конспект занятия по окружающему миру " Весна в мире насекомых"
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс)

Надежда Полехина

" Весна в мире насекомых " конспект занятия по внеурочной деятельности , 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasekomye.docx26.87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Весна в мире насекомых»

Тип урока – урок «открытия» новых знаний

Вид урока – комбинированный

Окружающий мир

2 класс

Выполнила учитель начальных классов:

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель:

  • познакомить с весенним пробуждением насекомых,
  • продолжать развивать экологическое мышление учащихся,
  • способствовать развитию эстетического восприятия

Задачи: 

  • закрепить знания детей об изменениях, происходящих в природе весной; показать весеннее пробуждение насекомых, их красоту; расширить знания учащихся о насекомых; учить оберегать бабочек и особенно гусениц;
  • развивать экологическое мышление учащихся, наблюдательность, речь, мышление, коммуникативные навыки;
  • воспитывать бережное отношение к насекомым; прививать любовь ко всему живому; ответственность.

Используемые педагогические технологии:

  • - личностно – ориентированного обучения;
  • - объяснительно – иллюстративного обучения;
  • - словесной продуктивной и творческой деятельности;
  • - педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия)

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.

Планируемые результаты

Предметные:

  • учащиеся научатся понимать полезность насекомых, взаимосвязь растений и насекомых.

Метапредметные:

  • определять и формулировать цель урока с помощью учителя;
  • оформлять свою мысль в устной форме на основе работы с текстом;
  • слушать и понимать речь других;
  • перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.

Оборудование:, аудиозапись музыкальной заставки к передаче «В мире животных, аудиозапись оркестровой миниатюры «Полет шмеля» Н.А. Римского-Корсакова, плакат «Цветочный луг», презентация к уроку, раздаточный материал: «Дневник юного исследователя», конверт с бабочками, черный ящик.

Этап урока, цель этапа

Методы и приемы работы

Деятельность Учителя

Деятельность учащихся

ФО

Виды и формы контроля

Мотивационный этап

Цель: Мотивировать учащихся на работу на уроке

Словесные: беседа

- Здравствуйте, ребята, у нас сегодня урок окружающего мира.

- Начать урок хочу с такой фразы: «Если хотите, чтобы жизнь Вам улыбнулась, подарите сначала ей хорошее настроение». Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, какие вы молодцы. Садитесь.

- И вот с таким хорошим настроением я предлагаю вам отправиться в путешествие в мир природы. 

- Проверьте всё ли готово для работы, нам понадобится: учебник, пенал.

Проверяют готовность

Ф

Фронтальная проверка готовности

Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений в пробном действии Цель: Воспроизведение учащимися знаний умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания

Словесные: беседа, рассуждения

- Перед тем, как мы перейдем к теме урока, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке. (Весеннее пробуждение растений).

- Скажите, какие растения вы встречали в природе ранней весной?

- Расскажите, как изменились деревья и кустарники с приходом весны?

- Какие растения часто встречаются в весенних цветниках?

- Какой цветок пришел к нам с горных лугов?

- Какой цветок похож на кудрявого барашка?

- В какой цветок, по легенде, был превращен юноша, влюбленный в себя?

- Какой цветок является символом Голландии?

- Молодцы!

Ф

Устный фронтальный контроль

Самоопределение деятельности Цель: Подведение учащихся к определению темы и задач урока

Наглядные: демонстрация аудиофайлов, слайдов презентации

Словесные: беседа, обсуждение, поставка темы и цели урока

- Пришла весна просыпаются не только растения и цветы.

- Ребята, послушайте, пожалуйста, эту мелодию. (Звучит аудиозапись музыкальной заставки к передаче «В мире животных).

- Догадались ли вы, о ком мы будем говорить сегодня на уроке? (О животных).

- Но мир животных такой большой и многообразный! В нём есть такие, которые весят несколько тонн, и те, которые весят несколько граммов. Есть животные, которые живут под водой, и те, которые живут на суше. Послушайте еще одно произведение, которое вам подскажет, о каких именно животных пойдет речь.

(звучит аудиозапись «Полета шмеля» Н.А. Римского- Корсакова.)

- О ком же сегодня на уроке будем говорить? (О насекомых).

- Верно, тема нашего урока: «Весна в мире насекомых».

С наступлением весны одними из первых пробуждаются насекомые, маленькие, загадочные существа, живущие на нашей планете. Это самая многочисленная группа обитателей Земли.

