ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМНОГО ВОСПРИЯТИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА НА УРОКАХ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОЗДАНИЯ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В МИРОВОЗЗРЕНИИ УЧАЩИХСЯ
методическая разработка по окружающему миру

Романова Ольга Николаевна

  Интегрированный курс  «Естествознание» в старшей школе важен для обобщения знаний по научным дисциплинам и формирования современной естественнонаучной картины мира в мировоззрении школьников. Место и значение данного курса в системе школьного образования определяется местом естественнонаучных знаний в преобразующей деятельности человечества.

   Естественнонаучная картина мира никогда не была картиной застывшей. Она менялась, определяя эпохи в культурном развитии человечества и отражая разнообразие моделей научного познания мира. Так, преодолевая и раздвигая горизонты  непознанного, вероятностная картина мира пришла на смену классической картине мира.

   Окружающий мир предстает перед нами в виде иерархической системы систем. Он бесконечен в пространстве и во времени, в непрерывном движении, изменении и в нем человек есть мыслящая система, способная познавать мир и, как показывает практика, познаёт  верно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnyy_proekt_po_estestvoznaniyu.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМНОГО ВОСПРИЯТИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА НА УРОКАХ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ  КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОЗДАНИЯ  ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В МИРОВОЗЗРЕНИИ УЧАЩИХСЯ

                                                       Главная цель разумного изучения природы состоит в том,  чтобы в разнообразии узнать единство, в частностях обнять все то, что нам передано открытиями прежних веков и настоящего времени.

А. Гумбольдт

1.Введение. Обоснование  актуальности темы

  Интегрированный курс  «Естествознание» в старшей школе важен для обобщения знаний по научным дисциплинам и формирования современной естественнонаучной картины мира в мировоззрении школьников. Место и значение данного курса в системе школьного образования определяется местом естественнонаучных знаний в преобразующей деятельности человечества.

   Естественнонаучная картина мира никогда не была картиной застывшей. Она менялась, определяя эпохи в культурном развитии человечества и отражая разнообразие моделей научного познания мира. Так, преодолевая и раздвигая горизонты  непознанного, вероятностная картина мира пришла на смену классической картине мира.

   Окружающий мир предстает перед нами в виде иерархической системы систем. Он бесконечен в пространстве и во времени, в непрерывном движении, изменении и в нем человек есть мыслящая система, способная познавать мир и, как показывает практика, познаёт  верно.

   Одна из особенностей познания – наличие аналитического и синтетического образа мышления. Расчлененность мышления на анализ и синтез, взаимосвязь этих частей является очевидным признаком системности человеческого мышления и познания.

  Системный анализ, опирающийся на принципы иерархичности, целостности, структурированности и ряд других принципов, в настоящее время признается как основное методологическое направление современной науки, как способ познания. Современный уровень научно-технического прогресса обусловлен не просто накопленными наукой знаниями об окружающем мире, но и другим способом их усвоения и использования. Познание окружающего мира – это скорее способ мышления, а не накопление совокупности знаний о  мире. Вывод прост: детей надо учить учится. И формирование системного восприятия окружающего мира выступает необходимым условием  усвоения Естествознания сложного. Естествознание сложного открывает новые широчайшие горизонты в постижении единства и гармонии реального мира, делает возможным исследование таких процессов, как жизнь организма, эволюций и катастроф в экономике и обществе, показывая тем самым общность всего сущего на Земле. Строить храм нового естествознания – естествознания сложного – и развивать эту науку будут т,

Е, кому сейчас по 15-16 лет. Кирпичиками здания этого храма будут знания точного естествознания, а цементирующим раствором - понятия и  методы естествознания сложного.

 

Основные характеристики проекта

Объект – процесс формирования системного восприятия окружающего мира.

Предмет – условия и средства формирования системного восприятия окружающего мира,  взаимодействие участников учебного процесса направленные на развитие личностных компетенций, способствующих осознанию своей значимости в нашем динамически развивающемся, едином и гармоничном мире.

