденствии всех живущих. Подношения в виде молочной пищи (сметана, творог, молоко и т.п.), отваренного без соли баранины, водки (архи), сладостей укладывают у подножия обоо в назначенный ламой день. Воскуривают благовония –«сангы дзээ утгалга», возжигают свечи –«зула бадарха».

 Лама читает молитву, а верующие сидят вокруг обоо, молитвенно сложив ладони, по знаку ламы мужчины брызгают водкой, женщины молоком, «чёрным» чаем, т.е. чаем без молока.  После окончания чтения молитв, люди встают и три раза обходят вокруг обоо (гороохо), кланяются, молитвенно сложив ладони, бросают монеты в центр обоо, при этом они произносят молитву «ОМ-А-ХУМ». "ОМ" увеличивает подношения количественно. "А" превращает обыкновенную спичинку или монетку в полезную для савдака вещь, "ХУМ" очищает подношения от препятствующих духов и духов болезней. Эта мантра очищает, увеличивает и улучшает подношения Таким образом, «обоо тахилга» -это значит принести приношения савдакам –хозяевам местности и просить милости и благополучия на предстоящий год.

 После завершения обряда, люди спускаются с обоо вниз на всеобщий спортивный праздник «Найр». Съезжаются люди и с других обоо. Когда все соберутся, ответственный за проведение обряда (дарга) объявляет начало спортивных состязаний, музыкальных конкурсов и игр. Национальная борьба проводилась всегда, скачки изредка, а вот стрельба из лука проводится только в последние два года под руководством лам из дацана «Дамчой Равжалинг».

Таким образом, в нашем селе возрождается «Эрын гурбан наадан» («Три мужские игры»): скачки, национальная борьба, стрельба из лука. Традиционно ежегодно проводится волейбол, песенные состязания, игры среди детей. Пить водку строго воспрещается, хотя раньше это было обычным явлением. В разгар праздника всегда идёт дождь. Это удивительно. Ведь с утра ничто не предвещает о том, что будет дождь. Но, тем не менее, маленький или большой, сильный или не очень, но дождь идёт всегда.

План реализации проекта «Обоо тахилга»

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

 Классный час  «Обоо тахилга»

январь

Учитель

2.

Механизмы реализации проекта

февраль

Учитель

3.

Опрос о хадаках?

февраль

Учитель

4.

Места проведения обряда

март

Учитель

5.

Устный опрос «Обоо тахилга»

март

Учитель

6.

Легенды об « Обоо тахилга»

март

Учитель

7.

Прогнозируемые результаты

апрель

Учитель

8.

Составление и сценария, проведение внеурочных занятий.

апрель

Учитель

9.

Наблюдение и его фиксирование.  

апрель

Учитель

10.

Финансово-экономические обоснование проекта

май

Учитель

11.

Изложение на тему «Обоо тахилга»

май

Учитель

Механизм реализации «Обоо тахилга»

Этапы проекта

Сроки этапов проекта

Задачи этапов проекта

        

1.        Подготовительный этап

Январь-февраль 2021 г.

1. Согласование общего содержания, основных целей и задач проекта.

2. Планирование проектной деятельности.

3. Распределение обязанностей между членами группы.

4. Сбор материалов для проекта  (поиск, анализ и отбор необходимой информации).

2. Основной этап

Февраль-март 2021 г.

1. Уточнение целей и задач проекта.

2. Планирование и прогнозирование результатов проекта.

3. Заключительный этап

Март-апрель 2021 г.

1. Проведение устного опроса «Обоо тахилга» учащимися, которое позволит реально оценить значимость данного обряда.

2. Проведение на итоговом занятии конкурса презентаций проектов учащихся и награждение победителей.

 

Хадак

Дарящий должен поклониться, что означает «я приближаюсь к земле и отдаю дань уважения вам». Хадак сгибают по длине, кладут на ладони, придавив большим пальцем и при этом надо учесть, линия сгиба смотрит на того, кто дарит, а открывающейся стороной «амараа урагшаа», принимающему хадак. Это означало чистоту помыслов и пожелание счастья. Хадак можно преподносить с деньгами, с чашкой молока и другими подарками, сопровождается «юрѳѳлами» благопожеланиями. Деньги также следует класть на хадак внутренней стороной. И главное:   принято приветствовать с покрытой головой.

Человек, которому преподносят, стоит с раскрытыми ладонями, подняв большой палец, и до конца дослушав «юрѳѳл» благопожелание, приняв хадак, благодарит. Затем правой рукой сложив его на левую руку, прячет за пазуху, чтобы не потерять все благопожелания. Если хадак дарят дома, женщины, также сложив его на левую руку, кладет на самое почетное место в доме. Не следует принимать хадак одной рукой, положить его куда попало, следует хранить в самом почётном   месте. С давних пор существует обычай хранить хадаки как добрый знак благополучия. У человека, который умеет хранить хадаки, деньги держатся и множатся.

Буурал Баабай

Многие кижингинцы в годы Великой Отечественной войны были спасены благодаря Буурал Баабай.

