Мастера печатных дел
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Дяченко  Лилия  Анатольевна
познакомить с историей появления книгопечатанья на Руси;
- расширить знания учащихся о развитии книгопечатанья;
-проверить знания учащихся по теме «Куликовская битва».
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастера печатных дел 26.53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Мастера печатных дел»

Цель урока: сформировать представления о появлении первой печатной книги на Руси, книгопечатанья.

Задачи урока:

Образовательная:

-познакомить с историей появления книгопечатанья на Руси;

- расширить знания учащихся о развитии книгопечатанья;

-проверить знания учащихся по теме «Куликовская битва».

Воспитательная:

- воспитывать интерес к истории;

-воспитывать умение работать в парах.

Развивающие задачи:

-развитие связной устной речи (пополнение и обогащение  пассивного и активного словарного запаса, монологическая и диалогическая речь);

- развитие памяти;

- развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли)

-развитие навыков контроля.

Планируемые  результаты :

Познавательные:-      

  - формирование представление о появлении первой печатной книги на Руси, о становлении книгопечатания;

Метапредметные:- планировать работу на уроке;

-осмысливать цели чтения;

-высказывать свое мнение;

-оценивать свои достижения и результаты сверстников.

Личностные: -развивать устную речь;  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование уважительного отношения к иной точке зрения, к иному мнению;

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: презентация  к уроку, карточки теста «Куликовская битва», карточки с вопросами для работы в парах.

Ход урока

  1. Организационный момент:

Вот звенел для нас звонок – начинается урок.

     Необычный  день у нас,   гости посетили нас.                                  

     Что гостям сказать нам надо?

- Видеть вас мы очень рады!    

      -Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

      -А сейчас своими улыбками поприветствуем наших гостей.

- Тихо сели. Настраиваемся на урок.

Учитель предлагает занять свои рабочие места.

- Одна хорошая минута сделала одно хорошее дело. Десять минут сделали 10 хороших дел. А сколько хороших дел можно сделать за урок?

Итак, ребята, я желаю вам сегодня на уроке сделать много хороших дел, получить положительные эмоции от своих результатов, от результата урока.

  1.  Актуализация знаний:

-Посмотрите  внимательно  на  доску. Какое историческое событие изображено?                                                                                Слайд 2

Картина "Утро на Куликовом поле" принадлежит кисти русского художника Александра  Павловича  Бубнова.  

Картина запечатлела тот звенящий момент ожидания битвы, когда рассеялся туман и русская рать увидела перед собой воинов золотой Орды. Художник изображает на картине всю Русь: всех возрастов люди, всех сословий пришли сюда. Войско как бы бесконечно продолжается за пределами полотна. Ряды  воинов  сомкнуты. Одна фигура  теснит другую, дальше видны новые и новые лица, словно огромная мощная лавина надвигается из глубины...

-Ребята,  а  какой  царь  решился  на освобождение  от  ярма  османской  империи?

Иван III сделал гербом своего государства византийский герб – двуглавый орел, а себе взял титул «Государь всея Руси». При нём сложилось единое независимое государство, появилось название Россия, освободились полностью от ордынской зависимости.                                                 Слайд 3

-Так, что же мы проходили на предыдущих двух уроках?

-А сейчас мы с вами проведём тестирование и проверим насколько хорошо вы усвоили материал предыдущих уроков.

-Тест, взаимопроверка, оценивание.

а) Учащиеся выполняют тест на карточках:

1. Сражение на Куликовском поле состоялось…

а) 8 сентября 1380 года

б) летом 1380 года

в) осенью 1480 года

2. Около  какой реки происходила Куликовская битва?

а) Угра

б) Дон

в) Волга

3. Зависимость Руси от Орды закончилась…

а) в 1480 году

б) в 1380 году

в) в 1242 году

4.  При каком князе Русь полностью освободилась  от зависимости  Орды?

а) Иван Калита

б) Иван III

в) Дмитрий Донской

5. Главный храм на Руси:

а) Троицкий монастырь

б) Грановитая палата

в) Успенский собор

б) Взаимопроверка в парах.:

Оценивание теста:

без ошибок

5

1 ошибка

4

2 ошибки

3

3 ошибки и более

2

  1. Поставка темы и цели урока:

- Вы сегодня принесли свои любимые книги. Посмотрите и ответьте кто их автор? Где напечатана (издана)? Какого года издания?  Из какого материала она сделана?

- Назовите материалы, из которых делали древние книги? (Глина, шёлк, папирус, железо, пергамен, береста, воск)                                              слайд  4

- Как назывались книги написанные пером и чернилами? (Рукописными)                                   слайд 5

- Кто записывал, переписывал рукописные книги? (Записывали монахи, жившие в монастырях, при княжеских дворцах.)                                 слайд  6

- Какие ещё мастера трудились над созданием книги? (Переписчики текста, художники, переплётчики)

- А  когда была издана первая напечатанная книга? О чём она была (содержание)? Кто был её автором?                                    

- На эти все вопросы мы с вами ответим при изучении новой темы. И какая у нас новая тема?  Цель?

-«Мастера печатных дел», сформировать представления о появлении первой печатной книги на Руси, книгопечатанья.