Цели: разработать способы формирования системного восприятия окружающего мира учеником, обеспечивающие:  

  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, критической оценки и использования естественнонаучной информации, содержащейся в СМИ, ресурсах Интернета и научно-популярной литературе; осознанного определения собственной позиции по отношению к обсуждаемым в обществе проблем науки;
  • развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественнонаучной информации;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений естественных наук для развития цивилизации; стремления к обоснованности высказываемой позиции и уважения к мнению оппонента при обсуждении проблем; осознанного отношения к возможности опасных экологических и этических последствий, связанных с достижениями естественных наук;
  • использование естественнонаучных знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья, окружающей среды, энергосбережения.

Основная идея:   Для успешного формирования целостной картины мира в мировоззрении ученика и осознания роли и места человека в эволюции цивилизации, мира и Вселенной  сделать уроки Естествознания не только носителями предметных знаний и проводниками синергетических идей, но и превратить школьный класс в модель системы, где разворачиваются все процессы самоорганизации, самосовершенствования и эволюции личности ученика.

Замысел: Обратимся к понятию «система», играющего ключевую роль в системном анализе. Среди многих определений выделим два. Одно из них утверждает, что система – это совокупность взаимосвязанных частей, выделенных из окружающей среды и выступающих по отношению к ней как целое. Другое указывает, что система есть средство достижения цели.

  С одной стороны, пред нами предстаёт мир систем разной степени сложности, с другой – сам  процесс познания системен. Следовательно, теоретическая деятельность учащихся становится эффективной, если им дается система знаний, обеспечивающая достижение педагогических целей.

  В курсе «Естествознание» знания об окружающем мире надо представлять в  логике системного подхода. Научные знания об окружающем мире даются в виде взаимосвязанных элементов:

  1. описание структуры  и состава объекта как целостной системы;      
  2. выявление взаимодействий элементов целостной системы;
  3. раскрытие системных свойств объекта;
  4. демонстрация законов и правил, которым подчиняются взаимодействия объекта в иерархической системе систем;
  5. реализация системных знаний в практической деятельности и в познании.

Гипотеза: Если на уроках  естествознания предметные знания об окружающем мире представлять в виде системы взаимосвязанных элементов;  мир и всю Вселенную представить как глобальную, самоорганизующуюся, открытую  суперсистему; познавательную деятельность организовать на принципах системного подхода, то можно сформировать системное восприятие  окружающего мира. Такое восприятие мира позволит  создать целостную картину мира в мышлении учащегося, воспитать  профессионально и социально компетентную, мобильную личность, умеющую делать выбор и нести за него ответственность, сознающую и способную отстаивать свою гражданскую позицию, гражданские права, и организующую свою жизнедеятельность в гармонии с миром.

Задачи реализующие достижение целей изучения естествознания на базовом уровне среднего (полного) образования:

  • отобрать и адаптировать технологии образования, позволяющие обеспечить формирование системного   восприятия окружающего мира
  • выявить и отработать способы эффективной самореализации и рефлексии личности в условиях учебного процесса.
  • обеспечить условия для развития способностей учащихся на основе деятельностного подхода разработать  авторскую программу на основе государственного стандарта общего образования, при построении процесса обучения.
  • выработать критерии оценки степени обученности и сформированности различных компетенций.

Факторы риска:1. отсутствие УМК по предмету

Профилактика: отработать практику проведения лекционно – семинарских занятий;

Выработать навыки ведения тетрадей с лекциями, навыки пользователя услугами Интернет.

                              2. отсутствие опыта преподавания естествознания в школах округа

Профилактика:  поиск партнеров в сети Интернет и обмен информацией с ними; создание собственных ресурсов информации.

Предполагаемые результаты: Разработанная и реализованная система преподавания  естествознания в профильной школе, в результате которой формируется личность, владеющая системным методом познания, которое необходимо для современного научного видения мира.

