Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Политическая карта России и соседних стран" УМК "Развивающая система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова" (3 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Чурекова Дарья Алексеевна

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся знаний о политической карте России, её границах; умения показывать на карте Россию и другие страны.

Задачи:

Дидактические:

1. Формировать умение находить и показывать на карте Россию и другие страны;

2. Формировать знания о границах России.

Развивающие:

 1. Развитие самостоятельности, условий и организации работы.

 2. Развитие памяти, мышления, речи, познавательных процессов.

Воспитательные:

 1. Совершенствование навыков сотрудничества

 2. Формирование интереса к истории

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 10.11.2023

Школа: МАОУ Лицей №148

Класс: 3 «Б»

Урок: окружающий мир

Время: 8:55-09:35  Кабинет: 221

Студент: Чурекова Дарья Алексеевна

Группа: 45

Учитель: Кожевникова Татьяна Ивановна

Методист: Горячёва Светлана Леонидовна

Тема урока «Политическая карта России и соседних стран»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся знаний о политической карте России, её границах; умения показывать на карте Россию и другие страны.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Формировать умение находить и показывать на карте Россию и другие страны;
  2. Формировать знания о границах России.

Предметные:

  1. Уметь пользоваться политической картой;
  2. Знать, какие страны граничат с Россией.

Развивающие:

 1. Развитие самостоятельности, условий и организации работы.

 2. Развитие памяти, мышления, речи, познавательных процессов.

Личностные:

 1.Формирование личности ученика, мотивации к познанию «нового»;

 2. Воспитание толерантности к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявление готовности к их обсуждению.

Воспитательные:

 1. Совершенствование навыков сотрудничества

 2. Формирование интереса к истории

УМК: Система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова 3 класс

ЭТАПЫ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности (1 мин)

Включение в учебную деятельность на личностном уровне

Ф

Словесный: беседа. 

Приёмы: организация учебного общения.

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

2. Создание эмоционального настроя. Налаживание контакта с классом.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Алексеевна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Садитесь.

- Чтобы наш урок прошел успешно, какие правила нужно знать и следовать им?

- Отлично

Показывают свою готовность к уроку. Ответное приветствие учителя.

- Не выкрикивать, поднимать руку при ответе, не шуметь, слушать учителя и т.д.

УУРД:

- выработать учебную мотивацию; выявлять и анализировать причины эмоций.

УУКД:

- уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса.

Учебная презентация,

слайд № 1

Актуализация знаний и мотивация (5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф, П

Словесный: опрос, беседа.

Приёмы: организация учебного общения.

 Повторение пройденного материала.

  1. Организация устного опроса

- Итак, скажите, пожалуйста, какая тема была у вас на прошлом уроке?

- Отлично, а чем вы занимались?

- Хорошо, а что мы можем найти на физической карте России?

- А можем ли мы найти границу нашей страны на физической карте?

-Верно!

1. Устно отвечают на вопросы, поставленные учителем.

- «Наша Родина-Россия»

- работали с физической картой России

-горы, реки, озёра, моря, океаны

-да, сможем

УУКД: 

- принимать цель совместной  деятельности, коллективно строить действия по её достижению.

УУПД:

- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формировать гипотезу об истинности соб-ственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение.

Слайд 2

Постановка учебной задачи (2 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный: опрос, беседа.

Наглядный: презентция

Приёмы: организация учебного общения.

Самоконтроль 

1. Подведение к формулировке темы и целей урока.

-А сможем ли мы на физической карте России увидеть соседние страны?

-А вы знаете, на какой карте мы сможем познакомиться со странами, с которыми граничит Россия?

-Кто знает, как называется эта карта?

Если не знают, то решаем ребус

-Верно, это политическая карта России.

-Давайте подумаем, как может звучать тема сегодняшнего урока.

-Молодцы!

-А теперь поставим цель на сегодняшний урок:

      Научиться…

-Отлично!

-Ребята, пока составляла план урока для вас, у меня перепутались все пункты. Давайте вместе восстановим план?

1. Выполним самостоятельную работу

2. Подведём итоги

3. Научимся пользоваться политической картой России и познакомимся с соседними странами России

-Молодцы!

Отвечают на вопросы, поставленные учителем.

