Урок окружающего мира в 4 классе на тему "Отечественная война 1812 года"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Поршакова Мария Сергеевна

Название предмета: окружающий мир

Класс:

Тема урока: «Отечественная война 1812 года»

Цель урока: изучение исторического периода Отечественной войны 1812 года. 

Задачи урока:

Образовательные:

–  познакомить с основными этапами и событиями Отечественной войны 1812 г.;

– познакомить с главными героями Отечественной войны 1812 года;

– познакомить с понятием «Отечественная война».

Развивающие:

– обеспечить развитие познавательных способностей обучающихся;

– развивать навыки самостоятельной работы.

Воспитательные:

– содействовать формированию дружеского отношения в коллективе;

– вызвать интерес к истории своей Родины;

– содействовать формированию чувства патриотизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otechestvennaya_voyna_1812_goda.docx116.84 КБ
Файл domino.pptx263.7 КБ
Файл rabochiy_list.pptx984.7 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Название предмета: окружающий мир

Класс: 4Г

№ урока: 50

Дата: 05.03.2024

Тема урока: «Отечественная война 1812 года» 

Цель урока: изучение исторического периода Отечественной войны 1812 года.  

Задачи урока:

Образовательные:

–  познакомить с основными этапами и событиями Отечественной войны 1812 г.;

– познакомить с главными героями Отечественной войны 1812 года;

– познакомить с понятием «Отечественная война».

Развивающие:

– обеспечить развитие познавательных способностей обучающихся;

– развивать навыки самостоятельной работы.

Воспитательные:

– содействовать формированию дружеского отношения в коллективе;

– вызвать интерес к истории своей Родины;

– содействовать формированию чувства патриотизма.

Место урока в разделе: 15/17

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Основные термины и понятия: Отечественная война, отечество, партизаны, полководец.

Межпредметные связи: литературное чтение, математика, русский язык.

Наглядность: портреты Наполеона Бонапарта, М.И. Кутузова, карточки для игры «Домино», листы для групповой работы, листы со справочным материалом, тест для актуализации знаний, видео фрагмент итога войны с Наполеоном, карточки с пословицами, презентация, мундиры русского и французского война, звездочки-наклейки для рефлексии, схема сражения при селе Бородино.

Оборудование: проектор, колонки, компьютер.

Этапы урока

Время

Содержание урока

Деятельность учащихся

УУД

1. Мотивация к учебной деятельности.

Словесный метод: беседа

Наглядный метод: высказывание

2 мин

Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнёмся друг другу, улыбнёмся нашим гостям. Покажем свои знания. Садитесь за свои места. Слайд 2

Наш урок хочу начать со слов Рене Декарта.

Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять. 

Как вы думаете, что значит это выражение?

 Ребята сегодня у нас необычный урок. Мы с вами на уроке отправимся в прошлое. Как вы думаете, что нам может помочь отправиться в прошлое.

 

Внимательно слушают учителя.

Высказывают свою точку зрения.

Внимательно слушают учителя и отвечают на вопросы.

Умение слушать учителя и выполнять его требования (коммуникативные УУД).

Умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме (регулятивные УУД).

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Словесный метод: беседа, вопросы.

Наглядный метод: презентация  с ответами теста, карточки для игры «Домино».

Практический метод: тест.

Приём игра «Домино»

5-6 мин

Но прежде, чем мы отправимся в путешествие в прошлое, нам нужно вспомнить, что мы изучали на прошлом уроке.

Предлагаю вам поиграть в дидактическую игру «Историческое домино».

- Нужно собрать большее количество верных цепочек из карточек домино. Работаем у доски.

Хорошо ребята, а теперь проведем небольшой тест по пройденной теме. Отмечаем правильный вариант ответа, потом устроим взаимопроверку.

(После того, как дети написали, они меняются листочками и устраивают взаимопроверку. На слайде 3 правильные ответы.)

Правильные ответы отмечаем знаком «+», неправильные «-«.

Поменялись обратно. Поднимите руки у кого все ответы верные.

Молодцы ребята.

Царствование Екатерины 2 – 34 года.

Возводится в середине XVII в. на Дворцовой площади – Зимний дворец.

Памятник Петру 1 – медный всадник.

Предводитель крестьян – Емельян Пугачёв.

А.В. Суворов – Генералиссимус.

Крупнейший музей – Эрмитаж.

Прозвище Екатерины 2 – Великая.

Ф.Ф. Ушаков – Командующий Черноморским флотом.

Книга Суворова – «Наука побеждать».

