Технологическая карта «Для чего нужна экономика?»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Мальцева Ангелина Ивановна

Технологическая карта «Для чего нужна экономика?» 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lysenko_angelina_3v_original.docx51.45 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 3а

Тема урока: «Для чего нужна экономика?»

Тип урока: Урок открытия нового знания

Цели:  -  сформировать  понятия: «потребность», «товар», «услуга», «экономика», составные части экономики.       

Планируемые результаты:

Личностные:   - внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика;

- осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;

- осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;

- способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных, доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;

Метапредметные:

   Регулятивные: - понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;

 - сохранять учебную задачу урока

 -  планировать свои действия в течение урока;

 - фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

 - соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;

   Коммуникативные:  - включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;

- формулировать ответы на вопросы;

- слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;

Познавательные:  - выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);

- использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;

- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;  

- классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

- сравнивать объекты по различным признакам;

- осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;

Предметные:  учащиеся научатся различать понятия «потребность», «товар», «услуга»; выстраивать логическую связь между этими понятиями; научатся использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни;  различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними; понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;

Оборудование: интерактивная доска, мультимедиа проектор,  учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир 3 класс», учебная презентация.

        

Этап        

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты совместной деятельности УУД

Организационный момент

Подготовить учащихся к работе на уроке

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ангелина Ивановна и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.  Давайте проверим готовность к уроку. У вас на парте должно лежать: учебник, простой карандаш, линейка, тетрадь.

- Добрый день! Я говорю мальчикам (мальчики машут руками)

- Добрый день! Я говорю девочкам (девочки машут руками)

- Добрый день! Я говорю всем, кто настроился работать.

- Можете садиться.

Приветствуют учителя.

Личностные УУД:

– уметь организовывать свое рабочее место,

– проявлять вежливость по отношению к окружающим,

– воспринимать речь учителя, непосредственно не обращенную к учащемуся;

- выражать положительное отношение к процессу познания.

2.Актуализация знаний

Умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Игра «Найди лишнее слово»

(читают со слайда) 2 слайд

- Прочитайте строку. Найдите лишнее слово. Объясните, почему оно не подходит?

Вода, потребность, солнце, воздух.

Платье, экономика, костюм, шапка, куртка

Мясо, молоко, товар, сахар, хлеб

- У нас три новых слова: потребность, экономика, товар. Подумайте, это слова между собой как- то можно связать?

- как вы понимаете значение этих слов?

- Неживая природа

- Одежда

Пища, продукты питания

Познавательные УУД: 

-высказывать предположения,

– приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

– воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Личностные УУД:

– выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

3.Целеполагание

Выявление места и причины затруднения, постановка темы и цели урока.

— Предположите, о чем пойдет речь сегодня на уроке.

Какая тема нашего урока?

Верно, сегодня мы войдём в новый раздел учебника – «Чему учит экономика?» (3 слайд)

- Прочитаем на с. 37 Чему будем учиться при изучении данного раздела

. Прочитайте тему урока на с. 38 учебника.

- Какую цель поставим на урок?

 - Сегодня на уроке я помогу вам узнать, какова роль экономики в нашей жизни; научиться различать понятия «потребность», «товар»; отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними.

слово «Экономика»

- речь пойдет об экономике

- «Для чего нужна экономика?»

- познакомиться с понятиями: «потребность», «товар», «услуга», «экономика», какие отрасли составляют экономику.       

Метапредметные УУД:

- Понимать и принимать учебную задачу и решать ее под руководством учителя;

Планировать действия на уроке;

Регулятивные УУД:

- Умение определять  и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

4.Открытие новых знаний

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению.

- Вы уже наверняка не раз слышали слово «экономика». (4 слайд)

Слово «экономика» произошло от двух греческих слов «экос» и «номос». «Экос» означает «дом» или «домашнее хозяйство». А «номос» означает «правило», «закон. Сейчас оно имеет более широкое значение. Так называют всю хозяйственную деятельность людей, а также науку, которая её изучает.

Экономика — это правила и законы ведения хозяйства.

- Как называются составные части экономики? 

- Из каких отраслей состоит экономика?

Промышленность – даёт нам одежду, мебель, машины.

Транспорт – доставляет все продукты и товары.

Сельское хозяйство – даёт нам мясо, хлеб, молоко.

Торговля – помогает приобрести все продукты и вещи.

Строительство – возводит различные постройки.

Образование – даёт знания.

Главная задача экономики — удовлетворение разных потребностей человека. (5 слайд)

- Как вы понимаете слово «потребности»? 

- Обсудите в группе вопрос: «Что нужно человеку для счастливой и радостной жизни?» Ответ должен состоять из одного слова имени существительного, отвечающего на вопросы «Что или кто?». Ответ запишите на листок.

- Итак, что же, по вашему мнению, нужно человеку для счастливой и радостной жизни? (6 слайд)

Все потребности можно разбить на три группы. (7 слайд)

Естественные - это потребности природные, то, что дает нам природа. (Воздух, вода, тепло, солнце, земля, полезные ископаемые, насекомые, звери.)

Общественные – это отношения между людьми. (Семья, друзья, дружба, помощь, учитель, ученики.)

И экономические – это потребности материальные. (Хлеб, дом, телефон, машина, телевизор, одежда.)

Составление таблицы.

Давайте попробуем составить таблицу. Прикрепите ваши потребности в нужную группу (работа у доски, по одному ученику вызывать к доске)

Воздух, вода, тепло, солнце, земля, полезные ископаемые, насекомые, звери. Семья, друзья, дружба, помощь, забота, любовь. Хлеб, дом, телефон, машина, телевизор, одежда.