-нет

-да

-нет

-политическая карта России

-Политическая карта России и соседних стран

-научиться пользоваться политической картой России

-1.Научимся пользоваться политической картой России и познакомимся с соседними странами России;

2. Выполним самостоятельную работу

3. Подведём итоги

УУРД:

- составлять план действий;

- принимать себя и других не осуждая.

УУПД:

- работать по предложенному плану, выдвигать свой план.

УУКД:

- воспринимать и формулировать цели и задачи

деятельности на уроке.

Учебная презентация,

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5-6

"Открытие" детьми нового знания

(7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф,

Словесный:

беседа.

Наглядный: презентация

Устный взаимоконтроль

  1. Открытие для детей новых сведений.

-Итак, перед вами политическая карта России. Какую информацию мы можем получить, работая с этой картой? Что сразу бросается вам в глаза?

-Скажите, а объекты на политической карте обозначены одним цветом?

-Верно, а что это за объекты такие?

-Отлично, вы правы, это страны, на карте они обозначены своим цветом, мы сразу можем увидеть, что с нашей страной граничит много стран, а также насколько разнообразны эти страны.

-Как вы думаете, что ещё мы можем увидеть, помимо нашей страны, а также соседних?

-Молодцы, верно!

-Итак, кто сможет показать на карте границу России?

-Хорошо, какая столица у нашей страны?

-Покажи мне её на карте

-Молодец, присаживайся, ты хорошо справился.

-А теперь, чтобы узнать, с какими странами граничит Россия, предлагают посмотреть вам небольшое видео

ПОКАЗ ВИДЕО О СОСЕДНИХ СТРАНАХ

-Итак, кто запомнил, со сколькими странами граничит Россия?

-Сколько стран с морской границей?

-Какие это страны?

-Сколько стран с сухопутной границей?

-Кто какие страны запомнил?

ГРУППОВАЯ РАБОТА

-А теперь вы поработаете в группах, и мы с вами узнаем о достопримечательностях и обычаях этих стран.

-Ваша задача: выбрать спикера, спикер-это докладчик, тот, кто будет выступать от вашей группы.

-Итак, у каждой группы лежит листок с информацией про разные страны. Задание: выбрать главную информацию про страну, спикер должен выйти к доске, показать на политической карте границу страны, назвать её столицу и рассказать о ней то, что вы выделили в ваших текстах.

-На работу вам даётся 5 минут.

Учитель оценивает работу групп.

Слушают учителя. Выполняют задание

-мы можем увидеть различные страны

-можем увидеть нашу страну

-можем увидеть соседние страны

-нет, все объекты обозначены разными цветами

-это страны

-мы можем увидеть столицы стран

Один ребёнок выходит к доске для показа

-Москва

Показывает

-с восемнадцатью

-2 страны

-США и Япония

-16 стран

перечисляют        

работают в группах

Рассказывают о своих странах

УУРД:

- осознанно относиться к другому человеку, его мнению.

УУПД:

- выявление причинно-следственных связей.

УУКД:

- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению;

- ответственно выполнять свою часть работы;

- уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться.

Учебная презентация, слайд 7

Первичное закрепление (2 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф,

Словесный:

беседа, опрос

Приёмы:

Самоконтроль и взаимоконтроль.

1.Закрепление с детьми полученных знаний на уроке.

-Сейчас вы поработаете в парах

-Откройте учебники на странице 58.

-С помощью политической карты на странице 58 ваша задача найти и записать столицы стран, которые вы видите на слайде.

    1. Финляндия

   2. Монголия

  3. Россия

   4. Польша

  5. Белоруссия

  6.Швеция

Самопроверка:

-Теперь проверьте свои ответы с ответами на слайде

1. Хельсинки

2. Улан-Батор

3. Москва

4. Варшава

5. Минск

6. Стокгольм

-Если верно, поставьте себе «+», если неверно, то «-»

Динамическая пауза

-Теперь немного отдохнём, встаньте, пожалуйста

ВИДЕО

Отвечают на вопросы

Выполняют работу в парах

Проверяют ответы

УУРД:

- осознанно относиться к другому человеку, его мнению.

УУПД:

- устанавливать существенный признак сравнения, критерии проводимого анализа.

УУКД: 

- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения.

Учебная презентация,

Слайд 8

Слайд 9

Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

И,П

Практический: самостоятельная работа

Приёмы: организация учебного общения, анализ информации, измерения.

