Технологическая карта урока окружающего мира «Звёздное небо – Великая книга Природы» (УМК "Школа России", 3 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование представлений обучающихся о звёздах, ознакомление обучающихся с созвездиями как участками звёздного неба.
Задачи урока:
Дидактические:
1. Дать обучающимся представление о разнообразии созвездий.
2. Познакомить с понятиями звезда.
Развивающие:
1.Развивать умение сравнивать и находить отличия;
2.Развивать умение работать с наглядными пособиями, такими как карта звёздного неба.
Воспитательные:
1.Воспитывать у обучающихся бережное отношение к природе;
2.Совершенствовать навыки сотрудничества обучающихся.
Планируемые результаты:
Предметные:
1.Научатся находить на ночном небе определённые созвездия.
2.Смогут отличать звёзды от планет и прочих космических объектов.
Личностные:
1. Формирование целостного, социльно ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению;
2.Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Дата: 1.10.2024 г. Школа: МАОУ «АЛ 95 г. Челябинска» (ул. Молдавская, 23Б) Класс: 3-7 Урок: 4 Время: 10:50-11:30 Кабинет: 103 | Студент: Лежнева Ульяна Григорьевна Группа: 43 Учитель: Бурага Светлана Владимировна Методист: Горячёва Светлана Леонидовна |
Тема урока: «Звёздное небо – Великая книга Природы»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование представлений обучающихся о звёздах, ознакомление обучающихся с созвездиями как участками звёздного неба.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Дать обучающимся представление о разнообразии созвездий. 2. Познакомить с понятиями звезда. | Предметные: 1.Научатся находить на ночном небе определённые созвездия. 2.Смогут отличать звёзды от планет и прочих космических объектов. |
Развивающие: 1.Развивать умение сравнивать и находить отличия; 2.Развивать умение работать с наглядными пособиями, такими как карта звёздного неба. | Личностные: 1. Формирование целостного, социльно ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; 2.Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. |
Воспитательные: 1.Воспитывать у обучающихся бережное отношение к природе; 2.Совершенствовать навыки сотрудничества обучающихся. |
УМК: «Окружающий мир», автор Плешаков, 3 класс, учебник, рабочий лист, карточка «С/р» презентация.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образова-тельная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося | Планируемые метапредметные результаты | Дидактические средства и интерактивное оборудование | ||||
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Прием: эмоциональный настрой Ф Словесный: беседа | Проверяет готовность обучающихся. Приветствует обучающихся. Создает эмоциональный настрой. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ульяна Григорьевна, и сегодня урок окружающего мира у вас проведу я. - Сегодня мы с вами будем настоящими учёными-астрономами, а астрономам нужно оборудование. - Сядьте, пожалуйста, те, у кого на столе лежит учебник, пенал, а так же те листы, которые я вам раздала. Если у вас нет ничего лишнего, можете садиться. | Здороваются, настраиваются на урок. Проверяют свою готовность к уроку. | РУУД: организовывать своё рабочее место под руководством учителя. КУУД: Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. | Слайд №1: черный экран | ||||
Актуализация знаний и мотивация (4-5 минут) | Готовность мышления и осознание потреби к построению нового способа действий | Ф Наглядный: презентация Словесный: беседа | Повторение пройденного материала. - Итак, мы собрали наше оборудование, а теперь я проверю ваши знания. - Давайте вспомним, что мы знаем о космосе. - Что такое планета? Какие планеты вы знаете? - А луна – это планета? Почему? - А чем звёзды отличаются от планет? Какие звёзды вы знаете? - А что образуют скопления звёзд на небе? - Какие созвездия вы изучали в школе? | Отвечают на вопросы учителя. - Планета – твёрдое небесное тело, вращающееся вокруг звезды по своей орбите. - Луна – это спутник планеты Земля. - Звёзды имеют собственное свечение. - Созвездия. - Малая Медведица, Большая Медведица. | КУУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. ПУУД: Отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию. | |||||