- Какую цель на урок мы можем поставить?

1. Узнать, почему насекомые покинули свои зимние убежища.

2. Узнать, что интересного можно наблюдать весной в жизни насекомых.

- Я предлагаю вам на этом уроке стать исследователями-энтомологами. Чем же эти ученые занимаются? Энтомологи  это учёные, которые изучают жизнь насекомых. Мы – энтомологи, я вас сегодня буду называть коллеги.

- Но прежде, чем приступить к исследованиям, я хочу обратить ваше внимание на черный ящик. Я попрошу вас высказать мнение как вы думаете, что может находится в черном ящике? Или чтобы ты хотел, чтобы там находилось? Попрошу Вас закрыть глаза, и подумать о том, чтобы вы хотели увидеть там. Но о том, что там находится, мы узнаем с Вами в конце урока.

Слайд 2

Слайд

Слайд

Слайд

Ф

Устный фронтальный контроль

Открытие новых знаний

Цель: Осуществление учебных действий для освоения знаний по теме урока

Наглядные: демонстрация слайдов презентации

Словесные: беседа, обсуждение

Практические: выполнение заданий на раздаточном материале

- Как зимуют насекомые?

- Каких насекомых вы встречали в начале весны?

- Что вы знаете о превращениях насекомых?

- Коллеги, обратите внимание на Дневник исследователей», который лежит у Вас на парте. Чтобы не забыть, что мы делали, мы сегодня будем с вами работать в нем. Давайте подпишем его.

- Не только первые цветы радуют глаз человека ранней весной. Не меньший восторг можно испытать, впервые увидев порхающую бабочку, степенного шмеля, торопливого муравья.

• тело насекомых имеет легкий, но очень прочный покров, состоящий из маленьких насечек. От этих насечек и пошло название — насекомые.

- А теперь прочитаем, что интересного мы

( ЧИТАЮТ ФАКТЫ)

- Как по Вашему мнению большинство людей относится к насекомым: с любовью, равнодушно или враждебно? Почему?

- Какое отношение к насекомым вы считаете правильным?

- А теперь обратимся к «Дневнику исследователей». Будем выполнять Исследование №1.

Рассмотрите картинки бабочек в учебнике, подпиши их названия.

- Коллеги, давайте проверим себя!

- Коллеги, приступаем ко второму нашему заданию исследователей – это отгадывание загадок о насекомых. 

1. Погляди на молодцов: веселы и бойки,

Волокут со всех концов материал для стройки.

Вот один споткнулся вдруг под тяжелой ношей —

И спешит на помощь друг, тут народ хороший.

Без работы, хоть убей, жить не может... (муравей).

2. На ромашку у ворот
Опустился вертолет –
Золотистые глаза.
Кто же это?...(стрекоза)

3. Вдруг зажегся на травинке

Настоящий огонёк.

Это с лампочкой на спинке

Сел на травку (светлячок).

4. Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Если в воздухе кружусь

Тут уж вволю нажжужжусь. (жук)

(Жук.)

5. Целый день летает, всем надоедает.

Ночь настанет, тогда перестанет. (Муха.)

6. Не звери, не птицы, носы, как спицы,

Летят — пищат, сядут — молчат. (Комары.)

7. Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком — он поделится медком. (Пчела.)

8. Её кокон, как яичко.

И летает, хоть не птичка.

Пьёт нектар она с цветка,

Опасается сачка. (бабочка)

(По ходу отгадывания, на слайде появляются соответствующие фотографии.)

- А теперь обратимся к «Дневнику исследователей». Будем выполнять Исследование №2. Если мы верно соединим точки по цифрам, то у нас получится какое-то насекомое. Запишите, кто у вас получился.

Слайд

Слайд

Ф

П

И

                                                 

Физминутка

Цель: Снятие утомляемости

Наглядные: демонстрация движений

Практические: выполнение

упражнений

- Встаем, немного отдохнем.

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела. 

У реки остановилась,

Над водою покружилась.

- Выполним ее еще раз.

- Молодцы, присаживайтесь.

Выполняют движения физминутки, повторяя за учителем

Ф

Фронтальный

Контроль за выполнением движений физминутки

Первичное закрепление

Цель: Обеспечение применения полученных учащимися знаний и умений по теме урока

Словесные: объяснение, беседа

Практические: выполнение заданий на раздаточном материале

- Переходим к с.84. Прочитаем о насекомых и о нас. Читаем по цепочке.

