Технологическая карта урока окружающего мира «Где живут слоны?» (УМК "Школа России", 1 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Лежнева Ульяна Григорьевна

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представлений обучающихся об разнообразии жизни в саванне и тропических лесах, ознакомление обучающихся с их местоположением на глобусе, ознакомление обучающихся с отличительными признаками африканского и индийского слона.

Задачи урока:

Дидактические:

1. Дать обучающимся представление о разнообразии природы нашей планеты;

2. Познакомить с жаркими районами Земли, такими как саванна и тропические леса.  

Развивающие:

1.Развивать умение сравнивать и находить отличия;

2.Развивать умение работать с наглядными пособиями, такими как глобус, карта мира.  

Воспитательные:

1.Воспитывать у обучающихся бережное отношение к природе;

2.Совершенствовать навыки сотрудничества обучающихся.

Планируемые результаты:

Предметные:

1.Научатся находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, а так же характеризовать их;

2.Смогут приводить примеры животных, обитающих в жарких странах.

Личностные:

1. Формирование целостного, социльно ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению;

2.Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

        

Дата: 14.04.2024 г.

Школа: МАОУ «АЛ 95 г. Челябинска» (ул. Молдавская, 23Б)

Класс: 1-4

Урок: 3

Время: 9:50-10:30   Кабинет: д/о 5

Студент: Лежнева Ульяна Григорьевна

Группа: 33

Учитель: Антонова Татьяна Юрьевна

Методист: Горячёва Светлана Леонидовна

Тема урока: «Где живут слоны?»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представлений обучающихся об разнообразии жизни в саванне и тропических лесах, ознакомление обучающихся с их местоположением на глобусе, ознакомление обучающихся с отличительными признаками африканского и индийского слона

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Дать обучающимся представление о разнообразии природы нашей планеты;

2. Познакомить с жаркими районами Земли, такими как саванна и тропические леса.  

Предметные:

1.Научатся находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, а так же характеризовать их;

2.Смогут приводить примеры животных, обитающих в жарких странах.

Развивающие:

1.Развивать умение сравнивать и находить отличия;

2.Развивать умение работать с наглядными пособиями, такими как глобус, карта мира.  

Личностные:

1. Формирование целостного, социльно ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению;

2.Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Воспитательные:

1.Воспитывать у обучающихся бережное отношение к природе;

2.Совершенствовать навыки сотрудничества обучающихся.

УМК: «Мир вокруг нас», автор Плешаков, 1  класс, учебник, рабочая тетрадь «Мир вокруг нас», Плешаков, 1 класс, глобус,

раздаточный материал: контурные карты, сравнительная таблица по слонам

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Прием: эмоциональный настрой

Ф

Словесный: беседа

Проверяет готовность обучающихся. Приветствует обучающихся. Создает эмоциональный настрой.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ульяна Григорьевна, и сегодня урок окружающего мира у вас проведу я.

- Только это будет не просто урок, а настоящее путешествие! Но чтобы в него отправиться, нужно проверить, всё ли мы с собой взяли.

- Сядьте, пожалуйста, те, у кого на столе лежит учебник, пенал, а так же те листы, которые я вам раздала. Если у вас нет ничего лишнего, можете садиться.

Здороваются, настраиваются на урок.

Проверяют свою готовность к уроку.

РУУД: организовывать своё рабочее место под руководством учителя.

КУУД:

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

Слайд №1: чёрный экран

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 минут)

Готовность мышления  и осознание потреби к построению нового способа действий

Ф

Наглядный: презентация

Практический: работа с глобусом

Словесный: беседа

Повторение пройденного материала.

- Итак, багаж вещеё собран, а как обстоят дела с багажом знаний? Давайте это проверим.

- Вспомните тему предыдущего урока.

- Смотрите, я в руках держу глобус. Знаете ли вы, что такое глобус?

- Верно, это уменьшенная модель Земли. Сможет ли сейчас кто-то выйти к доске и показать на глобусе, где же живут белые

Отвечают на вопросы учителя.

- «Где живут белые медведи?»

- Уменьшенная модель Земли.

Показывают.

КУУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

ПУУД:

Отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию.

Слайд №2: тема предыдущего урока

Глобус

медведи?

- Отлично, вы верно показали. Белые медведи живут на северном полюсе. А как по-другому это место называется?

- Верно. Но ведь там очень холодно, и всегда лежит снег. Как же белые медведи не замерзают там?

