Окружающий мир
план-конспект по окружающему миру

Фарафонова Алина Надишаевна

Технологическая карта по урокам Окружающего мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_zapovedniki_rossii_i_altayskogo_kraya.docx65.48 КБ
Файл telaveshchestvachastitsy_3b_.docx41.31 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. студента:  Фарафонова Алина Надишаевна

Тема урока: «Заповедники России »

Класс: 4 «А»

Цель урока:  Создать условия для формирование представления учащихся о заповедниках и о причинах их создания; показать значимость заповедников в жизни человека; 

    Задачи урока:

    Дидактические: формировать представление детей об органах чувств человека и их значении в жизни, их специфике         и гигиене; формулировать правила гигиены органов чувств.

   Развивающие:  развивать у учащихся память, познавательную активность, логическое мышление, умение выражать свои мысли; развивать умение распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента.

  Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к природе.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап фрагмента урока: Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации уч.деят. (Ф,И, П, Г)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-позн., Р– регул.,

К – коммун.)

Личностные

1.Мотивирование на УД/ Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Беседа

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Алина Надишаевна. Этот урок проведу у вас я.

- Проверьте, все ли готово к уроку?

-  Сегодня наш урок мне хочется начать со стихотворения Валентина Берестова

- Дерево, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни

- О чем говорится в этом стихотворении?

-А почему нельзя уничтожать животных и растения?

- А есть ли животные , которые были раньше и исчезли сейчас?

-Правильно есть. А, кто может назвать таких животных?

- К таким животным относятся : странствующий голубь, морская корова, индийский гепард, и другие., которые были уничтожены человеком.

- И сегодня существует угроза уничтожения таких животных и птиц как тур, лошадь Приживальского, тарпан, дрофа. Дрофа обитает в Саратовсой области и занесена в Красную книгу

- А кто виноват в том , что животные и птицы исчезают? 

- А что он делает не так?

-Посмотрите на слайд вот есть еще какие причины гибели животных.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку

Слушают стихотворение

Что нужно охранять природу

Не будет жизни на земле

Есть

человек

Ф

Интерактивная доска

2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Беседа

Беседа

-Рассмотри знаки, изображённые на рисунках.

-Где можно встретить каждый из этих знаков?

-Как ты думаешь, какое правило отражает каждый из этих знаков?

Данные знаки можно встретить:

1. В лесу/парке/заповеднике.

2. Около водоёма.

3. В зоопарке.

Знаки отражают следующие правила:

1. Трогать птичье гнёзда запрещается!

2. В это месте можно купаться.

3. Посетителям зоопарка кормить животных запрещено!

- 

Ф

Интерактивная доска

Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

К: постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Формирование уважительного отношения к иному мнению

смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом

3.Выявление места и причины затруднений.

Беседа

-  А, мы с вами можем сделать так чтобы животный и растительный мир сохранился? -- - Как вы думаете о чем будем говорить сегодня на уроке?

- А сейчас посмотрите на экран и отгадав ребус вы узнаете, что еще создают люди сейчас.

-А для того, чтобы понять, чему будет посвящен наш урок, я предлагаю вам отгадать ребус .

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/06/16/s_5d06363bc5f2d/1173888_1.jpeg

- Так о чем мы будем с вами говорить на уроке?

-Итак, чему же будет посвящен наш урок?

- Скажите а может кто- то может сказать что такое заповедник?

- Да это все правильно , но давайте с вами обратимся к точному определению слова «Заповедник».

- Где мы можем найти значения слова?

- Предлагаю вам обратиться к словарю Ожегова и посмотреть какое,  определение он нам дает.

Заповедник – это заповедное место, где оберегаются и сохраняются участки природы, культурные ценности.

да

- Отгадывают ребус

 

Ф

Интерактивная доска

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Формирование уважительного отношения к иному мнению

4.Построение проекта решения проблемы \ выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство)

Беседа

-Кто сможет сформулировать тему урока?