Знаменитая победа Суворова – крепость Измаил.

Работают с тестом. Проводят взаимопроверку.

Умение слушать учителя и выполнять его требования (коммуникативные УУД).

Умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме (регулятивные УУД).

Умение оценивать себя, границы своего знания и незнания (личностные УУД).

Знание основных сведений о правлении императрицы Екатерины 2

(предметные УУД).

3. Самоопределение к деятельности. Постановка темы и учебной задачи.

Словесный метод: беседа, вопросы.

Наглядный метод: презентация, видео с отправкой на машине времени.

2-3 мин

Ну а теперь мы с вами можем отправиться в путешествие. А чтобы узнать в какой именно год, мы отправимся, вам нужно решить математическую задачу.

Это число записывается цифрами двух двухзначных чисел; одно состоит из 1 десятка и 8 единиц, а второе двузначное число меньше первого на 6.

В какой год мы отправимся?

Правильно, это 1812 г. Этот год был непростым для России, а почему – вы узнаете сегодня на уроке.

Попробуем назвать тему нашего урока с помощью разбросанных слов на презентации. (Слайд 4,5)

Какая тема нашего урока?

– Какую цель тогда мы поставим перед собой.

– Теперь давайте определим, как мы достигнем, поставленной цели. Перед вами даны начало каждой задачи, а вы должны их закончить. (слайд 6-7 ).

– узнать ….. (кто победил в этой войне)

– выяснить почему …. (эту войну называют отечественной)

– познакомиться….. (с причинами начала Отечественной войны)

Итак, хорошо ребята. Теперь мы с вами готовы отправиться в 1812 г. нашей страны. Мы будем с вами там в роли историков-исследователей.

Слушают учителя.

1812 год

Тема урока: «Отечественная война 1812 г.»

Цель познакомиться с Отечественной войной 1812 г.

Формулируют задачи.

Умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме (регулятивные УУД).

Умение оценивать себя, границы своего знания и незнания (личностные УУД).

Умения формулировать цель и учебные задачи урока (регулятивные УУД).

4. Открытие нового знания.

Словесный метод: беседа, вопросы, рассказ учеников.

Наглядный метод: текст учебника, презентация, справочный материал.

Приём

«исследование (проект)»

14-15 мин

Прежде чем мы будет вести расследование про войну 1812 года, сначала мы должны узнать, что значит слово «Отечество». Как вы думаете, что значит это слово?

А где мы можем посмотреть значение этого слова?

В толковом словаре С.И. Ожегова дается следующее определение слова «отечество». (Слайд 8).

ОТЕЧЕСТВО, -а, ср. (высок.). Страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит. Любовь к отечеству. Зашита своего отечества.

Итак, на уроке мы с вами сегодня будем работать в группе. А также в конце урока ответим на наш главный вопрос «Почему войну 1812 г. называют Отечественной?» каждая группа получит свое задание и подготовит одного человека, который выступит с ответом на ваше задание. Давайте вспомним правила работы в группе. Слайд 9.

У вас есть листочки, на которых вы увидите свое задание. У каждой группы есть проблема, которую вам нужно решить. Решить проблему вам помогут вопросы, которые также есть в ваших листочках. А также вам поможет материал учебника, для решения проблемы. Ответы на вопросы и решение вашей проблемы, записывайте на этих же листочка. После один человек из группы нам расскажет о вашем ответе. Ответы на вопросы даём полные.

(Каждая группа получит на листках задание с проблемой, которую нужно решить, изучив материал учебника.)

Задание для первой группы:

Проблема: исследовать причины начала войны, раскрыть термин «отечественная война».

Просчитайте текст в учебнике (стр. 76-77) «Нашествие Наполеона». Ответьте на вопросы?

  1. В каком году началась война?
  2. Между какими странами шла война?
  3. Кто первый начал войну и почему?
  4. Кто возглавил французскую армию, а кто русскую армию?

Задание для второй группы:

Проблема: исследовать главное сражение Отечественной войны1812 г.

Просчитайте текст в учебнике (стр. 77-78) «Бородинская битва». Ответьте на вопросы?

  1. Назовите главное сражение Отечественной войны 1812 г.?
  2. Где оно произошло?
  3. Чем закончилось?

Задание для третьей группы:

Проблема: исследовать партизанское движение во время Отечественной войны 1812 г. и окончание войны.

Просчитайте текст в учебнике (стр. 78-79) «На войну с Наполеоном поднялся весь народ». Ответьте на вопросы?

