1 класс окружающий мир «Декоративное творчество народов, которое воплотилось в одежде, предметах быта, игрушках»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Тип урока: урок «открытия» нового знания. Урок-исследование.
Цель урока: формирование представлений о декоративном творчестве народов Российской Федерации.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 74.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Декоративное творчество народов, которое воплотилось в одежде, предметах быта, игрушках»
Тип урока: урок «открытия» нового знания. Урок-исследование.
Цель урока: формирование представлений о декоративном творчестве народов Российской Федерации.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: | Предметные: научатся: |
Развивающие: | Личностные: научатся: |
Воспитательные: 2) воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, групповой работе и работе в парах. |
Оборудование: электронное презентация, национальный костюм Курской области, выставка книг, выставка изделий народных промыслов. раздаточный материал- рабочие листы, пазлы «Народные промыслы».
I. Самоопределение к деятельности (1мин)
Эмоциональный настрой на работу на уроке.
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Занимайте свои места.
- Ребята, сегодня мы с вами станем рассудительными учеными, которые изучают культуру народов России. Но для продуктивных исследований важно активно работать на уроке!
- Вы готовы рассуждать и активно работать на уроке? Отлично!
Я знаю, каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Пусть ваши знанья и уменья
Помогут провести урок.
II.Актуализация знаний обучающихся
через подводящий диалог. (4-5 мин)
- Настоящим ученым нужно обязательно освежать знания, чтобы не упустить ни одного момента при изучении новой темы!
- Посмотрите на экран. Что вы видите?
- Абсолютно верно!
-Как называется наша страна? (щелчок)
Мы граждане великой страны — России. Наша страна настолько большая, что в одной её части сейчас утро, а в другой – вечер. Только представьте, где-то ваши сверстники играют в снежки, а где-то наслаждаются видом и ароматом цветущих роз!
Много людей живут в нашей стране. СЛАЙД. Мы разной национальности. Но живём дружно.
- Какое наше государство? (многонациональное)
- Какие народы населяют Россию? (ответы детей)
- Чтобы узнать что мы будем исследовать, прочитайте тему урока. СЛАЙД
(Декоративное творчество народов России, которое воплотилось в одежде, предметах быта, игрушках).
- Каждый учёный знает, где он может получить информацию. А как вы думаете?
(книги – энциклопедии, словари, музеи, Интернет, старшее поколение). Учёные используют все источники.
- Для начала, давайте узнаем, что такое «декоративное творчество». Нам поможет словарь.
(СЛОВАРЬ показать) ? (открыть 1 источник – словарь)
- Я вам выписала определение на СЛАЙД.
III. Открытие новых знаний – исследования.
- ИССЛЕДОВАНИЕ - Национальные костюмы.
- Россия – многонациональная страна.
- СЛАЙД Рассмотрите рисунок, подумайте, почему люди одеты по-разному? (разные национальности - разные традиции (костюмы).
- От чего зависит? (от климата и занятия людей).
- В нашем Курском крае тоже есть национальный костюм. Хотите узнать его особенности? А где мы можем рассмотреть костюм? (в музее) Сегодня музей пришёл к нам в гости.
1.2. Экскурсия
- Давайте внимательно послушаем нашего экскурсовода Елену. Ведь многие учёные черпают информацию именно там. ? (музей)
(Экскурсовод)
Одним из самых замечательных творений рук человека является народный костюм. Он занимает важное место в изучении традиций. В костюме отражены особенности хозяйственных занятий народа, своеобразие национального колорита, географические, климатические особенности.
Многообразие вариантов одежды обусловлено и тем, что в Курский край приезжало в разные времена много поселенцев из других регионов России, а они приносили с собой традиции, обычаи, обряды своих областей. Поэтому Курский женский костюм имеет несколько вариантов. Причем это прослеживается преимущественно в женской одежде.
Недаром говориться: «По одёжке встречают – по уму провожают».
В крестьянской женской одежде всегда оставалось незыблемое правило – самым нарядным был праздничный костюм, самым скромными были одежды пожилых женщин, самая незатейливый обрядовая узор на погребальных рубахах.
Отгадайте загадку:
Что же это за одежда:
С четырьмя отверстиями.
В одно входишь,
А в три выходишь.
Конечно, рубаха. Крестьяне считали, что орнамент на одежде обладает магической силой. Как правило, на мужских и женских рубахах тканные и вышитые узоры размещались по подолу, по вороту, по концам рукавов. Орнамент был своеобразным оберегом, защищавшим человека от всего дурного. Женщина, создавая вышивку не предметах одежды, сама сочиняла узор, не отступая от традиций. Каждый знак орнамента, их сочетание, что-либо обозначали. Лист клевера – любовь и брак, кисти рук – мольба, дерево – оберег хозяйству от злой силы. У мужчин были рубахи, с разрезом ворота не посередине на груди, а сбоку – косоворотки.
