Рабочая программа по Доноведению для 3 класса 2023-2024 учебный год
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 53.95 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное казённое общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Колушкинская специальная школа-интернат»
Утверждаю:
Директор: _____/Л.Г. Землянская/
Приказ№___ от___________
Рабочая программа
по Доноведению
для 3 класса
на 2023-2024 учебный год
Разработала: учитель Ревенко Ульяна Владимировна
1.Пояснительная записка.
Цель преподавания Доноведения:
Цель: формирование у обучающихся младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.
Задачи:- пробуждать интерес к малой Родине и формировать пропедевтические знания о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;
-формировать элементарные представления о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края;
-воспитывать осознание зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формировать умение предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном;
-воспитывать уважение к национальным традициям своего и других народов, толерантность, культуру межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственность и патриотизм.
- развивать умение взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учетом их своеобразия и особенностей.
2.Общая характеристика учебного предмета
Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название вариативного курса — «Доноведение».
Мир, окружающий ребенка, постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребенка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает.
Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса «Доноведение» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учетом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органичное единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира.
При отборе содержания курса учитывались принципы, отраженные в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено).
Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счет интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение» положено диалектическое единство системы «природа — человек — общество».
Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих идей:
Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.
Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.
История Донского края — часть истории Отечества.
Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создает условия для формирования у младших школьников представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе перед ребенком раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времен до современности. В связи с этим сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности.
В соответствии с учебным планом ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» на этапе основного общего образования учебный предмет «Доноведение» изучается во 2 классе –1 час в неделю, в 3 классе – 1 час в неделю, в 4 классе – 1 час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 102 часа.
3.Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по Доноведению на конец обучения в младших классах (IV класс)
минимальный | достаточный |
Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
| Обучающиеся должны знать: -характеристику объектов неживой и живой природы, отличие от изделий; - связь неживой и живой природы. Явления природы Ростовской области. - Водоёмы Ростовской области (2-3 названия). Значение воды в природе Ростовской области. Причины и последствия загрязнения воздуха и воды в крае, меры по их охране (на примере наиболее распространенных водоёмов местности, края). - Формы поверхности края: равнина, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте). - Почва, её значение для жизни в крае. Сельскохозяйственная деятельность в области. - Полезные ископаемые, распространённые в Ростовской области (2-3 названия), их использование человеком. - Растения Ростовской области: деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения края (различение). - Животных Ростовской области: домашние и дикие. Разнообразие: особенности их внешнего вида, питания, размножения (на примерах животных, обитающих в данной местности). Животноводство в крае. - Природные сообщества Ростовской области (поле, луг, водоём). Природные зоны края: степь, пустыня. Растительный и животный мир степи, особенности труда людей. - Правила поведения в природе. - Название, местоположение, главные достопримечательности родного города, села. -Символика родного города (села). Обучающиеся должны уметь:
|
4.Планируемые результаты:
Личностные результаты изучения предмета «Доноведение»
Личностные результаты | Достижения личностных результатов |
Формулировать основы гражданской идентичности личности в форме "Я" как гражданина России, жителя своего родного края; осознание своей этнической принадлежности | Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. |
Формирование чувства гордости за свою Малую Родину, народ и историю родного края | Объяснять правила поведения в различных ситуациях |
