Конспект конкурсного урока на тему: «Золотое кольцо России»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Кизик Мария Игоревна

Цель урока: создание условий для знакомства с интересными городами нашей страны, которые составляют Золотое кольцо, достопримечательностями этих городов.

Задачи:

1. Расширить кругозор учащихся в области достопримечательностей древних городов

2. Развивать речь учащихся, мышление, память, познавательного интереса к предмету.

3. Воспитывать патриотические чувства, любовь к России, интерес к ее духовному наследию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект конкурсного урока

Предмет: окружающий мир

Класс: 3

Тема урока: «Золотое кольцо России»

Цель урока: создание условий для знакомства с интересными городами нашей страны, которые составляют Золотое кольцо, достопримечательностями этих городов.

Задачи:

1. Расширить кругозор учащихся в области достопримечательностей древних городов

2. Развивать речь учащихся, мышление, память, познавательного интереса к предмету.

3. Воспитывать патриотические чувства, любовь к России, интерес к ее духовному наследию.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Учащиеся научатся находить на карте города Золотого кольца России (Сергиев Посад, Переславль - Залесский, Ростов Великий, Углич, Ярославль).
  • Приводить примеры достопримечательностей этих городов, по достопримечательностям узнавать города.
  • Осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры.

Личностные:

  • Создание условий для развития интереса к учебной деятельности, навыков сотрудничества при работе в группе.
  • Воспитывать любовь к России, ее духовному наследию; воспитывать культуру поведения, взаимопомощь; развивать информационную грамотность учащихся, познавательные процессы.
  • Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

Метапредметные:

- Регулятивные универсальные учебные действия:

•   учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

•   самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

 - Познавательные    универсальные    учебные действия:

•   осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

•   строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

• анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы

 - Коммуникативные   универсальные   учебные действия:

•   учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

•   формулировать собственное мнение и позицию;

•   адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Тип урока: усвоение новых знаний

Форма: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: учебник (Окружающий мир,3 класс, 2 ч., УМК «Школа России» авт. А.А. Плешаков), презентация, карта, задания, рабочая тетрадь.

Ход урока

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

Организация начала занятия

1 мин

Проверка готовности к уроку. Приветственное слово учителя:

- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением:

Улыбнись! Даже если на сердце темно

И мешают в дороге ошибки,

Посмотри, заглянул тёплый день к нам в окно,

Разве это не стоит улыбки?

Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места.

Приветствие, подготовка рабочих мест

Психологический настрой уч-ся на работу

Регулятивные:

планировать свои действия.

Личностные:

устойчивый интерес к новым способам познания.

Подготовка к основному этапу занятия

5 мин

На доске: чемодан, фотоаппарат, панама, карта. (Приложение 1)

- Посмотрите на доску, что вы видите?

- Кому могут принадлежать эти предметы?

- Какого человека называют путешественником? (Слово «путешественник» (на карточке) учитель прикрепляет к доске.)

- Сегодня мы с вами совершим необычное путешествие – виртуальную экскурсию.

-Отгадайте загадку, и вы узнаете, на каком виде транспорта мы будем путешествовать.

Что за чудо-красный дом

Ребятишек много в нем,

Носит обувь из резины

И питается бензином!

-Верно!

-Послушайте стихотворение, и вы узнаете, где мы будем путешествовать. Назовите тему урока:

Над Темзой плывут туманы,

Над Европой нависли тучи,

А где-то шумят океаны,

Водопады срываются с кручи.

Но что до заморских диковин,

Коль не познаны русские дали?

Перезвоны святых колоколен

Меня в дорогу сегодня позвали.

Я могла бы их вечно слушать,

Ни о чем другом не просить.

Сам Господь надел мне на душу

Золотое кольцо Руси.

- Так куда мы отправимся в путешествие?

Тема нашего урока: Золотое кольцо России.

(Слайд 1)

- Каковы же цели нашего путешествия?