Общественные

Экономические

Естественные

- Что производят люди для удовлетворения своих потребностей? 

Что такое товар?

- Но не все товары, можно ощущать, потрогать. Например, ремонт стиральной машины, ремонт автомобиля, стрижка в парикмахерской. Это называется услуги. Что такое услуги?

8  слайд

- Откройте свои учебники на странице 40 и прочитайте определение слов товары и услуги. В чем отличия товаров от услуги? (9 слайд)

- Итак, давайте поиграем. (10 слайд)

Игра «Товар – Услуга»

- Вам нужно сказать товар это или услуга.

 *Вы сходили в парикмахерскую, сделали причёску 

 * Вы зашли в аптеку и купили лекарство 

 * Вас обслужили в магазине при покупке чего-либо 

 * Вы едите в автобусе 

 * Вы зашли в магазин и купили продукты питания 

 * Вам доставили почту 

- Я предлагаю вам привести по два примера товаров и услуг.

Физкультминутка

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка вприсядку.

Глубоко теперь вдохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Все в порядок приведите

И читать, друзья, начните.

 экономика – это правила и законы ведения хозяйства. 

- Отрасли

- нужда, это все, что нужно людям для жизни.

- Воздух, вода, тепло, солнце, земля, полезные ископаемые, насекомые, звери, Семья, друзья, дружба, помощь, учитель, ученики., Хлеб, дом, телефон, машина, телевизор, учебник.

- Составляют таблицу, работают у доски

- товары

товар –это вещественный продукт, результат экономической деятельности, предназначенный для последующей продажи. К товарам относятся: мебель, посуда, одежда, продукты питания, машины, дома и многое другое.)

Услуги - это различные виды деятельности людей, с помощью которых мы удовлетворяем свои потребности.)

- услуга

- Товар

- Услуга

- Услуга

- Товар

- Услуга

Регулятивные УУД:

- Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу

Коммуникативные УУД:

- Умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

Личностные УУД:

- Выявлять причины затруднений и пути их преодолений.

– признавать собственные ошибки;

– сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем;

5.Закрепление изученного материала.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися

Закрепления изученного материала.

-Для закрепления, выполним тест

Тест.

1. Закончи определение: экономика – это…

а) наука; б) возможность заработать деньги; в) искусство ведения хозяйства.

2. Какая отрасль экономика дает нам мясо, хлеб, молоко?

а) промышленность; б) сельское хозяйство; в) торговля.

3. Какая отрасль экономики дает нам одежду, мебель, обувь?

а) промышленность; б) сельское хозяйство; в) торговля.

4. Какая отрасль экономики помогает нам приобрести все продукты и вещи?

а) промышленность; б) сельское хозяйство; в) торговля.

5. Какая отрасль экономики доставляет продукты и товары?

а) торговля;  б) транспорт; в) строительство.

6. Какая отрасль экономики возводит различные постройки?

а) строительство; б) торговля; в) транспорт.

- обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, я буду говорить верный ответ, а вы проверяйте (взаимопроверка). (11 слайд)

12 слайд.

Работа в рабочих тетрадях.

- взаимопроверка

Личностные УУД:

- Проявлять интерес к окружающему миру

Познавательные УУД:

- Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения задачи;

умение работать с текстом. анализировать содержание, обобщать, вычленять главное. строить рассуждение по теме урока под руководством учителя.

6.Рефлексия

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания.

-Ребята, наш урок подходит к концу.

-Подведем итог урока.

- Итак, всё что нужно людям для жизни, называют 

Удовлетворение разнообразных потребностей людей, главная задача какой науки?

-Дети, какой была наша цель урок?

-Мы достигли её?

-Давайте сейчас оценим наши знания. Если вы считаете, что усвоили материал на отлично, то поднимаете две руки; если вы считаете, что у вас есть сомнения, то поднимаете только одну руку; а если вы считаете, что совсем плохо усвоили материал, то вы сидите ровно и не поднимаете руки;

-На этом наш урок окончен.

Д.З

Спасибо за хорошую работу. До свидания!

  потребностями

-экономики

-познакомиться с понятиями: «потребность», «товар», «услуга», «экономика», какие отрасли составляют экономику.        

Регулятивные УУД:

-Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные УУД:

- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Почему нужно есть много овощей и фруктов?"

Тема урока: "Почему нужно есть много овощей и фруктов?"Дидактические цели: систематизировать и расширить знания об овощах и о фруктах; познакомить с витаминами, их значением для человека; уч...

Технологическая карта урока окружающего мира «Зачем нужны автомобили. Зачем нужны поезда»(УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление с назначением, устройством, разнообразием автомобилей, автомобилями разных времен. познакомить с назначением и устройством ...

Технологическая карта урока технологии «Для чего нужны ткани.».(УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: совершенствование навыка работы с тканью, иглой и нитками, освоить строчки стежков с перевивом змейкой, строчки стежков с перевивом спиралью.Д...

Технологическая карта урока педагогики «Для чего нужны банки» (1 класс)

Цель урока: формирования представлений о такой финансовой организации, как банк.Задачи урокаДидактические:познакомить обучающихся с видами банков;формировать представления у обучающихся о роли банка;п...

Технологическая карта урока педагогики "Для чего нужны банки" (1 класс)

Цель урока: формирования представлений о такой финансовой организации, как банк.Задачи урокаДидактические: 1.познакомить обучающихся с видами банков;2.формировать представления у обучающихся о роли ба...

Технологическая карта урока педагогики (финансовая грамотность) «Для чего нужны банки» (1 класс)

Цель урока: формирования представлений о такой финансовой организации, как банк. Задачи урокаДидактические:1. познакомить обучающихся с видами банков;2. формировать представления у обучающихся о роли ...