Взаимоконтроль

1. Организовывает самостоятельную деятельность по освоению новых знаний.

- Сейчас вы поработаете самостоятельно.

-Я вам даю небольшой тест, ваша задача выбрать правильный ответ на вопрос

1. Назови страну, столицей которой является Улан-Батор?

 А) Монголия б) Китай в) Корея г) не знаю

2. Столицей какой страны является Киев?

 А) Украина б) Белоруссия в) Казахстан г) не знаю

3. С каким государством мы имеем морскую границу?

 А) Казахстан б) Белоруссия в) Япония г) не знаю

4. Закончи фразу «Варшава-столица..»

 А) Белоруссии б) Финляндии в) Польши г) не знаю

5. С какой страной мы имеем сухопутную границу?

А) Япония б) Белоруссия в) США г) не знаю

Взаимопроверка

-Обменяйтесь листочками с соседом по парте

-Проверьте ответы с ответами на слайде

-Встаньте, у кого не было ни одной ошибки

-Молодцы!

Выполняют задание на карточках и обмениваются ими для взаимопроверки.

Работают самостоятельно

  1. А)
  2. А)
  3. В)
  4. В)
  5. Б)

УУРД:

- владеть способами взаимоконтроля, взаимомотивации; признавать своё право на ошибку и такое же право другого;

- владеть способами взаимоконтроля.

УУПД:

- выявлять причинно- следственные связи;

-  выявлять причинно- следственные связи.

УУКД:

- выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;

-  выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах.

Учебная презентация, Раздаточный материал

Слайд 10

Слайд 11

Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, закрепление ранее изученного

Ф, П

Словесный:

беседа.

Наглядный: презентация

Практический:

задание

Приёмы: организация домашней работы.

Самоконтроль и взаимоконтроль.

1. Организует повторение и закрепление ранее изученного на уроке.

Игра «Найди ошибки и исправь их». Устно.

-На слайде сейчас появятся утверждения, но в некоторых из них ошибки. Ваша задача прочитать утверждение и, если в нём есть ошибка, исправить.

1. Политическая карта-это карта, на которой изображены моря, реки, равнины…

2. Россия-самая большая по территории страна

3. Все страны на политической карте обозначены одним цветом.

Выполняют задание

Отвечают на вопросы

  1. Ошибка: это карта, на которой показаны страны
  2. Верно
  3. Ошибка: страны на политической карте обозначены различными цветами

УУРД:

- осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

- признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

УУПД:

- выявление причинно- следственных связей.

УУКД:

- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению.

Учебная презентация,

Слайд 12

Рефлексия деятельности (2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения границ, применение нового знания

Ф

Словесный:

беседа, опрос.

Приёмы: организация учебного общения.

1. Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку   результатов деятельности обучающихся.

- Какая была тема сегодняшнего урока?

- Какую цель на урок мы ставили?

- Какой все ли пункты плана мы выполнили?

- Вы все молодцы!

- Спасибо за урок!

Оценивают эффективность своей деятельности на уроке

- «Политическая карта России и соседних стран»

-  научиться пользоваться политической картой России

- да

УУРД:

- признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

УУПД:

- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.

УУКД:

- выражать свою точку  зрения в устных и письменных текстах.

Учебная презентация,

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15



Предварительный просмотр:

Выбери верный ответ

 на вопрос:

1. Назови страну, столицей которой является Улан-Батор?

 А) Монголия б) Китай в) Корея

г) не знаю

2. Столицей какой страны является Киев?

 А) Украина б) Белоруссия

 в) Казахстан г) не знаю

3. С каким государством мы имеем морскую границу? 

 А) Казахстан б) Белоруссия

в) Япония г) не знаю

4. Закончи фразу «Варшава-столица..»

 А) Белоруссии б) Финляндии

в) Польши г) не знаю

5. С какой страной мы имеем сухопутную границу?

А) Япония б) Белоруссия в) США

г) не знаю

Выбери верный ответ

 на вопрос:

1. Назови страну, столицей которой является Улан-Батор?

 А) Монголия б) Китай в) Корея

г) не знаю

2. Столицей какой страны является Киев?

 А) Украина б) Белоруссия

 в) Казахстан г) не знаю

3. С каким государством мы имеем морскую границу? 