- Верно, тема нашего урока звучит так: «Заповедники России»

- Какие учебные задачи поставим?

1. Что такое заповедник?

2. Какие бывают заповедники

3. Для чего они создаются?

Тема известна, задачи  поставлены, осталось построить план нашей работы.

-По какому плану будем действовать?

-«Заповедники России»

1. Что такое заповедник?

2. Какие бывают заповедники

3. Для чего они создаются?

-Узнаю, применяю, оцениваю.

Ф

Интерактивная доска

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Формирование уважительного отношения к иному мнению

5.Реализация (построенного) проекта

Беседа,упражнения

-На какой этап мы отправимся первым? Что мы будем узнавать?

-А сейчас мы с вами отправимся в путешествие на машине времени и попадем в начало XX века. Мы участники экспедиции. Цель нашей экспедиции – обследовать местность, изучить растительный и животный мир заповедников России. Работать будем по группам. У каждой группы на столах лежат два листа. На одном из них сведения о заповеднике, а на втором задания, которые вы будете выполнять опираясь на данный текст. Ваша задача внимательно прочитать задания и ответить на следующие вопросы .

-1. Название заповедника

2.Где расположен заповедник?

3. Когда создан?

4. Какие животные обитают в данном           заповеднике?

5.Какие птицы обитают в заповедниках?

6.Какие растения произрастают здесь? 

- Но прежде чем мы приступим к работе давайте вспомним правила работы в группе.

Название групп:

1.Алтайский заповедник.

2. Большой Арктический.

3. Таймырский.

4. Баргузинский

5.Уссурийский

- Итак ,ребята когда мы все с вами обсудили и получили название своих заповедников предлагаю начать нашу работу.

Алтайский заповедник

Алтайский заповедник расположен в Сибири, на северо-востоке Алтая.

Образован: 7 октября 1967 года . Это потрясающе красивое место: в заповеднике 1190 озёр, множество рек, водопадов, горных хребтов. Территория заповедника богата разнообразной флорой, поэтому здесь можно увидеть ельники, сосновые леса, кустарниковые зоны, альпийские луга, пихты и кедрачи. Склоны гор покрыты такими плодовыми кустарниками как малина, сморода, шиповник, калина, облепиха. В тайге цветёт черёмуха.

Из млекопитающих в заповеднике 11 видов насекомоядных, 7 рукокрылых, 3 зайцеобразных, 13 грызунов, 16 видов хищных (медведь, рысь, выдра, росомаха, соболь, колонок и белка) и 8 видов парнокопытных (лось, марал, горный баран, сибирская косуля, сибирский козерог, северный олень и кабарга). Крайне редок в заповеднике снежный барс — ирбис. Этот зверь занесён в Красную книгу России. Обитает преимущественно высоко в горах, выше границы леса.
Зарегистрировано пребывание 323 вида птиц. Здесь обитают 
белая куропатка, глухарь, перепел, рябчик, кулик и другие. Серая цапля, чёрный аист, лебедь-кликун, малая чайка, розовый скворец, алтайский улар, орлан-белохвост, беркут, сапсан и скопа занесены в Красную книгу.
Встречаются также пресмыкающиеся: гадюка, полозы, ящерицы и другие.

Большой Арктический.

Государственный природный заповедник «Большой Арктический» находится на территории полуострова Таймыр, площадь заповедника составляет 4 млн 200 тыс. га. Это крупнейший заповедник России и третий по площади в мире. Благодаря своей структуре он охватывает арктический сектор Красноярского края, пространство протяженностью в 1 тыс. км с запада на восток и 500 км — с севера на юг. Его берега омывают два моря Северного ледовитого океана: Карское море и море Лаптевых. Заповедник расположен в границах Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края.

