Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Мы-семья народов России»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Латыпова Екатерина Александровна

Цель урока: Формирование представления о России как общей Родине разных народов, воспитывать уважение к людям других национальностей, гордость за достижение своих земляков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Тема урока «Мы-семья народов России»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: Формирование представления о России как общей Родине разных народов, воспитывать уважение к людям других национальностей, гордость за достижение своих земляков.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Сформировать представление традициях и праздниках народов России
  2. Познакомить учащихся с народами России.

Предметные:

1. Учиться работать в группах и в парах.

2.Учиться извлекать нужную информацию из учебника.

Развивающие:

  1. Развивать умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя и свои ошибки
  2. Развивать познавательный интерес и умение использовать в работе ранее полученные знания.

Личностные:

1. Эмоционально-ценностное отношение к своей стране;

2.Выражать положительное отношение к процессу познания, уметь применять знания в жизненных ситуациях.

Воспитательные:

     1.  Прививать интерес к традициям народов России.

     2. Воспитывать интерес и любовь к своей стране.

             

УМК: Учебник Окружающий мир 1 класс Плешаков часть 1, Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс 2 часть. Плешаков А. УМК «Перспектива» учебная презентация, раздаточный материал

        

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

ФОУД:

Фронтальная

Внешний контроль

Учитель мобилизует внимание класса и приветствует учащихся.

Приветствует учащихся, проверяет готовность обучающихся к уроку.

Ребята, что возьмём с собой на урок? Какие качества?

Создаёт условия для возникновения у обучающегося внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Приветствуют учителя.

Аккуратность, прилежность, внимательность и т.д.

Выбирают из цветового спектра, соответствующее                           качество на урок.

УУПД:

Выявлять причинно-следственные связи.

 УУКД:

Принимать цель совместной деятельности, УУРД:

Делать выбор и брать ответственность за решение.

Демонстрируемые материалы,

проектор с презентацией

        

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

ФОУД:

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Внешний контроль

Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала;

Организует актуализацию знаний обучающихся через подводящий диалог.

-Отгадайте загадку.

Сердцу место дорогое

Буду я всегда любить!

Место это знаю я,

А вы знаете, друзья?

- Как называется страна, в которой мы живем?

-Назовите столицу России

- Каждый из нас принадлежи к какому-то народу, национальности. Некоторые из вас уже побывали в других местах нашей страны. Какие народы, кроме русских вы знаете?

Высказывают предположения и доказывают свою  точку зрения;

        

-Родина

-Россия

-Москва

Татары, украинцы, чуваши, чеченцы, армяне, мордва, аварцы, белорусы, казахи, удмурты, азербайджанцы, немцы, кабардинцы, осетины, даргинцы, буряты, якуты

УУПД:

: овладение построения рассуждений; готовность признавать различные точки зрения, умение излагать свою точку зрения;

УУКД:

уметь слушать учителя, внимательно следить за его действиями.

Демонстрируемые материалы,

проектор с презентацией

        

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

ФОУД:

Фронтальная

Группа словесных методов:

беседа

Внешний контроль

Проводит подводящий диалог для формулирования обучающимися целей урока.

Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации.

-Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке?

-Итак, предположите тему нашего урока.

-Отлично!  А какую цель мы поставим сегодня на урок?

  Молодцы1 А какие задачи нашего урока?

  1. Узнать ….

  1. Обобщить…
  2. Сделать….

-Молодцы! Сейчас мы оценим нашу работу.

Планируют собственную деятельность на уроке.

-О народах России

-Тема нашего урока «Мы - семья народов России»

Изучить традиции разных народов России.

1. Узнать традиции и особенности народов России.

2.Обобщить знания о народах России.

3.Сделать вывод.

УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения

с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления;

УУРД: внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем;

.

Демонстрируемые материалы,

проектор с презентацией

        

"Открытие" детьми нового знания

  (7-8 мин)        

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

ФОУД:

Групповая

Группа словесных методов:

Беседа,

Внешний контроль

Группа практических методов:

Работа с учебником

Организовывает работу обучающихся.

-Откройте учебник, на странице 46

Ребята, рассмотрим иллюстрации на странице 46, 47 какие народы вы там видите?

-Что вы можете рассказать об этих народах, какие у них костюмы, обычаи, блюда.

- Сейчас я вам кратко расскажу, но сначала скажите, что такое национальный костюм?

-А что такое традиция?

Верно! И сейчас мы отправляемс в путешествие по нашей великой стране и познакомимся со всеми народами. Узнаем их нацональные костюмы и традиции и праздники.