- А кто ещё живёт рядом с белыми медведями? Взгляните на картинку, чтобы вспомнить.

- Арктика.

- У них есть подкожный жир и тёплый мех.

Слайд №3: обитатели Арктики

Постановка учебной задачи

(2-3 минуты)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный: беседа

Наглядный: презентация

Создание ситуации для определения темы урока.

- Так, ну теперь точно весь багаж собран, давайте же отправляться в путь!

- Ой, смотрите, кто это?

- Верно, это слон. Смотрите, он приглашает нас в гости к себе домой.

- И убежал. А куда же нам идти? Ребята, вы знаете, где живут слоны?

- Давайте же скорее узнаем! Для этого, давайте назовём тему урока.

- А теперь поставим цель на сегодняшний урок –путешествие.

- А чтобы достичь эту цель нужен план. Но посмотрите! В нём некоторые слова пропали. Давайте же их вставим и прочитаем готовый план.

Отвечают на вопросы учителя.

- Слон.

- Нет.

- «Где живут слоны?»

- Узнать о месте, где живут слоны.

1. Узнать, какие места находятся на экваторе.

2.  Узнать, где живут слоны

3. Выполнить. самостоятельную работу.

4. Подвести итоги урока.

КУУД:

Слушать и понимать речь других.

РУУД: определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях по руководством учителя.

Слайд №4: слон

Слайд №5: приглашение

Слайд №6: нет слона

Слайд №7: тема урока

Слайд №8: цель урока

Слайд №9: план без слов

Слайд №10: план со словами

«Открытие» нового знания (15 мин)

Создание условий для формирования у обучающихся представлений о словах и на английском перечислять слова

Ф

Словесный: беседа

Наглядный: презентация

Практический: заполнение контурных карт

Практический: работа с глобусом

Ознакомление с новым материалом.

- Ребята, на прошлом уроке вы изучали места, где всегда холодно. А как вы думаете, существует ли место, где всегда жарко, а солнце светит круглый год?

- Верно, такие места действительно существуют. А находятся они на экваторе – воображаемой линии, которая проходит через центр Земли, и делит планету на северное и южное полушарие.

- Сейчас посмотрите на ваши столы. У вас есть карточки с картой. Отметьте на этой карте красной линией экватор.

- После того, как закончите, подними карточки вверх, и я проверю.

- Отлично, вы справились. А кто сможет показать экватор на глобусе?

- Именно на линии экватора температуры воздуха самые высокие. Поэтому там всегда жарко.

- Посмотрите на экран, здесь ещё одна карта. На ней две области закрашены жёлтым и зелёным цветом. Как вы думаете, что они означают?

- Жёлтым цветом отмечена саванна, а зелёным – зона тропических лесов. Именно туда мы сегодня и отправимся. Но прежде чем туда прибыть, нам

Знакомятся с новым материалом.

- Да, существуют.

Отмечают экватор на контурной карте.

Показывают экватор на глобусе.

- Это две разные зоны.

КУУД:

Слушать и понимать речь других.

ПУУД:

Наблюдать и делать самостоятельные выводы

РУУД: Использовать в работе простейшие инструменты

Слайд №11: чёрный экран

Слайд №12: экватор

Контурные карты

Глобус

Слайд №13: карты тропических лесов и саванн

нужно побольше узнать об этих местах.

- Давайте посмотрим на экран. Слева находится саванна, а справа – тропический лес. Сможете назвать их отличия?

- Давайте теперь я вам подробнее расскажу о каждом месте. Саванна – это открытое пространство, где растут травянистые растения, а деревья или кусты встречаются очень редко. Саванна – удивительное место, где засушливая жаркая зима сменяется влажным дождливым летом. И тогда сухая растительность оживает и разрастается ярким зелёным ковром.

- Итак, я вам рассказала о саванне. А как называется второе место, вы запомнили?

- Верно, это тропический лес. Теперь внимательно послушайте про него. В этих лесах всегда жарко. Но дожди здесь идут круглый год. Нигде не выпадает столько дождей, как в тропических лесах. Многие деревья огромной высоты – 50-60 метров. Это как высота 20-тиэтажного дома, или высота двух классов, как ваш, если вы встанете друг другу на плечи. Под деревьями-гигантами растут деревья поменьше, под ними – ещё поменьше, а в самом низу, возле земли, растут кусты, папоротники,

Травы…

- В саванне преобладает травянистая растительность, в тропических лесах – древесная.

КУУД:

Отвечать на вопросы учителя.