Формирование ориентации в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей; развитие этических чувств: стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения. | Проявление отрицательного отношения к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, |
Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих по отношению к животным своего края. | Анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края; Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите; |
Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. | -знание знаменательных для Отечества исторических событий. |
-знает и с уважением относится к Государственным символам России. | |
-сопереживает радостям и бедам своего народа и проявляет эти чувства в добрых поступках. Любовь к своему краю, осознание своей национальности. | |
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей | - с уважением относится к разнообразию народных традиций, культур, религий. |
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении | -умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему; |
- использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации; | |
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире | - проявление способности устанавливать простейшие взаимосвязи и взаимозависимости; |
Овладение социально- бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни | - владение навыками уборки помещений, |
- умение организовать рабочее место в соответствии с предстоящим видом деятельности; | |
Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (т.е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий | - способность инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослыми |
- способность обращаться за помощью | |
- способность инициировать и поддерживать коммуникацию со сверстниками | |
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей | -способность вести себя в соответствии с исполняемой социальной ролью |
-оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо-хорошо) | |
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности | - адекватность соблюдения ритуалов школьного поведения поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.); |
- бережное отношение к школьному имуществу, учебникам | |
- адекватность учебного поведения во взаимоотношениях с учителем, учащимися | |
Развитие навыков сотрудничеств а с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях | - умение обращаться за помощью и принимать помощь; |
-проявление доброжелательного отношения и сопереживания участникам взаимодействия | |
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств | -стремление к опрятному внешнему виду; |
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально -нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | - проявление отрицательного отношения к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, |
- наличие представлений о добре и зле, должном и недопустимом; | |
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям | - понимать важность бережного отношения к природе, своему здоровью и здоровью других людей; |
Формирование готовности к самостоятельной жизни | - умение выполнять задания в соответствии с заданным алгоритмом под руководством учителя. |
5.Характеристика базовых учебных действий I -IV классы
Личностные учебные действия | Коммуникативные учебные действия | Регулятивные учебные действия | Познавательные учебные действия |
Личностные учебные действия включают следующие умения: *осознавать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; *способность осмысленно воспринимать социальное окружение, принимать своё место в нем, принимать соответствующие возрасту ценности и социальные роли; * положительно относиться к окружающей действительности, быть готовым к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; *воспринимать мир целостно, социально ориентированно в единстве его природной и социальной частей; *самостоятельно выполнять учебные задания, поручения, договоренности; *понимать и принимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; *готовность безопасно и бережно вести себя в природе и обществе. | Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
учителем;
принимать помощь; * слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; * сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
людьми;
| Регулятивные учебные действия включают следующие умения: *адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); *принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; *активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; *соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. *принимать оценку деятельности. *оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
| К познавательным учебным действиям относятся следующие умения: * выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; *устанавливать видородовые отношения предметов; *делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; *пользоваться знаками, символами, предметами- заместителями; * читать; писать; выполнять арифметические действия; *наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности. *работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных носителях). |
