Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе " Равнины и горы России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Мысик Ольга Николаевна

Данный урок  идёт первым в разделе " Природа России" по УМК " Школа России". Педагогическая технология урока- технология проблемного обучения. Форма проведения - групповая

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta._okruzhayushchiy_mir_4_klass.docx43.86 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира УМК «Школа России»

Учитель: Мысик О.Н.

Класс: 4

Тема урока        Равнины и горы России

Цель урока:        создать  условия для формирования у учащихся представлений о равнинной и горной поверхности Земли.

Прогнозируемые результаты:

Предметные: Формирование представлений об основных формах земной поверхности и умений работы с географическими картами как одного из «языков общения»

Метапредметные:

Познавательные: формирование познавательных интересов, развитие способности к самостоятельному приобретению знаний, практических навыков и умений по анализу географической карты, результатов поиска; осуществление поиска необходимой информации из различных источников для выполнения учебных заданий; выделение существенной информации из текста, доказательство своей точки зрения по теме урока.

Регулятивные: понимание и самостоятельное формулирование и сохранение учебной задачи в течение всего урока; выделение из темы урока известных знания и умений, планирование своих высказываний

осуществление итогового и пошагового контроля по результату; контроль и корректировка своих действий в учебном сотрудничестве Коммуникативные : умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

умение формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме; аргументировать свою позицию; понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении; Личностные:

осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни), мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения; самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России;

Используемая педагогическая технология

технология проблемного обучения,

Дидактические средства: для учителя Технические средства обучения: презентация урока “Равнины и горы России», компьютер, проектор.

Этапы урока

Дидактически задачи

этапа урока

Формы, методы, приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организац ионное начало (этап мотивации)

Подготовка учащихся        к работе на уроке: мотивирование учащихся        к учебной

деятельности посредством создания эмоционально- положительной обстановки        в классе.

Метод стимулирования        и мотивации

Приветствует учащихся.

Приветствуют учителя настраиваются        на урок, контролируют готовность к уроку.

Личностные УУД: мобилизация        внимания, уважение к окружающим.

Коммуникативные УУД: включаться        в        диалог        с учителем и сверстниками

2.Актуализац ия        опорных знаний Проверка усвоения знаний        по разделу

«Земля        и человечество»

Активизация соответствующи х мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.)        и

познавательных процессов (внимание, память).

Игра «Да-нет»:

«Согласны ли вы, что..»

-А сейчас проверим как вы усвоили раздел «Земля и человечество»

-Согласны ли вы, что…

1). Астрономия- это наука, изучающая поверхность Земли?

2.)Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков - это карта?

3.) В Солнечной системе планет 8 планет?

  1. Солнце – это звезда?
  2. Глобус – планета Солнечной системы?
  3. Археология – это наука, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества?
  4. История – это наука изучающая жизнь людей в далеком и недалеком прошлом. Их занятия и верования?

Письменно отвечают        на вопросы

Познавательные УУД:

извлекают необходимую информацию из прослушанного, структурируют знания. Коммуникативные УУД: вступают в диалог, с

достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли.

8) Остров – это небольшой участок

суши, окруженный со всех сторон водой?

Работа в парах

Предлагает взаимопроверку.

Читает        ответы:        Взаимопроверка

«Проверь соседа»

1-нет, 2-да, 3-да, 4-да,5-нет, 6-да, 7-да, 8-да.

За каждый правильный ответ 1 балл

«5» -8 баллов, «4»-7-6 баллов, «3» 5-4

балла, «2» 3-0 баллов.

Проверяют друг друга, выставляют оценки

Познавательные УУД: логические                –        анализ объектов        с                целью выделения признаков; осуществляют сравнение и классификацию                        по заданным критериям.

Коммуникативные УУД: вступают        в                диалог,        с достаточной                полнотой        и точностью выражают свои мысли;

осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве

необходимую взаимопомощь.

3.Самоопреде ление к деятельности

Выведение на тему урока, побуждение к учебной

деятельности.

Фронтальная. Работа в парах.

Читает стихотворение, о России, на вопросы.

  • Над Россией солнце светит, И дожди шумят над ней.

В целом свете, в целом свете Нет страны родней!

Задает вопрос

  • Почему в целом свете нет страны родней?

Читает загадку.

  • А о чем сегодня пойдет разговор на уроке, вы узнаете, разгадав загадки: Носит бабка снежную шапку, Каменные бока закутаны в облака.

-        Как        называют        большое пространство ровной поверхности?

Отгадывают

загадки. Отвечают на        вопросы. Участвуют        в

обсуждении        и определяют тему урока.

(Горы)

(Равнины)

Личностные УУД:

формирование учебно- познавательной мотивации и интереса к учению.

