Технологическая карта урока окружающего мира «Звёздное небо – Великая книга Природы» (УМК "Школа России", 3 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Лежнева Ульяна Григорьевна

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представлений обучающихся о звёздах, ознакомление обучающихся с созвездиями как участками звёздного неба.

Задачи урока:

Дидактические:

1. Дать обучающимся представление о разнообразии созвездий.

2. Познакомить с понятиями звезда.   

Развивающие:

1.Развивать умение сравнивать и находить отличия;

2.Развивать умение работать с наглядными пособиями, такими как карта звёздного неба.  

Воспитательные:

1.Воспитывать у обучающихся бережное отношение к природе;

2.Совершенствовать навыки сотрудничества обучающихся.

Планируемые результаты:

Предметные:

1.Научатся находить на ночном небе определённые созвездия.

2.Смогут отличать звёзды от планет и прочих космических объектов.

Личностные:

1. Формирование целостного, социльно ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению;

2.Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

        

Дата: 1.10.2024 г.

Школа: МАОУ «АЛ 95 г. Челябинска» (ул. Молдавская, 23Б)

Класс: 3-7

Урок: 4

Время: 10:50-11:30   Кабинет: 103

Студент: Лежнева Ульяна Григорьевна

Группа: 43

Учитель: Бурага Светлана Владимировна

Методист: Горячёва Светлана Леонидовна

Тема урока: «Звёздное небо – Великая книга Природы»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представлений обучающихся о звёздах, ознакомление обучающихся с созвездиями как участками звёздного неба.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Дать обучающимся представление о разнообразии созвездий.

2. Познакомить с понятиями звезда.  

Предметные:

1.Научатся находить на ночном небе определённые созвездия.

2.Смогут отличать звёзды от планет и прочих космических объектов.

Развивающие:

1.Развивать умение сравнивать и находить отличия;

2.Развивать умение работать с наглядными пособиями, такими как карта звёздного неба.  

Личностные:

1. Формирование целостного, социльно ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению;

2.Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Воспитательные:

1.Воспитывать у обучающихся бережное отношение к природе;

2.Совершенствовать навыки сотрудничества обучающихся.

УМК: «Окружающий мир», автор Плешаков, 3  класс, учебник, рабочий лист, карточка «С/р» презентация.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Прием: эмоциональный настрой

Ф

Словесный: беседа

Проверяет готовность обучающихся. Приветствует обучающихся. Создает эмоциональный настрой.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ульяна Григорьевна, и сегодня урок окружающего мира у вас проведу я.

- Сегодня мы с вами будем настоящими учёными-астрономами, а астрономам нужно оборудование.  

- Сядьте, пожалуйста, те, у кого на столе лежит учебник, пенал, а так же те листы, которые я вам раздала. Если у вас нет ничего лишнего, можете садиться.

Здороваются, настраиваются на урок.

Проверяют свою готовность к уроку.

РУУД: организовывать своё рабочее место под руководством учителя.

КУУД:

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

Слайд №1: черный экран

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 минут)

Готовность мышления  и осознание потреби к построению нового способа действий

Ф

Наглядный: презентация

Словесный: беседа

Повторение пройденного материала.

- Итак, мы собрали наше оборудование, а теперь я проверю ваши знания.

- Давайте вспомним, что мы знаем о космосе.

- Что такое планета? Какие планеты вы знаете?

- А луна – это планета? Почему?

- А чем звёзды отличаются от планет? Какие звёзды вы знаете?

- А что образуют скопления звёзд на небе?

- Какие созвездия вы изучали в школе?

Отвечают на вопросы учителя.

- Планета – твёрдое небесное тело, вращающееся вокруг звезды по своей орбите.

- Луна – это спутник планеты Земля.

- Звёзды имеют собственное свечение.

- Созвездия.

- Малая Медведица,  Большая Медведица.

КУУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

ПУУД:

Отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию.

Постановка учебной задачи

(2-3 минуты)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный: беседа

Наглядный: презентация

Практический: заполнение пропусков

Создание ситуации для определения темы урока.