Заповедник «Большой Арктический» был создан 11 мая 1993 г. постановлением правительства Российской Федерации. На участках заповедника всесторонне представлена растительность, характерная для высоких широт. Основной тип растительности тундры — мхи и лишайники, стойко переносящие суровые условия Арктики. Арктическая пустыня практически лишена растительности: нет кустарников, лишайники и мхи не образуют сплошного покрова. Фауна птиц Большого Арктического заповедника насчитывает 124 вида, из которых 55 видов достоверно гнездятся на его территории. Остальные встречены на пролете и кочевках, для 41 вида известны залеты. Характерными обитателями тундры являются белая сова и тундряная куропатка, которые не покидают суровый Таймыр зимой. Такие птицы как сибирская гага, белая и розовая чайки практически круглый год не выходят за пределы Полярного бассейна. С наступлением весны в Арктику прилетают многотысячные стаи белолобых гусей, черных казарок, разнообразные северные кулики. В заповеднике встречаются редкие виды чаек.

Фауна млекопитающих заповедника насчитывает 16 видов. Среди них — северный олень, волк, песец, горностай, морж, овцебык, белый медведь.

Таймырский.

один из самых больших заповедников России. Расположен на севере Красноярского края, на полуострове Таймыр. Создан 23 февраля 1979 года. На территории заповедника произрастают 430 видов высших сосудистых растений, 223 вида мхов и 265 — лишайников.

Облик Таймырского заповедника определяют тундры — яркие и обильные летом, суровые и безрадостные зимой, арктические. У природы не хватает здесь сил поддерживать сплошной растительный покров, поэтому в кустарниково-моховых тундрах на возвышенных местах обычны участки голого грунта. Южнее распространены кустарниково-моховые и кочкарные тундры, встречаются островки кустарниковых тундр, занятых ёрником и кустарниковыми ивами.

В заповеднике отмечен 21 вид млекопитающих. Существует самое крупное в мире стадо дикого северного оленя. В 70-е годы XX века в таймырской тундре начали эксперимент по расселению овцебыка. Теперь около 8 тысяч этих животных, первые особи которых были завезены из Канады и США, расселились по восточному Таймыру.

Встречено 116 видов птиц, 74 из них гнездятся, в реках и озёрах водится свыше 15 видов рыб. Здесь водятся лососёвые, в основном семейства сигов — чирнельмамуксунряпушка, сиг ледовитоморский, омуль; в озёрах встречаются гольцы Обычны также налимхариус сибирский, пелядькорюшка сибирская.

В заповеднике много водных птиц — гусь-гуменникгага-гребенушкатундровый лебедьчернозобая и полярная гагарыкраснозобая казарка, различные кулики и чайки. На крутых обрывистых берегах рек гнездятся хищники — сокол-сапсанканюк-зимнякбелая сова

Баргузинский

Баргузинский заповедник является старейшим заповедником России. Назван по Баргузинскому уезду Забайкальской области, на территории которого был создан 29 декабря 1916 (11 января 1917) как Баргузинский соболиный заповедник для сохранения и увеличения численности соболя.  В заповеднике сохраняются все природные комплексы, где обитают лоськабаргазаяц-белякбурый медведьбурозубкичерношапочный сурок, — всего 41 вид млекопитающих. В водах заповедника встречаются байкальский омульсигосётрхариустайменьи другие виды рыб. Из млекопитающих постоянными обитателями заповедника являются лесные животные, среди которых можно встретить: соболя, белку-летягуколонка, кабаргу, изюбря и косулю. Также здесь встречаются обитатели горно-тундровых территорий — алтайские пищухибольшеухие полевки, черношапочные сурки и северные олени. Из голарктических видов основными обитателями Баргузинского заповедника являются: волклисицаросомахарысь, бурый медведь, лось, заяц беляк, экономка и красная полевка. Флора Баргузинского заповедника очень разнообразна. Здесь насчитывается 877 видов сосудистых растений, 212 видов лишайников, около 170 видов грибов, более 145 видов мхов и свыше 1215 видов водорослей.

Подмаренник трехцветковый, гроздовник ланцетовидный и болотный, ужовник обыкновенный — это растения, пережившие времена оледенения и растущие на территории заповедника и сегодня. Наряду с ними здесь произрастают растения, появившиеся после оледенения — мятлик Смирнова, астрагал трёхграноплодный и черноплодник щетинистый.

