1 класс. Тема: Зачем строят самолёты?
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Урок направлен на формирование у учащихся начального представления о самолетах, их назначении и значении в жизни человека

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Класс: 1

Учебный предмет: Окружающий мир

Образовательная система Школа России

Тема: Зачем строят самолеты?

Тип: урок открытия нового знания

Цель:

Содержательная: создание условий для формирования и углубления представлений о самолете.

Деятельностная: сознание условий для формирования у детей умений различать основные виды самолетов

Задачи:

Дидактические:

  1. Познакомить детей с понятием «самолет»
  2. Выяснить для чего люди создают самолеты
  3. Познакомиться с классификацией самолетов
  4. Узнать, как устроен самолет
  5. Формировать общие представления о развитии воздушного транспорта

Развивающие:

  1. Совершенствовать овладение навыком работы с учебником;
  2. Развивать умение определять тему, цели и задачи урока; понимать и принимать учебную задачу.
  3. Развивать умение самостоятельно строить выводы на основе наблюдений
  4. Развивать навыки учебного сотрудничества через самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку и взаимооценку.
  5. Развивать умение понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.)
  6. Развивать умение находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях
  7. Развивать умение понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;

Воспитательные:

1. Развитие мотивов учебной деятельности, навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Знание понятия «самолет»
  2. Умение определять назначение тех или иных самолетов.
  3. Знание классификацию (виды) самолетов
  4. Знание устройства самолета
  5. Общие представление о развитии воздушного транспорта

Личностные:

  1. Уважительное отношение к иному мнению;
  2. Мотив учебной деятельности, навык конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

Метапредметные:

Познавательные:

  1. Сравнивать объекты, устанавливать аналогии;
  2. Объединять части объекта по определенному признаку;
  3. Определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
  4. Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
  5. Согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

Регулятивные:

  1. Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

2. Устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

Коммуникативные:

  1. Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
  2. Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
  3. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
  4. Принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

Оборудовани: учебники, рабочие тетради, презентация, раздаточный материал.

План урока:

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности;
  1. Приветствие;
  2. Проверка готовности
  3. Составление Формулы успеха
  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

Проверка остаточных знаний

Игра «Построй корабль»

  1. Выявление места и причины затруднения;

Отгадывание загадки

  1. Построение проекта выхода из затруднения;
  2. Реализация построенного проекта;

Что такое самолет?

Беседа о самолетах

Виды самлетов

Работа с учебником

Как появились самолеты?

Продолжение работы с учебником

Выполнение заданий в рабочей тетради

Как устроен самолет?

Беседа по учебнику

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи;

Игра «Лови ошибку»

Работа с учебником, в конце вопросы

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;

Выполнение задания в рабочей тетради

  1. Включение в систему знаний и повторение;
  2. Рефлексия учебной деятельности на уроке;

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Главные вопросы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приемы работы

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу» ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД

Приветствие

- Здравствуйте, ребята!

- Меня зовут Ангелина Ивановна, сегодня урок окружающего мира у вас проведу я.

Проверка готовности

- Прежде чем начать урок, проверьте, все ли у вас готово: у вас на столах должны лежать учебник, рабочая тетрадь, пенал и дневник

Составление формулы успеха

-Ребята, а что нам нужно для того, чтобы хорошо усвоить

новую тему урока? (ответы детей обобщить и вывесить на доску карточки: внимательность, любознательность)

- Ребята, сегодня нас ждет очень интересная тема урока. Поэтому я желаю вам быть внимательными и любознательными.

Проверяют готовность к уроку

Предлагают свои варианты формулы успеха

Объяснение

Создание ситуации успеха

Беседа

Контроль

П1

Р3

К1

К2

Л1

Л2

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

ИЛИ: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Что изучали на прошлом уроке?

Проверка остаточных знаний

- Ребята, отгадайте загадку:

В океане среди волн,

Металлический весь он,

Но не тонет, а плывет,

За собою след ведет. (Корабль)

- Что помогло вам отгадать загадку?