- Перед уходом на фронт наши земляки обычно совершали восхождение на Челсану, просили хозяина Отог-ноёна помочь вернуться живыми и здоровыми на родину, и я в том числе. В годы войны я постоянно обращался к нашему Буурал Баабай и брызгал водкой или чаем, просил о том, чтобы смерть нас миновала.

Мои однополчане перед каждой битвой просили: «Молись, Цыренжап, чтобы бой был удачным, а мы остались живы». Я искренне молился и брызгал, обращаясь к Челсане Буурал Баабай. Друзья мои, удостоверившись в пользе данного ритуала, говорили, что помогает, верили и обретали уверенность в бою.

На расположенном здесь обоо люди обращаются к хозяину горы в поисках решения проблем в работе, здоровье и семейных делах. Но главной целью всех присутствующих на ритуале является процветание родного края. На обоо Челсана, где совершается обряд моления Отог-ноёну, в скале Сумэ-обоо есть отверстие, через которое является барагханский хозяин. Старожилы рассказывают, что на челсанском обоо раньше молились по-шамански. Существовали шаманские призывания девяти Буурал Баабаев или девяти братьев, сыновей Шэрэльжэна из Монголии, который жил во Внутренней Монголии.

Однажды кижингинский шаман Сэдэк Бадмаев, живший в XIX веке, попросил не будить его семь суток. Жители Кижинги увидели, как из тооны (круглого отверстия в крыше юрты) вылетел ворон, а навстречу ему с Челсаны спустился орел (это был сам Отог-ноён Буурал Баабай). Они вместе полетели на юг, в Монголию, на родину Буурал Баабая. Монголы и барагханцы, поселяющиеся в Кижинге, быстро богатеют и продвигаются вперед, так как Буурал Баабай их родня и помогает им.

В течение нескольких десятков лет, а может, и столетий обрядами на обоо руководили только шаманы. Говорят, духи горы долгое время не хотели иметь дело с ламами, так как считали, что не пришло их время прозрения. Но в 1839 году лама из Монголии Хорчид-гэгэн добился согласия перехода святыни Буурал Баабая в буддизм.

Когда оказалось, что он грамотнее и искуснее всех тибетских лам, вместе взятых, решили избавиться от него. Когда ему была назначена смертная казнь, его учитель сказал, что спасет его от неминуемой смерти только Челсана Буурал Баабай. Вот он и молился денно и нощно хозяину Челсаны, который в день казни явился на своем коне с луком со стрелами и спас его от смертной казни. Говорят, на крыше дацана в Тибете остался след от копыт коня Буурал Баабая.

Тутхалтын тооби

В тридцати километрах к юго-западу от села Утата находится главное обоо – Тутхалтын тооби – место поклонения сельчан. По рассказам стариков, давным – давно из Монголии три сестры – шаманки приехали посмотреть эти места, чтоб найти хорошее место для житья. Средней сестре понравилась Тутхалтуйская долина. Младшая сестра стала жить на левой стороне реки Цакирка, возле нынешнего Далахая, у подножия горы, которую теперь называют Хушатын тооби. Старшей сестре Хэсэтэй места не понравились, и она вернулась в Монголию.

Средняя сестра в верховьях речки Утатуйки родила сына, и назвала его Лэбээнтэй. После смерти он стал хозяином горы, находящейся на западной стороне Утаты.

Обоо тахилга в Забайкальском крае.

Культовый праздник Обоо тахилга традиционно проходит прямо над городом на Титовской сопке. Сотни верующих собраются, чтобы провести молебен, поклониться духам и почтить хозяйку горы Эрдэнэ Айралжан. По преданиям, имя хозяйки Титовской сопки – Айралжан. Она была могущественной шаманкой и вышла замуж за агинского бурята-шамана. Айралжан славилась добрым нравом, лечила людей. После её смерти ученики сожгли тело целительницы на вершине горы. На место поклонения духам верующие собираются задолго до начала молебна. Каждый оставляет свои дары у стен Мунхана. Хлеб, конфеты, молоко – традиционно такие подношения делают хозяйке этой горы. Верующие надеются, что хранительница примет угощения и исполнит их просьбы. Продолжается праздник творческими конкурсами и соревнованиями. Одно из самых зрелищных – стрельба из лука по национальным правилам. Она заметно отличается от традиционного вида спорта. Вместо мишени – булэн, или маленькие подушечки. Острые наконечники стрел заменены на тупые. В тот момент, когда лучник попадает в цель, звучит барраа – песня в честь меткой стрельбы.

Прогнозируемые результаты реализации проекта

Проект поможет детям сформировать систему ценностных понятий обряда «Обоо тахилга» (подношение богам табаг, легенды, 9 разных цветов хадаков и т.п.). Учащиеся сделают творческие работы (напишут изложение на тему «Обоо тахилга»). Получат представления о духовных традициях. Повышается активность детей, участвующих в проекте на учебных, развивающих и внеурочных занятиях и при подготовке к ним. При проведении обряда обоо тахилга дети находят различия, между тем как это делает шаман и лама. Узнают, что ритуалом забивания барана обязательно занимались мужчины, соблюдая определенные правила.

Финансово-экономическое обоснование проекта

Тарелка, печенье, конфеты, зефир, батон, сыр, пряники, ветка с хадаком, 9 разных цветов лент.