На берегу Байкала растут кедровые стланики, багульникбрусника и другие кустарники, предпочитающие влажный климат. Здесь же встречаются некоторые виды альпийской растительности: кипрей широколистный, круглолистные и тощие берёзки, смородина душистаяплаунылишайники.

Западные склоны Баргузинского хребта представлены тремя типами растительных поясов — лесным, субальпийским и альпийским.

В лесном поясе возрастают лиственные леса и редколесья, в которых встречаются кедровые стланики, пихтарники и сосны. Чуть выше расположились смешанные, темнохвойные-светлохвойные леса, а верхний ярус лесного пояса состоит только из темнохвойных лесов.

Субальпийский пояс заповедника состоит из пихтово-берёзовых зон, пихтарников и берёз, кедровых стланцев и ёрников. Для верхней части этого пояса характерны каменные россыпи и скалы, среди которых встречаются кедровые стланики и золистый рододендрон, пихтыели, берёзы и различные виды лишайников.

Южная граница заповедника находится в прибрежной зоне, поэтому основной растительностью здесь являются пихты и кедры. Прибрежные территории покрыты черемшой и зарослями ивняков. А растительный покров состоит из душистых колосков, лишайников, толстореберников, овсяниц овечьихбадана, плауна алтайского, ветрениц сибирских и фиалок алтайских.

Узнаю

 1.Узнаем о растительном и животном мире

 2.Будем учиться  окружающую среду

3.Научимся  рассказывать о них по плану

Делятся на группы

не отвлекаться, не разговаривать без дела, каждый участник в группе занят , выслушивать мнение каждого участника …

Ф

Г

Ф

Интерактивная доска

К: • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

П: поиск и выделение необходимой информации, с использованием общедоступных в начальной школе  источников информации;

6.Первичное закрепление (с проговариванием во внешней речи).

Упражнение

-На какую ступень мы отправляемся теперь?

-Что будем на ней делать?

- А для этого, я предлагаю вам поработать в группе. Вам будет необходимо распределить животных по заповедникам.

-Для чего организован Баргузинский биосферный заповедник?

Для охраны ценного пушного зверя-соболя

-Какой заповедник России- самый большой по площади?

Большой Арктический

- Какой заповедник находится на севере Красноярского края?

- В каком году был образован Алтайский заповедник?

-А сейчас предлагаю в группе отгадать вам кроссворд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 На какой ступени мы были?

-Что на ней делали?

-Применяю

-Применим и закрепим наши знания

- Отвечают на вопросы

-  Соболь

П

П

Печатная тетрадь

Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей

прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Упражнение (самостоятельная работа)

-На какую ступень отправляемся теперь?

-Что будем делать на ней?

-Ребята, у каждой команды лежат конверты с заданием . Вам необходимо собрать пазл с изображением заповедника и назвать его.

На выполнение этого задания вам дается 3 минуты.

-На какой ступени мы были?

-Что мы на ней сделали?

-Довольны ли вы своими результатами? Вам легко было выполнить это задание?

-Оцениваю

-Применим наши знания

-Выполняют задание

-Оцениваю

-Оценили свои знания

-Ответы детей

И

Раздаточный материал (карточки)

Освоение доступных способов изучения природы

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

8.Включение в систему знаний повторение

Беседа

-Давайте повторим:

 Какую тему мы сегодня изучили?

-Какую цель перед собой ставили?

-Достигли ли мы поставленной цели?

-Какую гипотезу мы проверяли?

-Как мы можем ответить на этот вопрос?

- Заповедники России

-1. Что такое заповедник?

2. Какие бывают заповедники

3. Для чего они создаются?

-Ответы детей

Ф

оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

9. Рефлексия УД на уроке

Беседа

-Дополните фразы.

сегодня я вспомнил...

