Водоёмы Ставропольского края
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Мартынова Виктория Викторовна

урок окружающего мира для 4 класса с использованием краеведчесого элемента

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vodoyomy_stavropolskogo_kraya.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « ВОДОЁМЫ  НАШЕГО КРАЯ»

Цель:  сформировать представление о водоёмах Ставропольского края.

Задачи: учить детей самостоятельно получать новую информацию о естественных и искусственных водоёмах, оперировать ею(умение рассуждать, анализировать, выделять главное и обобщать) ;

развивать творческую активность и познавательный интерес о значении водоёмов, речь;

воспитывать умение выслушивать другое мнение, культуру диалога, проводить рефлексию своей работы на уроке.

.

Оборудование: доска, ПК, проектор, интерактивная доска, презентация к уроку, раздаточный материал для учащихся (тексты о водоёмах, таблицы)

Организация урока: 3 группы по 8-9 человек.

 Приемы технологии развития критического мышления: составление кластера, чтение текста, заполнение таблицы(«знаю» , «не знаю»)

                                                 ХОД УРОКА:

  1. Орг. момент

- Здравствуйте, ребята. Сегодня  я  у вас проведу урок окружающего мира.

   

  1. Стадия вызова

- Внимание на экран.          (включается фильм, по ходу учитель читает текст со слайдов)

- О чём фильм, который вы сейчас просмотрели?                   (о воде)

- Подберите однокоренные слова к этому слову. Молодцы, вы назвали так много слов.

- Сейчас я вам прочитаю определение из « Толкового  словаря» Ожегова, а ваша задача определить о чём идёт речь           (слайд)

………(водоём)- постоянное или временное скопление стоячей воды в естественных или искусственных впадинах.

- Правильно – это водоём.

- Ребята, а знаете ли вы чего больше на нашей планете - водоёмов или суши?

- Правильно, водоёмов больше. В подтверждении ваших слов посмотрите на карту полушарий.       (слайд)

- А кто может на карте показать нашу страну?  Как она называется?

 (выходят показывают) (щёлкнуть слайд – РОССИЯ)

- А как называется край,  в котором мы живём? Кто может показать его на карте?   (показывать на слайде, где карта  края) ( перещёлкнуть слайд)

- Ребята, а много ли в нашем крае водоёмов? Как вы думаете? (ответы детей)

- Какие? ( заполнение кластера)

                                    ВОДОЁМЫ ---    (солёное, несолёное)

Естественные         Искусственные

река                            канал

озеро                          водохранилище

пруд                                 пруд

море

ручей

болото

- Мы вспомнили край, в котором мы живём. Поговорили о водоёмах, которые есть у нас. Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

- Да, сегодня мы узнаем о водоёмах Ставропольского края.

  1. Стадия осмысления.

- Ребята, кто по нашей схеме может рассказать о водоёмах Ставропольского края? Как вы думаете, обо всём ли рассказали? Всё ли мы знаем или ещё наших знаний недостаточно?

- А что ещё вы хотели бы узнать?     (вывешивать вопросы по ходу)

Вопросы

1.Названия водоёмов в нашем крае?

2.Сколько рек в крае?

3.Сколько озёр в крае?

4. Какая вода в водоёмах?

5.Есть ли притоки у рек?

6.Какие водоёмы самые большие ?

7. Значение водоёмов.

8. Охрана водоёмов.

- Чтобы ответить на ваши вопросы нам необходимо поработать с дополнительной информацией. Но сначала я вам предлагаю разгадать загадки:

 ………….  

- Правильно, это река. Первая группа исследует реки Ставропольского края

.

- Следующая загадка:

…………

-Правильно, это озеро. Вторая группа исследует озёра Ставропольского края.

- А третья  группа  будет исследовать искусственные водоёмы.   ( Раздаются таблицы  для пары).

- Ребята, работать будем по инструкции №1. Найдите её у себя на столах. Прочтите её

Инструкция №1

  1. Прочти ключевые фразы.

     2.По ключевым фразам заполни в таблице только колонку « ЗНАЮ ».