3.Критерии и показатели реализации цели и задач проекта

   Основными критериями оценки результативности внедрения данного инновационного проекта являются:

  • личностные компетенции
  • критерии успешности усвоения предметного материала на уроках естествознания.

Личностные компетенции

   Уровень и качество духовного развития. Показателями этого критерия могут служить:

  • духовная сопричастность к жизни человечества, страны, школы, семьи – любой системы элементом которой является ученик;
  • гуманистическая ориентация мышления;
  • мотивация самосовершенствования;
  • способность осуществлять осознанный выбор и устанавливать границы собственной свободы;

Индикаторами наличия показателей служат высказывания детей, поведенческий репертуар.

Диагностика может осуществляться через наблюдение за поведением школьников; рефлексию высказываний, мнений, суждений, точек зрения. В качестве диагностического аппарата могут

быть использованы экспертная оценка учителей, родителей, одноклассников, анкетирование, эссе и сочинения.

       Уровень воспитанности. Показателями  этого критерия служат характеристики отношений:

  • к другим людям – эмпатия, тактичность, принципиальность, отзывчивость и. т. п.;
  • к себе – самокритичность, реалистичность, требовательность, исполнительность и т. п.;
  • к деятельности – инициативность, добросовестность, исполнительность и т. п.;

Индикаторами являются проявления названных качеств в деятельности, поведении.

Диагностика производится с помощью экспертной оценки, анкетирования по специальным методикам в сотрудничестве с классным руководителем.

    Уровень развитости. Показателями  развитости могут служить:

  • креативность учащихся;
  • самостоятельность, критичность мышления;
  • глубина и гибкость мышления;
  • осознанность необходимости знаний и их использование в деятельности;
  • способность к сотрудничеству, взаимодействию, применению стратегии сотрудничества; умение найти компромиссное решение в сложных ситуациях;
  • способность к рефлексии;

Индикаторами выступают: Количество и сложность решаемых задач в ситуации выбора, обладание призовыми местами на олимпиадах, творческих конкурсах и др.

Диагностика проводится  на основании методов  критериального   тестирования, анализа продуктов деятельности школьников, документации, курсовых работ, контрольных и проверочных работ.

Критерии успешности усвоения учебного  материала на уроках естествознания

   Показателями успешности  усвоения предметного материала  в результате применения методов системного анализа могут служить

  • Знания,  умения и навыки учащихся по предмету, предполагающие использование алгоритмов системного усвоения материала;
  • Сформированность умения вести лекционную тетрадь;
  • Умение работать над сообщением, рефератом, курсовой работой;
  • Умение защищать курсовую работу и представлять учебный проект;
  • Умение проводить рефлексию своей деятельности;

Индикаторами выступают:

 Контрольные и модульные  задания проверяющие, сформированность  предметных и надпредметных компетенций; качество ведения лекционной тетради; сообщения, рефераты  и курсовые работы.

Диагностика проводится  на основе методов критериального оценивания; учитывается самооценка и оценка школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ ТЕМА: ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ как одно из условий успешного овладения письменной речью.

В данной работе описана проблема недоразвития фонематического восприятия у младших школьников, теоретическое обоснование данного вопроса и практический материал для решения поставленных задач. В прило...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Формирование семантических полей на уроках чтения как условие развития активного словарного запаса глухих учащихся.

Статья содержит некоторые приемы работы на уроках чтения в начальной школе по обогащению активного словарного запаса у глухих школьников....

Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира в начальной школе как условие развития положительной мотивации учащихся.

Организация проектной деятельностина уроках окружающего мира в начальной школе как  условие  развития  положительной мотивации  учащихся....

Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения школьника

Данная статья затрагивает проблему создания ситуации успеха в процессе обучения, раскрывает различные педагогические, психологические, диагностические и организационные подходы для ее воплощения на пр...

Урок по окружающему миру 2 класс "Условия необходимый для развития растений"

Урок по окружающему миру 2 класс "Условия необходимый для развития растений"Урок содержит ряд опытов....