- Рассмотрите рисунки. Сравните гусениц. Листьями каких деревьев они питаются?

— Какая гусеница наносит ущерб человеку? (Гусеница бабочки- капустницы.)

— Полезны или вредны комары?

— Нужно ли их уничтожать?

— Есть ли какая-нибудь польза от комаров?

— Рассмотрите рисунок на с. 85. Чем питаются птицы, стрекозы, рыбы? (Комарами.)

— Значит, если исчезнут комары, то... (Птицам нечем будет кормить птенцов, стрекозам и их личинкам, рыбам, лягушкам, жабам нечего будет есть, и они погибнут.)

- Важно помнить, что в мире все взаимосвязано и любое вмешательство приносит вред.

- Человек должен быть внимательным и наблюдательным, и природа подскажет ему много интересного.

- Коллеги, переходим к выполнению третьего задания исследователей. Для этого ищем в нашем дневнике исследование№3.

Это задание вы будете выполнять в парах. Вам нужно в учебнике найти сведения о том, чем питаются разные насекомые, и записать свои ответы.  Вспомним правила работа в парах. Работаем вместе, сообща, совещаясь.

- Проверьте со слайда.

Слайд

Ф

П

И

Письменный фронтальный контроль

Взаимоконтроль

Рефлексия

Цель: получить обратную связь от учеников от урока

Словесные: итоговая беседа, рассуждения, обобщение

- Урок подошел к концу, подведем итог.Что вы узнали сегодня на уроке?

-Каких насекомых можно увидеть ранней весной?

-Почему нужно беречь и охранять насекомых?

-- Урок подошел к концу, подведем итог.

- Каких насекомых можно увидеть ранней весной?

- Ув. Коллеги, мы с вами хорошо поработали, ответили на главный вопрос, как пробуждаются насекомые весной. А скажите, пожалуйста, на какой вопрос мы с вами не ответили?Что находится в черном ящике.

- У вас на столах лежит конверт, откройте его, там вы найдете маленькую бабочку. Я попрошу вас украсить ее так, как вам понравился урок. Украсим наш луг цветов.

Ф

И

Устный фронтальный контроль

Инструктаж д/з

Цель: обеспечение понимание учащимися д/з

Словесные: инструктаж, указания к домашней работе

- Обратите внимание на спинку стула, там вы найдете д/з.

Дома вам нужно будет прочитать текст в учебнике (- Наше исследование подошло к концу, я попрошу вас подняться с мест. Обратите внимание, какое красивый луг у нас получился. И, если Вы не против, то к себе в школу, я заберу частичку 2В класса, который сегодня помог мне справится с моим волнением, справится с проведением этого урока. Спасибо.

Д/з, слушают объяснение

Ф

Текущий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по окружающему миру "Весна в мире насекомых"

Не только первые цветы радуют глаз человека ранней весной. Не меньший восторг испытывает человек, впервые увидев весной порхающую бабочку, степенного шмеля, торопливого муравья.Сегодня  нам предс...

конспект урока по окружающему миру «Весна в мире насекомых» (2 класс)

Конспект урока по окружающему мируТема: «Весна в мире насекомых»Цели деятельности учителя: формирование у учащихся знаний о весеннем пробуждении насекомых.Планируемые результаты:Пред...

конспект урока по окружающему миру «Весна в мире птиц и зверей» (2 класс)

          Конспект урока по окружающему мируТема: «Весна в мире птиц и зверей»   Цель деятельности учителя: формирование знакомства учащ...

УМК Перспектива 2 класс Конспект урока по окружающему миру «Весна в мире насекомых»

Тема: «Весна в мире насекомых»Цели деятельности учителя: ознакомление с весенним пробуждением насекомых, продолжать развивать экологическоемышление учащихся, способствовать развитию эстети...

Урок окружающего мира "Весна в мире птиц"

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе....

Конспект урока по окружающему миру "Весна в мире птиц и зверей", 2 класс, УМК "Перспектива"

Цели деятельности учителя: формирование представление о жизни животных в весенний период; возвращении перелетных птиц, гнездовании, насиживании и кормлении птенцов; пробуждении зверей, впадавших в...

Технологическая карта урока окружающего мира «Весна в мире насекомых», (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цель урока: формирование представлений об изменениях в жизни насекомых весной, расширение знаний об изменениях, происходящих в природе весной, развитие умений оберегать бабочек и особенно гусениц.Зада...