- Отлично, вижу у вас достаточно знаний о космосе. Тогда давайте же перейдём к теме нашего урока!

- Что вы видите на слайде?

- Верно, это звёздное небо. Кто-то догадался, какая тема у нашего урока?

- Верно, тема нашего урока – «Звёздное небо – великая книга прировы».

- Давайте поставим цель на наш урок.

- Отлично, а чтобы достичь цель, нам нужен план. Посмотрите на экран, план уже готов, но в него нужно вставить пропущенные слова.

План:

1) Как _______ звёздное небо?

2) Узнаем новые _______

3) Знакомство с ______ звёздами и созвездиями.

4) Подвести ______ урока.

Слова: слова, наблюдать, итоги, новыми.

- Вы отлично справились! Давайте же приступим к выполнению плана.

Отвечают на вопросы учителя.

- Звёздное небо.

- «Звёздное небо – Великая книга Природы».

- Узнать новые созвездия и звёзды, научимся наблюдать звёздное небо.

План:

1) Как наблюдать звёздное небо?

2) Узнаем новые слова.

3) Знакомство с новыми звёздами и созвездиями

4) Подвести итоги урока

КУУД:

Слушать и понимать речь других.

РУУД: определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях по руководством учителя.

Слайд №2: Звёздное небо в книге

Слайд №3: тема урока

Слайд №4: цель урока

Слайд №5: план с пропущенными словами

Слайд №6: готовый план.

Ознакомление с новым материалом.

- Ребята, как вы думаете, как астрономы изучают звёзды?

- Верно, они наблюдают. Поэтому и нам, как астрономам, важно научиться наблюдать за звёздами. Сейчас посмотрите в свой рабочий лист, найдите задание 1.

- В нём вам дан план, как лучше всего  наблюдать звёзды. но некоторые слова в

Знакомятся с новым материалом.

- Они наблюдают за ними.

КУУД:

Слушать и понимать речь других.

Слайд №7; черный экран

«Открытие» нового знания (15 мин)

е Созданиусловий для формирования у обучающихся представлений о словах и на английском перечислять слова

Ф, И

Словесный: беседа

Наглядный: презентация

Практический: заполнение пропусков

нём пропущены. Подумайте, какие слова можно вставить на места пропусков. После выполнения задания мы вместе его проверим.

- Отлично, вижу вы справились, давайте проверим ваши ответы:

1) Наблюдай звёздное небо вместе со _________

2) Наблюдайте в те вечера, когда небо не затянуто _________

3) Поблизости ________ быть ярких фонарей

4) Чтобы ориентироваться в мире звёзд, важно различать ________ и _______ части неба

5) Для определения ___________ служит атлас-определитель или карта звёздного неба. 

- Вы отлично справились с этим заданием! Давайте посмотрим на наш план. Какой пункт мы выполнили?

- Верно, мы научились наблюдать звёздное небо.

- Далее нам нужно узнать, что такое созвездия. В ваших рабочих листах есть поле «Словарик». Здесь вы будете записывать значение новых слов.

- Первое понятие у нас – звезда. А что же такое звезда?

- А почему они светятся?

- Теперь давайте сформируем понятие. Звезда – это….

1) Взрослыми.

2) Облаками.

3) Не должно.

4) Северную и Южную.

5) Созвездий.

 - Это небесное тело.

- Звёзды светятся, потому что они горячие.

- Звезда – это горячее небесное тело, в небе видимое как светящаяся точка.

здий.

ПУУД:

Наблюдать и делать самостоятельные выводы

РУУД: Использовать в работе простейшие инструменты

Рабочий лист, план наблюдения

Слайд №8: план (-1)

Слайд №9: черный экран

Рабочий лист, Словарик

- Отлично, запишите его, пожалуйста.

- И второе понятие – созвездие. Как вы думаете, что такое созвездие?

- А как созвездия расположены на небе?

- А если мысленно соединить самые яркие звёзды созвездия, что получится?

- Давайте сформулируем определение. Созвездие – это….

- Вы верно ответили. Запишите определение в свой рабочий лист.

- Давайте посмотрим на наш план. Какой пункт мы сейчас выполнили?