Познавательные УУД: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели.

Коммуникативные УУД: слушают собеседника, строят понятные для собеседника высказывания.

Регулятивные УУД: Принимают        и сохраняют учебную цель и задачи, с

Подводит учащихся к определению темы урока

Предположите тему урока.

-Откройте учебник на с. 60. Найдите Муравья - Вопросика. Что узнаем сегодня и чему научимся?

Какую цель поставим?

-Отгадайте загадку.

Синим цветом, а воды нету, Зеленым цветом, а листвы нету,

Коричневый цвет, а на гору не влезть, Белый        цвет,        а        не        заледенеешь. (Географическая карта)

-Она будет нашей помощницей на уроке.

(Равнины        и горы России)

(Узнать о равнинах горах России) Определяют        цель урока.

помощью                учителя определяют,                        что необходимо узнать на уроке,     планируют                – составляют        план и последовательность

действий.

4.Создание проблемной ситуации.

Обеспечение готовности учащихся к активной познавательной деятельности на уроке.

Фронтальная работа с картой

Создание проблемной

Организует поисковую работу учащихся.

-Мы начнем знакомиться с природой нашей Родины с помощью физической карты.

1)- Рассмотрите схему, помещенную в левом нижнем углу карты. Обратите внимание, что высота различных участков суши отсчитывается от уровня моря. Какие цвета вы на ней видите, что они означают?

2)Найдите на физической карте России (с. 58-59) Восточно-Европейскую равнину, Западно-Сибирскую равнину, Среднесибирское        плоскогорье, Уральские горы, Кавказские горы, Алтай, Саяны.

Создает проблемную ситуацию с затруднением.

Работают с картой.

Отвечают        на вопросы.

Участвуют        в

обсуждении        и высказывают

Познавательные УУД: Активное развитие практических навыков исследовательской

деятельности, анализ наблюдаемых явлений,

формулирование выводов. Регулятивные УУД: Устанавливают приоритеты, контролируют свое время и управляют им. Самостоятельно оценивают правильность выполнения действий Коммуникативные УУД: включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов,

проявлять инициативу и

ситуации        с затруднением.

- Что вы можете рассказать по карте об этих географических объектах?

предположения.

активность в стремлении высказываться, задавать вопросы.

Личностные: Активное включение учащихся в процесс самообразования и саморазвития.

Предметные

умение находить и

показывать на физической карте России различные географические объекты

5.Открытие нового

знания

Формирование представления об основных

формах земной поверхности.

Работа в группах. Частично- поисковый метод.

Каждая группа получает карточку с названием географического объекта, о котором будет читать, рассказывать, искать ответ на проблемный вопрос.

-Узнаем об этих объектах подробнее, поработав в группах.

-Получите                        задания        от                        Муравья- Вопросика                                и        Мудрой                Черепахи. Каждая группа получает свое задание: 1группа.        Восточно        –        Европейская равнина.                Реки на этой равнине текут быстрее, чем на Западно - Сибирской.

Осуществляют учебные действия по намеченному плану. Обсуждают в группе, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других. Объясняют, анализируют,

Познавательные: способность добывать новые знания, используя информацию, полученную на уроке

Умение находить

информацию об основных формах земной поверхности.

Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывают учебное

Может ли такое быть и почему? 2группа. Западно-Сибирская равнина. Почему        на равнинах много болот и рек?

3группа.                Среднесибирское плоскогорье.        Где расположены крупные города нашей Родины? Почему?

4группа. Уральские горы. Где (на равнинах или горах) выращивают культурные растения, которые служат нам пищей? Почему?

5группа. Кавказские горы. На какой равнине расположен город Щелково? Найдите и покажите на карте.

6 группа. Горы Алтай, Саяны. Горы полуострова        Камчатка.        Где расположены крупные города нашей Родины? Почему?

-Зачитайте вопрос. Можете сразу на него ответить?

Что нужно сделать сначала?

- На столах у вас есть дополнительная информация,        вы        можете воспользоваться этими материалами при подготовке к ответу.

формулируют свои мысли.

Изучают

информацию, узнают        о других объектах, а затем отвечают

взаимодействие в группе, построение речевых высказываний.

Регулятивные:

планировать своё

высказывание (выстраивать последовательность

предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение).

Физминутка

Переключение внимания детей, снятие усталости, восстановление

сил.

Организует физминутку.

Выполняют упражнения

6.Первичное закрепление

Использование приобретенных знаний.

Словесный метод (выступление групп)

Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы Организует обсуждение результатов. Дополняет рассказы детей, используя дополнительный материал,

видеосюжеты, слайды.

Выступают, рассказывают о конкретном объекте.