Народный костюм Курского края имеет основные цвета: белый, черный и богатые вариации разного по тону красного цвета.
Каждый день поутру
Надеваю я трубу.
Ну не догадаться вам?
Она зовётся… (сарафан)
Традиционный костюм простой, но массивный и объемный. Массивность женского костюма нарастает книзу, что подчеркнуто широкими подолами сарафанов, широкими прямыми поневами и складчатыми юбками, даже на ногах носили женщины по нескольку пар носков и чулок, чтобы подчеркнуть массивность образа. Талия в женском костюме скрыта под широкими прямыми форами одежд, под всевозможными завесками, нагрудниками, фартуками. (ФОТО показать)
На шее носили монисто. (ПОКАЗАТЬ)
Головной убор крестьянки
Выбирали себе сами:
И работать, и гулять –
Что же нужно повязать?
Собирали в узелок
Из материи…
Голову украшал платок, или «кокошник», состоящий из прилобника, кички и подзатыльника, или «сорока». (ПОКАЗАТЬ)
Надену – ободом сведёт,
Сниму – змеёй упадёт.
Тепла не даёт,
А без него холодно.
Это пояс или кушак.
Сарафан, понёву подпоясывали широкими шёлковыми или шерстяными поясами, кушаками.
У мужчин одежда имела меньшее количество вещей: они носили рубахи или косоворотки, порты, подпоясывались поясом или кушаком. Когда становилось прохладно, одевали зипун (верхняя длинная одежда из домотканого сукна тёмного цвета без воротника) (ПОКАЗАТЬ). А на ноги
Из липы свито
Дырявое корыто
По дороге идёт,
Клетки кладёт.
Да, на ноги – лапти и портянки.
Мы с вами узнали про курский народный костюм достаточно много информации, давайте попробуем найти каждому предмету костюма похожие предметы из нашего с вами современного гардероба
- в курском костюме завеска, а у нас …. (фартук)
- в курском костюме зипун, а у нас…. (пальто, шуба)
- в курском костюме сарафан, а у нас … (сарафан)
- в курском костюме косоворотка, а у нас … (рубашка)
- в курском костюме портки, а у нас … (штаны)
- в курском костюме лапти, а у нас … (туфли, ботинки, сандали)
- в курском костюме кушак, а у нас … (пояс или ремень)
Учитель:
Учитель:
В старину ношение пояса было обязательным и вздумай кто-либо появиться на народе без него, сразу же получал всенародное осуждение. Вот куда уходят смысловые корни слова «распоясаться», означающего укор человеку, который нарушает общепринятый порядок.
- Перед вами картина Ивана Ильича Глазунова «Тимоня», обратите внимания, какие красивые пояса.
1.3. Физ. минутка*** ИГРА с кушаком
1.4.Первичное закрепление
Сам работа
1 лист исследования Учёные должны быть очень внимательные. Проверьте, правильно ли распределена одежда на мужскую и женскую (можно посоветоваться с соседом). Вам помогут куклы, которые нарядили ребята из Медвенской школы, выполняя проектное задание по костюмам нашего края.
ПРОВЕРКА с доски
1.5. Вывод: Для чего нам знать нужно наш костюм? (это наша история). А рассмотреть и узнать информацию можно в музеях или архивах.
(открыть 2 источника: музей)
2 ИССЛЕДОВАНИЕ Народные промыслы: хохлома, гжель, дымково.
2.1. Выставка
- Обратите внимание на выставку. Здесь представлены изделия разных мастеров.
(учитель показывает, дети , если могут, то называют, если нет, то учитель сам называет промысел: дымковская игрушка, гжель, хохлома, жёстковский поднос, новоторжская свистулька, вологодская свистулька, сувенир из меха оленя Коми, матрёшки расписные на разные лады…)
2.2. Общее понимание различий народных промыслов.
Давайте подумаем, что помогает человеку создавать такие разные красивые изделия? СЛАЙДЫ (3 о природе)
СЛАЙД
Человек издавна украшал свой дом и предметы обихода, используя тот материал, который у него есть.
СЛАЙД
- (вопрос на слайде) Учёным часто нужно отвечать на трудные вопросы. Вот и я вам подготовила вопрос. Прочитайте. Постарайтесь ответить (мнение детей). Хорошо. А что люди могли украшать? (ответы детей +СЛАЙД).
- О каждом виде народного промысла можно узнать в энциклопедии.
(? энциклопедии). Показать.
