Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир".
рабочая программа по окружающему миру

Kазыева Бахтыгуль Байрамалиевна

Цель:  формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

  Задачи:

  • формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы;
  • формирование временных представлений;
  • формирование представлений о растительном и животном мире;
  • использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с обучающимися;
  • побуждать обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися);
  • формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ

«РАДУЖНИНСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

 ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

УТВЕРЖДЕНА

Приказом директора

КОУ «Радужнинская школа для обучающихся

 с ограниченными возможностями здоровья»

от__________________ 20__  г. №_________

______________________________________

Адаптированная рабочая программа

по учебному предмету

 ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР

для обучающихся с умеренной умственной отсталостью

 (интеллектуальными нарушениями)

 11б класс

на 2022-2023 учебный год

                                                                                                                              Составитель: Казыева Б.Б.,

                                                                                                                               учитель начальных классов,

                                                                                                                                   высшая квалификационная категория

РАССМОТРЕНО                                                                                                 СОГЛАСОВАНО

МО учителей начальных классов и воспитателей ГПД                                    Методическим советом

Протокол от «____» ________ 202__ г. № ___                                                   Протокол от «____» ________202__г. №___

Руководитель МО______________             Председатель МС__________  

                                                         

 

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету  «Окружающий природный мир»  разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 года № 115 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; 
  • приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 11 февраля 2022 года № 69 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115»
  • приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 23 декабря 2020 года № 766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254»;
  • постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • письмом Министерства образования и науки РФ от 19.08.2016  № 07-3517 «Об учебниках для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  • Закон ХМАО – Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» от 1 июля 2013 г. № 68-оз;
  • приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа –Югры от 13 августа 2015 г. № 1087 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организации, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории ХМАО – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий»;
  • приказом от  20.08.2019 г. № 264 «Об утверждении АОП» ( с изменениями от 25.08.2022 № 262);
  • приказом от 30.08.2022 № 311 «Об организованном начале 2022-2023учебного года»;
  • приказом от 30.08.2022 № 312 «О мероприятиях по выполнению адаптированных рабочих программ по предметам учебного плана».

Цели и задачи образования с учетом психофизических особенностей обучающейся

У обучающихся 11б класса представления о живой и неживой природе, о роли человека в природе на низком уровне. Элементарные представления о  сезонных изменениях в природе имеют, но часто путают, забывают. Различать времена года, названия месяцев и их основные признаки могут называть только совместно с педагогом.  На низком уровне представления о домашних и диких животных и их детенышах. Часто путают названия овощей, фруктов и формы их произрастания.

Цель:  формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

  Задачи: 

  • формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы;
  • формирование временных представлений;
  • формирование представлений о растительном и животном мире;
  • использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с обучающимися;
  • побуждать обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися);
  • формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Общая характеристика учебного предмета

      Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека. Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы», «Объекты природы».

    В программе предусмотрена реализация материала с использованием электронных образовательных ресурсов рекомендованных к использованию в образовательных организациях Министерством просвещения таких как –  «Всероссийский урок безопасности 2022-2023» группы компании «Просвещение»,
Дистанционное образование для школьников Учи.ру
, «CoreApp — онлайн-платформа для создания и совершенствования образовательных материалов».

Формы учебной деятельности:

  • викторина:
  • урок-игра;
  • виртуальная экскурсия;
  • экскурсия;
  • сюжетно-ролевая игра;
  • просмотр учебного фильма;
  • беседа и др. формы, используемые при обучении.

Виды деятельности:

  • проблемно-ценностное общение;
  • познавательная и др. виды, используемые при обучении

Работа по обогащению и актуализации словаря.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Предметная область: Окружающий мир.

Предмет: Окружающий природный мир.

Определен учебным планом КОУ «Радужнинская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», реализуемый адаптированную общеобразовательную программу для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (недельный) на 2022-2023 учебный год,  учебный курс по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на 34 недели,  2 часа в неделю, 68  часов  в год.

Планируемые результаты освоения программы

Ожидаемые личностные результаты:

  • основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;
  • социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
  • формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
  • формирование уважительного отношения к окружающим;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Ожидаемые предметные результаты:

  1. Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.
  • Интерес к объектам и явлениям неживой природы.
  • Представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы, формы земной поверхности, полезные ископаемые и др.).
  • Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.  
  • Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.
  1. Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.
  • Интерес к объектам живой природы.
  • Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.).
  • Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними.
  • Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).
  1. Элементарные представления о течении времени.
  • Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года.
  • Представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток, дней недели, месяцев в году и др.

