Окружающий мир "Звёздное небо"
учебно-методический материал по окружающему миру (3 класс)

Гусева Анастасия Михайловна

Урок окр мира в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_zvyozdnoe_nebo.docx29.86 КБ
Файл konspekt_zvyozdnoe_nebo.docx27.6 КБ
PDF icon rabochiy_list_zvyozdnoe_nebo_pdf.pdf263.64 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. студента: Гусева Анастасия Михайловна

Тема урока: «Звёздное небо»

Класс: 3 «А»

Цель урока: расширение знаний обучающихся о звёздах и созвездиях.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

- познакомить с правилами наблюдения звёздного неба;

- изучить созвездия: Малая и Большая Медведицы, Большой Пёс, Телец, Плеяды;

- познакомить с краткой биографией Галилео Галилея;

- познакомить с классификацией звёзд по температуре и размеру;

- познакомить с понятиями: астрономия, звезда, созвездие;

  1. Развивающие:

- развивать умение работать с картой звёздного неба;

- развивать умения сравнивать, обобщать изучаемые факты;

  1. Воспитательные:

- воспитывать интерес к окружающему миру, к космическому пространству.

Ресурсы урока: презентация, учебник Окружающий мир, 3 класс, 1 часть - Плешаков А.А., рабочие листы, цветные карандаши.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Задачи этапов урока

Методы и приёмы работы на каждом этапе

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф.ИН. Г. П)

Дидактические средства, ИКТ-оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля,

самоконтроля,

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

П-познавательные,

Р-регулятивные,

К-коммуникативные

Личностные

Организационный этап

2 мин

Настроить обучающихся на работу.

Словес. (беседа)

Приветствие обуч-ся, создание благоприятной эмоциональной обстановки.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность рабочего стола к уроку. Улыбаются друг другу.

Фронтальная

-

Самоконтроль, контроль учителем

-

Р:планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

5 мин

Определить тему урока, поставить цель и задачи урока.

Словес. (беседа), нагляд. (иллюстрация), практич. (задание)

1.Подведение к теме урока через задание «Расставь буквы правильно»

2.Загадка о звёздах.

3.Знакомство с рабочими листами.

4.Помогает сформулировать  тему, цель урока и план путешествия.

1.Расставляют буквы. Получают разгадку «Вселенная».

2.Отгадывают загадку «Звёзды».

3.Изучение рабочих листов.

4.Формулируют цель урока и составляют план путешествия.

Фронтальная, индивидуальная.

Презентация, рабочие листы

Контроль учителем

-

Р:выстраивать последовательность выбранных действий;

К:строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; формулировать краткосрочные и долгосрочные цели.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Актуализация знаний

4 мин

Повторить ранее изученный материал по данной теме; познакомить с поня-тиями: астроно-мия,звезда.

Словес. (беседа), наглад (демонстрация), практич. (задание в рабоч. листах)

1.Формулирова- ние понятий: астрономия, звезда,созвездие. Выполнение задания в рабочих листах.

2.Знакомство с первым астрономом.

1.Записывают понятия в рабочие листы.

2.Читают информацию об астрономе Галилео Галилее.

Фронтальная, индивидуальная

Презентация, рабочие листы

Самоконтроль, контроль учителем

Первонача-льные пред-ставления о природных и социаль-ных объек-тах как компонен-тах единого мира, о многообразии объектов и явлений природы;

К:создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); корректно и аргументированно высказывать свое мнение.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Первичное усвоение новых знаний

10 мин

Познако-мить с классифи-кацией звёзд; познако-мить с правилами наблюде-ния звёзд-ного неба;

изучить созвездия: Малая Большая  Медведицы

Словес. (беседа, объяснение, чтение в учеб-ке), практич. (задания в рабоч. листах), нагляд. (иллюстрация)

1.Объяснение о классификации звёзд по темпе-ратуре и размерам.

2.Беседа о правилах наблюдения звёздного неба на стр.38.

3.Понятие «созвездие».

4.Стихотвение о созвездиях.

Беседа о значении Полярной звезды.

1.Находят различия между звёздами.

2.Отвечают на вопросы учителя. Читают и переска-зывают правила наблюдения звёздного неба.

3.Читают учебник на стр.39. Форму-лируют и записы-вают понятие «созвездие».

4.Угадывают созвездия Малая и Большая Медведицы. Устанавливают ассоциации с ковшом. Находят Полярную звезду.

Фронтальная, индивидуальная

Презентация, рабочие лист, учебник.

Самоконтроль, контроль учителем

Развитие умений описывать, сравнивать и группи-ровать изученные природные объекты и явления, выделяя их существенные признаки и отноше-ния между объектами и явлениями.

П:проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами;

Р:корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок;

К:строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Первонача-льные пред-ставления о научной картине мира.