  1. Кто такие партизаны?
  2. Кто стоял во главе одного из партизанских отрядов?
  3. Как была изгнана французская армия за пределы России?

Также вам помогут дополнительные тексты по вашим проблемам, они также лежат на ваших партах. На исследование у вас есть 10 минут, потом будем представлять, что у вас получилось.

Начинаем с первой группы. Какая у вас была проблема? Расскажите, что вам удалось узнать? Портреты Наполеона Бонапарта и М.И. Кутузова размещаются на доске.

Сделаем вывод.

Теперь вторая группа.

Какая у вас была проблема? Расскажите, что вам удалось узнать?

Сделаем вывод.

Знаете, ребята, про Бородинскую битву Михаил Юрьевич Лермонтов написал стихотворение, которое так и называется «Бородино». Предлагаю вам сейчас послушать отрывок этого стихотворения.

(Выходит заранее подготовленный ученик и рассказывает наизусть отрывок стихотворения).

Но не только М.Ю. Лермонтов писал про войну 1812 г. В старших классах вы будете изучать произведение Л.Н. Толстого «Война и мир». В этом произведение также описывается Отечественная война 1812 года.

Хорошо, предлагаю вам еще одно задание. Перед вами на доске фрагменты от карты-схемы Бородинского сражения. Вам нужно собрать эту карту. От каждой группы идет один человек.

Теперь третья группа.

Какая у вас была проблема? Расскажите, что вам удалось узнать?

Сделаем вывод.

25 декабря 1812 г. было объявлено об окончании войны. Но она закончилась только на территории России. Война с Наполеоном продолжалась. Предлагаю вам посмотреть, чем закончилась эта война.

Фрагмент из фильма. 49:13

https://yandex.ru/video/preview/12873410631588370150

Отвечают на вопрос.

Значение слова мы можем узнать в словаре.

Работают в группах, решают проблему, отвечают на вопросы. Работают с учебником и справочным материалом.

Представляют свои исследования.

Слушают стихотворение.

Один ученик рассказывает стихотворение.

Умение слушать учителя и выполнять его требования (коммуникативные УУД).

Умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; (познавательные УУД).

Умение оценивать себя, границы своего знания и незнания (личностные УУД).

Умение работать с текстом
(личностные УУД).

Знание стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»

(предметные УУД).

5. Физкультминутка.

1 мин

Я смотрю вы немного устали, тогда нам нужно немного отдохнуть.

«Родина»
Нет на свете Родины красивей –
(шагают на месте)
Боевой страны богатырей.
(изображают «богатырей»)
Вот она, по имени Россия,
От морей простёрлась до морей.
(шагают на месте и широко разводят руки)
     

Повторяют движения за учителем.

6. Закрепление изученного материала.

Словесный метод: беседа, вопросы.

Наглядный метод: задание в приложении, разрезанные пословицы, рабочие листы.

10-11 мин

Хорошо ребята. Мы совершили с вами путешествие в 1812 г. нашей страны. Теперь предлагаю вам возвращаться обратно в класс нашей школы.

А теперь, когда мы вернули с вами в класс, предлагаю вспомнить все то, что мы узнали в прошлом.

Предлагаю вам такое задание.

 Приложение ленингапс.

https://learningapps.org/watch?v=p917r8fet24

У вас есть текст с пропусками, нам нужно его восстановить.

Резерв.

А теперь давайте поработаем с пословицами.

У каждой команды есть конверт. Внутри него есть разрезанные части пословицы или предложения. Вам их нужно собрать.

Какие пословицы у вас получились? Первая группа? Вторая группа? Третья группа?

Что эти пословицы обозначают, объясните?

А какая пословица больше всего подходит к нашей войне 1812 г.?

– Теперь давайте выполним задания в рабочих листах. Они у Вас лежат на парте. Подпишите, и потом, когда выполните я их соберу.

Выполнить задание №4 стр. 40-41 в рабочей тетради. Проверим.

Рабочая тетрадь стр. 42 №5.

Выполняют задание из приложения.

Собирают пословицы.

Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

Родина – мать, умей за неё постоять.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Выполнение мыслительных операций анализа, синтеза и умозаключения (регулятивные УУД).

Умение слушать учителя и выполнять его требования (коммуникативные УУД).

Умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; (познавательные УУД).

Умение оценивать себя, границы своего знания и незнания. Умение проявить самостоятельность, личную ответственность (личностные УУД).

7. Подведение итогов. Рефлексия.

Словесный метод: беседа.

