Окружающий мир "Звёздное небо"
учебно-методический материал по окружающему миру (3 класс)
Урок окр мира в 3 классе
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.86 КБ | |
| 27.6 КБ | |
| 263.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ф.И.О. студента: Гусева Анастасия Михайловна
Тема урока: «Звёздное небо»
Класс: 3 «А»
Цель урока: расширение знаний обучающихся о звёздах и созвездиях.
Задачи урока:
- Образовательные:
- познакомить с правилами наблюдения звёздного неба;
- изучить созвездия: Малая и Большая Медведицы, Большой Пёс, Телец, Плеяды;
- познакомить с краткой биографией Галилео Галилея;
- познакомить с классификацией звёзд по температуре и размеру;
- познакомить с понятиями: астрономия, звезда, созвездие;
- Развивающие:
- развивать умение работать с картой звёздного неба;
- развивать умения сравнивать, обобщать изучаемые факты;
- Воспитательные:
- воспитывать интерес к окружающему миру, к космическому пространству.
Ресурсы урока: презентация, учебник Окружающий мир, 3 класс, 1 часть - Плешаков А.А., рабочие листы, цветные карандаши.
ХОД УРОКА
Этапы урока | Задачи этапов урока | Методы и приёмы работы на каждом этапе | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф.ИН. Г. П) | Дидактические средства, ИКТ-оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля, самоконтроля, | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные П-познавательные, Р-регулятивные, К-коммуникативные | Личностные | ||||||||
Организационный этап 2 мин | Настроить обучающихся на работу. | Словес. (беседа) | Приветствие обуч-ся, создание благоприятной эмоциональной обстановки. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность рабочего стола к уроку. Улыбаются друг другу. | Фронтальная | - | Самоконтроль, контроль учителем | - | Р:планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся 5 мин | Определить тему урока, поставить цель и задачи урока. | Словес. (беседа), нагляд. (иллюстрация), практич. (задание) | 1.Подведение к теме урока через задание «Расставь буквы правильно» 2.Загадка о звёздах. 3.Знакомство с рабочими листами. 4.Помогает сформулировать тему, цель урока и план путешествия. | 1.Расставляют буквы. Получают разгадку «Вселенная». 2.Отгадывают загадку «Звёзды». 3.Изучение рабочих листов. 4.Формулируют цель урока и составляют план путешествия. | Фронтальная, индивидуальная. | Презентация, рабочие листы | Контроль учителем | - | Р:выстраивать последовательность выбранных действий; К:строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; формулировать краткосрочные и долгосрочные цели. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. |
Актуализация знаний 4 мин | Повторить ранее изученный материал по данной теме; познакомить с поня-тиями: астроно-мия,звезда. | Словес. (беседа), наглад (демонстрация), практич. (задание в рабоч. листах) | 1.Формулирова- ние понятий: астрономия, звезда,созвездие. Выполнение задания в рабочих листах. 2.Знакомство с первым астрономом. | 1.Записывают понятия в рабочие листы. 2.Читают информацию об астрономе Галилео Галилее. | Фронтальная, индивидуальная | Презентация, рабочие листы | Самоконтроль, контроль учителем | Первонача-льные пред-ставления о природных и социаль-ных объек-тах как компонен-тах единого мира, о многообразии объектов и явлений природы; | К:создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); корректно и аргументированно высказывать свое мнение. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. |
Первичное усвоение новых знаний 10 мин | Познако-мить с классифи-кацией звёзд; познако-мить с правилами наблюде-ния звёзд-ного неба; изучить созвездия: Малая Большая Медведицы | Словес. (беседа, объяснение, чтение в учеб-ке), практич. (задания в рабоч. листах), нагляд. (иллюстрация) | 1.Объяснение о классификации звёзд по темпе-ратуре и размерам. 2.Беседа о правилах наблюдения звёздного неба на стр.38. 3.Понятие «созвездие». 4.Стихотвение о созвездиях. Беседа о значении Полярной звезды. | 1.Находят различия между звёздами. 2.Отвечают на вопросы учителя. Читают и переска-зывают правила наблюдения звёздного неба. 3.Читают учебник на стр.39. Форму-лируют и записы-вают понятие «созвездие». 4.Угадывают созвездия Малая и Большая Медведицы. Устанавливают ассоциации с ковшом. Находят Полярную звезду. | Фронтальная, индивидуальная | Презентация, рабочие лист, учебник. | Самоконтроль, контроль учителем | Развитие умений описывать, сравнивать и группи-ровать изученные природные объекты и явления, выделяя их существенные признаки и отноше-ния между объектами и явлениями. | П:проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами; Р:корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок; К:строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. | Первонача-льные пред-ставления о научной картине мира. |
Физкультминутка 2 мин | Снять напряжение. | Словесный (беседа) | Выполняет вместе с обучающимися физкультминут-ку «Я-ракета». | Вместе с учителем выполняют физкультминутку. | Фронтальная | - | Самоконтроль, контроль учителем | - | Р:планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. | Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. |
Первичная проверка понимания 11 мин | Изучить созвездия: Большой Пёс,Телец, Орион, Плеяды. | Словес. (беседа, объяснение), практич. (задания в р/т, в рабочем листе), нагляд. (иллюстрация) | 1.Организация работы с учебником на стр.40. 2.Беседа о созвездиях. Организация работы с картой звёздного неба.