Физкультминутка

2 мин

Снять напряжение.

Словесный (беседа)

Выполняет вместе с обучающимися физкультминут-ку «Я-ракета».

Вместе с учителем выполняют физкультминутку.

Фронтальная

-

Самоконтроль, контроль учителем

-

Р:планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Первичная проверка понимания

11 мин

Изучить созвездия: Большой Пёс,Телец, Орион, Плеяды.

Словес. (беседа, объяснение), практич. (задания в р/т, в рабочем листе), нагляд. (иллюстрация)

1.Организация работы с учебником на стр.40.

2.Беседа о созвездиях.

Организация работы с картой звёздного неба.

 

1.Читают о созвездиях в учебнике.

2.Находят и рассматривают созвездия: Орион, Большой Пёс, Телец, Плеяды.

Фронтальная, индивидуальная

Презентация, рабочий лист, учебник

Самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителем

Приобрете-ние базовых умений работы с доступной информа-цией (текстовой, графичес-кой) об обществе.

П:согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

Р:выстраивать последовательность выбранных действий;

К:создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование).

Первонача-льные пред-ставления о научной картине мира.

Первичное закрепление

5 мин

Закрепить первичные знания.

Словес. (беседа), практич. (задание в рабоч. листе).

1.Объясняет выполнение заданий в рабочих листах.

2.Организует взаимопроверку.

1.Подписывают фото созвездий, вписывают пропущенные слова в тексте.

2.Обмениваются листами, проверя-ют работы друг друга.

Фронтальная, индивидуальная, парная

Рабочие листы.

Самоконтроль, взаимоконтроль

Умение решать в рамках изученного материала познавательные, в том числе прак-тические задачи.

П:находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;

Р:устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

К:корректно и аргументированно высказывать свое мнение.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Информация о д/з, инструктаж по его выполнению

1 мин

Обсудить д/з для отработки полученных знаний дома.

Словес. (объяснение)

Сообщает и объясняет д/з: нарисовать созвездие, под- писать звёзды; прочитать учеб-ник стр. 38-40.

Записывают д/з. Задают вопросы по его выполнению.

Фронтальная

Рабоч. лист, дневник

Самоконтроль

-

-

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Рефлексия. Подведение итогов занятия

5 мин

Проанализировать результат учебной деятельности.

Словесный (беседа), практич.

1.Подведение итогов.

Задаёт вопросы по пройденной теме.

2.Рефлексия «Закрась звезду»

3.Оценка.

Ставит отметку самым активным обучающимся. Завершает урок.

1.Подведение итогов

Отвечают на вопросы по содержанию урока.

2.Рефлексия.

Закрашивают звезду в рабоч. листах в соответствии с цветовой схемой.

3.Оценка

Фронтальная, индивидуальная

-

Контроль учителя,

самоконтроль

-

Р:устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности.

К:проявлять уважительное отношение к собеседнику; корректно и аргументированно высказывать свое мнение.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.



Предварительный просмотр:

План конспект

Ф.И.О. студента: Гусева Анастасия Михайловна

Тема урока: «Звёздное небо»

Класс: 3 «А»        

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный этап

2 мин

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Михайловна, и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.

-Садитесь. Проверьте своё рабочее место.

- Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,

  Улыбки подарим друзьям.

  У вас все готово? Тогда за работу.

  Удачи желаю всем нам!

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность рабочего стола к уроку. Настраиваются на работу.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

5 мин

-А удача нам понадобится, ведь сегодня у нас с вами необычный урок. Мы отправимся в увлекательное путешествие, чтобы узнать, куда именно, вам предстоит переставить буквы, которые вы видите на экране таким образом, чтобы получилось слово.

-Какое слово у вас получилось?

-Молодцы, вы быстро отгадали, куда мы отправимся.

-Чтобы узнать, зачем мы туда отправляемся, отгадайте загадку. Слушайте внимательно. Ответы принимаются только по поднятой руке.

Золотые в небе огоньки

Светят ночь всю напролет

И до зари видны.

Это …

-Попасть в наше путешествие не просто. Для этого нам понадобятся рабочие листы, которые лежат у вас на столе.

-Впишите в билет ваше имя и фамилию, чтобы в путешествие не отправился кто-то вместо вас.

-Как вы думаете, какая тема нашего урока?

-Какую цель мы можем себе поставить перед отправлением?

-Какой план путешествия мы можем себе составить?

-План есть? Рабочие листы есть?

-Молодцы! Наше путешествие начнется через 3…2…1!

-Вселенная

-Звёзды

Вписывают своё имя и фамилию.

Звёздное небо

-Расширить знания о звёздах и созвездиях.

-1. Вспомнить, какая наука занимается изучением звезд.

2. Вспомнить, что такое звёзды.