Постановка учебной задачи (2-3 минуты) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф Словесный: беседа Наглядный: презентация Практический: заполнение пропусков | Создание ситуации для определения темы урока. - Отлично, вижу у вас достаточно знаний о космосе. Тогда давайте же перейдём к теме нашего урока! - Что вы видите на слайде? - Верно, это звёздное небо. Кто-то догадался, какая тема у нашего урока? - Верно, тема нашего урока – «Звёздное небо – великая книга прировы». - Давайте поставим цель на наш урок. - Отлично, а чтобы достичь цель, нам нужен план. Посмотрите на экран, план уже готов, но в него нужно вставить пропущенные слова. План: 1) Как _______ звёздное небо? 2) Узнаем новые _______ 3) Знакомство с ______ звёздами и созвездиями. 4) Подвести ______ урока. Слова: слова, наблюдать, итоги, новыми. - Вы отлично справились! Давайте же приступим к выполнению плана. | Отвечают на вопросы учителя. - Звёздное небо. - «Звёздное небо – Великая книга Природы». - Узнать новые созвездия и звёзды, научимся наблюдать звёздное небо. План: 1) Как наблюдать звёздное небо? 2) Узнаем новые слова. 3) Знакомство с новыми звёздами и созвездиями 4) Подвести итоги урока | КУУД: Слушать и понимать речь других. РУУД: определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях по руководством учителя. | Слайд №2: Звёздное небо в книге Слайд №3: тема урока Слайд №4: цель урока Слайд №5: план с пропущенными словами Слайд №6: готовый план. | ||||
Ознакомление с новым материалом. - Ребята, как вы думаете, как астрономы изучают звёзды? - Верно, они наблюдают. Поэтому и нам, как астрономам, важно научиться наблюдать за звёздами. Сейчас посмотрите в свой рабочий лист, найдите задание 1. - В нём вам дан план, как лучше всего наблюдать звёзды. но некоторые слова в | Знакомятся с новым материалом. - Они наблюдают за ними. | КУУД: Слушать и понимать речь других. | Слайд №7; черный экран | |||||||
«Открытие» нового знания (15 мин) | е Созданиусловий для формирования у обучающихся представлений о словах и на английском перечислять слова | Ф, И Словесный: беседа Наглядный: презентация Практический: заполнение пропусков | нём пропущены. Подумайте, какие слова можно вставить на места пропусков. После выполнения задания мы вместе его проверим. - Отлично, вижу вы справились, давайте проверим ваши ответы: 1) Наблюдай звёздное небо вместе со _________ 2) Наблюдайте в те вечера, когда небо не затянуто _________ 3) Поблизости ________ быть ярких фонарей 4) Чтобы ориентироваться в мире звёзд, важно различать ________ и _______ части неба 5) Для определения ___________ служит атлас-определитель или карта звёздного неба. - Вы отлично справились с этим заданием! Давайте посмотрим на наш план. Какой пункт мы выполнили? - Верно, мы научились наблюдать звёздное небо. - Далее нам нужно узнать, что такое созвездия. В ваших рабочих листах есть поле «Словарик». Здесь вы будете записывать значение новых слов. - Первое понятие у нас – звезда. А что же такое звезда? - А почему они светятся? - Теперь давайте сформируем понятие. Звезда – это…. | 1) Взрослыми. 2) Облаками. 3) Не должно. 4) Северную и Южную. 5) Созвездий. - Это небесное тело. - Звёзды светятся, потому что они горячие. - Звезда – это горячее небесное тело, в небе видимое как светящаяся точка. здий. | ПУУД: Наблюдать и делать самостоятельные выводы РУУД: Использовать в работе простейшие инструменты | Рабочий лист, план наблюдения Слайд №8: план (-1) Слайд №9: черный экран Рабочий лист, Словарик | ||||