| 1.Читают о созвездиях в учебнике. 2.Находят и рассматривают созвездия: Орион, Большой Пёс, Телец, Плеяды. | Фронтальная, индивидуальная | Презентация, рабочий лист, учебник | Самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителем | Приобрете-ние базовых умений работы с доступной информа-цией (текстовой, графичес-кой) об обществе. | П:согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; Р:выстраивать последовательность выбранных действий; К:создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование). | Первонача-льные пред-ставления о научной картине мира. |
Первичное закрепление 5 мин | Закрепить первичные знания. | Словес. (беседа), практич. (задание в рабоч. листе). | 1.Объясняет выполнение заданий в рабочих листах. 2.Организует взаимопроверку. | 1.Подписывают фото созвездий, вписывают пропущенные слова в тексте. 2.Обмениваются листами, проверя-ют работы друг друга. | Фронтальная, индивидуальная, парная | Рабочие листы. | Самоконтроль, взаимоконтроль | Умение решать в рамках изученного материала познавательные, в том числе прак-тические задачи. | П:находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма; Р:устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; К:корректно и аргументированно высказывать свое мнение. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. |
Информация о д/з, инструктаж по его выполнению 1 мин | Обсудить д/з для отработки полученных знаний дома. | Словес. (объяснение) | Сообщает и объясняет д/з: нарисовать созвездие, под- писать звёзды; прочитать учеб-ник стр. 38-40. | Записывают д/з. Задают вопросы по его выполнению. | Фронтальная | Рабоч. лист, дневник | Самоконтроль | - | - | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. |
Рефлексия. Подведение итогов занятия 5 мин | Проанализировать результат учебной деятельности. | Словесный (беседа), практич. | 1.Подведение итогов. Задаёт вопросы по пройденной теме. 2.Рефлексия «Закрась звезду» 3.Оценка. Ставит отметку самым активным обучающимся. Завершает урок. | 1.Подведение итогов Отвечают на вопросы по содержанию урока. 2.Рефлексия. Закрашивают звезду в рабоч. листах в соответствии с цветовой схемой. 3.Оценка | Фронтальная, индивидуальная | - | Контроль учителя, самоконтроль | - | Р:устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности. К:проявлять уважительное отношение к собеседнику; корректно и аргументированно высказывать свое мнение. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. |
Предварительный просмотр:
План конспект
Ф.И.О. студента: Гусева Анастасия Михайловна
Тема урока: «Звёздное небо»
Класс: 3 «А»
ХОД УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный этап 2 мин | -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Михайловна, и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. -Садитесь. Проверьте своё рабочее место. - Давайте, друзья, улыбнемся друг другу, Улыбки подарим друзьям. У вас все готово? Тогда за работу. Удачи желаю всем нам! | Приветствуют учителя. Проверяют готовность рабочего стола к уроку. Настраиваются на работу. |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся 5 мин | -А удача нам понадобится, ведь сегодня у нас с вами необычный урок. Мы отправимся в увлекательное путешествие, чтобы узнать, куда именно, вам предстоит переставить буквы, которые вы видите на экране таким образом, чтобы получилось слово. -Какое слово у вас получилось? -Молодцы, вы быстро отгадали, куда мы отправимся. -Чтобы узнать, зачем мы туда отправляемся, отгадайте загадку. Слушайте внимательно. Ответы принимаются только по поднятой руке. Золотые в небе огоньки Светят ночь всю напролет И до зари видны. Это … -Попасть в наше путешествие не просто. Для этого нам понадобятся рабочие листы, которые лежат у вас на столе. -Впишите в билет ваше имя и фамилию, чтобы в путешествие не отправился кто-то вместо вас. -Как вы думаете, какая тема нашего урока? -Какую цель мы можем себе поставить перед отправлением? -Какой план путешествия мы можем себе составить? -План есть? Рабочие листы есть? -Молодцы! Наше путешествие начнется через 3…2…1! | -Вселенная -Звёзды Вписывают своё имя и фамилию. Звёздное небо -Расширить знания о звёздах и созвездиях. -1. Вспомнить, какая наука занимается изучением звезд. 2. Вспомнить, что такое звёзды. 3.Дать определение понятию «созвездие» 4.Узнать новые созвездия и звёзды. 5.Узнать правила наблюдения звёздного неба. -Есть. |