2.3. Коллективная работа. СЛАЙД
- Мы сегодня, конечно не сможем узнать о всех видах народного творчества наше страны. Вспомним только о 3, о которых вы уже немного знаете. И не забудем о нашей родной Курской области .
Практическая работа.
У вас на столах лежат листы для записи исследования. Каждая группа получает пазл-картинку с изображением.
Ваша задача: собрать пазлы и подготовиться рассказать о росписи, которая получится.
2.4. Самостоятельная работа (в группах)
- Мы вас послушаем и заполним наши 2 лист-исследования.
СЛАЙДЫ к рассказам детей (ГЖЕЛЬ, ХОХЛОМА, ДЫМКОВО)
2.5. Вывод: Обо всем на одном занятии не упомнишь, уж очень много разных народных промыслов существует и возрождается на Руси. Для чего мы начали изучать промыслы народов России? (Велика наша Россия и богата она талантами.)
- ИССЛЕДОВАНИЕ - Курская область
СЛАЙД карта Курской области на доске)
- Символы Курского края
- Наша малая родина тоже богата своими традициями. Вот, например, наш Медвенский район славился вышитыми рушниками. М КАРТА на доске
- Физ. минутка.
- В Курской области люди испокон веку не только трудились, но и отдыхали. Я вам предлагаю отдохнуть и вспомнить движения любимого танца «Тимоня» (1 круг)
КАРТА на доске
- ИССЛЕДОВАНИЕ - Ярмарка
- Этот танец до сих пор живёт. А увидеть вы его можете на Курской Коренской ярмарке – ещё одном символе нашего края. Учёные любят посещать ярмарки не только для развлечения, но и для изучения колорита и разнообразия народных промыслов. ? (ярмарка) А поможет нам Интернет? (Открыть источники: ? Интернет.)
Интернет перенестись на ярмарку в м. Свобода Золотухинского района (М КАРТА). Вы смотрите и запоминайте, какие народные промыслы есть в Курской губернии.
ВИДЕО
- Первичное закрепление
3 лист-исследования
Задание для учёных. (соединить название промысла с изделием. Работа в парах.)
Самопроверка с доски СЛАЙД
- Вывод: передавали из поколения в поколение..
- ИССЛЕДОВАНИЕ - Кожлянская игрушка
- Стихотворение
Кожлянская игрушка
Велика Россия наша,
И затейлив в ней народ,
И о умельцах наших курских
На весь мир молва идёт.
Наша курская игрушка
Не стареет сотни лет,
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.
- О чём идёт речь? Кожлянская игрушка зародилась давно. Но мы о ней помним, знаем и любим?
- Кто нам может рассказать об этом промысле? Конечно, старые люди, которые в свою очередь узнали об игрушке и её секретах от своих бабушек. ? (старшее поколение)
- ВИДЕО Рассказы стариков
Просмотр видео.
Что мы запомнили? А что знаем о кожлянской игрушке? ( М КАРТА)
СЛАЙД (пример игрушек+ в руке /на выставке)
Рассмотреть игрушки можно в музее под открытым небом в г. Курчатове. ( М КАРТА)
- ИССЛЕДОВАНИЕ (фронтальная работа)
Материал? (рассказ). Формы? (рассказ) Линии? (рассказ)На доске формы, цвета, линии.
У детей в листах пометки (НА СОЛНЫШКЕ ЛУЧИКИ)
Цвета? (Посмотрите на доску и подчеркните нужные цвета в таблице)
Материал | Глина, металл, дерево | |
Формы | Птицы, домашние животные, барышни, сказочные персонажи, посуда, насекомые | |
Линии | ||
Цвета | Белый, синий, малиновый, красный, жёлтый, фиолетовый, голубой, чёрный, зелёный |
4.4. Первичное закрепление
4 лист-исследования.
Учёным приходится и создавать то, что изучают или делать зарисовки, чтобы запечатлеть увиденное и услышанное. СЛАЙД- Обратите внимание!
А теперь попробуйте раскрасить эскиз птички в своих листах-…
А пока вы будете делать зарисовки, послушайте, как звучит кожлянская свистулька.
(Рисуют и слушают свистульку) – включить звук.
4.5. Вывод: в изготовлении игрушек люди использовали материал, который могли добыть рядом с жильём, расписывали условными знаками, свойственными данной местности.
(Открыть источники: старшее поколение.)
5. Литература
- Ребята, скажите, а если рядом нет умельца, который нам может рассказать о своём промысле. Где мы можем найти информацию? (в книгах ) –? (художественная литература)
Выставка книг. Посмотрите, какие замечательные книги нам подготовила для выставки Альбина Викторовна – библиотекарь нашей сельской библиотеки.
