"Откуда в снежках грязь" конспект урока
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Крюкова Елена Алексеевна

Конспект урока по окружающиму миру "Откуда в снежках грязь"  в 1 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchiy_mir_1_klass_otkuda_v_snezhkah_gryaz.doc281.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Откуда в снежках грязь?».

Урок-исследование.

Цель урока:

  • понаблюдать за снегом в природе;
  • определить значение снега в природе;
  • исследовать качества снежного покрова на территории нашей школы;
  • доказать, может ли снежный покров считаться экологически чистым;
    Задачи урока:

Развитие личностных УУД:

  • повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
  • ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
  • развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства;
  • духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе — источнику красоты и вдохновения.

Развитие регулятивных УУД:

  • развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
  • вырабатывать способность различать способ и результат действия;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

Развитие познавательных УУД:

  • развивать способность смыслового восприятия окружающей действительности;
  • осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.

Развитие коммуникативных УУД:

  • учиться овладевать диалогической формой коммуникации;
  • задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов; учиться уважать мнение одноклассника;
  • адекватно оценивать свою роль в коллективной (парной) творческой деятельности.

Предварительная работа. Во время прогулки проводили наблюдения за снегом, рассматривали снежинки, устно описывали их форму, зарисовывали их в рабочую тетрадь. Ребята заранее нарисовали рисунки на тему «Зимушка-зима» для выставки в школе, подобрали сообщения, загадки о снеге.

Гипотеза: возможно ли на уроке исследовать качество снежного покрова.

Оборудование: снег со двора школы, стакан, фильтр, презентация, музыкальное сопровождение урока, экспертные листы.

#1042;хождение в урок. Настрой на урок (Слайд № 1)

Слайд№2

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Всё пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё понятно.

Слайд №3

Внимательно проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ли на месте?
Всё ли в порядке?
Ручка, учебник и тетрадка?
Все дружно беритесь скорей за работу.

- Проверьте, чтобы у вас на партах лежали учебники, рабочие тетради, стаканчики со снегом и пустые стаканы с фильтром.

2. Вступительное слово учителя. Ребята, вы готовы начать работу? Как следует нам сегодня общаться, чтобы все задуманное у нас осуществилось? Правильно.

Слайд 4

Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.

3. Актуализация

Итак, начинаем наш урок, с загадок,

- Отгадайте загадку, и вы узнаете: кто спешит к нам в гости.

Слайд 5

Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей.

Что за нелепый человек
Пробрался в двадцать первый век.
Морковкой нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла. (снеговик)

- Но наш веселый Снеговик пришел к нам не с пустыми руками, а вот что он принес с собой, вы узнаете, отгадав еще одну загадку.

Слайд 6

Зимний дождь
Из звёздочек-малышек
Не стучится в окна,
Не гремит по крыше.
Дождик этот
В воздухе искрится
А потом на землю
Скатертью ложится.

2. Сообщение темы урока

- Так что же принес с собой Снеговик?

- Правильно, он принес нам снег. О чем будем говорить на уроке?

- Молодцы! Мы уже немного говорили о снеге. Давайте вспомним свойства снега, выделим и укажем их.

Слайды 7

- Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием.

- Скажите, а вы любите зиму? Почему?

3. Создание проблемной ситуации на уроке. Слайд 8

Не секрет, что все дети просто обожают попробовать снежок на вкус. Да что греха таить, иногда и я сама украдкой засуну в рот маленький комочек. Он такой сладкий, свежий – как удержаться?!

- Поднимите руку, кто пробовал на вкус снег?

- Как вы думаете, можно есть снег или нельзя? Обоснуйте своё мнение.

Ну вот, одни говорят, что нельзя, а другие, что можно. Итак, кроме очевидного ответа, что снег есть нельзя, потому что он холодный и можно простудить горло, мы задались вопросом – а чистый ли снег?

У нас возник спор. Что же нам делать? Давайте не будем ссориться, а проведём эксперимент! Попробуем узнать сегодня на уроке грязный снег или нет, откуда в нём может быть грязь?

Если выбрать белый снежок, ведь грязи в нем не будет? И вообще, откуда в только что выпавший снег может попасть грязь? Чтобы выяснить все это, мы решили взять две пробы снега: около автомобильной дороги и в самом чистом месте у нас во дворе. И сравнить их.

Но сначала Снеговичок напомнит вам правила работы на уроке.

Слайд 9

Дети читают хором.

Работать вместе.

Обсуждать дружно.

Думать быстро.

Спорить тихо.

4. Практическая часть.

По виду, снег у дороги практически ничем не отличаетсяся от снега со двора. Такой же чистый, белый и пушистый, как раз такой, который вызывает аппетит . Да и выпал он только вчера – испачкаться еще не успел.

Мы дождались, пока оба кома снега растают и превратятся в воду. А потом сравнили чистоту этой воды. Ответ очевиден, не так ли? Снег со двора был чистым, а вот у дороги в нем оказалось много грязи.

5. Зимняя физкультминута «Кабы не было зимы»

- Но сначала Снеговичок приглашает нас отдохнуть

6. Практическая часть. Продолжение. Слайд 10

- Посмотрите на снег в моем стакане, что вы можете о нем сказать?

- А действительно ли он чистый? Как вы думаете?

- Давайте проверим это при помощи лупы и цифрового микроскопа.

- Какой можно сделать вывод?

Слайд 11

- А теперь посмотрите на воду в ваших стаканах. Какого цвета был снег?

- А какой стала вода?