3.Дать определение понятию «созвездие»

4.Узнать новые созвездия и звёзды.

5.Узнать правила наблюдения звёздного неба.

-Есть.

Актуализация знаний

4 мин

-Ребята, посмотрите, как много звезд!

-А кто знает, что такое звезда?

-Прочитайте, что такое звезда.  Запишем данное понятие в рабочий лист.

-А кто знает, как называется наука, которая изучает звезды? Запишем.

-Верно, астрономия -это наука, которая изучает звезды. А как называют человека, который занимается изучением звезд?

-Правильно. Кто-нибудь знает, как звали первого астронома?

Первым астрономом был Галилео Галилей. Запишем в рабочий лист.

Прочитайте информацию о нем в своих рабочих листах.

- Галилео Галилей изучал звезды. А что вы знаете о звездах?

Ответы детей.

-Небесное тело, состоящее из раскаленных газов (плазмы)

-Астрономия.

-Астроном

-Итальянский ученый, великий физик, механик и астроном. Он стал одним из основателей точного естествознания, открыл пятна на Солнце, четыре спутника Юпитера, рельефность поверхности Луны, звездный состав Млечного Пути.

Ответы детей.

Первичное усвоение новых знаний

10 мин

- Галилео Галилей изучал звезды. А что вы знаете о звездах?

-На самом деле, звезды, которые мы видим на ночном небе, – это очень далекие солнца. С Земли звезды кажутся нам маленькими точками, а на самом деле – посмотрите, какие разные у них размеры и цвета.

-Вообще «наряды» звезд зависят от их температуры. Красные звезды – сравнительно холодные, желтые – горячие. У белых звезд температура на поверхности составляет 10 тысяч градусов. Голубые звезды – самые яркие, их температура на поверхности – 30 тысяч градусов.

Солнце считается жёлтой звездой, но в некоторых источник сообщается, что она белая. И те и те люди правы. Как? На поверхности Солнца температура местами различается.

-Так же звезды различаются и по величине. Многие звезды Вселенной гораздо больше, чем наше Солнце. Их называют голубыми гигантами. Самые крупные звезды больше Солнца в 700 раз. Звезды, уступающие по размерам Солнцу, называются красными карликами, а самые маленькие – белыми карликами.

-Поднимите руки, кто наблюдал звездное небо?

-Почти все из вас видели звездное небо, тогда скажите, когда лучше всего наблюдать за звездами?

-Совершенно, верно. За звездами лучше наблюдать в безоблачную погоду.

-Откройте учебник на 38 странице и прочитайте правила наблюдения звёздного неба.

-Кто без помощи учебника сможет пересказать мне эти правила?

-Скажите, когда вы смотрели на звезды, они были хаотично расселены по небу или же они что-то образуют?

-Верно, а кто знает, что такое созвездия?

Чтобы узнать правы ли вы, откройте учебник на 39 странице и прочитайте первый абзац.

Сколько всего созвездий насчитывается?

-Заполним пропуски в рабочем листе. Прочитаем.

-Сейчас я прочитаю вам стихотворение. Слушайте внимательно, я буду задавать вопросы.

Солнце Землю освещает,

Дарит свет нам, теплоту.

Ночью ярко светят звезды,

Дарят людям красоту.

А в густом лесу, дремучем,

Две медведицы смеются:

Эти звезды нас надули!

Нашим именем зовутся,

А похожи на кастрюли!

-Ребята, о каких созвездиях говорится в этом шуточном стихотворении?

-Верно! Посмотрите, как красиво они выглядят на звездном небе. На что они похожи?

-А кто знает, в каком созвездии находится полярная звезда?

-Кто знает, чем известна полярная звезда?

-Верно, вы знаете очень много информации об этих созвездиях.

-Предлагаю вам узнать информацию еще о некоторых созвездиях. Но перед этим встанем и отправимся к ним на ракете.

В ясную погоду, ночью.

Пересказывают по пунктам.

-Они образуют фигуры, созвездия

-это участки неба со всеми расположенными на них звездами.

88.

-Большая медведица, малая медведица

-На ковшик с ручкой

-В созвездии Малой Медведицы

-Она указывает точное направление на север.

Физкультминутка

2 мин

Предлагаю вам узнать информацию еще о некоторых созвездиях. Но перед этим встанем и отправимся к ним на ракете.

Танец-повторялка «Я-ракета».

Я-ракета, я я – ракета.

Полетела в космос. Полетела в космос.

Раз-стыковка, два – стыковка.

А вокруг планеты, Солнце и Луна.

А вокруг планеты, Солнце и Луна.

Повторяют движения, ускоряясь под музыку.

Первичная проверка понимания

11 мин

Откройте учебник на 40 странице. Прочитайте информацию о созвездиях.

Вспоминают, рассматривают и обсуждают каждое созвездие.