- Сегодня и мы отправимся в путешествие по древним городам России. 

- О чём вам хотелось бы узнать, когда будем путешествовать?

- План:

- Название города.

- Достопримечательности города.

- Что такое кольцо?

- Какие бывают кольца?  

- Почему же кольцо? Все они, соединяясь дорогами, выстраиваются в символический круг.

Около 40 лет назад несколько древних городов России к северо-востоку от Москвы были объединены в туристический маршрут, получивший название "Золотое кольцо России".

- Посмотрите на карту размещения этих городов.  (Приложение 2)

(Слайд 2)

- Они действительно расположены кольцом, берут свое начало в столице нашей Родины – городе Москва.

Рассматривают иллюстрации на доске

Участвуют в беседе

-туристу, путешественнику.

- который путешествовал, ездил по странам, городам

- автобус, катер, поезд, автомобиль, самолет.

- Автобус.

- по Золотому кольцу.

- Познакомиться с интересными древними городами России.

- Узнать об их достопримечательностях

- Больше узнать об истории нашего государства.

1. Выяснить, что такое Золотое Кольцо?

2. Какие богатства оно в себе скрывает?

3. Почему в названии употребляются слова «кольцо» и «золотое»?

Украшение, предмет в форме окружности, имеет форму замкнутого круга

Обручальное, кольцо для ключей, гимнастические, трамвайное, кольца дыма.

Слушают сообщения учителя. Принимают участие в диалоге, высказывают свои предположения.

Личностные: выраженная познавательная мотивация;

Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Усвоение новых знаний

20 мин

Итак, в путешествие мы отправляемся из главного города нашей страны.

(Слайд 3)

Как он называется?

- Что вы знаете о городе Москва?

- Назовите достопримечательности города Москва?

Москва – столица Российской Федерации, находится в центре европейской части России. дата основания – 1147 год. Основал Москву – Юрий Долгорукий. Столица Российской Федерации с 1991 года. Достопримечательности: Красная площадь, Кремль, Храм Христа Спасителя, МГУ.

Мы покидаем столицу нашей Родины Москву и отправляемся в наше путешествие дальше. Сегодня в нашем путешествии не обойтись без помощников – экскурсоводов. (Слово на доске)

Выступление 1 экскурсовода (Приложение 3).

(Слайд 4)

(Слайд 5)

(Слайд 6)

(Слайд 7)

- Теперь давайте выполним задания, после услышанного вами рассказа экскурсоводов.

1. В честь кого назван город?

2. Достопримечательности?

3. Что означает слово «лавра»? Прочитайте в учебнике и скажите, что означает слово «лавра»? (Слово «лавра» (на карточке) учитель прикрепляет к доске.)

На столах обратите внимание у вас карта Золотого кольца России (Приложение 4).

- Отметьте пожалуйста первый город на вашей карте.

- В тетради на странице 54 впишите название главного монастыря Сергиева - Посада. (В учебнике на стр. 87)

- Мы отправляемся дальше.

Выступление 2 экскурсовода (Приложение 3). 

(Слайд 8)

(Слайд 9)

(Слайд 10)

Ответьте на вопросы:

1. Кто основал город?

2. Родиной чего является Переславль- Залесский?

3. Какие есть достопримечательности?

- Впишите в тетрадь старинные памятники архитектуры этого города.

- Давайте теперь отметим на нашей карте следующий город о котором нам поведал экскурсовод (Приложение 4).

- Наше путешествие не заканчивается и о следующем городе нам поведает 3 экскурсовод (Приложение 3).

(Слайд 11)

(Слайд 12)

(Слайд 13)

(Слайд 14)

(Слайд 15)

Ответьте на вопросы:

1. Как называли Ростов?

2. Чем славится Ростов?

3. Что такое финифть? Затрудняетесь ответить?

(Слово «финифть» (на карточке) учитель прикрепляет к доске.) Прочитайте в учебнике.

