Проект "Природа и мы"
проект по окружающему миру (2 класс)
Проект разработан ученицей 2 кл совместно с учителем на основе художественных произведений русских писателей о природе и русского фольклора. Цель проекта: донести ученикам мысль о том, что природные богатства необходимо сохранять.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.7 КБ | |
| 19.89 КБ | |
| 2.84 МБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Клостер Виктория
класс 2 "Е"
Руководитель проекта: Шипицына Д.М.
2025г.
Введение
Наша природа создала много различных творений. Животные и растения занимают в ней особое место, но многим из них сейчас угрожает большая опасность исчезновения с лица Земли, а некоторые из них уже исчезли. Об этом мы узнали на уроках окружающего мира.
С каждым годом всё опаснее для здоровья человека становится сама окружающая среда. Люди не всегда заботятся о природе, не умеют, а порой не хотят её беречь и охранять.
Как убедить людей бережно относиться к природе и не наносить ей вред?
Этот вопрос меня заинтересовал. Я считаю, что актуальность проблемы защиты окружающей среды сегодня очевидна. Ведь человек - часть природы. Чтобы вырасти счастливыми, окруженными разными животными, растениями, чтобы улыбалось солнышко, надо уметь дружить с природой.
Одним из средств воспитания бережного отношения к природе является слово, художественная литература, с которой мы знакомимся на уроках литературного чтения. Благодаря литературным произведениям мы видим прелесть родной природы, понимаем, что надо обязательно сохранить эту красоту.
Цель исследования: донести одноклассникам мысль о том, что необходимо сохранять природные богатства.
Задачи:
1. Проанализировать произведения русских писателей о природе.
2. Проанализировать русский детский фольклор
3. Выявить основные причины по которым страдает природа.
4.Совместно с руководителем проекта придумать экологическую сказку с использованием малых фольклорных жанров(загадки).
Гипотеза: художественная литература природоведческого характера очень нужна и важна для экологического воспитания школьников.
Объект исследования: охрана родной природы
Предмет исследования: художественные произведения природоведческого характера.
Методы исследования:
1. Анализ художественных произведений русских писателей о природе, русских народных сказок.
2. Изучение информационных источников.
3. Подбор стихов и загадок о животных, природе.
1. Детская литература о природе.
На уроках литературного чтения, внеклассного чтения, мы много встречаемся с произведениями экологического содержания, по - другому, такую литературу называют - природоведческая литература. Чему может научить нас природоведческая литература? Она учит нас мыслить, наблюдать, развивает внимание, учит нас быть добрыми и ласковыми. На литературном чтении мы читаем произведения Бианки, Пришвина, Ушинского, Паустовского, Чарушина. Рассказы Л. Толстого и К.Ушинского, короткие, познавательные. Они знакомят читателя с внешним видом, повадками, образом жизни животных, обогащают нас знаниями о жизни братьев наших меньших. Авторы показывают природный мир живым, и мы воспринимаем его как людей. Например, много пришлось потрудиться Мухе (из рассказа Бианки «Хвосты»), чтобы уяснить: хвост каждому живому существу дан для дела, а не для красоты, как раньше наивно полагала она. Все персонажи этого произведения одушевлены, и это очень нам интересно и понятно. Писатели-природоведы пользуются особым жанром сказки - несказки, родоначальником которого является В.Бианки. Он хотел, чтобы во всех произведениях все было ясно, чтобы в каждом из них было какое-то открытие, чтобы читатель понимал взаимосвязь всего живого.
Е. Чарушин писал о животных-детенышах, по возрасту близких к нам. В рассказах «Зима», «Весна», «Лето», «Осень» даются сведения о смене времен года, о том, какие изменения происходят в это время в природе. Природа полна тайн, очень красива. Как не любить ее!
Много интересного о поведении птиц в книгах Г. Скребицкого, Е. Чарушина, Н. Сладкова. Авторы призывают не вмешиваться в жизнь лесных обитателей. Ну а стихи А.Пушкина и С.Есенина о природе знают все дети!
Природа в русской народной сказке
Герои народных сказок всегда взаимодействуют с силами природы. И ветер, и месяц, и речка, и деревья - кто только им не помогает! Яблонька закрывает Алёнушку своими ветвями, Ветер рассказывает герою, где находится спящая царевна. На помощь им приходят звери и птицы. Даже серый волк готов услужить: мчит через дремучие леса Ивана- царевича. Герои сказок в долгу не остаются: освобождают медвежат, отпускают на волю птенцов, выпускают из невода в море Золотую рыбку. И получают добрых друзей на всю жизнь. Вот такими должны быть отношения человека и природы.