- Ребята, как вы думаете, почему я загадала именно эту загадку?

- Верно, я хочу проверить хорошо, ли вы усвоили тему прошлого урока.

- Как называлась тема прошлого урока?

- Зачем нужны корабли?

- Какие виды морских судов вы запомнили?

- Расскажите, как устроен корабль.

Игра «Построй корабль»

- Ребята, давайте поиграем. Я узнала, что корабль «Аврора» столкнулся с айсбергом и его части унесло море. Через некоторое время все части корабля прибило к берегу. Их нашел мальчик и решил построить этот корабль заново. Давайте поможем ему. (части корабля представлены на доске. При отгадывании они соединяются. В конце образуется корабль)

Отгадывают загадку.

Отвечают на вопросы учителя

Дети называют части корабля в правильной очередности

Загадка

Повторительнообоб-щающая беседа

Игра «Построй корабль»

Фронтальный

Презентация

П3

К1

П1

Л2

Р1

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Что такое самолет?

Отгадывание загадки

- Молодцы, вы помогли мальчику собрать корабль, да и с загадкой легко справились! А можете отгадать следующую?

Он гудит и чертит мелом,

Он рисует белым-белым

На бумаге голубой

Над моею головой...

Сам рисует, сам поет,

Кто же это? (Самолет.)

- Как вы догадались что это самолет? Что вам помогло?

- Ребята, а как вы думаете, зачем нужны самолеты?

- Поднимите руки кому доводилось видеть самолет. А кто летал на самолете?

- Опишите его.

- А для чего нужны самолеты?

- Какие виды самолетов вы знаете?

- Почему вы затрудняетесь ответить?

Дети отгадывают загадки

Предполагают тему урока

Отвечают на вопрос

Объяснение

Обобщающая беседа

Презентация

П2

П1

К1

Л1

Л2

П3

Р1

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

- Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке

- Давайте проверим ваши предположения. Откройте учебник на стр.66. Прочитайте, тему нашего урока.

- Поднимите руки те, кто считает, что мы определили верно тему урока.

- А какую цель урока мы поставим перед собой?

-Какие задачи мы должны решить, чтобы достичь цели?

«Зачем строят самолеты?» Определяют цель и задачи урока

Сообщающая беседа

Л1

Л2

К1

П1

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Что такое самолет?

Какие есть виды самолетов?

Как появились самолеты?

Как устроен самолет?

Беседа о самолетах

- Ребята, я вам приглашаю в путешествие на самолете.

- Кто знает, что такое самолет?

-Вспомните, какие самолеты вы знаете и для чего они предназначены. (Ответы детей.)

РЕКЛАМА

— Отгадайте загадки.

Без разгона ввысь взлетает,

Стрекозу напоминает,

Отправляется в полет

Наш российский... (вертолет).

Он в безбрежном океане

Туч касается крылом.

Развернется над лугами,

Отливает серебром. (Самолет.)

— Чем похожи самолет и вертолет? (Это воздушный транспорт.)

— А чем они отличаются? (Самолет может перевезти больше людей или грузов. Самолетам нужна площадка для разбега.)

- Посмотрите на доску, там представлено определение понятия «самолет»

«Самолеты – это воздушный транспорт. Их строят для перевозки пассажиров и грузов. Военные самолеты нужны для защиты страны и ее граждан.»

- Ребята, А вы знаете как выглядят пассажирский, военный и грузовой самолеты? Давайте узнаем вместе.

Работа с учебником на стр.

— Рассмотрите рисунки на с. 66 учебника. Прочитайте названия этих самолетов. Расскажите об их назначении. (Ответы детей.)

Пассажирские самолеты Ан-24, Як-40 летают на небольшие расстояния, Ту-134 — на средние. Дальние рейсы совершают самолеты Ил-86, Ту-154. Сегодня в воздухе новые самолеты — лайнеры Ту-204, Ил-96—300, Ил-114, супергигант Ан-225 и другие. Они за короткое время могут доставить пассажиров и груз в любую точку Земли. Самолеты Военно-воздушных сил РФ охраняют небо над нашей страной. Скорость истребителя 3,5 тыс. км/ч.