Актуализация знаний 4 мин | -Ребята, посмотрите, как много звезд! -А кто знает, что такое звезда? -Прочитайте, что такое звезда. Запишем данное понятие в рабочий лист. -А кто знает, как называется наука, которая изучает звезды? Запишем. -Верно, астрономия -это наука, которая изучает звезды. А как называют человека, который занимается изучением звезд? -Правильно. Кто-нибудь знает, как звали первого астронома? Первым астрономом был Галилео Галилей. Запишем в рабочий лист. Прочитайте информацию о нем в своих рабочих листах. - Галилео Галилей изучал звезды. А что вы знаете о звездах? | Ответы детей. -Небесное тело, состоящее из раскаленных газов (плазмы) -Астрономия. -Астроном -Итальянский ученый, великий физик, механик и астроном. Он стал одним из основателей точного естествознания, открыл пятна на Солнце, четыре спутника Юпитера, рельефность поверхности Луны, звездный состав Млечного Пути. Ответы детей. |
Первичное усвоение новых знаний 10 мин | - Галилео Галилей изучал звезды. А что вы знаете о звездах? -На самом деле, звезды, которые мы видим на ночном небе, – это очень далекие солнца. С Земли звезды кажутся нам маленькими точками, а на самом деле – посмотрите, какие разные у них размеры и цвета. -Вообще «наряды» звезд зависят от их температуры. Красные звезды – сравнительно холодные, желтые – горячие. У белых звезд температура на поверхности составляет 10 тысяч градусов. Голубые звезды – самые яркие, их температура на поверхности – 30 тысяч градусов. Солнце считается жёлтой звездой, но в некоторых источник сообщается, что она белая. И те и те люди правы. Как? На поверхности Солнца температура местами различается. -Так же звезды различаются и по величине. Многие звезды Вселенной гораздо больше, чем наше Солнце. Их называют голубыми гигантами. Самые крупные звезды больше Солнца в 700 раз. Звезды, уступающие по размерам Солнцу, называются красными карликами, а самые маленькие – белыми карликами. -Поднимите руки, кто наблюдал звездное небо? -Почти все из вас видели звездное небо, тогда скажите, когда лучше всего наблюдать за звездами? -Совершенно, верно. За звездами лучше наблюдать в безоблачную погоду. -Откройте учебник на 38 странице и прочитайте правила наблюдения звёздного неба. -Кто без помощи учебника сможет пересказать мне эти правила? -Скажите, когда вы смотрели на звезды, они были хаотично расселены по небу или же они что-то образуют? -Верно, а кто знает, что такое созвездия? Чтобы узнать правы ли вы, откройте учебник на 39 странице и прочитайте первый абзац. Сколько всего созвездий насчитывается? -Заполним пропуски в рабочем листе. Прочитаем. -Сейчас я прочитаю вам стихотворение. Слушайте внимательно, я буду задавать вопросы. Солнце Землю освещает, Дарит свет нам, теплоту. Ночью ярко светят звезды, Дарят людям красоту. А в густом лесу, дремучем, Две медведицы смеются: Эти звезды нас надули! Нашим именем зовутся, А похожи на кастрюли! -Ребята, о каких созвездиях говорится в этом шуточном стихотворении? -Верно! Посмотрите, как красиво они выглядят на звездном небе. На что они похожи? -А кто знает, в каком созвездии находится полярная звезда? -Кто знает, чем известна полярная звезда? -Верно, вы знаете очень много информации об этих созвездиях. -Предлагаю вам узнать информацию еще о некоторых созвездиях. Но перед этим встанем и отправимся к ним на ракете. | В ясную погоду, ночью. Пересказывают по пунктам. -Они образуют фигуры, созвездия -это участки неба со всеми расположенными на них звездами. 88. -Большая медведица, малая медведица -На ковшик с ручкой -В созвездии Малой Медведицы -Она указывает точное направление на север. |
Физкультминутка 2 мин | Предлагаю вам узнать информацию еще о некоторых созвездиях. Но перед этим встанем и отправимся к ним на ракете. Танец-повторялка «Я-ракета». Я-ракета, я я – ракета. Полетела в космос. Полетела в космос. Раз-стыковка, два – стыковка. А вокруг планеты, Солнце и Луна. А вокруг планеты, Солнце и Луна. | Повторяют движения, ускоряясь под музыку. |