-О каких созвездиях говорилось в тексте?

 -Найдём их на карте звёздного неба.

-Большой Пёс, Сириус, Телец

Первичное закрепление

5 мин

-Посмотрим в рабочие листы. Там много фотографий. Что это?

-Да, это фото созвездий, о которых мы сейчас разговаривали. Ваша задача подписать их названия. На выполнение этого задания у вас 2 минуты.

Рядом с фото и ниже вы видите предложения с пропущенными словами. Вставьте пропущенные слова. Если возникают трудности, то может воспользоваться помощью учебника. У вас 2 минуты на выполнение задания.

-Кто готов, руку на локоток.

-А сейчас проверим как вы выполнили задания. Обменяйтесь своими листами с соседом по парте. Проверим вместе.

Выполняют проверку.

-Созвездия.

Подписывают созвездия

Вставляют пропущенные слова.

Проверяют работы друг друга.

Информация о д/з, инструктаж по его выполнению

1 мин

-Домашнее задание у вас записано в рабочих листах, в самом низу. Оно состоит из 2 заданий.

- В первом задании вам необходимо. Нарисовать одно созвездие, которое не изучали на уроке. Подписать звёзды в этом созвездии. Это задание вы можете выполнить на обратной стороне рабочего листа.

-Всё-ли понятно?

-Второе задание очень простое. Прочитать страницы 38-40 учебника. Повторить изученный материал.

-Есть вопросы по выполнению д/з?

Записывают д/з в дневник.

Задают вопросы по д/з.

Рефлексия. Подведение итогов занятия

5 мин

1.Подведение итогов.

- Давайте вспомним, какая была тема нашего урока?

-Напомните мне, что такое звезда?

-Верно. А созвездие?

-О каких созвездиях вы сегодня узнали?

-Какая информация показалась вам удивительной?

-А кто запомнил имя первого астронома?

-Посмотрим на наш план урока. Все ли пункты мы выполнили?

-Какую цель мы себе ставили?

-Как вы думаете, мы достигли её?

2.Рефлексия.

-В нижнем правом углу вы видите звезду. Закрасьте её в соответствии с схемой, которую вы видите на экране. Она может иметь один цвет, может 2, а может будет разноцветная. Вам даётся 1 минута.

3.Оценка

-Вы самостоятельно оценили свою работу на уроке. Пришло время и мне оценить ваши старания. Активнее всего на уроке работали… Они получают 5 и наклейки звёзд, которые вы сможете прикрепить на рабочие листы.

-На этом урок окончен. До свидания.

1.Подведение итогов.

-Звёздное небо.

-Небесное тело, состоящее из раскаленных газов (плазмы)

-Это участки неба со всеми расположенными на них звездами.

-Большая Медведица, Малая Медведица, Телец, Орион, Большой Пёс.

-Галилео Галилей.

- Расширить знания о звёздах и созвездиях.

2.Рефлексия.

Красный цвет - я доволен своей работой на уроке. Зелёный – я узнал что-то новое. Синий-мне было неинтересно. Жёлтый-я выполнил все задания. Оранжевый-некоторые задания были сложными. Фиолетовый-у меня остались вопросы.

3.Оценка

Получают отметки и звёзды.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру во 2 классе "Звёздное небо"

Урок по предмету "Окружающий мир" во 2 классе "Звёздное небо" по программе "Школа России". Цель: дать детям представление о звездах, созвездиях; воспитывать наблюдательность, развивать мышление....

Презентация к уроку окружающего мира во 2 классе "Звёздное небо"

В презентации размещены тесты по теме  «Неживая и живая природа», «Явления природы», «Как измеряют температуру?»,«В гости к осени»  для проверки домашнего задания ....

Звездное небо – великая книга природы.- окружающий мир 4 класс

Тема: Звездное небо – великая книга природы.Цели: - Дать представление о звёздах, знакомить с созвездиями как участками звёздного неба;- Научить находить созвездия на звёздной карте и в ночном н...

Урок по окружающему миру, 2 класс по теме "Звездное небо" (по учебнику А. А. Плешаков)

Урок окружающего мира во 2 классе. Тип урока ОНЗ.Цели урока:1.Уточнить понятие «созвездие» и формировать представления о новых;2. Формировать умения узнавать созвездия на карте Звёздного неба, находит...

Урок по окружающему миру, 2 класс по теме "Звездное небо" (по учебнику А. А. Плешаков)

Урок окружающего мира во 2 классе. Тип урока ОНЗ.Цели урока:1.Уточнить понятие «созвездие» и формировать представления о новых;2. Формировать умения узнавать созвездия на карте Звёздного неба, находит...

Урок по окружающему миру "Звёздное небо" 2 класс

Урок по окружающему миру "Звёздное небо" 2 класс...