Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир".
рабочая программа по окружающему миру
Цель: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Задачи:
- формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы;
- формирование временных представлений;
- формирование представлений о растительном и животном мире;
- использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с обучающимися;
- побуждать обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися);
- формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 221.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ
«РАДУЖНИНСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
УТВЕРЖДЕНА
Приказом директора
КОУ «Радужнинская школа для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
от__________________ 20__ г. №_________
______________________________________
Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету
ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР
для обучающихся с умеренной умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
11б класс
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Казыева Б.Б.,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
МО учителей начальных классов и воспитателей ГПД Методическим советом
Протокол от «____» ________ 202__ г. № ___ Протокол от «____» ________202__г. №___
Руководитель МО______________ Председатель МС__________
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 года № 115 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 11 февраля 2022 года № 69 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115»
- приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 23 декабря 2020 года № 766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254»;
- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- письмом Министерства образования и науки РФ от 19.08.2016 № 07-3517 «Об учебниках для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Закон ХМАО – Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» от 1 июля 2013 г. № 68-оз;
- приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа –Югры от 13 августа 2015 г. № 1087 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организации, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории ХМАО – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий»;
- приказом от 20.08.2019 г. № 264 «Об утверждении АОП» ( с изменениями от 25.08.2022 № 262);
- приказом от 30.08.2022 № 311 «Об организованном начале 2022-2023учебного года»;
- приказом от 30.08.2022 № 312 «О мероприятиях по выполнению адаптированных рабочих программ по предметам учебного плана».
Цели и задачи образования с учетом психофизических особенностей обучающейся
У обучающихся 11б класса представления о живой и неживой природе, о роли человека в природе на низком уровне. Элементарные представления о сезонных изменениях в природе имеют, но часто путают, забывают. Различать времена года, названия месяцев и их основные признаки могут называть только совместно с педагогом. На низком уровне представления о домашних и диких животных и их детенышах. Часто путают названия овощей, фруктов и формы их произрастания.
Цель: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Задачи:
- формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы;
- формирование временных представлений;
- формирование представлений о растительном и животном мире;
- использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с обучающимися;
- побуждать обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися);
- формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Общая характеристика учебного предмета
Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека. Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы», «Объекты природы».
В программе предусмотрена реализация материала с использованием электронных образовательных ресурсов рекомендованных к использованию в образовательных организациях Министерством просвещения таких как – «Всероссийский урок безопасности 2022-2023» группы компании «Просвещение»,
Дистанционное образование для школьников Учи.ру, «CoreApp — онлайн-платформа для создания и совершенствования образовательных материалов».
Формы учебной деятельности:
- викторина:
- урок-игра;
- виртуальная экскурсия;
- экскурсия;
- сюжетно-ролевая игра;
- просмотр учебного фильма;
- беседа и др. формы, используемые при обучении.
Виды деятельности:
- проблемно-ценностное общение;
- познавательная и др. виды, используемые при обучении
Работа по обогащению и актуализации словаря.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предметная область: Окружающий мир.
Предмет: Окружающий природный мир.
Определен учебным планом КОУ «Радужнинская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», реализуемый адаптированную общеобразовательную программу для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (недельный) на 2022-2023 учебный год, учебный курс по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на 34 недели, 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Планируемые результаты освоения программы
Ожидаемые личностные результаты:
- основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
- формирование уважительного отношения к окружающим;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Ожидаемые предметные результаты:
- Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.
- Интерес к объектам и явлениям неживой природы.
- Представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы, формы земной поверхности, полезные ископаемые и др.).
- Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.
- Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.
- Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.
- Интерес к объектам живой природы.
- Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.).
- Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними.
- Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).
- Элементарные представления о течении времени.
- Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года.
- Представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток, дней недели, месяцев в году и др.
Содержание учебного предмета
Временные представления