Слушают друг

друга. Отвечают на вопросы при помощи анализа

физической карты России,

формулируют выводы.

Высказывают варианты ответа на проблемные вопросы

.

Коммуникативные УУД: слушают собеседника, строят понятные для собеседника высказывания. Личностные УУД: Формулируют выводы.

Регулятивные УУД: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Предметные:

умение находить и

показывать на физической карте России различные географические объекты

7.Включение нового

знания в систему знаний

Использование нового знания совместно с ранее изученным.

Самостоятельная работа.

Организует самостоятельную работу,

- Выполнение заданий в рабочей тетради № 1, 2 с 29

- Проверка работы с контурными картами.

.

Самостоятельное воспроизведение знаний об основных формах земной поверхности и умений работы с географическими картами как одного из «языков общения».

Познавательные: осуществлять                анализ объектов        с        выделением существенных                        и несущественных признаков;

осуществлять сравнение и классификацию        по заданным критериям.

Регулятивные        УУД: самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

Творческий

Закрепление

Работа в группах.

Организует творческую работу

Составляют

Регулятивные:

этап.

знаний и умений учащихся.

учащихся. Составление учащимися кроссворда по изученной теме.

кроссворд.

планировать свои действия; контролировать        и

корректировать                                свои действия        в                учебном сотрудничестве; Познавательные                        УУД: проявляют                творческие

способности        при составлении кроссворда Коммуникативные:

договариваться        и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

8.Итог урока.

Установление соответствия между поставленной целью и результатом урока.

Фронтальная работа. Беседа.

Задает вопросы.

  • Что вы можете сказать о земной поверхности России?

  • Что такое равнина?

-Что можете сказать о горах?

Какие названия гор и равнин вам запомнились? Назовите.

Отвечают        на вопросы

(На        территории страны встречаются                горы, молодые и старые, и равнины, среди равнин                                        есть низменности, возвышенности, плоскогорья) (Ровный                                                или холмистый участок земной поверхности) (Горы                        высоко поднимаются                        над уровнем                                моря. Горы                бывают

молодые (высокие)

Коммуникативные: включаются        в                        диалог        с учителем и сверстниками, в коллективное                обсуждение вопросов,                                проявляют инициативу и активность в стремлении высказываться воспроизведение знаний об основных        формах        земной поверхности

и        старые

(невысокие)

9.Рефлексия

Обобщение        и оценивание

работы учащихся        на уроке.

Организация

рефлексии        и самооценки учащихся.

Прием        «Закончи фразу»

(Технология развития

критического мышления)

Обучает способам контроля и самооценки деятельности.

-Ребята,        вы        сегодня        хорошо поработали. Скажите,….

  1. На уроке я работал

Активно/пассивно

  1. Своей работой на уроке

Доволен/недоволен

  1. Урок для меня показался

Коротким/длинным

  1. Мое настроение

Стало лучше/стало хуже

  1. Материал урока мне был Понятен/не понятен Полезен/бесполезен

Оценивают свою деятельность

Личностные        УУД:

Анализируют        свою

деятельность                        и осуществляют самооценку собственной                учебной деятельности; соотносят цель и результаты, степень их соответствия; выражают собственное мнение о работе и полученном результате; выражают свое эмоциональное настроение и        самочувствие; самооценка знаний и умений;

оценивают и выражают свое отношение к работе на уроке.

Предметные:

умение формулировать выводы о достижении поставленных целей

деятельности

10.Домашнее задание

Проводит инструктаж выполнения

домашнего задания.

Записывают

домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по окружающему миру 4 класс "Равнины и горы России"

Тест по шаблону Иванова. В тесте пять заданий. Четыре задания с вариантами ответов, одно - на исправление ошибки (название горы нужно изменить). Изменения при закрытии документа не сохранять....

урок окружающего мира 2 класс " Равнины и горы"

Урок окружающего мира во 2 классе по ОС "Школа 2100" с тспользованием элементов урока исследования....

Технологическая карта урока окружающего мира 4 класс Тема: "Равнины и горы России" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: дать представление о равнинах и горах; познакомить с равнинами и горами на терри­тории России.Планируемые результаты:предметные: уметь работать с картой; знать равнины и...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Технологическая карта урока окружающего мира (4 класс). Тема: Наши проекты: «Равнины и горы России». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представлений о равнинах и горах России; ознакомление с равнинами и горами на территории России; формирование умения работать с физической картой Рос...

Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс "Равнины и горы России"

Урок  открытия нового знания по окружающему миру с использованием технологии критического мышления, ИКТ-технологии, здоровьесберегающей технологии...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: " Россия на карте". УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний обучающихся о карте. Задачи урокаДидактические:учить что такое карта и приёмам чтения карты;учить находить отличия г...