Содержание учебного предмета

Временные представления

Наблюдения за изменениями, происходящими в природе в разное время года: тепло, холодно; дождь, снег; холодный, теплый ветер, яркое солнце, облака. Знакомство со временами года (основные признаки), их названия.  Временные представления: день - ночь. Их признаки, сравнение признаков.  Наблюдение за жизнью растений в разное время года. Сбор листьев, трав, цветов, плодов, семян деревьев. Составление аппликаций, поделок из материалов, собранных во время экскурсий. Знакомство с названиями растений, их плодов и семян. Наблюдение за птицами, насекомыми, животными, за их поведением. Игры детей в разное время года. Одежда людей зимой, весной, летом, осенью.

 Объекты неживой природы

Знакомство с объектами неживой природы. Наблюдения за солнцем, луной, землёй в разное время, отражение этих наблюдений в рисунках, аппликациях, рассказах.

Растительный мир  

Наблюдения за комнатными растениями. Полив растений.

Знакомство с частями растений: корень, стебель, лист, цветок.

Проращивание семян, наблюдение за появлением корня, листьев, за ростом растения.

Наблюдения за набуханием почек и появлением листьев на ветках деревьев, поставленных вводу.

Сравнение листьев различных деревьев (разнообразие их формы, цвета, величины).

Овощи и фрукты (по 2-3 названия). Цвет, форма, запах, вкус, употребление в пищу.

Знакомство с названиями растений, наиболее распространённых в данной местности.

Животный мир

Знакомство с названиями животных, в том числе наиболее распространённых в данной местности. Их внешний вид, части тела, повадки.  Наблюдения за жизнью диких животных, в том числе наиболее распространённых в данной местности.

Наблюдения за жизнью домашних животных. Уход за ними.

Наблюдения за птицами, их поведением.

Аквариум. Наблюдения за рыбами, живущими в аквариуме. Наблюдения за насекомыми.

Объекты природы

Узнавание леса. Знание значения леса в природе и жизни человека. Различение растений (животных) леса. Соблюдение правил поведения в лесу. Узнавание луга. Узнавание луговых цветов. Знание значения луга в природе и жизни человека. Знание значения воды в природе и жизни человека.  

Тематическое планирование

Тема

Количество часов

Количество контрольных, практических (лабораторных работ),

Временные представления

Лето

Осень

Зима

Весна

Год

10

2

2

1

2

3

-

Объекты неживой природы

Знакомство с объектами неживой природы

4

4

-

Растительный мир

Растения

12

12

-

Животный мир

Дикие животные

Домашние животные

Птицы

Насекомые

Рыбы

40

8

4

18

4

6

1

 

 Объекты природы

Знакомство с объектами живой природы

2

2

-

Итого

68

1

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Наглядный учебный материал:

  • Предметные рисунки.
  • Сюжетные картинки.
  • Таблицы.

Дидактический материал:

  • Комплект «Загадки – отгадки».
  • Карточки с заданиями для индивидуальной работы.

Технические средства обучения 

Учебные пособия:

  1. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под редакцией И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитарный издательский центр ″ВЛАДОС″, 2013 г. — 181 с. —(Коррекционная педагогика).
  2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы / А.К. Аксёнова, Т.Н Бугаева, И.А. Буравлёва и др., под редакцией к.п.н., профессора И. М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2013 г. – 239 с.

Оценочные материалы

Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий. Текущий и итоговый контроль осуществляется в форме практических проб, элементарных проверочных работ методом наблюдения по критерию относительной успешности. Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе анализа (1 раз в четверть) их продуктивной деятельности (поделок, рисунков, уровня развития речи, письма, счета и др.).

По предмету «Окружающий природный мир» согласно учебному плану на 2022-2023 учебный год запланировано проведение промежуточной аттестации в форме комплексной проверки знаний, умений, навыков обучающихся (комплексная проверочная работа). Оценочные материалы для проведения проверочной работы представлены в приложении

Календарно-тематическое планирование

№ п./п

Дата проведения

Тема урока

Количество часов

Требования к ЗУН обучающихся

Примечание

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

Временные представления

4

01.09.

Лето. Основные признаки. Виртуальная экскурсия.

1

Иметь представления о смене времен года в связи с изменением положения солнца. Знать название времен года, название месяцев.

Знать основные признаки времен года.

Уметь соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни человека.