- Иногда зрение человека подводит. Такого исследования недостаточно, чтобы сделать выводы. Выясним, какой эксперимент надо провести. Снеговичок вам поможет подобрать слова. Выбрать вам нужно только одно слово.

- Кто из вас знает, что значит профильтровать?

- Давайте выберем предметы необходимые для изготовления фильтра

Вода проходит через такой фильтр ужасно медленно, наливать ее надо малюсенькими порциями. Но зато можно быть уверенным, что ни одна пылинка не скроется от наших глаз. И точно, в результате фильтрации стало видно, что, конечно, снег у дороги очень грязный. Но и во дворе снег тоже не идеален. Так что есть ни тот, ни тот не рекомендуется!

Слайд 12

- Каким стал фильтр?

- Откуда в нем взялась грязь? Ваши предположения.

Судя по тому, что у дороги он грязнее, можно сказать, что грязь попадает в него из воздуха. На снег оседают частички пыли, поднятые машинами, попадают мельчайшие капли от их колес и т.п. Во дворе у нас тихо, чисто, машин нет и растет множество деревьев. Грязи из воздуха здесь падает гораздо меньше. Но все равно она есть – с тех же деревьев, например. А уж если вспомнить про кошечек и собачек! Но это уже совсем другая история.

Вот было бы интересно взять еще пробу снега у какого-нибудь завода – как бы выглядел он? Но у нас поблизости нет никаких предприятий, да и вообще особо крупных промышленных предприятий нет.

Но вокруг нашей школы нет ни заводов, ни фабрик, да и машины не так часто проезжают. Откуда же тогда грязь? Оказывается, грязь любит путешествовать. Посмотрите, кто мне расскажет, что происходит с грязью?

Слайд 13

Весной, когда снег и лёд начнут таять, ручейки грязной воды побегут в реки и озёра. Вода в этих водоёмах станет мутной и грязной.

Почему же из растаявшего снега не получается чистой воды? (Ученики обсуждают. )

Это происходит потому, что в снеге содержится много мелкого мусора и грязи. Откуда же она берётся, как вы думаете? Давайте разбираться вместе.

Слайд 14

В неочищенном дыме из заводов и фабрик много разных вредных частиц, которые могут вредить природе. В воздух выбрасывают свои выхлопные газы автомобили. Эти грязные частицы оседают на земле и снегу, попадают в воду.

В реки, озёра и другие водоёмы после производства может сбрасываться загрязнённая вода или другие опасные отходы. Люди могут оставлять мусор на природе, он попадает в водоёмы, остаётся на опушках лесов, вредит растениям и животным.

Как вы думаете, что можно делать для того, чтобы меньше загрязнять окружающую нас природу?

Поднимайте руку для ответа. (Ученики обсуждают (использовать экологичный транспорт, очистители на фабриках и др.)

Слайд 15

На заводах и фабриках должны стоять специальные ловушки-фильтры для дыма, удерживающие вредные вещества.

Слайд 16

На предприятиях использованную воду обязательно нужно очистить на специальных очистных сооружениях. Только после этого, её можно сбрасывать в реки и другие водоёмы.

Слайди17

Для того, чтобы уменьшить выбросы выхлопных газов, нужно меньше пользоваться личным автомобилем. Стараться использовать общественный транспорт и другие виды транспорта – велосипеды, самокаты. Все автомобили должны регулярно проходить осмотр, чтобы вовремя устранить неполадки и уменьшить вредные выбросы.

Слайд 18

Что же делать с мусором? Как вы считаете? Ученики обсуждают (собирать и рассортировать). Его нельзя оставлять на природе, там он наносит огромный вред. Весь мусор нужно выбрасывать только в урны или мусорные контейнеры.

У меня предложение – давайте составим памятку о том, что снег вреден для здоровья. Какие советы поместим в нашу памятку? Слайд 19

8. Рефлексия:

Слайд 20 Продолжите предложения:

– Сегодня на занятии я удивился, тому что………

– Сегодня на уроке я узнал о том, что…….

– Мне было очень….

– Теперь мы знаем точно правила поведения на улице зимой, а именно……………

Экспертный лист

  1. Снег и лёд – это замёрзшая ______________.

  1. Снег тёплый холодный горячий

  1. Снег чистый очень чистый грязный

  1. Снег есть МОЖНО НЕЛЬЗЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок - экскурсия "Откуда берется снег и лед? Откуда в снежках грязь?"

Урок проходит в кабинете и на улице. Объединены две темы в одну....

Урок окружающего мира на тему: "Откуда в снежках грязь?"

Урок решения практических задач в 1 классе с использованием информационных технологий. Представлена групповая  работа   обучающихся с исследованием снега....

Урок окружающего мира для 1 класса по теме "Откуда в снежках грязь"

Архив содержит: пояснительную записку, памятку для детей и развернутый конспект урока...

Конспект урока по окружающему миру "Откуда в снежках грязь?"

Урок по окружающему миру "Откуда в снежках грязь составлен с применением элементов проектной технологии....

Конспект урока окружающий мир 1 класс тема Откуда в снежках грязь

Конспект урока окружающий мир 1 класс по теме " Откуда в снежках грязь?"....

Технологическая карта урока по окружающему миру:"Откуда в снежках грязь?" 1 класс

Технологическая карта урока по окружающему миру, 1 класс, ФГОС, программа "Школа России"...

Технологическая карта урока в 1 классе. Тема: "Откуда в снежках грязь?" УМК Школа России

Технологическая карта по окружающему миру для первого класса по теме "Откуда в снежках грязь?...