Первичная проверка понимания 11 мин | Откройте учебник на 40 странице. Прочитайте информацию о созвездиях. Вспоминают, рассматривают и обсуждают каждое созвездие. -О каких созвездиях говорилось в тексте? -Найдём их на карте звёздного неба. | -Большой Пёс, Сириус, Телец |
Первичное закрепление 5 мин | -Посмотрим в рабочие листы. Там много фотографий. Что это? -Да, это фото созвездий, о которых мы сейчас разговаривали. Ваша задача подписать их названия. На выполнение этого задания у вас 2 минуты. Рядом с фото и ниже вы видите предложения с пропущенными словами. Вставьте пропущенные слова. Если возникают трудности, то может воспользоваться помощью учебника. У вас 2 минуты на выполнение задания. -Кто готов, руку на локоток. -А сейчас проверим как вы выполнили задания. Обменяйтесь своими листами с соседом по парте. Проверим вместе. Выполняют проверку. | -Созвездия. Подписывают созвездия Вставляют пропущенные слова. Проверяют работы друг друга. |
Информация о д/з, инструктаж по его выполнению 1 мин | -Домашнее задание у вас записано в рабочих листах, в самом низу. Оно состоит из 2 заданий. - В первом задании вам необходимо. Нарисовать одно созвездие, которое не изучали на уроке. Подписать звёзды в этом созвездии. Это задание вы можете выполнить на обратной стороне рабочего листа. -Всё-ли понятно? -Второе задание очень простое. Прочитать страницы 38-40 учебника. Повторить изученный материал. -Есть вопросы по выполнению д/з? | Записывают д/з в дневник. Задают вопросы по д/з. |
Рефлексия. Подведение итогов занятия 5 мин | 1.Подведение итогов. - Давайте вспомним, какая была тема нашего урока? -Напомните мне, что такое звезда? -Верно. А созвездие? -О каких созвездиях вы сегодня узнали? -Какая информация показалась вам удивительной? -А кто запомнил имя первого астронома? -Посмотрим на наш план урока. Все ли пункты мы выполнили? -Какую цель мы себе ставили? -Как вы думаете, мы достигли её? 2.Рефлексия. -В нижнем правом углу вы видите звезду. Закрасьте её в соответствии с схемой, которую вы видите на экране. Она может иметь один цвет, может 2, а может будет разноцветная. Вам даётся 1 минута. 3.Оценка -Вы самостоятельно оценили свою работу на уроке. Пришло время и мне оценить ваши старания. Активнее всего на уроке работали… Они получают 5 и наклейки звёзд, которые вы сможете прикрепить на рабочие листы. -На этом урок окончен. До свидания. | 1.Подведение итогов. -Звёздное небо. -Небесное тело, состоящее из раскаленных газов (плазмы) -Это участки неба со всеми расположенными на них звездами. -Большая Медведица, Малая Медведица, Телец, Орион, Большой Пёс. -Галилео Галилей. - Расширить знания о звёздах и созвездиях. 2.Рефлексия. Красный цвет - я доволен своей работой на уроке. Зелёный – я узнал что-то новое. Синий-мне было неинтересно. Жёлтый-я выполнил все задания. Оранжевый-некоторые задания были сложными. Фиолетовый-у меня остались вопросы. 3.Оценка Получают отметки и звёзды. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру во 2 классе "Звёздное небо"
Урок по предмету "Окружающий мир" во 2 классе "Звёздное небо" по программе "Школа России". Цель: дать детям представление о звездах, созвездиях; воспитывать наблюдательность, развивать мышление....
Презентация к уроку окружающего мира во 2 классе "Звёздное небо"
В презентации размещены тесты по теме «Неживая и живая природа», «Явления природы», «Как измеряют температуру?»,«В гости к осени» для проверки домашнего задания ....

Звездное небо – великая книга природы.- окружающий мир 4 класс
Тема: Звездное небо – великая книга природы.Цели: - Дать представление о звёздах, знакомить с созвездиями как участками звёздного неба;- Научить находить созвездия на звёздной карте и в ночном н...

Урок по окружающему миру, 2 класс по теме "Звездное небо" (по учебнику А. А. Плешаков)
Урок окружающего мира во 2 классе. Тип урока ОНЗ.Цели урока:1.Уточнить понятие «созвездие» и формировать представления о новых;2. Формировать умения узнавать созвездия на карте Звёздного неба, находит...

Урок по окружающему миру, 2 класс по теме "Звездное небо" (по учебнику А. А. Плешаков)
Урок окружающего мира во 2 классе. Тип урока ОНЗ.Цели урока:1.Уточнить понятие «созвездие» и формировать представления о новых;2. Формировать умения узнавать созвездия на карте Звёздного неба, находит...