КУУД:

Слушать и понимать речь других.

Слайд №14: фото саванны и тропического леса.

Слайд №15: фото саванна

Слайд №16: тропический лес

- А вы знали, что тропические леса ещё называют лёгкими нашей планеты?

- Как вы думаете, почему?

- Нет.

- Потому что там много деревьев, которые вырабатывают кислород.

Слайд №17: черный экран

Динамическая пауза (Дыхательная гимнастика)(1 мин)

Первичное закрепление во внешней речи (5 мин)

Итериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Ф, П

Наглядный: презентация

Практический: заполнение таблицы

Словесный: беседа

Выполнение упражнений на закрепление нового материала.

- А сейчас, давайте посмотрим наш план. Какой пункт мы выполнили только что?

- Какой будем выполнять сейчас?

- Верно, сейчас нам нужно узнать, где же всё таки живут слоны.

- Слоны – самые крупные и тяжёлые животные суши. Но, слоны бывают всего двух видов – Африканский и Индийский

- У вас на столах есть карточки с таблицами. А на экране есть фотографии двух слонов – Африканского и Индийского. Вам нужно с соседом по парте обсудить, чем отличаются эти два слона, и заполнить эту таблицу. На выполнение задания у вас 3 минуты, после чего мы с вами обсудим, что получилось. Время пошло.

- Ваше время вышло. Сейчас несколько пар представят свои результаты.

- А вот такую таблицу составила я. Проверьте себя, и если вы допустили ошибку, можете её зачеркнуть и исправить.

Отвечают на вопросы учителя.

.

- Первый.

- Второй.

РУУД: выполнять под руководством педагога учебные действия в практической и мыслительной форме 

КУУД:

Отвечать на вопросы учителя.

Слайд №18: план –1пункт

Слайд №19: фото слонов

Сравнительная таблица

Слайд №20: готовая таблица

- Отлично, мы с вами сравнили два вида слонов: Африканского и Индийского. А как вы думаете, из-за чего у слонов такое различие во внешнем виде?

- Верно, эти два вида слонов живут в разных местах. Африканский слон живёт в Африке, в саванне, а Индийский слон – в Индии, в тропических лесах. Давайте подумаем, как эти слоны приспособились к своему месту жительства?

- Ребята, а ведь помимо слонов, в саванне и тропическом лесу много и других разных животных. Давайте посмотрим, какие животные обитают рядом с Африканским слоном.

- А какие рядом с Индийским слоном.

- Как вы думаете, а эти животные как приспособились к жизни в саванне и в тропическом лесу?

- Из-за того, что они живут в разных местах.

 

Рассуждения.

ПУУД: применять полученные знания в измененных условиях.

Слайд №21: чёрный экран

Слайд №22: обитатели саванны

Слайд №23: обитатели тропического леса.

Динамическая пауза (1 мин)

По саванне ходит слон:

Уши, хобот, серый он.

Головой своей кивает

Будто в гости приглашает.

Самостоятельная работа с самопроверкой

(10 мин)

Интериор изация нового способа действий,

индивидуальная рефлексия достижения

 И

Практический:

Самостоятельная работа

Самоконтроль

Наглядный: презентация

Словесный объяснение

Объясняет задание для самостоятельной работы и контролирует процесс выполнения задания.

- Давайте вновь посмотрим на наш план. Какой пункт мы с вами сейчас выполнили? 

- Верно. Какой пункт мы будем выполнять сейчас?

- Верно, сейчас мы выполним самостоятельную работу.

- Работать мы будем в рабочей тетради. Откройте её, пожалуйста, на странице 11. Обратите внимание на задание 2. У вас изображены животные. вам необходимо стрелочкой указать место их обитания. На выполнение задания у вас 4 минуты. Время пошло.

- Время вышло, давайте проверим себя. взгляните на экран и проверьте, верно ли вы выполнили задание.

- Если у вас ни одной ошибки – поставьте себе звёздочку внизу работы. Если у вас одна или две ошибки – поставьте себе флажок. Если у вас больше двух ошибок – поставьте себе минусик.

Выполняют задание самостоятельной работы и проверяют себя.

- Второй.

- Третий.

ПУУД: отвечать на простые вопросы учителя

РУУД: Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

РУУД: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности.

Слайд №24: план -2пункт

Слайд №25: чёрный экран

Рабочая тетрадь, стр 11, №2

Слайд №26: ответы

Организует повторение новых знаний.

- Ребята,, какой пункт плана мы с вами сейчас выполнили?