- Верно. А какой пункт плана у нас следующий?

- Это яркие звёзды.

- Они занимают определённый участок неба.

- Получится какая-нибудь фигура.

- Созвездие – это яркие звёзды, расположенные на одном участке неба и образующие какую-либо фигуру.

- Мы узнали новые слова – Звёзды и Созвездия.

- Знакомство с новыми звёздами и созвездиями.

КУУД:

Отвечать на вопросы учителя.

КУУД:

Слушать и понимать речь других.

Слайд №10: план (-2)

Ф, П

Наглядный: презентация

Словесный: чтение вслух

Выполнение упражнений на закрепление нового материала.

- Действительно, сейчас мы познакомимся с новыми звёздами и созвездиями. Но сначала давайте вспомним два самых известных созвездия. Для этого прочитайте стихотворение на слайде:

Солнце Землю освещает,

Дарит свет нам, теплоту.

Ночью ярко светят звёзды,

Дарят людям красоту.

А в густом лесу, дремучем,

Две медведицы смеются:

Эти звёзды нас надули!

Нашим именем зовутся,

А похожи на кастрюли!

Отвечают на вопросы учителя.

Читают стихотворение.

РУУД: выполнять под руководством педагога учебные действия в практической и мыслительной форме 

КУУД:

Отвечать на вопросы учителя.

 

Слайд №11: стихотворение

Первичное закрепление во внешней речи (5 мин)

Итериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Словесный: беседа

Практический: ведение записей

- Вы догадались, о каких созвездиях идёт речь?

- Действительно, именно о них.  Сможете сказать, на какой картинке какое созвездие изображено? Как вы это определили?

- А как зовётся самая яркая звезда в созвездии Малой Медведицы?

- Что в ней особенного?

- Всё верно!

- Обратите внимание на поле «Новые знания» в рабочем листе. Впишите туда те факты, которые вы только что узнали.  - А сейчас вам нужно поработать с учебником. Откройте его на странице 42, и прочитайте про другие созвездия и звёзды. После прочтения запишите новые для вас факты о звёздах и созвездиях.

- На это задание у вас 5 минут. Время пошло.

- А теперь повернитесь к своему соседу по парте. Сейчас ваша задача рассказывать друг другу по очереди по одному интересному факту, которые каждый из вас записал в рабочий лист. На это задание у вас 2 минуты. Время пошло.

- А теперь несколько человек назовут самый интересный факт, который им больше всего запомнился.

- Большая Медведица и Малая Медведица.

- Полярная звёзда.

- По ней определяют стороны света.

ПУУД: применять полученные знания в измененных условиях.

Слайд №12: созвездия

Слайд №13: полярная звезда

Слайд №14: черный экран

Учебник, стр 42.

Рабочий лист, «Новые знания»

Динамическая пауза (1 мин)

Игра «Нос, пол, потолок».  

Самостоятельная работа с самопроверкой

(10 мин)

Интериор изация нового способа действий,

индивидуальная рефлексия достижения

 И

Практический:

самостоятельная работа

Наглядный: презентация

Словесный  

объяснение

Взаимоконтроль

Объясняет задание для самостоятельной работы и контролирует процесс выполнения задания.

- Мы с вами очень много узнали за наш урок, поэтому сейчас давайте закрепим знания.  

- Для этого вам нужно решить задание на карточках.. Вам необходимо соотнести изображение созвездия или звезды с её названием. На выполнение задания у вас будет 2 минуты, время пошло.

- Обменяйтесь карточками со своим соседом по парте, и проверьте друг друга по ответам на экране.

- Если вы не допустили ни одной ошибки, нарисуйте улыбающийся смайлик. Если допущена 1 или 2 ошибки, нарисуйте нейтральный смайлик. Если допущено больше трёх ошибок, нарисуйте грустный смайлик.

- После проверки верните карточки своему соседу.

Выполняют задание самостоятельной работы и проверяют себя.

Ответы:

1 Вариант:

1 – Телец

2 – Плеяды

3 – Большой Пёс

4 – Малая Медведица

2 Вариант:

1 – Сириус

2 – Полярная звезда

3 – Альдебаран

4 – Орион

ПУУД: отвечать на простые вопросы учителя

РУУД: Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

РУУД: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности.