было трудно…

я понял, что…

я смог…

было интересно узнать, что…

меня удивило…

мне захотелось…

- А теперь поставили руки на парту и представили, что вы вышли на поляну. Пошёл дождь. Если вам урок понравился, то пусть капли будут громкими. Упала 1 капля (Дети ударили пальцем по ладошке). 

- Упало 2 капли. (Дети ударили двумя пальцами по ладошке). 

- Упало 3 капли. (Дети ударили тремя пальцами по ладошке). 

- Пошёл сильный дождь! Мне хочется закончить урок этими аплодисментами. 

- Спасибо всем за урок! 

Ф

Интерактивная доска

Формирование уважительного отношения к иному мнению

Подпись учителя:________________________________

Закурдаева Е.Г

Подпись методиста:________________________________

Булгакова Наталья Анатольевна



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. студента:  Фарафонова Алина Надишаевна

Тема урока: Тела, вещества, частицы

Класс: 3 «Б»

Цель урока: Создать условия для формирования представления учащихся о телах,веществах,частицах.

    Задачи урока:

   Дидактические: сформировать  представление о телах,веествах,частицах.

  Развивающие: развивать у учащихся память, познавательную активность, логическое мышление, умение выражать свои       мысли;

 Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к природе.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап фрагмента урока: Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации уч.деят. (Ф,И, П, Г)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-позн., Р– регул.,

К – коммун.)

Личностные

1.Мотивирование на УД/ Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Беседа

- Прозвенел для нас звонок. Рот закрыли на замок. Тихо сели, Ноги вместе, Книги, ручки – всё на месте. Руки замерли у всех. Будем думать, будем слушать – И учиться лучше всех!

--Здравствуйте, ребята, садитесь!   Напоминаю, что меня зовут Алина Надишаевна. Проверьте свою готовность к уроку, на партах у вас должны лежать: учебник, тетрадь на печатной основе, пенал.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку

Ф

Интерактивная доска

Р: Проверка готовности к уроку, контролируют свои действия. К: планирование учебного сотрудничества с учителем .

Л : положительное отношение к уроку.

2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Беседа

Беседа

- Сегодня мы с вами начинаем изучать новый раздел «Эта удивительная природа».

- Что такое природа?

Изучая, темы этого раздела мы будем проводить опыты

        

-Слушают учителя

Природа — это все, что нас окружает.

Ф

Интерактивная доска

,

3.Выявление места и причины затруднений.

Беседа

-А какую тему урока мы будем сегодня изучать, вы узнаете, выполнив следующее задание.

- Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Здесь три столбика слов, скажи, какие из них тебе знакомы, мы говорили о них на уроке, а какие – нет.

Глобус, карта, тела ,

Равнина, вещества, гора,

Природа, океан, частицы.

Из оставшихся слов попробуй сформировать тему урока

- Так о чем мы будем с вами говорить на уроке?

Слушают учителя

Смотрят на слайд

Называют знакомые слова. Из оставшихся слов формирует тему урока. (тела, вещества, частицы).

Ф

Интерактивная доска

Р: Определять цель деятельности на уроке.

4.Построение проекта решения проблемы \ выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство)

Беседа

-Кто сможет сформулировать тему урока?

- Верно, тема нашего урока звучит так: «Тела, вещества, частицы»

- Какие учебные задачи поставим? 1.Познакомиться с понятием тела, вещества, частицы.

2. Научиться различать тела, вещества и частицы.

3.Научиться проводить опыты

Тема известна, задачи  поставлены, осталось построить план нашей работы.

-По какому плану будем действовать?

«Тела, вещества, частицы»

Ставят задачи на урок.

Слушает объяснения учителя

-Узнаю, применяю, проверяю себя, оцениваю

Ф

Интерактивная доска

Р: уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; -наблюдать и делать самостоятельные выводы

5.Реализация (построенного) проекта

Беседа,упражнения

- что ты видите вокруг себя сейчас?

- Как мы можем назвать одним словом то, что видим вокруг себя?

- Ученые называют предметы телами. Странно, верно? Ведь, мы считаем, что тело есть у человека и животных. Оказывается, в науке телами называют все предметы, которые нас окружают.