Итак, русский народ отмечает масленицу.

Масленица — самый яркий, веселый и зрелищный русский праздник, на котором провожают зиму и встречают такую долгожданную весну. Неотъемлемый атрибут праздника — чучело. Традиционно Масленица длится целую неделю, а каждый ее день — это особое торжество, которое посвящено брачным обрядам.

Сабантуй — главный национальный праздник у татар и башкир. Он символизирует окончание посевных работ и ожидание богатого урожая. Готовятся к нему всегда заранее: девушки готовят подарки, сделанные своими руками; а уже перед началом праздника, молодые парни собирают их для будущих победителей игр и состязаний. Сабантуй всегда отмечают громко, весело и задорно.

Сурхури — старинный чувашский праздник периода зимнего солнцестояния. Особую роль в празднике занимали увеселения, тайны, игры, гадания и песни. Молодые люди поздравляли соседей с наступившим новым годом и собирали от них подарки, которые потом служили особым обрядовым инвентарем, который относили в специально отведенный дом или баню. Веселье длилось до самого утра.

Праздник весны — особый праздник для чеченцев. Этот день встречали до рассвета и выходили во двор, навстречу восходящему солнцу. Все медное в доме начищалось до блеска и символизировало солнце. Днем же было принято делить достаток с нуждающимися. 

Наурыз — любимый праздник казахов. Он символизирует плодородие, дружбу и любовь. В этот день принято нарядно одеваться и собираться за столом с родными, и близкими. На праздничный обед обязательно готовят наурыз коже и кумыс. Когда трапеза заканчивается, начинаются народные гулянья и состязания.

Отвечают на вопросы. Ведут беседу с учителем по новой теме.

Русские, Мордва, Удмурты, Буряты, Чуваши, Татары, Чуваши

Ответы детей.

- Национальный костюм — это костюм характерный для определенной нации, свойственный только ей.

-Традиция — это то, что перешло от одного поколения к другому. Например: идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи.

 

Слушают учителя

УУПД:  осознавать язык как основное средство общения;

УУРД: внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем;

Демонстрируемые материалы,

проектор с презентацией,

доска

Учебник

Динамическая пауза

(1 мин)

Отдых от умственных нагрузок, смена деятельности

ФОУД:

Фронтальная

Проведение динамической паузы

Включаю видеоролик с физкультминуткой.

-Давайте немного отдохнём!

Физминтка-По родному краю

https://yandex.ru/video/preview/9634648168406466083

Выполнение динамической паузы

УУКД: проявлять мотивы к учебной деятельности

Видеоролик

Первичное закрепление
(2 мин)

Усвоение нового способа действий

  Группа словесных методов: Объяснение

Группа практических методов:

Упражнение Работа с учебником

 

Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний.

-Сейчас один представитель о группы выходит к доске читает всю информацию. Остальные внимательно слушают и заполняют таблицу.

-Как вы думаете, какие народы проживают у нас на Южном Урале?

-На самом деле на территории Южного Урала живут очень много разных народов. Основную часть составляли: русские, татары, башкиры, украинцы, казахи.

Народы Южного Урала очень хорошо знали старинные-лирические песни, свадебные, хороводные, обрядовые, плясовые. Процветал сказочный жанр, рассказывали сказки, фантастические, о животных, сатирические и т.д.

Ребята сейчас я предлагаю вам работу в группе. Мы разделимся на 5 групп. Я раздам костюмы разных национальностей, а ваша задача описать, этот костюм, какие цвета в нём используются, нравится он вам или нет.

(1-я группа рассматривает и описывает костюм русских, 2-я- костюм татар, 3-я – бурятов, 4-я – чукотский народ, 5-я башкирский народ.)

Отвечают на вопрос.

Ответы обучающихся

Русский народ: девушки носили длинные рубахи с рукавами, поверх нее надевали сарафан, на голове заплетали одну косу и украшали голову лентой или венцом. Парни носили рубахи, которые подпоясывали узким поясом и были порты, это так назывались штаны. Из обуви носили лапти.

Татарский народ: в татарском национальном костюме преобладают белые, красные, синие, зеленые цвета. Татарские девушки надевали на голову бархатный калфак, расшитый бисером или жемчугом.

Основа мужского костюма это штаны и рубаха, которую шили очень свободной, длинной до колен. Штаны шили из полосатой ткани.