У каждого учёного есть список книг по теме, которую он изучает, я вам сегодня подготовила список, книг, которые помогут вам больше узнать о народном творчестве нашей прекрасной России.
(списки в листках)
(Открыть источники: художественная литература.)
А ещё у вас останутся записи, которые вы сегодня сделали. Если вы, что-нибудь забудете, то посмотрев в них, сможете вспомнить. А ещё у вас останутся записи, которые вы сегодня сделали на уроке ? Урок-это тоже источник знаний для учеников.
Понравилось ли вам изучать народные промыслы нашей страны?
А зачем нам это знать? (знать особенности своего края, чтить историю, передавать из поколения в поколение)
У нас впереди ещё много интересных открытий.
- Рефлексия
Поставить точку в нашем уроке я хочу ещё одной точкой на карте Курской области – это г.Суджа (М КАРТА Суджа), вы о нём много слышали в свете событий, которые происходят на нашей земле. Но до того, как враг разорил этот прекрасный город, в нём жило много умельцев. Славилась Суджа своими коврами. Так был город центром ковроткачества Курского края, хотя ковры ткали и в других районах нашей области. Подробнее мы об этом ещё поговорим.
А сейчас мы сделаем свой необычный ковёр.
Особенность ковров в том, что они яркие, используют для украшения цветы. Обязательно есть по краю кайма, а в центре крупный узор. Мой узор очень яркий в центре, т.к. вы все очень хорошо работали сегодня.
(на доске лист-самооценки)
Вы же сейчас дополните ковёр своими цветами:
Пион – мне было интересно, я многое запомнил,
Роза – мне было интересно, запомнил не всё,
Белый шиповник – мне было интересно, но запомнил мало,
Сиреневая космея – мне было не интересно, и я ничего не запомнил.
(Дети подходят и прикрепляют цветы.)
Очень красивый ковёр у нас с вами получился, надеюсь, что Суджу восстановят, и мы сможем съездить в гости и вживую познакомиться с мастерами не только ковроткачества.
- Итог исследования (перевернуть лист с источниками)
Вывод: мы сегодня познакомились с СЛАЙД (тема урока)
(костюмом Курского края, выделили особенности 3 народных промыслов России, расширили представление о кожлянской игрушке, узнали , что Суджанский район славился своими коврами)
Я вижу, что многие из вас сегодня были настоящими учёными, для себя узнали что-то новое, вы молодцы. С каждым годом мы будем узнавать много интересного о творчестве народов России и Курской области, а вы, когда станете взрослыми, сможете рассказать это своим детям. Ведь это очень важно знать и чтить народные традиции своей страны. СЛАЙД (стихотворение)
Не забывайте корни свои,
предков
Язык отцов, традиции и
быт,
Любите это сердцем своим
крепко,
Пока в груди оно у вас стучит.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Старинные и современные предметы быта, одежды, средства письма, счета, связи.
урок окружающего мира УМК "Гармония"...

Презентация "Русские народные сказки – это огромный мир, в котором воплотилась вековая мудрость народа"
Практически с пеленок детям читают сказки. Сказки – это и первые книги, которые ребенок читает самостоятельно. Поэтому моя презентация посвящена сказкам....

Календарно-тематическое планирование для 2-х классов внеурочного курса "Декоративное творчество" на 2017-18 уч. год
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности "Декоративное творчество" предназначено для учителей начальных классов (2 классов), работающих по программе "Школа 21 века&q...

Открытый урок чтения в 3 классе Из быта русского народа В. Кузьмин, Э. Кубышкина «Гжель», «Дымковская игрушка»
Конспект открытого урока литературного чтения на тему "Из быта русского народа В.Кузьмин, Э.Кубышкина "Гжель", "Дымковская игрушка""...
Технологическая карта урока окружающего мира «Декоративное творчество народов, которое воплотилось в одежде, предметах быта, игрушках» (УМК «Школа России», 2 класс)
Цель деятельности учителя:формирование представлений о декоративном творчестве народов Российской Федерации.Задачи урока:Дидактические:1) формирование представлений о великих культурных ценностях наро...
Технологическая карта урока по окружающему миру «Декоративное творчество народов, которое воплотилось в одежде, предметах быта, игрушках» (УМК «Школа России», 2 класс)
Цель урока:формирование представлений о декоративном творчестве народов Российской Федерации.Задачи урока:Дидактические:1) формирование представлений о великих культурных ценностях народов России;2) з...

Технологическая карта урока окружающего мира, 2 класс "Декоративное творчество народов, которое воплотилось в одежде, в предметах быта и игрушках"
Цель урока: формирование представлений о декоративном творчестве народов Российской Федерации.Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1) формирование представлений о великих культурныхценност...