Любой предмет, любое живое существо можно назвать телом.

(Слайд) камень, кусок сахара, дерево , птица, проволока- это тела. Перечислить все тела невозможно их бесчисленное множество.

Солнце, планеты, Луна тоже тела. Их называют небесными телами.(слайд)

Перед вами  карточки с изображением тел. Вам  необходимо разделить картинки на две группы.

По какому принципу вы делили  слова на группы? Сделайте  вывод.

Вывод: Есть тела, которые созданы природой, а есть те, которые созданы руками человека.

Рассмотрим схему (слайд). Тела делятся на 2 группы - естественные тела (тела природы) , искусственные тела- тела созданные руками человека .

Приведи примеры искусственных и естественных тел

Тела состоят из веществ.

Например : кусок сахара тело, а сам сахар вещество; алюминиевая проволока –тело, алюминий вещество. Эти тела образованы одним веществом. ( слайд)

Есть тела, которые состоят из нескольких веществ. Очень сложный состав имеют живые существа. Например, в растениях есть сахар, крахмал, вода и другие вещества. Множеством разнообразных веществ образованы и тела животных, человека. (слайд).

-Что называют веществами?

Итак, веществами называют то, из чего состоят тела.

- Проведем игру. Я буду называть тело, а ты вещество.

Снежинка,

Мяч

Стакан

Гвоздь

Кирпич

Карандаш

-Существуют три формы состояния веществ Какие?

-Различают твёрдые, жидкие и газообразные вещества.

- Вам необходимо выполнить следующее задание : Назвать в каких состояниях находятся эти веществ и распределить данные слова по трем группам: молоко, чугун, дым, вода, воздух, сок, железо, стекло.

Итак,  мы узнали ,что тело состоит из вещества. А из чего состоит вещество? Ученые установили, что вещества состоят из мельчайших частиц, которые видны только под микроскопом. В этом мы можем убедиться, проведя опыт.

У меня на столе стакан с водой и кусочек сахара.  Я  Положу сахар в стакан с водой, размешаю. Сначала сахар хорошо виден, но постепенно становится невидимым.

- Почему мы перестали видеть сахар?

Если мы не видим сахар, значит ли это, что он исчез?

- Чтобы ответить на этот вопрос, я попробую воду на вкус. Вода сладкая ?

- Почему мы не видим сахар?

Мы не видим его потому, что он распался на более мелкие частицы (растворился), и эти частицы перемешались с частицами воды.

Этот опыт доказывает, что вещества, а значит и тела состоят из частиц.(слайд)

Каждое вещество состоит из особых частиц, которые по размерам и форме отличаются от частиц других веществ.

- Ученые установили, что между частицами есть промежутки. В твердых веществах эти промежутки совсем маленькие, в жидких побольше, а в газах еще больше. В любом веществе все частицы постоянно движутся.

Называют все, что видит вокруг себя.

Слушает объяснения учителя

Смотрят на слайд

Выполняют задания

Объясняют принцип

Делают вывод

Рассматривают схему

Естественные тела: гора, море, река, озеро,. Искусственные тела: телефон, телевизор.

Смотрят на слайд

Слушают учителя

веществами называют то, из чего состоят тела.

Играют в игру

снег

резина

стекло,пластик

железо

глина

дерево

твёрдые, жидкие и газообразные вещества.

Слушают учителя

Он растворился

Он распался

Ф

Г

Ф

Интерактивная доска

6.Первичное закрепление (с проговариванием во внешней речи).

Упражнение

-На какую ступень мы отправляемся теперь?

-Что будем на ней делать?

- А для этого, я предлагаю поработать в рабочей тетради .

- Открываем , рабочую тетрадь на стр23  найдем №1.

- На стр .24 в задание од №4 Муравей Вопросик интересуется, что из перечисленного – тела, а что – вещества. Укажите стрелками самостоятельно , а затем проверим вместе.