Вывод: Произведения писателей, русские народные сказки изучаемые в начальной школе, дают нам знания о мире природы, бережном отношении к ней.
3. Окружающая природа в опасности.
С каждым годом природной красоты становится все меньше и меньше. В чем причина?
1. Строятся новые заводы, а они выбрасывают вредные отходы в окружающую среду, загрязняют воздух, водоёмы и почву. Вредные вещества образуют ядовитые облака - смог, действие которого губительно, он повреждает памятники, здания, растения, а главное – отравляет человека.
2. Порой человек идет по улице и бросает бумажки, бутылки, и не понимает, к чему это может привести. Например, пластиковые бутылки разлагаются в течение ста лет. Если мы отравили воздух, землю и воду, то будем дышать отравленным воздухом и питаться непригодной пищей. А значит, будем болеть.
3. Человечество вырубает леса, истребляет животных ради меха и кожи, а то и просто ради развлечения. Многие люди, отдыхая на природе, забывают тушить костры, от которых в дальнейшем страдают гектары леса и сотни животных.
4. Неограниченный вылов рыбы ведет к исчезновению некоторых пород рыб.
Вывод: Люди не заботятся о состоянии окружающей среды, не умеют наслаждаться её красотой и ценить те богатства, которые дарит нам природа.
Экологическая сказка "Колобок" на новый лад
В одном селе, что расположено на Югорской земле, на берегу большой реки Обь стояла изба. Жили в ней бабушка с дедушкой. Однажды подарили им внуки хлебопечку. "Хватит тесто руками месить, пора применять новые технологии"- сказали они. Бабушка так и сделала. Насыпала в хлебопечку муки, налила воды, насыпала соль и дрожжи и включила хлебопечку, а сама с дедом в огород ушла. Хлебопечка сама тесто месит, сама и печет. Через некоторое время испекся хлебный колобок. Подает печь сигналы, что готов хлебушек, а дед с бабой не слышат. Лежал колобок, лежал, а потом открыл крышку и выскочил. Докатился до порога, с порога на крыльцо, с крыльца на дорожку и покатился без оглядки,
засверкали только пятки-
через поле и лесок
наш румяный колобок.
Вот докатился колобок до густого, высокого леса - тайги. Остановился и говорит:
-Здравствуй, лес, дремучий лес!
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвой
ночью темной, грозовой?
Что ты шепчешь на заре,
весь в росе и серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь, какая птица?
Все открой, не утаи.
Ты же знаешь - мы свои!
И покатился по дорожке, не догонят резвы ножки. Катится колобок, катится, а навстречу ему ковыляет заяц.
- Ты кто такой? - спрашивает колобок.
Остановился зайчишка и говорит:
-Ушки длинные торчат,
лапки белые дрожат.
Кто, угадай-ка?..
Зовут меня Зайка.
- А что это ты, зайка, хромой?
-Да вот, под кустиком лежал, а рядом кто-то отдыхал. Пили, ели, а потом пострелять захотели... Развесили бутылки по кустам, а потом - БАМ! Осколки, грязь, бумага, банки. Поранил ноги вот о склянки. Ты катись скорее, друг, всех предупреди вокруг!
Покатился без оглядки наш румяный колобок. Вдруг видит, что-то серовато, зубовато по поляне рыщет и кого - то ищет.
- Ты кто? - спрашивает колобок.
- Да волк я - волк!
- А что же ты, волк, ищешь?
- Да вот живот пучит, лапы крючит. На поляне где - то травка есть, что мне надо съесть - лекарственная.
- Да что же с тобой приключилось?
Рассказал волк колобку о том, как люди в лесу дорогу прокладывают. О том, как из машин жидкость бежит, все лужи в лесу стали темные. Напился волк из этой лужи и заболел.
- Ты лечись, волк, поскорее! Впредь же будь теперь умнее!
Покатился колобок дальше. Вдруг слышит, кто-то ревет. Подбежал колобок и спрашивает:
- Ты кто такой?
- Я хозяин леса строгий,
я живу зимой в берлоге.
Громко я могу реветь,
а зовут меня - медведь!
- А что же ты, медведь, ревешь? Может тоже заболел?
-Я, друг мой, не заболел. Я совсем чуть не сгорел!
- Да как же это так?
- Шел грибник, окурок бросил. Вспыхнул лес, аж до небес.
А помог мне только плёс (глубокая часть реки).
Еле ноги я унес...
- Ой, ой, ой! Вот уж беда, не пойду тогда туда!
Только завернул колобок за бугорок, глядь, опять кто - то идет.
- Ты кто?- спрашивает колобок.
- Я хитрая плутовка,
рыжая головка, хвост пушистый - краса,
а зовут меня - лиса!