- Давайте теперь отметим на нашей карте (Приложение 4) следующий город о котором нам поведал экскурсовод.

Физкультминутка:

- Ребята мы немного устали путешествовать, нам необходимо размяться:

Видео физкультминутка «Автобус».

- Едем дальше, я приглашаю 4 экскурсовода (Приложение 3): 

(Слайд 16)

(Слайд 17)

(Слайд 18)

(Слайд 19)

(Слайд 20)

- Теперь давайте выполним задания, после услышанного вами рассказа экскурсоводов.

1. От какого слово произошло название города?

2. Что построена на реке Волге?

3. Какие достопримечательности в городе Углич?

- Давайте теперь отметим на нашей карте (Приложение 4) следующий город о котором нам поведал экскурсовод.

- Куда же мы отправимся дальше, из города Углич?

- Ребята, сейчас каждый из вас будет в роли экскурсовода. На столах у вас есть автобус «Путешествие по городам Золотого кольца России». Найдите в нём страницу с городом, который расположен после города Углич. Как называется этот город?

(Приложение 5). 

- Сейчас вы будете работать в паре. Прочитайте и определите.

-  Какие достопримечательности находятся в Ярославле?

- Отметить на карте город Ярославль (Приложение 4). 

- А теперь проверим, как хорошо вы усвоили информацию об этом городе?

- Выполните задание. Соедините предметы с достопримечательностями.

Просмотр мультфильма «Мы живём в России – Ярославль».

- Москва

- это столица нашей Родины.

- Красная площадь, Кремль.

Слушают внимательно рассказ экскурсовода и отвечают на вопросы.

- Слово «лавра» означает главный, самый важный монастырь.

- Троице – Сергиева лавра.

Слушают внимательно рассказ экскурсовода и отвечают на вопросы.

Спасо- Преображенская церковь, Никитский, Горицкий монастыри.

Слушают внимательно рассказ экскурсовода и отвечают на вопросы.

- Ростовский Кремль, Дмитриевский храм, церковь Иоанна Богослова.

- Финифть («смешиваю») – изготовление художественных произведений, с помощью стекловидного порошка, эмали на металлической подложке, вид прикладного искусства.

- Выполняют движения.

Слушают внимательно рассказ экскурсовода и отвечают на вопросы.

Дворцовая палата, церковь царевича Дмитрия, Угличская ГЭС.

- Ярославль.

- Памятник Фёдору Григорьевичу Волкову, церковь Ильи Пророка, Владимирская церковь, Святые ворота.

- Выполняют задание на листочках из проекта.

Личностные:

- выраженная познавательная мотивация;

- устойчивый интерес к новым способам познания.

Регулятивные: оценивать результаты деятельности (своей, чужой)

Коммуникативные: - слушать собеседника, соблюдать правила общения.

- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

-участвовать в обсуждении, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения результата;

анализировать  и оценивать свою работу.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Познавательные:

проявлять познавательную инициативу.

Закрепление знаний и способов действий

7 мин

-  Вы сегодня на уроке от наших экскурсоводов услышали много интересной информации.

Работа в группах:

- Сейчас мы проверим, как вы все усвоили и разгадаем кроссворд (Приложение 6).

(Слайд 21)

(Слайд 22)

Сегодня Золотое кольцо – символ российской истории, один из ярчайших памятников эпохи Древней Руси.

Города старинные –

К солнышку лицом –

Для России стали

Золотым кольцом.

Внимательно слушают, отвечают на вопросы.

Разгадывают кроссворд.

1. Углич

2. Лавра

3. Ростов

4. Москва

5. Финифть

Регулятивные: осуществлять итоговый контроль деятельности, анализировать, оценивать результаты своей и чужой деятельности.

Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, соблюдать правила речевого этикета; принимать точку зрения другого.

Обобщение и систематизация знаний

7 мин

Подведение итогов:

- Ребята, вам понравилось путешествовать по городам Золотого кольца России?