Карточка «С/р»

Слайд №15: ответы для проверки

Организует повторение новых знаний.

- Итак, ребята. Знания мы закрепили, и всё повторили, а вот интересное задание для самых умных не сделали.

 - А задание это - кроссворд.

- Переверните ваши рабочие листы. На обратной стороне расположен кроссворд.

Повторяют изученное.

Слайд№16: черный экран

Включение в систему знаний, повторение

(5 мин)

Повторн  е ие и закрепление ранее изученног о материала

И

Практический: решение кроссворда

- Отгадайте его, а получившееся в голубых клеточках слово спишите в специальное поле.

- Обратите внимание, ответы пишутся по вертикали.

- На решение кроссворда у вас есть 3 минуты. Время пошло.  

- Проверьте свои ответы. Какое слово у вас получилось?.

- Какой пункт плана мы выполнили?

- Какой пункт плана мы выполним сейчас?

Решают кроссворд.

- Вселенная.

Рабочий лист: кроссворд.

Слайд №17: план (-3)

Рефлексия деятельности (3 мин)

Самооцен ка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесный: беседа

Организует подведение итогов урока.

- Какую цель мы ставили в начале урока?

- Достигли ли мы её?

- Все ли пункты плана мы выполнили?

- А теперь, сожмите ладошку в кулачок, и разгибайте пальцы, если согласны с высказыванием.

1) Сегодня я узнал о новых звёздах

2) Сегодня я узнал о новых созвездиях.

3) Я научился отличать созвездия друг от друга

4) Я научился отличать звёзды.

5) Я продуктивно поработал на уроке.

- Если у вас остались не разогнутые пальцы – разогните их. А теперь дайте «пять» своему соседу по парте.

- Спасибо за урок!

Оценивают эффективность деятельности на уроке, анализируют возникшие трудности и способы их преодоления.

-  Узнать новые созвездия и звёзды, научимся наблюдать звёздное небо.

- Да, достигли.

- Все.

КУУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

РУУД: оценивать свою деятельность с помощью предложенной системы оценок.

Слайд №18: цель урока

Слайд №19: план (-4)

Слайд №20: черный экран


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира " Звездное небо - Великая Книга Природы" ( 3 класс) , УМК "Школа России"

Цель урока: формирование у обучающихся представления о звездах, созвездиях как участками звездного неба.Задачи урока:Дидактические:1.Дать представление о звездах и созвездиях.2.Познакомить обучающихся...

Технологическая карта урока Окружающего мира: "Звёздное небо" (2 класс, УМК: "Школа России")

Цель урока: познакомить обучающихся со звездами и созвездиями.Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся  с понятием «созвездие».2. Научить ориентироваться по звёздному неб...

Технологическая карта урока окружающего мира «Звездное небо» (2 класс, УМК "Школа России")

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений у обучающихся о звёздном небе.Задачи урокаДидактические:1. Сформировать у обучающихся общее представление о звёздн...

Технологическая карта урока окружающего мира "Звездное небо. Планеты" УМК "Школа России"

Цель урока: Формирование представления у учащихся о звездном небе.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1) Формировать у обучающихся общее представление о звѐздном небе; 2) Формировать новые...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Окружающего мира «Звёздное небо» 2 класс (УМК "Школа России") .

Тип урока: Открытие нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представление о звёздах, о созвездиях, о знаках Зодиака, первичное закрепление полученных знаний.Задачи урока Планируемые р...

Технологическая карта урока окружающего мира "Звездное небо", УМК "Школа России" (2 класс, 1 часть)

Тип урока: урок «открытие» нового знания.Цель урока: формирование представлений обучающихся о звездном небе, изучение звезд и созвездий. Задачи урокаПланируемые результатыДидакти...

Технологическая карта урока окружающего мира "Звездное небо. Планеты" (УМК: "Школа России" 2 класс)

Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: формирование представление о звездном небе и планетах.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1) формировать представление о созвездия...