- Куда это ты, лисонька, собралась?
- Да вот ищу речку, где рыбка водится. Я придерживаюсь диеты, мяса не ем и мучного тоже. Рыбку в реке ловила. Но в нашей-то реке всю рыбу сетями выловили. Летом ловят, весной гребут, даже зимой народу полно. Совсем рыбки не стало.
С каждым днем в лесу все хуже.
Потравили даже лужи.
Страшно воду пить в реке -
жизни нет зверью нигде!
Испугался колобок и бегом домой! Бежит, а сам кричит:
Будь милостив к природе, человек!
Берешь - бери не более чем нужно.
Тогда и звери свой клыкастый век
с тобой, разумным, скоротают в дружбе.
Вот и закончилась сказка исключительная, поучительная. Ее не знают ни папа, ни мама. Это экологическая драма!
В сказке использованы русские народные загадки. Стихи югорского поэта Л.Лапцуя, С Погореловского.
Вывод: Вырубая леса, загрязняя воздух, воду и почву, уничтожая животных и растения, человек наносит большой ущерб нашей природе. Если бы каждый человек на нашей планете дружил со всем тем, что его окружает и соблюдал правила дружбы с природой, то наверняка, были бы живы многие животные и растения на Земле. Помочь полюбить природу и заботится о ней нам помогут художественные произведения. Эта мысль донесена до одноклассников. Цель проекта достигнута.
Предварительный просмотр:
Защита проекта
слайд 1 Мой проект называется "Природа и мы". Это экологический проект.
слайд 2 Актуальность проекта: В настоящее время животным и растениям на Земле угрожает опасность исчезновения. Проблема защиты окружающей среды очевидна. Одним из средств воспитания бережного отношения к природе является слово, художественная литература. Благодаря литературным произведениям мы понимаем, что надо обязательно сохранить красоту родной природы.
слайд 3 Цель проекта:
Донести одноклассникам мысль о том, что необходимо сохранять природные богатства
Мною поставлены задачи:
1. Проанализировать произведения русских писателей о природе.
2. Проанализировать русский детский фольклор(сказки, загадки)
3. Выявить основные причины по которым страдает природа.
4.Совместно с руководителем проекта придумать экологическую сказку с использованием загадок и стихов поэтов нашего края.
слайд 4 В начале исследования выдвинута гипотеза( т.е. необходимо доказать, что: Художественная литература природоведческого характера очень нужна и важна для экологического воспитания школьников.
Выбран объект исследования: Охрана родной природы.
Предметом исследования являются художественные произведения природоведческого характера.
На уроках литературного чтения мы встречаемся с произведениями экологического содержания, по - другому, такую литературу называют - природоведческая литература. Она учит нас мыслить, наблюдать, развивает внимание, учит нас быть добрыми и ласковыми. На литературном чтении мы читаем произведения Бианки (слайд 5), Пришвина (слайд6), Ушинского(слайд 7), Скребицкого(слайд8) Паустовского, Чарушина. Ну а стихи А.Пушкина и С.Есенина о природе знают все дети!(слайд9)
Читая произведения мы понимаем взаимосвязь всего живого, видим красоту окружающего мира. Авторы призывают не вмешиваться в жизнь лесных обитателей.
слайд 10 Герои народных сказок всегда взаимодействуют с силами природы. Яблонька закрывает Алёнушку своими ветвями, Ветер рассказывает герою, где находится спящая царевна. На помощь им приходят звери и птицы. Даже серый волк готов услужить: мчит через дремучие леса Ивана- царевича. Герои сказок в долгу не остаются: освобождают медвежат, отпускают на волю птенцов, выпускают из невода в море Золотую рыбку. И получают добрых друзей на всю жизнь. Вот такими должны быть отношения человека и природы.
слайд 11 Вывод: Произведения писателей, русские народные сказки изучаемые в начальной школе, дают нам знания о мире природы, бережном отношении к ней.
С каждым годом природной красоты становится все меньше и меньше. В чем причина? слайд12
1. Строятся новые заводы, а они выбрасывают вредные отходы в окружающую среду, загрязняют воздух, водоёмы и почву. Вредные вещества образуют ядовитые облака - смог, действие которого губительно, он повреждает памятники, здания, растения, а главное – отравляет человека.
2. Порой человек идет по улице и бросает бумажки, бутылки, и не понимает, к чему это может привести. Например, пластиковые бутылки разлагаются в течение ста лет. Если мы отравили воздух, землю и воду, то будем дышать отравленным воздухом и питаться непригодной пищей. А значит, будем болеть.