6. Календарно-тематическое планирование 3 класс
№ п/п | № урока | Раздел, тема урока | Количество часов | Элементы содержания | Коррекционные задачи | Педагогические приемы и формы | Дата проведения | |
план. | факт. | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Раздел 1. Я И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (4 часа) | ||||||||
1 | 1 | Край, в котором я живу. | 1 | Дать представление о Ростовской области, как об административной единице; познакомить с гербом, флагом, гимном Ростовской области и правилами поведения при прослушивании гимна; формировать умения работы с картой (исторической, географической и контурной), находить территорию Ростовской области на карте страны. Познакомить с более крупными городами Ростовской области, с их архитектурой, достопримечательностями, значением. Обратить внимание на бережное отношение к историческим памятникам, сохранению исторических традиций. Дать представление о своем населенном пункте как о малой Родине; познакомить с историей возникновения, происхождения названия, достопримечательностями, знаменательными датами, известными людьми. | Формирование познавательного интереса. | Эвристическая беседа. | 09.09 | |
2 | 2 | О городах и станицах родного города. | 1 | Активизация образно-эмоциональной речевой деятельности. | Объяснение учителя с использованием наглядности. Поэтапная помощь учителя. | 16.09 | ||
3 | 3 | С днем рождения, родной город! | 1 | Развитие мыслительных операций. | Выполнение заданий с опорой на несколько анализаторов. | 23.09 | ||
4 | 4 | С днем рождения, родной город! | 1 | Оречевление деятельности. | Дозированная подача учебного материала. Работа в парах. | 30.09 | ||
Раздел 2. ПРИРОДА ДОНСКОГО КРАЯ (6 часов) | ||||||||
5 | 1 | У природы нет плохой погоды. | 1 | Продолжать формирование умений анализировать, сравнивать и выделять существенные отличительные признаки сезонных изменений, продолжать систематические наблюдения за погодой. Познакомить с особенностями времен года в Ростовской области. Познакомить с природными условиями, процессами и явлениями характерными для края (гололед, засуха, ливневые дожди, грозы, туманы). Познакомить с профессией метеоролог. Вода ее распространение и значение для живых организмов. Познакомить с водоемами родного края. Изучение живой природы водоема, находящегося вблизи населенного пункта, его экологических проблем. Расширить представления обучающихся об экологических связях в мире природы водоема. | Расширение представлений обучающихся о чувствах людей. | Рассказ учителя с элементами беседы. Составление опорной схемы по образцу. | 07.10 | |
6 | 2 | У природы нет плохой погоды. | 1 | Оречевление деятельности. | Дозированная подача учебного материала. Работа в парах. | 14.10 | ||
7 | 3 | У природы нет плохой погоды. | 1 | Расширение представлений обучающихся об окружающем мире. | Рассказ учителя с элементами беседы. Составление опорной схемы по образцу. | 21.10 | ||
8 | 4 | Живая вода. | 1 | Развитие мыслительных операций. | Выполнение заданий по степени нарастающей сложности. | 28.10 | ||
9 | 5 | Разнообразие водоемов родного края. Главная река нашего края. | 1 | Расширение представлений обучающихся об окружающем мире. | Рассказ учителя с элементами беседы. Выполнение заданий с опорой на несколько анализаторов. | 04.11 | ||
10-11 | 6 | Растения и животные водоемов. | 2 | Оречевление деятельности. | Дозированная подача учебного материала. Работа в парах. | 11.11 18.11 | ||
Раздел 3. ЖИЗНЬ НА ДОНУ (13 часов) | ||||||||
12 | 1 | Тайны Донской земли. | 1 | Дать представление о древних поселениях и кочевых племенах, проживавших на Дону, познакомить с историческими памятниками тех веков. Познакомить с историческими памятниками Ростовской области – городом Танаисом. Дать представление о первых постоянных поселениях (Хазария, Белая Вежа) на Дону. Познакомить с героическими битвами славян против воинственных кочевых племен (печенегов, половцев, монголо-татар). Познакомить с историей появления первых казачьих городков; казачьими поселениями и хозяйством казаков. Познакомить с особенностями казачьей семьи и воспитанием детей. Актуализировать знания об особенностях быта казаков (жилище, посуда, одежда), станичных ремеслах. Воспитывать гордость и чувство ответственности перед настоящим и прошлым своего родного края. Воспитывать на примерах своих соотечественников гордость и чувство ответственности перед Родиной и своими близкими. Дать общее представление о весенних обрядах на Дону, общее представление о международном дне птиц, общее представление о весенних обрядах на Дону. | Расширение представлений обучающихся об окружающем мире. | Составление опорной схемы по образцу. | 25.11 | |
13 | 2 | Танаис – древний город. | 1 | Развитие мыслительных операций. | Выполнение заданий по степени нарастающей сложности. | 02.12 | ||
14 | 3 | Дикое поле. | 1 | Развитие мыслительных операций. | Выполнение заданий с опорой на несколько анализаторов. | 09.12 | ||