 А) Казахстан б) Белоруссия

в) Япония г) не знаю

4. Закончи фразу «Варшава-столица..»

 А) Белоруссии б) Финляндии

в) Польши г) не знаю

5. С какой страной мы имеем сухопутную границу?

А) Япония б) Белоруссия в) США

г) не знаю

Выбери верный ответ

 на вопрос:

1. Назови страну, столицей которой является Улан-Батор?

 А) Монголия б) Китай в) Корея

г) не знаю

2. Столицей какой страны является Киев?

 А) Украина б) Белоруссия

 в) Казахстан г) не знаю

3. С каким государством мы имеем морскую границу? 

 А) Казахстан б) Белоруссия

в) Япония г) не знаю

4. Закончи фразу «Варшава-столица..»

 А) Белоруссии б) Финляндии

в) Польши г) не знаю

5. С какой страной мы имеем сухопутную границу?

А) Япония б) Белоруссия в) США

г) не знаю


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доброе утро!

Слайд 3

Политическая Реши ребус:

Слайд 4

Тема: «Политическая карта России и соседних стран» Цель: Научиться пользоваться политической картой России и соседних стран

Слайд 5

План: 1.Выполним самостоятельную работу; 2. Подведём итоги; 3. Научимся пользоваться политической картой России и соседних стран.

Слайд 6

План: 1.Научимся пользоваться политической картой России и соседних стран; 2. Выполним самостоятельную работу; 3. Подведём итоги.

Слайд 7

Exploring global landscapes Do you know what helps you make your point crystal clear? Lists like this one: They’re simple You can organize your ideas clearly You’ll never forget to buy milk! And the most important thing: the audience won’t miss the point of your presentation

Слайд 8

1. Финляндия; 2. Монголия; 3. Россия; 4. Польша; 5. Белоруссия 6. Швеция Запиши столицы данных стран:

Слайд 9

1. Хельсинки; 2. Улан-Батор; 3. Москва; 4. Варшава; 5. Минск; 6. Стокгольм Проверим?

Слайд 10

Удачи!

Слайд 11

1. а) 2. а) 3. в) 4. в) 5. б) Ответы:

Слайд 12

1. Политическая карта-это карта, на которой изображены моря, реки, равнины. 2 . Россия- самая большая по территории страна. 3. Все страны на политической карте обозначены одним цветом. Найди неверные утверждения:

Слайд 13

Тема: «Политическая карта России и соседних стран» Цель: Научиться пользоваться политической картой России и соседних стран

Слайд 14

План: 1.Научимся пользоваться политической картой России и соседних стран; 2. Выполним самостоятельную работу; 3. Подведём итоги.

Слайд 15

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира(4 класс).УМК "Школа России"Тема: «Кто такие насекомые?».УМК "Школа России".

Цели деятельности учителя: формирование представлений о насекомых; выделить их существенные и отличительные признаки.Планируемые результатыПредметные: -знать: отличительные признаки насекомых;-уметь: ...

Конспект урока окружающего мира 1 класс. Тема: "Насекомые и их отличительные признаки". Система «Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова»

Конспект урока окружающего мира 1 класс. Тема: "Насекомые и их отличительные признаки". «Система Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова»...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Проект «Города России» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование представлений о достопримечательностях Москвы, Челябинска, Нижнего Новгорода, Магнитогорска; изучение известных исторических объек...

Технологическая карта урока окружающего мира "Путешествие по Золотому кольцу России " (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока «Путешествие по Золотому кольцу России (1 урок)»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство с городами, входящими в Золотое кольцо России, а также с их...

Технологическая карта урока окружающего мира "Путешествие по Золотому кольцу России " (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока «Путешествие по Золотому кольцу России (2 урок)»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство с городами, входящими в Золотое кольцо России, а также с их...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Золотое кольцо России – 1 часть» (УМК «Школа России» 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о городах, которые входят в Золотое кольцо России, знакомство с их достопримечательностями и местоположением на карте.Зад...

Технологическая карта урока окружающий мир. Живые существа нашей планеты. 3 класс. УМК "Развивающая система Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова"

Тема урока: "Живые существа нашей планеты"Тип урока: урок "открытия" нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся понятий  «живые существа» и «кл...