Наблюдения за изменениями, происходящими в природе в разное время года: тепло, холодно; дождь, снег; холодный, теплый ветер, яркое солнце, облака. Знакомство со временами года (основные признаки), их названия. Временные представления: день - ночь. Их признаки, сравнение признаков. Наблюдение за жизнью растений в разное время года. Сбор листьев, трав, цветов, плодов, семян деревьев. Составление аппликаций, поделок из материалов, собранных во время экскурсий. Знакомство с названиями растений, их плодов и семян. Наблюдение за птицами, насекомыми, животными, за их поведением. Игры детей в разное время года. Одежда людей зимой, весной, летом, осенью.
Объекты неживой природы
Знакомство с объектами неживой природы. Наблюдения за солнцем, луной, землёй в разное время, отражение этих наблюдений в рисунках, аппликациях, рассказах.
Растительный мир
Наблюдения за комнатными растениями. Полив растений.
Знакомство с частями растений: корень, стебель, лист, цветок.
Проращивание семян, наблюдение за появлением корня, листьев, за ростом растения.
Наблюдения за набуханием почек и появлением листьев на ветках деревьев, поставленных вводу.
Сравнение листьев различных деревьев (разнообразие их формы, цвета, величины).
Овощи и фрукты (по 2-3 названия). Цвет, форма, запах, вкус, употребление в пищу.
Знакомство с названиями растений, наиболее распространённых в данной местности.
Животный мир
Знакомство с названиями животных, в том числе наиболее распространённых в данной местности. Их внешний вид, части тела, повадки. Наблюдения за жизнью диких животных, в том числе наиболее распространённых в данной местности.
Наблюдения за жизнью домашних животных. Уход за ними.
Наблюдения за птицами, их поведением.
Аквариум. Наблюдения за рыбами, живущими в аквариуме. Наблюдения за насекомыми.
Объекты природы
Узнавание леса. Знание значения леса в природе и жизни человека. Различение растений (животных) леса. Соблюдение правил поведения в лесу. Узнавание луга. Узнавание луговых цветов. Знание значения луга в природе и жизни человека. Знание значения воды в природе и жизни человека.
Тематическое планирование
Тема | Количество часов | Количество контрольных, практических (лабораторных работ), |
Временные представления Лето Осень Зима Весна Год | 10 2 2 1 2 3 | - |
Объекты неживой природы Знакомство с объектами неживой природы | 4 4 | - |
Растительный мир Растения | 12 12 | - |
Животный мир Дикие животные Домашние животные Птицы Насекомые Рыбы | 40 8 4 18 4 6 | 1
|
Объекты природы Знакомство с объектами живой природы | 2 2 | - |
Итого | 68 | 1 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Наглядный учебный материал:
- Предметные рисунки.
- Сюжетные картинки.
- Таблицы.
Дидактический материал:
- Комплект «Загадки – отгадки».
- Карточки с заданиями для индивидуальной работы.
Технические средства обучения
- Компьютер
- ЭОР (разработки мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий, учебных фильмов)
- Московская электронная школа (МЭШ) https://www.mos.ru/city/projects/mesh/ .
- «Всероссийский урок безопасности 2022-2023» группы компании «Просвещение» https://safetylesson.prosv.ru/
- Дистанционное образование для школьников Учи.ру https://uchi.ru/teachers/lk/main
- «CoreApp — онлайн-платформа для создания и совершенствования образовательных материалов» https://coreapp.ai/app/builder/lesson/623abd352cecd685b480622f
Учебные пособия:
- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под редакцией И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитарный издательский центр ″ВЛАДОС″, 2013 г. — 181 с. —(Коррекционная педагогика).
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы / А.К. Аксёнова, Т.Н Бугаева, И.А. Буравлёва и др., под редакцией к.п.н., профессора И. М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2013 г. – 239 с.
Оценочные материалы
Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий. Текущий и итоговый контроль осуществляется в форме практических проб, элементарных проверочных работ методом наблюдения по критерию относительной успешности. Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе анализа (1 раз в четверть) их продуктивной деятельности (поделок, рисунков, уровня развития речи, письма, счета и др.).
По предмету «Окружающий природный мир» согласно учебному плану на 2022-2023 учебный год запланировано проведение промежуточной аттестации в форме комплексной проверки знаний, умений, навыков обучающихся (комплексная проверочная работа). Оценочные материалы для проведения проверочной работы представлены в приложении
Календарно-тематическое планирование
Список литературы
- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под редакцией И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитарный издательский центр ″ВЛАДОС″, 2013 г. — 181 с. —(Коррекционная педагогика).
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы / А.К. Аксёнова, Т.Н Бугаева, И.А. Буравлёва и др., под редакцией к.п.н., профессора И. М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2013 г. – 239 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир»
Цель предмета: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.Задачи: формирование представлений об объектах и явлениях...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» для 2-4 классов
Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ, являются:- укрепление здоровья, ликвидация или стойкая компенсация...

Индивидуальная адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Адаптированная рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для учащегося 1 класса надомного обучения Ф.И. ребенка представляет собой систему комплексного психолого-педагог...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир"
Данный учебный предмет является важным в обучении младших школьников с ограниченными возможностями здоровья школы VIII вида, так как у данной группы детей отмечаются проблемы в овладении общеречевыми ...

Адаптированная рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 8.4) по СИПР для ученика 1 класса (обучение на дому)
Данная программа разработана в соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Адаптированная раб...
Адаптированная рабочая программа по предмету окружающий природный мир
Адаптированная рабочая программа по предмету окружающий природный мир...

Адаптированная рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир"
Адаптированная рабочая программа...