- Отлично, запишите его, пожалуйста. - И второе понятие – созвездие. Как вы думаете, что такое созвездие? - А как созвездия расположены на небе? - А если мысленно соединить самые яркие звёзды созвездия, что получится? - Давайте сформулируем определение. Созвездие – это…. - Вы верно ответили. Запишите определение в свой рабочий лист. - Давайте посмотрим на наш план. Какой пункт мы сейчас выполнили? - Верно. А какой пункт плана у нас следующий? | - Это яркие звёзды. - Они занимают определённый участок неба. - Получится какая-нибудь фигура. - Созвездие – это яркие звёзды, расположенные на одном участке неба и образующие какую-либо фигуру. - Мы узнали новые слова – Звёзды и Созвездия. - Знакомство с новыми звёздами и созвездиями. | КУУД: Отвечать на вопросы учителя. КУУД: Слушать и понимать речь других. | Слайд №10: план (-2) | |||||||
Ф, П Наглядный: презентация Словесный: чтение вслух | Выполнение упражнений на закрепление нового материала. - Действительно, сейчас мы познакомимся с новыми звёздами и созвездиями. Но сначала давайте вспомним два самых известных созвездия. Для этого прочитайте стихотворение на слайде: Солнце Землю освещает, Дарит свет нам, теплоту. Ночью ярко светят звёзды, Дарят людям красоту. А в густом лесу, дремучем, Две медведицы смеются: Эти звёзды нас надули! Нашим именем зовутся, А похожи на кастрюли! | Отвечают на вопросы учителя. Читают стихотворение. | РУУД: выполнять под руководством педагога учебные действия в практической и мыслительной форме КУУД: Отвечать на вопросы учителя. |
Слайд №11: стихотворение | ||||||
Первичное закрепление во внешней речи (5 мин) | Итериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Словесный: беседа Практический: ведение записей | - Вы догадались, о каких созвездиях идёт речь? - Действительно, именно о них. Сможете сказать, на какой картинке какое созвездие изображено? Как вы это определили? - А как зовётся самая яркая звезда в созвездии Малой Медведицы? - Что в ней особенного? - Всё верно! - Обратите внимание на поле «Новые знания» в рабочем листе. Впишите туда те факты, которые вы только что узнали. - А сейчас вам нужно поработать с учебником. Откройте его на странице 42, и прочитайте про другие созвездия и звёзды. После прочтения запишите новые для вас факты о звёздах и созвездиях. - На это задание у вас 5 минут. Время пошло. - А теперь повернитесь к своему соседу по парте. Сейчас ваша задача рассказывать друг другу по очереди по одному интересному факту, которые каждый из вас записал в рабочий лист. На это задание у вас 2 минуты. Время пошло. - А теперь несколько человек назовут самый интересный факт, который им больше всего запомнился. | - Большая Медведица и Малая Медведица. - Полярная звёзда. - По ней определяют стороны света. | ПУУД: применять полученные знания в измененных условиях. | Слайд №12: созвездия Слайд №13: полярная звезда Слайд №14: черный экран Учебник, стр 42. Рабочий лист, «Новые знания» | ||||
Динамическая пауза (1 мин) Игра «Нос, пол, потолок». | ||||||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой (10 мин) | Интериор изация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения | И Практический: самостоятельная работа Наглядный: презентация Словесный объяснение Взаимоконтроль | Объясняет задание для самостоятельной работы и контролирует процесс выполнения задания. - Мы с вами очень много узнали за наш урок, поэтому сейчас давайте закрепим знания. - Для этого вам нужно решить задание на карточках.. Вам необходимо соотнести изображение созвездия или звезды с её названием. На выполнение задания у вас будет 2 минуты, время пошло. - Обменяйтесь карточками со своим соседом по парте, и проверьте друг друга по ответам на экране. - Если вы не допустили ни одной ошибки, нарисуйте улыбающийся смайлик. Если допущена 1 или 2 ошибки, нарисуйте нейтральный смайлик. Если допущено больше трёх ошибок, нарисуйте грустный смайлик. - После проверки верните карточки своему соседу. | Выполняют задание самостоятельной работы и проверяют себя. Ответы: 1 Вариант: 1 – Телец 2 – Плеяды 3 – Большой Пёс 4 – Малая Медведица 2 Вариант: 1 – Сириус 2 – Полярная звезда 3 – Альдебаран 4 – Орион | ПУУД: отвечать на простые вопросы учителя РУУД: Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. РУУД: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности. | Карточка «С/р» Слайд №15: ответы для проверки | ||||