  1. Изучение новой темы:

Книга – это настоящая драгоценность, над её созданием в течение долгих 10 и более лет трудилось столько людей.

- А зачем нужны были книги?

- Раньше в семье могла быть всего одна книга, по ней учились все дети. Отсюда и пошло, что одна книга тысячу людей учит. Первую букву каждого абзаца рисовали с помощью кисточки красной краской – вспомним выражение «писать с красной строки». Потом листы сшивали и одевали в деревянные переплёты, обтянутые кожей, украшенные драгоценными камнями. Можно представит, как мало было книг и как дорого они стоили.

- Почему возникла необходимость в другом способе создания книг? (Рукописные книги были дороги; их очень долго писали; после крещения на Руси стала распространяться грамота) Благодаря Ивану Фёдорову книга стала доступна, пришла в каждый дом. Книг становилось всё больше и больше.

Сегодня на уроке мы совершим путешествие в первую московскую типографию. Что такое типография?

  • Типография - полиграфическое предприятие, изготовляющее книги, журналы, газеты.
  • Первопечатник - состоит из двух корней. Каких? ( первый + печатание)
  • Вспомните, какой год считается годом рождения книгопечатания? (1445г)
  • Кто первым предложил использовать разборный шрифт? (немец Иоганн Гуттенберг:Были люди, которые думали о том, как сделать книги более дешёвыми, более доступными, как ускорить процесс создания книги. В XV веке немец Иоганн Гуттенберг придумал металлические литеры (буквы). Из них мастер набирал строки, покрывал их краской и с помощью пресса получал оттиск на бумаге.)

А  теперь перенесемся в Россию XIV века. Кто же здесь начал книгопечатание?

        

- Работа с учебником. Поисковое чтение:

Откройте учебник на странице 82, найдите ответы на вопросы:

  • Кто был первым книгопечатником на Руси?

Ответы детей: Иван Федоров- первый русский печатник. Иван IV (Грозный) в 1553 году приказал строить в Москве особый дом для типографии, но она была открыта только в 1563 году, когда в ней начали работать Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславцев. Через год в 1564 году они выпустили первую книгу «Апостол» (слайд). А мастера Федоров и Мстиславец по праву носят имена первопечатников.                                                                Слайд 7,8

  • Давайте подробнее узнаем об этом удивительном человеке:

Одним из первых выпустил книгу на русском языке Иван Федоров.  Долгое время он жил в Москве, где стал служителем церкви и книжником. Трудно было отыскать книгу, которую бы он не знал. Был он хорошим писцом, мог любую букву нарисовать. Умел искусно резать по дереву. Часто бывая на Пушечном дворе, научился литейному делу. Заходил Иван и к немцам, жившим в Москве. От них узнал о печатных станках, буквах-литерах, с помощью которых немцы печатают книги. И загорелся Иван желанием самому научиться книгопечатанию. По ночам при лучине он принялся делать свои первые буквы. И добился успехов.

  • Найдите в учебнике на странице 83 ответ на вопрос:

- Какую первую книгу он выпустил?

- Сколько времени её печатали? Опишите её.

- Что ещё напечатал Иван Фёдоров?

- Как он был составлен?

-Где расположен памятник Ивану Фёдорову?

  1. Физминутка
  1. Творческая  работа  (Создание  страницы  букваря)

- Каждая  группа (2 человека) создают  на  формате  А 4  страничку  буквы алфавита

  • Представление работ
  1. Брейн-ринг:

Слушайте вопросы по новому  материалу.

  • Кто повелел открыть в Москве первую типографию? (Иван Грозный)
  • Где она находилась? (около стен Китай-города)
  • Кто был русским первопечатником? (Иван Федоров)
  • фамилия его помощника (Мстиславец)
  • Как называлась первая книга? (Апостол)
  • Что еще напечатал Федоров? (Первый русский букварь)
  • Где расположен памятник Федорову? (в Москве)
  • Кого обучали чаще всего? (мальчиков)
  • Кто был автором первой русской Азбуки? (Василий Бурцов)  сл  9
  • Кто был автором русской грамматики? (Метелий Смотрицкий)  сл  10
  • Какой русский позднее учился по этой Грамматике? (Ломоносов)  сл  11
  • В каком году была издана первая печатная книга? (в 1564 году)
  1. Рефлексия:
  • Какая тема урока?
  • Добились ли поставленных целей?
  • Что нового мы узнали на уроке?  (познакомились с первым русским печатником книг Иваном Федоровым и с другими мастерами печатниками)
  • Для чего нужно было книгопечатание?  (раньше книги писали от руки, это был очень тяжелый труд, не один год уходил на переписывание книг)

Великую пользу принесло печатное дело. В России стало больше книг, а значит грамотных людей. Сейчас очень много печатается книг. Но мы должны помнить труд людей, который трудились над этими книгами и бережно относится к их труду.

  • Чем мы можем помочь? (бережно относится к учебникам)
  1. Подведение итогов:
  2. Оценки

- оцени  своё  настроение  (смайлики  настроение)

Домашние задание: прочитать текст в учебнике на стр. 82-86, Подготовить рассказ    о  рукописных  книгах.