- Почему мы можем назвать эти города золотым кольцом России?

- В каком значении еще употребляется слово «золотое»?

- В древние времена кольцо было символом единства и постоянства, поэтому молодожены на свадьбе обмениваются золотыми колечками.

- Все знают, что золото - символ богатства, так как это очень редкий драгоценный металл. Золото – один из самых ковких металлов, поэтому украшения, сделанные из него очень красивы и привлекательны.

- На этом наше путешествие на закончилось. На следующем уроке вы продолжите путешествие по остальным городам Золотого кольца.

Рефлексия:

- Понравилось ли вам путешествовать?

- Перечислите города Золотого кольца России, с которыми вы познакомились сегодня.

 -В каком городе вы бы хотели побывать с родителями на каникулах, если бы вам представилась такая возможность из этих пяти городов, которые мы изучили сегодня?

- Ребята, возьмите на своих столах человечка и подойдите к карте, прикрепите его возле того города, в котором вы хотите побывать. 

Внимательно слушают, отвечают на вопросы.

- Высказывают свое мнение

- Потому что, города расположены в виде кольца, а золотое- так как является народным достоянием.

-украшение, времена.

- Высказывают свое мнение

- Сергиев – Посад, Переславль – Залесский, Ростов, Углич, Ярославль.  

 

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уроке адекватной ретроспективной оценки

Познавательные: строить речевое высказывание в устной форме

Коммуникативные:

-  владеть монологической и диалогической формой речи;

Информация о домашней работе

3 мин

Учебник - с. 87 – 90 пересказ,

Рабочая тетрадь с. 53, зад. № 1, подписать города Золотого кольца России,

проект «Путешествие по городам Золотого кольца России» - выбрать любой город, с которым вы познакомились сегодня и выполнить задания.

(Слайд 23)

Записывают домашнее задание, задают вопросы.

Регулятивные:

-принятие и сохранение учебной задачи;

-различие способа и результата действия;

-выполнение учебных действий в устной и письменной форме.

Оценки работы класса.

2 мин

- Теперь оценим вашу работу на уроке.

- Итак, ребята скажите, кто активно работал на уроке? А какие оценки они заслужили за урок? Почему?

- Урок я хочу закончить стихотворением:

Великая Святая Русь – навек мое Отечество!

Я – россиянин, русский, тем горжусь,

И не хочу другого я наследия!

Пусть бури судеб неизвестных

Несутся в небе над тобой,

Всегда России путь известен –

Честь, совесть, подвиг мировой.

(Слайд 24)

Слушают, оценивают друг другу.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Регулятивные: вносить необходимые  коррективы в действие на основе его оценки.

Приложение 1

Аннотация: на этапе подготовки к основному этапу занятия, дети рассматривают иллюстрации на доске и делают вывод о теме урока. Служит наглядным материалом.

C:\Users\ПК\Downloads\chemodan-sumka-puteshestvie-bagazh-cvet.jpg C:\Users\ПК\Downloads\700-nw.jpg

        C:\Users\ПК\Downloads\scale_1200.jpg C:\Users\ПК\Downloads\kisspng-canon-ae-1-camera-lens-photography-digital-cameras-title-clipart-5ad8c2d7081673.7081657915241550950331.jpg

Приложение 2

Аннотация: на этапе подготовки к основному этапу занятия, дети рассматривают иллюстрацию на доске и делают предположения о маршруте путешествия. Служит наглядным материалом

Приложение 3

Аннотация: данный материал используется на уроках усвоения новых знаний. Дети выступают в роли экскурсоводов. Заранее детям раздаются карточки с описанием города, входящего в «Золотое кольцо России».

Карточка 1:

Экскурсовод 1: Здравствуйте, дорогие пассажиры. Из Москвы мы едем на северо-восток. И вот мы прибываем в город Сергиев-Посад. 