Организует повторение новых знаний. - Итак, ребята. Знания мы закрепили, и всё повторили, а вот интересное задание для самых умных не сделали. - А задание это - кроссворд. - Переверните ваши рабочие листы. На обратной стороне расположен кроссворд. | Повторяют изученное. | Слайд№16: черный экран | ||||||||
Включение в систему знаний, повторение (5 мин) | Повторн е ие и закрепление ранее изученног о материала | И Практический: решение кроссворда | - Отгадайте его, а получившееся в голубых клеточках слово спишите в специальное поле. - Обратите внимание, ответы пишутся по вертикали. - На решение кроссворда у вас есть 3 минуты. Время пошло. - Проверьте свои ответы. Какое слово у вас получилось?. - Какой пункт плана мы выполнили? - Какой пункт плана мы выполним сейчас? | Решают кроссворд. - Вселенная. | Рабочий лист: кроссворд. Слайд №17: план (-3) | |||||
Рефлексия деятельности (3 мин) | Самооцен ка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф Словесный: беседа | Организует подведение итогов урока. - Какую цель мы ставили в начале урока? - Достигли ли мы её? - Все ли пункты плана мы выполнили? - А теперь, сожмите ладошку в кулачок, и разгибайте пальцы, если согласны с высказыванием. 1) Сегодня я узнал о новых звёздах 2) Сегодня я узнал о новых созвездиях. 3) Я научился отличать созвездия друг от друга 4) Я научился отличать звёзды. 5) Я продуктивно поработал на уроке. - Если у вас остались не разогнутые пальцы – разогните их. А теперь дайте «пять» своему соседу по парте. - Спасибо за урок! | Оценивают эффективность деятельности на уроке, анализируют возникшие трудности и способы их преодоления. - Узнать новые созвездия и звёзды, научимся наблюдать звёздное небо. - Да, достигли. - Все. | КУУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. РУУД: оценивать свою деятельность с помощью предложенной системы оценок. | Слайд №18: цель урока Слайд №19: план (-4) Слайд №20: черный экран | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока окружающего мира " Звездное небо - Великая Книга Природы" ( 3 класс) , УМК "Школа России"
Цель урока: формирование у обучающихся представления о звездах, созвездиях как участками звездного неба.Задачи урока:Дидактические:1.Дать представление о звездах и созвездиях.2.Познакомить обучающихся...
Технологическая карта урока Окружающего мира: "Звёздное небо" (2 класс, УМК: "Школа России")
Цель урока: познакомить обучающихся со звездами и созвездиями.Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся с понятием «созвездие».2. Научить ориентироваться по звёздному неб...

Технологическая карта урока окружающего мира «Звездное небо» (2 класс, УМК "Школа России")
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений у обучающихся о звёздном небе.Задачи урокаДидактические:1. Сформировать у обучающихся общее представление о звёздн...

Технологическая карта урока окружающего мира "Звездное небо. Планеты" УМК "Школа России"
Цель урока: Формирование представления у учащихся о звездном небе.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1) Формировать у обучающихся общее представление о звѐздном небе; 2) Формировать новые...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Окружающего мира «Звёздное небо» 2 класс (УМК "Школа России") .
Тип урока: Открытие нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представление о звёздах, о созвездиях, о знаках Зодиака, первичное закрепление полученных знаний.Задачи урока Планируемые р...

Технологическая карта урока окружающего мира "Звездное небо", УМК "Школа России" (2 класс, 1 часть)
Тип урока: урок «открытие» нового знания.Цель урока: формирование представлений обучающихся о звездном небе, изучение звезд и созвездий. Задачи урокаПланируемые результатыДидакти...
Технологическая карта урока окружающего мира "Звездное небо. Планеты" (УМК: "Школа России" 2 класс)
Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: формирование представление о звездном небе и планетах.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1) формировать представление о созвездия...