Физкультминутка

Сейчас мы «построим» свои самолеты.

(Учащиеся повторяют слова стихотворения за учителем и выполняют движения.)

Руки ставим мы вразлет:

Появился самолет.

Мах крылом туда-сюда,

Делай раз и делай два.

Раз и два, раз и два!

Руки в стороны держите,

Друг на друга посмотрите.

Раз и два, раз и два!

Опустили руки вниз

И на место все садись!

Продолжение работы с учебником (рассказ сопровождается презентацией)

Веками мечтали люди подняться в воздух и полететь над землей. Их фантазия, опережая время, создала сказочный ковер-самолет. С развитием техники эта мечта осуществилась. Первые самолеты появились в небе в начале XX в. Самолеты строились по двум схемам — с одним крылом (монопланы) или с двумя крыльями (бипланы). Со временем первая схема взяла верх, и сейчас только легкие, главным образом учебные, самолеты выпускают по второй схеме. Крыло у моноплана (крылья у биплана) — главная часть самолета. Благодаря крылу самолет держится в воздухе. Как это происходит? Двигатель сообщает крылатой машине большую скорость. Чем она выше, тем сильнее встречный поток воздуха. А крыло у самолета устроено так, что этот поток как бы подныривает под него, давит на него снизу. Так создается подъемная сила, которая отрывает самолет от земли и держит его в воздухе. Мощные реактивные двигатели поднимают самолет на высоту до 20—25 км и сообщают ему огромную скорость.

.

Выполнение заданий в рабочей тетради (стр.46 №1)

- Ребята, давайте закрепим наши знания и поработаем в рабочей тетради.

- Работать будете в парах.

- Какие виды транспорта вы знаете?

- Сравните особенности их передвижения.

- Обсудите с товарищем и выполните задание.

- Ребята, сверьте свои работы с эталоном.

Беседа, работа по учебнику.

— Кому из вас уже приходилось летать на самолете? Расскажите о своих впечатлениях. (Ответы детей.)

— Рассмотрите рисунок-схему на с. 67. Познакомьтесь с устройством самолета.

(Учащиеся рассматривают самолет и называют его части.)

— Теперь откройте с. 92 (странички для самопроверки) и назовите друг другу части самолета, которые вы запомнили.

(Работа в парах.)

Воздушный транспорт

Учащиеся отвечают на вопросы

Дети обосновывают свои ответы

Дети работают и иллюстрацией

Сообщающая беседа

Слушание

Обсуждение

Работа в тетради

Работа с иллюстрацией

Знакомятся с частями самолета

Самопроверка

Беседа, сообщающая

н.з.

Работа с иллюстрацией

Практическая работа

Работа с текстом учебника

Самоконтроль

Презентация

Взаимоконтроль

Взаимоконтроль

Взаимоконтроль

Самоконтроль

Самоконтроль

Самоконтроль

П1

П2

Р2

Л2

Л1

П4

Р1

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:
решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый

способ действия при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д

Игра «Лови ошибку»

- Ребята, я хочу проверить как вы были внимательны на уроке. Давайте сыграем в игру «Лови ошибку». Я буду читать вам утверждения, если вы с ним согласны, сидите тихо, как мыши. Если же моё утверждение неверно, то поднимаете руку и исправляете его.

1. Самолет – это водный транспорт. (Нет. Самолет – это воздушный транспорт)

2. Для того, чтобы взлететь, самолету нужно разогнаться. (Да)

3. Самолеты бывают только пассажирские и военные. (Не только, они еще бывают грузовые)

4. У самолета четыре двигателя. (Да, они расположены на крыльях)

5. В пассажирском самолете люди возят свой багаж в салоне. (Нет, для багажа предусмотрен багажный отсек)

- Молодцы, вы хорошо запомнили строение самолета.

. Работа с учебником, в конце вопросы.

- Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 67, там даны вопросы. Давайте ответим на них.