Бурятский народ: Мужская одежда- летний и зимний халат, который обязательно опоясывался. Шапки. Женская одежда- Девочки носили длинные платья, которые подпоясывались ,чтобы подчеркнуть тонкую, гибкую талию. На голове девушки носили кушаки.

Чукотский народ: Одеваются очень тепло, т.к живут на севере, шьют одежду из шкур животных в основном оленей, шубы, на ногах унты.

Башкирский народ: Национальный костюм башкир был обычно многослойный: нижняя одежда несколькими слоями покрывалась верхней: два, три и больше толстых халата и, наконец, расшитый елян – пальто. Чем больше одежды - тем богаче выглядел человек в глазах своих соседей Обувь была чаще всего кожаная.

УУПД:  сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;  

Учебник материалы,

проектор с презентацией,

доска

Самостоятельная работа с самопроверкой
(5 мин

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

ФОУД:

Индивидуальная

Группа практических методов:    

Самоконтроль

Организация подготовки рабочего места к работе

Оказание индивидуальной помощи

Конструктивная критика

Поощрение

-Сейчас вы самостоятельно выполните задание. 

На это задание я даю вам 5 минут.

Вам нужно определить праздник и народ, который празднует его.

Начинаем работу. На это задание я даю вам

5 минут. Сопоставьте цифру праздника и букву-названия народа.  

  1. Праздник весны
  2. Масленица
  3. Сабантуй
  4. Наурыз
  5. Сурхур

А) Татары, башкиры

Б) Казахи

В) Русский народ

Г) Чеченцы

Д) Чуваши

Время вышло. Теперь обменяйтесь рабочими тетрадями со своим соседом по парте. И поверьте, работу своего соседа по образцу.

Подготовка рабочего места к работе.  

1-г

2-в

3-а

4-д

5-б

УУПД: 

сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии УУРД: уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания;

Рабочая тетрадь

проектор с презентацией,

доска

Динамическая пауза

(1 мин)

Отдых от умственных нагрузок, смена деятельности

ФОУД:

Фронтальная

Проведение динамической паузы

Включаю видеоролик с физкультминуткой

-Давайте немного отдохнём!

Танец «Наша Родина-Россия»

https://yandex.ru/video/preview/12500725369286099494

Выполнение динамической паузы.

УУКД: проявлять мотивы к учебной деятельности

Видеоролик

Включение в систему знаний, повторение

(7 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

ФОУД:

Парная

Группа словесных методов:

Беседа

Внешний контроль

-Сейчас вы будете работать в парах. Откройте рабочие тетради на странице 37.  

Прочитайте задание.

Какие человеческие качества ценятся всеми народами? На этот вопрос сейчас вы в своей паре и ответите.

Кто хочет прочитать что же у них получилось?

Время вышло. Проверьте свою работу в соответствии с образцом.

-Молодцы! Сейчас мы все откроем учебник и все вместе прочитаем итог нашего урока.

Отвечают на вопросы

Трудолюбие, аккуратность, честность, ум, щедрость, смелость доброта.

Читают отмеченные качества. 

УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения

с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления;

УУРД:

соотносить свои действия с планируемыми результатами,

осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Рабочая тетрадь проектор с презентацией,

доска

Рефлексия деятельности

(3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

ФОУД:

Фронтальная

Группа словесных методов: Обсуждение

Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся;

-Вспомните какая была тема нашего урока?

А теперь, поднимите зелёный карандаш или фломастер, если вам понравился урок и все задания вы выполнил верно. Если вам не понравился урок или у вас возникли сложности, поднимите красный карандаш или фломастер.

– Вы сегодня замечательно потрудились.

– Какое настроение у вас в конце урока?

-Спасибо за активную работу на уроке.

До свидания!

Анализируют свою деятельность и деятельность   одноклассников по достижению цели.

Тема урока «Мы - семья народов России»

Поднимают красный и зелёный карандаш.

-До свидания!  

УУПД:  — понимать прослушанный текст;

УУРД: соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

проектор с презентацией,

доска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Наша дружная семья"

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Наша дружная семья" для 2 класса...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Проект «Города России» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование представлений о достопримечательностях Москвы, Челябинска, Нижнего Новгорода, Магнитогорска; изучение известных исторических объек...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Россия на карте» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЗадачи урока по практической части ВКР: создание условий для  ознакомления обучающихся с понятием «Географическая карта», с уловными обозн...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Города России" УМК "Школа России" 2 класс

Тип урока: открытие новых знанийЦель урока: создание условий для формирования знаний учащихся о городах России.Задачи урокаДидактические:Познакомить учащихся с городами России;Формировать знания об ос...