Город назван в честь святого Сергия Радонежского. Он основал большой монастырь, который называется Троице-Сергиева лавра. Слово «лавра» означает главный, самый важный. Троице-Сергиева Лавра признан главным монастырём России. Сергиев Посад - столица кукольного «царства», здесь создавались российские куклы и другие игрушки. Счастливого пути!

Карточка 2:

Экскурсовод 2: Добрый день! Из Сергиева – Посада мы едем в Переславль – Залесский. Город основан князем Юрием Долгоруким.

В городе сохранились старинные церкви и памятники архитектуры: Памятник Юрию Долгорукому, Горицкий монастырь. Счастливого пути!

Карточка 3:

Экскурсовод 3: Затем наш путь лежит в Ростов. Ростов - один из самых древних городов. Уже в давние времена его называли Великим. Город расположен на берегу озера Неро. Самая замечательная часть города - Ростовский кремль. За его белыми стенами видны многочисленные купола церквей. Достоянием мировой культуры являются Ростовские звоны знаменитой Ростовской звонницы. Каждый из её 13 колоколов, от самого большого, до самого малого, имеет своё особое звучание. Ростов является одним из центров производства расписной финифти - украшения с эмалью.

Это очень красивые броши, серьги, браслеты. Счастливого пути!

Карточка 4:

Экскурсовод 4: Следующий город Углич. Вот чем славен этот город. Город расположен на реке Волге. Название получил, от того, что Волга здесь делает угол. В Угличе много памятников старины: Церковь Димитрия-царевича на крови, Колокольня. Одна из первых гидроэлектростанций,

построенных на Волге. Здесь делают красивые и точные часы. Счастливого пути!

Приложение 4

Аннотация: карта используется на этапе усвоения новых знаний и служит опорным и наглядным материалом. Дети учатся ориентироваться по карте и быстро находить расположение городов.

Картинки по запросу "золотое кольцо карта с пропущенными городами"

Приложение 5

Аннотация: дети получают задание в виде проекта. Ребятам необходимо самостоятельно определить достопримечательности города. Данное задание проводится на этапе усвоения новых знаний.

C:\Users\ПК\Downloads\Золотое кольцо\6. Ярославль.jpg

Приложение 6  

Аннотация: на этапе закрепления знаний и способов действий дети отгадывают кроссворд. Кроссворд как вид контроля имеет большое значение для стимулирования у школьников повышения интереса к учению. Если во время обычной контрольной дети находятся в очень напряженном состоянии, то кроссворд ассоциируется у них с игрой. Данная работа позволит обобщить усвоенный материал в форме игры.

C:\Users\ПК\Downloads\Конкурсный урок\1.jpg


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Золотое кольцо России", 3 класс, методическая разработка

Методическая разработка урока Окружающий мир, (А.А. Плешаков, 3 класс), тема: "Золотое кольцо России" Знакомство со старинными русскими городами, вошедшими в Золотое кольцо России; ...

Конспект урока на тему " Золотое кольцо России"

Разработка современного урока по окружающему миру. Урок рассчитан на программу " Школа России" ,3 класс....

Конспект урока по теме «Золотое кольцо России. Сергеев посад, Переславль-Залесский»

Цель деятельности учителя: Знакомство с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями. Планируемые результаты: Предметные:-уметь находить на карте города Золотого...

Конспект урока по теме "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний у учащихся о древних городах Золотого кольца России.Планируемые результатыПредметные:знать:историю создания древних русских городов;достопримечательности...

Конспект урока по теме "Золотое кольцо России. Углич, Кострома, Иваново" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности: ознакомление  учащихся с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностями Планируемые результатыПредметные: ...

Конспект урока по теме "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний у обучающихся, о древних городах, которые образуют Золотое кольцо России.Планируемые результатыПредметные: знать: понятие «Золотое кольцо России&ra...

Конспект урока по теме "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностями.Планируемые результатыПредметные:знать: достопримечательн...