Обсудите эти вопросы в паре. Один задает, а другой отвечает и наоборот

- А теперь, давайте я проверю, как вы ответили на вопросы.

Дети ищут ошибки и исправляют их

Отвечают на вопросы в конце учебника

Игра «Лови ошибку»

Самоконтроль

Взаимоконтроль

П.1.

П.2.

П.3.

П.4.

Л.1.

К.2.

К.3.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

#1042;ыполнение задания в рабочей тетради (стр.46 №2)

- Рассмотрите рисунки. Сравните все самолеты. Чем они похожи? Чем отличаются?

- Какие из этих самолетов можно встретить в наше время? А какие уже не увидишь?

- Выполните задание.

- Сверьте полученный результат с эталоном

Выполняют упражнение в тетради

Практическая работа

Взаимоконтроль

П.3.

Поз.1.

Поз.3.

К.2

К.3.

8. Этап включения в систему знаний и повторения

Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

Как усвоили материал?

Ребята, объединим все знания, полученные на уроке и сделайте вывод по теме урока.

- В этом вам помогут вопросы помощники.

- К какому виду транспорта относится самолет? (наземный, подземный, воздушный)

- По чему передвигаются самолеты?

- Для чего нужны самолеты?

- Объединим ваши ответ в вывод. - Сравните наш вывод с выводом из учебника

- Поднимите руку те, кто считает, что выводы совпали?

- Чем отличаются выводы?

- Чего вы не сказали?

Отвечают на вопросы, делают вывод

Контроль

Контроль

П.1.

П.2.

П.3.

П.4.

Л.1.

Л.2.

9. Этап рефлексии учебной деятельности

Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

— О чем мы говорили сегодня на уроке?

— Что нового вы узнали?

— Что на уроке вам больше всего понравилось?

- Что вы расскажете дома?

- У вас на партах лежат смайлики. Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке:

 Зелёный смайл: я работал хорошо, у меня всё получилось.

 Красный смайл: я хорошо работал, но были трудности.

- Я рада, что у большинства все хорошо получалось.

- Спасибо за работу . До свидания

Оценивают свою работу

Оценка

самооценка

Самооценка

самоконтроль

П1

П2

П3

К2

К1

Л2


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внимательность+любознательность = успех

Слайд 5

«Зачем строят самолеты?»

Слайд 6

«Зачем строят самолеты?» Цель: узнать для чего строят самолеты и познакомиться с их видами.

Слайд 7

Самолеты – это воздушный транспорт. Их строят для перевозки пассажиров и грузов. Военные самолеты нужны для защиты страны и ее граждан


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру по теме "Зачем строят самолёты?", 1 класс

Конспект урока по окружающему миру по теме "Зачем строят самолёты?", 1 класс...

Конспект к уроку окружающего мира (УМК "Школа России") 1 класс на тему "Зачем строят самолёты?"

Конспект к уроку окружающего мира (УМК "Школа России") 1 класс на тему "Зачем строят самолёты?"...

Презентация к уроку окружающего мира (УМК "Школа России") 1 класс на тему "Зачем строят самолёты?"

Презентация к уроку окружающего мира (УМК "Школа России") 1 класс на тему "Зачем строят самолёты?"...

Раздаточный материал к уроку окружающего мира (УМК "Школа России") 1 класс на тему "Зачем строят самолёты?"

Раздаточный материал к уроку окружающего мира (УМК "Школа России") 1 класс на тему "Зачем строят самолёты?"...

Конспект урока по "Окружающему миру", 1 класс, тема: Зачем строят самолеты?

Класс: 1АУМК: Школа РоссииТема урока: «Зачем строят самолеты?»Тип урока: Открытие новых знанийЦель: ознакомить учащихся с назначением, видами и устройством самолетов.Задачи:Образовательная...

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Зачем строят корабли"?

Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе "Зачем строят корабли?" по учебнику А.А. Плешакова. Презентация включает в себя актуализацию знаний по предыдущей теме "Зачем нужны поезд...