Гвоздь

Железо

Тела                Медь.                 Вещества

Проволока

Ложка

Алюминий

-Ребята,сейчас предлагаю вам попработать в парах и выполнить задание №5 на стр 24. Отметь знаком «+» в соответствующем столбце, какие из перечисленных веществ относятся к твердым, жидким и газообразным.

На какой ступени мы были?

-Что на ней делали?

Проверяю

Проверять свои знания

Открывают рабочую тетрадь и выполняют задания. Выполняют задание.

- Гвоздь это тело, железо это вещество, медь это вещество, проволока это тело, ложка это тело, алюминий это вещество

Выполняют задание в парах.

П

П

прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Упражнение (самостоятельная работа)

-На какую ступень отправляемся теперь?

-Что будем делать на ней?

- Проверим, как вы сможете отличить, что из перечисленного тела, а что вещества. Если я называю тело, вы рисуете в клеточке кружок, если вещество – треугольник.

(Гвоздь, медь, проволока, железо, алюминий, ложка, стекло, роса).

- Обменяйтесь листочками. Выполните проверку по ключу (Вывешивается на доску)

O ∆ O ∆ ∆O ∆ O

- Кто ответил верно, без ошибок ставит 5, кто допустил 2 ошибки ставит 4, кто допустил 3 ошибки ставит 3, кто допустил больше 3-х ошибок ставит 2.

-На какой ступени мы были?

-Что мы на ней сделали?

-Довольны ли вы своими результатами? Вам легко было выполнить это задание?

-Оцениваю

-Применим наши знания

-Выполняют задание

-Оцениваю

-Оценили свои знания

-Ответы детей

И

Раздаточный материал (карточки)

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

8.Включение в систему знаний повторение

Беседа

-Достигли ли мы поставленной цели?

- А теперь мы поиграем в игру «Да/нет». Я вам буду читать предложения, если вы согласны с тем, о чем там говорится, пишем + или - Кто не понял задания?

1. Верно ли, что телом называют любой объект живой и неживой природы, любые предметы, сделанные руками человека?(да)+

2. Полярная звезда – это тело неживой природы? (да)+

3. Солнце является искусственным телом.(нет)-

4. Все тела имеют форму, цвет , размер.(да)+

5. Сахар не растворяется в воде.(нет)-

6. Естественные тела – это тела, созданные руками человека(нет)-

7. Все вещества состоят из мельчайших частиц, невидимых глазом?(да)+

8. Пластмасса – это тело, а пуговица – это вещество. (нет)-

9. Все тела состоят из веществ.(да)+

10. Кислород-это тело-

Слушают учителя.

Ответы:

1.+

2.+

3.-

4.+

5.-

6.-

7.+

8.-

9.+

10.-

Ф

 

оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы

9. Рефлексия УД на уроке

Беседа

Какую тему мы сегодня изучили?

-Какую цель перед собой ставили?

-  Что называют телами? Приведи примеры. Что такое вещества? Из чего состоят вещества? Что вы запомнили о частицах?

- Какие задания были трудными для вас? Почему?

Закончи фразу « На уроке мне было интересно…»

Закончи фразу « Мне было трудно…»

Закончить наш урок мне бы хотелось следующими словами:

Все, что видим – это тело,

Мячик, парта и халва.

Все тела скажу вам смело:

«Состоят из вещества»

В веществе не счесть молекул,

Очень маленьких частиц,

Их из атомов мы строим,

Меньше не найти крупиц.

Тела, вещества, частицы

Любой предмет, любое живое существо можно назвать телом.

веществами называют то, из чего состоят тела.

Слушают стихотворение

Ф

Интерактивная доска

Формирование уважительного отношения к иному мнению


Учитель:___________________Загирова  Л.Н

Методист:_________________БулгаковаН.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе

Задачиурока:1.      Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....

тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс

тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...

Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса

Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....

Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова

Презентация  по окружающему миру разработан  на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки"  Программа "Гармония"...

Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)

Данное дидактическое пособие было создано  с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также,  прописаны методические реком...