15 | 4 | Донской край – казачий край. | 1 | Оречевление деятельности. | Дозированная подача учебного материала. Работа в парах. | 16.12 | ||
16 | 5 | Первые казачьи городки. | 1 | Развитие мыслительных операций. | Выполнение заданий по степени нарастающей сложности. | 23.12 | ||
17 | 6 | Казачья семья. | 1 | Развитие мыслительных операций. | Выполнение заданий по степени нарастающей сложности. | 13.01 | ||
18 | 7 | Жилище казака. | 1 | Оречевление деятельности. | Дозированная подача учебного материала. Работа в парах. | 20.01 | ||
19 | 8 | История вещей. Одежда. | 1 | Расширение представлений обучающихся об окружающем мире. | Рассказ учителя с элементами беседы. Выполнение заданий с опорой на несколько анализаторов. | 27.01 | ||
20 | 9 | История вещей. Посуда. | 1 | Развитие мыслительных операций. | Рассказ учителя с элементами беседы. Выполнение заданий с опорой на несколько анализаторов. | 03.02 | ||
21 | 10 | Славен Дон! (праздничное мероприятие). | 1 | Увеличение объема памяти. | Выполнение заданий по степени нарастающей сложности. | 10.02 | ||
22 | 11 | Обычаи. Весенние обряды и праздники на Дону. Сретение. | 1 | Формирование познавательного интереса. | Эвристическая беседа. | 17.02 | ||
23 | 12 | Встреча птиц. | 1 | Оречевление деятельности. | Дозированная подача учебного материала. Работа в парах. | 24.02 | ||
Раздел 4. ПРИРОДА ДОНСКОГО КРАЯ (6 часов) | ||||||||
24 | 1 | Природная поверхность нашего края. | 1 | Познакомить с особенностями поверхности Ростовской области: холмистой равниной, оврагами. Курганами, терриконами, лиманами, поймы реки Дон; с полезными ископаемыми Ростовской области: известняк, песок, глина; их месторождения; воспитывать понимание необходимости бережного использования подземных богатств края. Почвы Ростовской области: черноземы, каштановы, луговые. Выявить значение степи для Ростовской области. Закрепить представления о степи, о луге, о лесе как о природных сообществах, раскрыть значение степи, луга, леса для растительного и животного мира, а также для человека. Показать взаимосвязи растений и животных на каждом из этих сообществ. Рассмотреть экологические проблемы каждого сообщества, влияние человека на сообщества степи, луга, леса. | Расширение представлений обучающихся об окружающем мире. | Рассказ учителя с элементами беседы. Составление опорной схемы по образцу. | 02.03 | |
25 | 2 | Из недр Донской земли. | 1 | Оречевление деятельности. | Дозированная подача учебного материала. Работа в парах. | 09.03 | ||
26 | 3 | Почвы родного края. | 1 | Развитие мыслительных операций. | Выполнение заданий по степени нарастающей сложности. | 16.03 | ||
27 | 4 | Цвети, мой край родной! Природная экосистема степи. | 1 | Оречевление деятельности. | Дозированная подача учебного материала. Работа в парах. | 23.03 | ||
28 | 5 | Природные экосистемы луга. | 1 | Расширение представлений обучающихся об окружающем мире. | Рассказ учителя с элементами беседы. Составление опорной схемы по образцу. | 06.04 | ||
29 | 6 | Природные экосистемы леса. | 1 | Развитие мыслительных операций. | Выполнение заданий по степени нарастающей сложности. | 13.04 | ||
Раздел 5. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА (4 часа) | ||||||||
30 | 1 | Донская земля – житница России. | 1 | Познакомить с природным сообществом поля. Показать общее культурных и дикорастущих растений, их различие на примерах растений; разнообразие культур выращиваемых на полях Ростовской области. Сформировать представления о сельском хозяйстве нашего края и его отраслями. Познакомить с профессиями людей, работающих в сельском хозяйстве, в животноводстве. Показать значение хлеба для людей; воспитать бережное отношение к хлебу, труду людей. Сформировать представления о животноводстве нашего края и его отраслями. | Развитие мыслительных операций. | Выполнение заданий по степени нарастающей сложности. | 20.04 | |
31 | 2 | Сельское хозяйство на Дону: земледелие. | 1 | Развитие мыслительных операций. | Выполнение заданий по степени нарастающей сложности. | 27.04 | ||
32 | 3 | Казачьи посиделки (праздничное мероприятие). | 1 | Расширение представлений обучающихся об окружающем мире. | Рассказ учителя с элементами беседы. | 04.05 | ||
33 | 4 | Сельское хозяйство на Дону: животноводство. | 1 | Оречевление деятельности. | Дозированная подача учебного материала | 11.05 | ||
Раздел 6. Я И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (2 часа) | ||||||||
34 | 1 | Славься наш край! | 1 | Закрепить представления и знания обучающихся о Донском крае. | Оречевление деятельности. | Выполнение заданий по степени нарастающей сложности. | 18.05 | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии 1 класс 2023-2024 учебный год
Программа по технологии на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ФГОС НОО, а такж...
Рабочая программа по математике 1 класс 2023-2024 учебный год
Программа по математике на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевы...

Рабочие программы для 1 Б класса. 2023-2024 учебный год
Рабочие программы для 1 Б класса на 2023-2024 учебный год составлены в конструкторе рабочих программ и соответствуют всем требованиям обновленных ФГОС...