Уметь сравнивать наблюдаемые объекты. Показывать рисунки с разными временами года. Анализировать, различать

признаки, объяснять причину сезонных изменений в жизни живой природы.

Знать изменения, происходящие в жизни человека в разное время года. Знать изменения, происходящих в жизни животных в разное время года. Знать изменения, происходящих в жизни растений в разное время года.

 

06.09

Сезонные изменения в природе. Названия месяцев.

1

08.09.

Экскурсия. Осень. Сезонные изменения в природе осенью.

1

 

13.09

Осень. Основные признаки. Названия месяцев.

1

Растительный мир

5

15.09.

Природа нашего края, вокруг нас.

1

Знать  время сбора урожая. Названия овощей и фруктов, растения сада и огорода.  Иметь представление об использовании человеком в пищу. Определять и  различать группы растений (фрукты -  растения сада, овощи - растения огорода).  Уметь определять и  различать растения сада и огорода, описывать их. Называть предметы, сравнивать, классифицировать, обобщать.

20.09

Огород. Растения огорода. Сбор урожая.

1

 

22.09

Сад. Растения сада. Сбор урожая.

1

 

27.09.

Грибы. Части гриба. Грибы съедобные и не съедобные.

1

Знать  строение гриба (грибница, ножка, шляпка), названия грибов. Уметь  отличать съедобные грибы от несъедобных.

Знать значение грибов в природе и жизни человека.

 

29.09

Значение грибов в природе и жизни человека.

1

 

Объекты неживой природы

1

04.10.

 

Вода в природе: дождь, снег, лед, река, ручей, озеро (пруд),  болото.

1

Знать о   простейших свойствах воды, ее значении для жизни человека, животных и растений.

Уметь  правильно называть изученные объекты и явления.

Знать правила поведения на реке (водоеме).

Уметь различать водные объекты.

 

 Растительный мир

5

06.10.

 

Лиственные деревья ХМАО.

1

Знать о деревьях, об основных частях дерева, кустарника. Уметь  определять и описывать дерево, кустарник, различать хвойные и лиственные деревья.

11.10.

 

Хвойные деревья ХМАО.

1

Знать о деревьях, об основных частях дерева, кустарника. Уметь  определять и описывать дерево, кустарник, различать хвойные и лиственные деревья.

13.10.

Кустарники ХМАО.

1

18.10

 

Комнатные растения.

1

Знать названия  растений; основные органы растений: корень, стебель, листья, цветок. Уметь различать растения   описывать их; находить сходства и различия в их строении.

 

20.10.

Правила ухода за комнатными растениями.

1

 

Животный мир

10

01.11

Разнообразие животного мира.

1

(деление животных на группы по способу питания и месту обитания.

03.11

 

Домашние  животные.  Корова.

1

Знать об образе жизни и повадках различных групп животных.

Внешний вид, части тела, повадки.  Уметь сравнивать представителей различных групп животных.

 

08.11.

Домашние  животные.  Коза.

1

10.11

Домашние  животные.  Лошадь.

1

15.11

Домашние  животные.  Овца.

1

17.11

Дикие  животные.  Заяц.

1

22.11

Дикие  животные. Лось.

1

24.11

Дикие  животные.  Белка.

1

29.11

Дикие  животные.  Медведь.

1

01.12

Дикие  животные.  Олень.

1

 

 

Временные представления

1

 

Знать основные признаки зимы: холод, снегопад, гололедица, мороз, метели, солнце поздно всходит и рано заходит. Различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в жизни живой природы.

06.12

 

Зима. Основные признаки. Сезонные изменения в природе зимой. Название месяцев.

1

 

Животный мир

10

08.12.

Птицы. 

1

Иметь представления об образе жизни птиц зимой.  

13.11

Особенности внешнего строения птиц.

1

15.12

Дикие птицы.

1

20.12

Дикие птицы. Кукушка.

1

22.12

Дикие птицы. Глухарь.

1

27.12

Дикие птицы. Тетерев.

1

10.01

 Зимующие птицы.

1

12.01

Зимующие птицы. Свиристель.

1

17.01

Зимующие птицы. Снегирь.

1

19.01

 

Зимующие птицы. Поползень.

1

 

Объекты неживой природы  

3

24.01

 

Просмотр обучающего фильма. Солнце.

1

Узнавать солнце . Знать значение солнца в жизни человека и в природе.

Узнавать луну. Знать значение луны в жизни человека и в природе.

Узнавать (различать) небесные тела (планета, звезда).  