Наглядный метод: смайлики

5 мин

Ну что же, ребята. Вы все хорошо поработали и теперь подведем итоги урока. Поиграем в игру «Верно-неверно». Если высказывание верно поднимаем руку, если не верно просто сидим за партами. Слайд 10

– С какой темой мы познакомились на уроке?

– Какую цель мы ставили в начале урока?

– Достигли мы этой цели?

Хорошо, ребята.

Мы с вами совершили большое исследование. И теперь я предлагаю вам оценить свою работу во время этого исследования.

У вас есть золотые звездочки – наклейки.

Прикрепите их к зеленому мундиру русского офицера 1812 г., если вам понравился урок, и вы были активными, все поняли.

И к синему мундиру французского офицера, если урок не понравился, вы были не активны.

Озвучивание оценок.

Мы познакомились с темой «отечественная война 1812 г.»

Отечественной она называется потому, что на защиту Родины поднялся весь народ.

У села Бородино, в 110 км от Москвы.

Чтобы сберечь войско.

Из-за пожаров, голода армии в Москве.

Партизаны.

Цель познакомиться Отечественной войной 1812 г.

Отвечают на вопрос.

Оценивают себя.

Умение проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД).

Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (регулятивные УУД). Самоанализ и самоконтроль результата (личностные УУД).

8. Домашнее задание.

Словесный метод: беседа.

выбор».

1 мин

А теперь домашнее задание. Узнать какие памятники были построены в России в честь отечественной войны 1812 г. И кратко о одном памятнике рассказать.

Наш урок окончен, спасибо за внимание!!

Каждый ученик выбирает домашнее задание самостоятельно.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Возводится в середине XVII в. на Дворцовой площади Царствование Екатерины II 34 года Медный всадник

Слайд 2

Памятник Петру I А. В. Суворов Великая «Наука побеждать»

Слайд 3

Емельян Пугачев Эрмитаж Ф. Ф. Ушаков Крепость Измаил

Слайд 4

Предводитель крестьян Крупнейший музей Командующий Черноморским флотом Знаменитая победа Суворова

Слайд 5

Генералиссимус Книга Суворова Прозвище Екатерины II Зимний дворец

Слайд 6

Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять.

Слайд 7

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Слайд 8

Родина – мать, у мей за неё постоять

Слайд 9

Родная сторона – мать, чужая - м ачеха.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Отечественная война 1812 г. Фамилия____________________________________________ класс____________________________ Задание 1. Узнай историческую личность по стихотворению поэта Байрона. Запиши его. Вот башни полудикие Москвы Перед тобой в венцах из злата Горят на солнце… Но увы! То солнце твоего заката! Запиши имя _________________ Задание 2. Расположи события в хронологическом порядке. русская армия оставила Москву во Франции ко власти пришёл Наполеон Бонапарт русская армия вступила в Париж сражение на поле у села Бородина в Москве вспыхнули пожары Задание 3. В каждом из перечней вычеркни одно лишнее слово. Бородино, Курганская высота, Куликово поле, Н.Н.Раневский Д.В. Давыдов, партизан, гусар, В.А. Тропинин Москва, Наполеон, Батый, Кутузов

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира 4 класс по теме "Великая война-Великая победа"

Презентация может пригодиться учителю во время подготовки к внеклассным занятиям и урокам по теме "ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА"...

Мастер- класс «Использование ресурсов Интернет на уроках окружающего мира по теме «Великая отечественная война» в 4 классе»

Цель мастер-класса:  демонстрация приемов работы с ЦОР и ресурсами Интернет на личностно- ориентированном уроке окружающего мира по теме «Великая отечественная война» в 4классе...

Презентация к уроку окружающего мира 4 класс по теме Великая Отечественная Война

Данная презентация содержит видео и аудио материал к уроку окружающего мра в 4 классе по теме "Великая Отечественная война" ....

Урок по окружающему миру 4 класс. Великая Отечественная война.Битва за Москву.

Даный урок разработан к учебнику А.Плешакова. На этом уроке расширяются знания детей о Великой Отечественной войне, их познакомят с одним из решающих сражений – битвой за Москву. Учащиеся узнают о том...

урок окружающего мира 4 класс по теме "Великая отечественная война 1941- 45 гг."

Урок  окружающего мира 4 класс по теме "Великая отечественная война 1941- 45 гг.". На уроке рассматривается 1941- 43 года и великие битвы: битва под Москвой, Курская битва, Сталинградская битва....

урок по окружающему миру 4 класс "Великая Отечественная война 1941-1945 год".

Подвиг легендарного танкиста Героя Советского Союза Бухтуева Михаила Артемьевича ....