ВНИМАНИЕ! Если ты уже знал эту информацию, то в колонке «ЗНАЮ » поставь +. Колонку «УЗНАЛ» пока не заполняйте.

Микроитог по работе с таблицей (колонка ЗНАЮ».

Ребята, при ответе назовите водоём, с которым работали. И прочитайте те фразы, которые вам были ранее знакомы?  (дети читают фразы колонки «ЗНАЮ» по группам по каждому водоёму) Учитель хвалит детей за работу( точную формулировку, то, что они много  знают)

А теперь я предлагаю вам познакомиться с текстами и найти неизвестную для вас информацию по данному водоёму. (Учитель раздаёт текст  каждому ученику в группе)

Ребята, работать будем по инструкции №2. Найдите её у себя на столах. Прочтите её.

Инструкция2

1.Прочти текст.

  1. По ключевым фразам заполни колонку «УЗНАЛ» в  таблице.

ВНИМАНИЕ! Если ты не знал эту информацию и нашёл её в тексте, то в колонке «УЗНАЛ» поставь  v.

Микроитог по работе с таблицей.

Ребята, при ответе назовите водоём, с которым работали. И прочитайте те фразы, которые вам были ранее не знакомы, но вы их нашли в тексте?  (дети читают фразы колонки «УЗНАЛ» по группам по каждому водоёму) Учитель хвалит детей за работу( точную формулировку, то, что много они знали)

IV. Стадия рефлексии.

- Посмотрите, ребята, как много мы с вами узнали о водоёмах нашего края. Теперь мы можем составить более полный рассказ о водоёмах Ставропольского  края. Давайте вернёмся к  кластеру с вопросами.

Ответьте на вопросы  (по ходу ответов детей убирать вопросы)

Вопросы

1.Назовите  водоёмы  нашем крае?

2.Сколько рек в крае?

3.Сколько озёр в крае?

4. Какая вода в водоёмах?

5.Есть ли притоки у рек?

6.Какие водоёмы самые большие ?

7. Значение водоёмов.

8. Охрана водоёмов.

- Ребята, посмотрите какой наш край богатый. У нас столько много водоёмов.

Все наши водоёмы уникальны. Это наше богатство. Но к сожалению мы не понимаем этого. Человек, своей хозяйственной деятельностью, небрежным отношением загрязняет водоёмы.Очень надеюсь, что когда вы вырастите, то постараетесь сделать всё, чтобы наш родной край стал ещё краше, и не было бы таких мест, которые вызовут в душе боль и обиду.

Слайд Экзюпери

Вопросы:

- Где находится исток реки?

- Какое у неё течение: быстрое или медленное?

- Есть ли у реки притоки? Какие?

- В какую реку впадает?

- Где находится устье реки?

- Какое значение имеет река в жизни растений и животных?

- Как люди используют воду из нашей реки?

- Как люди должны охранять водоём?

- Чем водоемы  отличаются друг от друга?

- Какая самая быстрая река Ставропольского края?

- Какая река самая большая?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Почва. Почвы Ставропольского края"

В презентации представлены виды почв, состав почвы, виды почвы в Ставропольском крае....

Самый, самая, самое Ставропольского края

Мы живёмв Ставропольском крае.И в нём естьмного замечательного и самого, самого…...

Карта родного края. Поверхность и водоёмы Ставропольского края 4 класс ПНШ конспект урока с презентацией

Уитель: Остренко Л.П.,МКОУ СОШ № 8с.Тахта Ипатовского района Ставропольского краяТип урока: Урок ознакомления с новым материаломПланируемые результаты:сформируется уважительное отношение к иной точке ...

Родной край - часть большой страны. Водоёмы нашего края. 4 класс

Выкладываю презентацию к уроку "Родной край - часть большой страны. Водоёмы нашего края" в 4 классе. План-конспект урока размещу позднее...

Презентация " Водоёмы Ставропольского края"

Материал будет полезен для урока при изучении раздела "Мой край на карте большой страны"...