 - Верно, и у нас остался последний пункт плана – подвести

Повторяют изученное.

- Третий.

Слайд №27: план -3 пункт

Включение в систему знаний, повторение

(5 мин)

Повторен ие и закрепление ранее изученног о материала

Ф

Словесный: беседа

 итоги.

- Мы с вами достаточно много узнали и о саванне, и о тропических лесах, теперь мы можем отправиться в гости к слонам.

- Смотрите, а они нас уже ждут. Сможете ли вы определить, с какой стороны какой слон?

- Верно, слева находится Африканский слон, а справа Индийский слон.

- Смотрите, они просят нас рассказать о нашем путешествии. Давайте отвечать на их вопросы.

- Африканский слон спрашивает, какая погода в саванне летом и зимой?

- Индийский слон спрашивает, а какая погода в тропическом лесу?

- Африканский слон хочет познакомить нас со своими друзьями – другими обитателями саванны. Но мы их уже всех знаем! Давайте назовём каждого по имени.

- Индийский слон тоже хочет нас познакомить со своими друзьями! Но и их мы с вами знаем. Давайте назовём их по именам.

- А сейчас слоны хотят показать вам свои любимые фотографии их места обитания. Сможете ли вы определить, где здесь саванна, а где тропический лес?

- Замечательно! Слоны очень удивились, что вы так много знаете, и желают вам удачи на

-  

КУУД: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих жизненных ситуаций

КУУД:

Участвовать в диалоге, слушать и понимать других.

Слайд №28: фото слонов (Африканский/Индийский

Слайд №29: расскажите о путешествии

Слайд №29: вопрос

Слайд №30: вопрос

Слайд №31: слон с остальными животными

Слайд №32: слон с остальными животными

Слайд №34: фото саванны и тропического леса

будущие уроки! Пора с ними прощаться и возвращаться в класс, ведь нам нужно завершать наш урок-путешествие.

Слайд №35: пожелание удачи от слонов

Рефлексия деятельности (3 мин)

Самооцен ка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесный: беседа

Организует подведение итогов урока.

- Какую цель мы ставили в начале урока?

- Достигли ли мы её?

- Все ли пункты плана мы выполнили?

- А теперь, сожмите ладошку в кулачок, и разгибайте пальцы, если согласны с высказыванием.

1) Сегодня я узнал о саванне.

2) Сегодня я узнал о тропических лесах;

3) Я научился отличать Африканского слона от Индийского.

4) Я узнал, какие животные живут рядом со слонами.

5) Я продуктивно поработал на уроке.

- Если у вас остались не разогнутые пальцы – разогните их. А теперь дайте «пять» своему соседу по парте.

- Вы сегодня отлично поработали, спасибо вам за урок, до новых встреч!

Оценивают эффективность деятельности на уроке, анализируют возникшие трудности и способы их преодоления.

- Узнать о месте, где живут слоны.

- Да, достигли.

- Все.

КУУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

РУУД: оценивать свою деятельность с помощью предложенной системы оценок.

Слайд №36: цель

Слайд №37: выполненный план

Слайд №38: чёрный экран



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира "Где живут белые медведи?"

Технологическая карта урока окружающего мира "Где живут белые медведи?" 1 класс,Плешаков А.А.,УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Проект «Города России» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование представлений о достопримечательностях Москвы, Челябинска, Нижнего Новгорода, Магнитогорска; изучение известных исторических объек...

Технологическая карта урока окружающего мира "Путешествие по Золотому кольцу России " (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока «Путешествие по Золотому кольцу России (1 урок)»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство с городами, входящими в Золотое кольцо России, а также с их...

Технологическая карта урока окружающего мира "Путешествие по Золотому кольцу России " (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока «Путешествие по Золотому кольцу России (2 урок)»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство с городами, входящими в Золотое кольцо России, а также с их...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Золотое кольцо России – 1 часть» (УМК «Школа России» 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о городах, которые входят в Золотое кольцо России, знакомство с их достопримечательностями и местоположением на карте.Зад...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Золотое кольцо России – 2 часть» (УМК «Школа России» 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о городах, которые входят в Золотое кольцо России, знакомство с их достопримечательностями и местоположением на карте.Зад...

Технологическая карта урока Окружающего мира "Где живут слоны?" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока:формирование у обучающихся представления о разнообразии природы Земли и жарких районах (тропических лесах и саваннах).Задачи урока:Дидактические:1) познакомить обучающихся с животными миром...