 

26.01

 

Луна.

1

 

31.01

 

Земля.

1

 

 

Животный мир

9

02.02

 

Птицы декоративные. Попугай.

1

 

 

07.02

 

Птицы декоративные. Канарейка.

1

09.02

 

Дикие животные зимой.

1

Знать об образе жизни и повадках различных групп животных.

Уметь сравнивать представителей различных групп животных.

 

14.02

 

 Рыбы. Особенности строения.

1

Знать названия рыб,  их виды, внешнее строение, среду обитания, питание и значение в жизни человека.   Уметь узнавать,  определять, различать  рыб среди представителей других групп животных.

 

16.02.

Значение рыб.

1

21.02

Морские рыбы.

1

28.02

 

Речные рыбы.

1

   

 

02.03.

Рыбы нашего округа.

1

07.03

 

Рыбы аквариума.

1

Растительный мир

2

09.03

Растения поля- зерновые. Виды.

1

14.03

 

Растения поля- зерновые. Значение хлеба.

1

Узнать зерновые на

картинках. Называть и

показывать растения

поля- зерновые. Знать

значение хлеба.

 

 

Животный мир

4

16.03

Насекомые.

1

28.03

 

Значение насекомых в природе.

1

Знать основные части тела. Знать о пользе – вреде, приносимой природе, людям,

Показывать, знать насекомое  по картинке. Знать правила гигиены, способ защиты. Сравнивать по

(по возможности).

 

30.03

Значение насекомых в жизни человека.

1

04.04

 

Способы защиты от насекомых (мошек, комаров, мух).

1

 

Временные представления

2

06.04

 

Весна. Основные признаки.

1

Основные признаки. Сезонные изменения в природе. Название месяцев.  Различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в жизни живой природы.  

 

11.04

 

Сезонные изменения в природе весной. Название месяцев.

1

 

Животный мир

7

13.04

 

Перелетные птицы.

1

Уметь узнавать по внешнему виду,

называть части тела птиц.

Знать питание птиц. Объединять перелетных  птиц в группу «перелетные птицы».

   

18.04

Перелетные птицы. Грач.

1

20.04

Перелетные птицы. Скворец.

1

25.04

 

Водоплавающие птицы. Гусь.

1

 Уметь узнавать по внешнему виду,

называть части тела птиц.

Знать питание птиц.

   

27.04

Комплексная проверочная работа.

1

02.05

Водоплавающие птицы. Утка.

1

04.05

Водоплавающие птицы. Лебедь.

1

 

Объекты природы

2

11.05

Виртуальная экскурсия. Лес.

1

Узнавать лес на картинке.

Знать значение леса в природе и жизни человека. Различать растения (животных) леса. Знать и соблюдать правила поведения в лесу.

 

16.05

Виртуальная экскурсия. Луг.

1

Узнавать луг на картинке. Узнавать луговые цветы.

Знать значение луга в природе и жизни человека.

 

 

Временные представления

3

18.05

 Год.

1

Иметь представление о годе как о последовательности 12 месяцев. Соотносить месяцы с временами года.  

 

23.05

 

Времена года. 

1

Узнавать (различать) времена года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам.    

 

25.05

Время суток, дни недели, месяца.

1

Знать изменение, происходящие в жизни животных в разное время года.

 

 

Список литературы

  1. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под редакцией И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитарный издательский центр ″ВЛАДОС″, 2013 г. — 181 с. —(Коррекционная педагогика).
  2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы / А.К. Аксёнова, Т.Н Бугаева, И.А. Буравлёва и др., под редакцией к.п.н., профессора И. М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2013 г. – 239 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир»

Цель предмета: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.Задачи:  формирование представлений об объектах и явлениях...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» для 2-4 классов

Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ, являются:-        укрепление здоровья, ликвидация или стойкая компенсация...

Индивидуальная адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Адаптированная рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для учащегося 1 класса надомного обучения Ф.И. ребенка  представляет собой систему комплексного психолого-педагог...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир"

Данный учебный предмет является важным в обучении младших школьников с ограниченными возможностями здоровья школы VIII вида, так как у данной группы детей отмечаются проблемы в овладении общеречевыми ...

Адаптированная рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 8.4) по СИПР для ученика 1 класса (обучение на дому)

Данная программа разработана в соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Адаптированная раб...

Адаптированная рабочая программа по предмету окружающий природный мир

Адаптированная рабочая программа по предмету окружающий природный мир...