3. Человечество вырубает леса, истребляет животных ради меха и кожи, а то и просто ради развлечения. Многие люди, отдыхая на природе, забывают тушить костры, от которых в дальнейшем страдают гектары леса и сотни животных.
4. Неограниченный вылов рыбы ведет к исчезновению некоторых пород рыб.
Вывод: Люди не заботятся о состоянии окружающей среды, не умеют наслаждаться её красотой и ценить те богатства, которые дарит нам природа.
слайд 13 Нами придумана экологическая сказка "Колобок" на новый лад
В ней использованы загадки о животных и стихи поэтов нашего края.
слайд 14 В одном селе, что расположено на Югорской земле, на берегу большой реки Обь стояла изба. Жили в ней бабушка с дедушкой. Однажды подарили им внуки хлебопечку. "Хватит тесто руками месить, пора применять новые технологии"- сказали они. Бабушка так и сделала. Насыпала в хлебопечку муки, налила воды, насыпала соль и дрожжи и включила хлебопечку, а сама с дедом в огород ушла. Хлебопечка сама тесто месит, сама и печет. Через некоторое время испекся хлебный колобок. Подает печь сигналы, что готов хлебушек, а дед с бабой не слышат. Лежал колобок, лежал, а потом открыл крышку и выскочил. Докатился до порога, с порога на крыльцо, с крыльца на дорожку и покатился без оглядки,
засверкали только пятки-
через поле и лесок
наш румяный колобок.
Вот докатился колобок до густого, высокого леса - тайги. Остановился и говорит: слайд 15
-Здравствуй, лес, дремучий лес!
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвой
ночью темной, грозовой?
Что ты шепчешь на заре,
весь в росе и серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь, какая птица?
Все открой, не утаи.
Ты же знаешь - мы свои!
И покатился по дорожке, не догонят резвы ножки. Катится колобок, катится, а навстречу ему ковыляет заяц. слайд 16
- Ты кто такой? - спрашивает колобок.
Остановился зайчишка и говорит:
-Ушки длинные торчат,
лапки белые дрожат.
Кто, угадай-ка?..
Зовут меня Зайка.
- А что это ты, зайка, хромой?
-Да вот, под кустиком лежал, а рядом кто-то отдыхал. Пили, ели, а потом пострелять захотели... Развесили бутылки по кустам, а потом - БАМ! Осколки, грязь, бумага, банки. Поранил ноги вот о склянки. Ты катись скорее, друг, всех предупреди вокруг!
Покатился без оглядки наш румяный колобок.
слайд 17 Вдруг видит, что-то серовато, зубовато по поляне рыщет и кого - то ищет.
- Ты кто? - спрашивает колобок.
- Да волк я - волк!
- А что же ты, волк, ищешь?
- Да вот живот пучит, лапы крючит. На поляне где - то травка есть, что мне надо съесть - лекарственная.
- Да что же с тобой приключилось?
Рассказал волк колобку о том, как люди в лесу дорогу прокладывают. О том, как из машин жидкость бежит, все лужи в лесу стали темные. Напился волк из этой лужи и заболел.
- Ты лечись, волк, поскорее! Впредь же будь теперь умнее!
Покатился колобок дальше. Вдруг слышит, кто-то ревет. слайд 18. Подбежал колобок и спрашивает:
- Ты кто такой?
- Я хозяин леса строгий,
я живу зимой в берлоге.
Громко я могу реветь,
а зовут меня - медведь!
- А что же ты, медведь, ревешь? Может тоже заболел?
-Я, друг мой, не заболел. Я совсем чуть не сгорел!
- Да как же это так?
- Шел грибник, окурок бросил. Вспыхнул лес, аж до небес.
А помог мне только плёс (глубокая часть реки).
Еле ноги я унес...
- Ой, ой, ой! Вот уж беда, не пойду тогда туда!
Только завернул колобок за бугорок, глядь, опять кто - то идет. слайд 19
- Ты кто?- спрашивает колобок.
- Я хитрая плутовка,
рыжая головка, хвост пушистый - краса,
а зовут меня - лиса!
- Куда это ты, лисонька, собралась?
- Да вот ищу речку, где рыбка водится. Я придерживаюсь диеты, мяса не ем и мучного тоже. Рыбку в реке ловила. Но в нашей-то реке всю рыбу сетями выловили. Летом ловят, весной гребут, даже зимой народу полно. Совсем рыбки не стало.
С каждым днем в лесу все хуже.
Потравили даже лужи.
Страшно воду пить в реке -
жизни нет зверью нигде!
Испугался колобок и бегом домой! Бежит, а сам кричит: слайд 20
Будь милостив к природе, человек!
Берешь - бери не более чем нужно.
Тогда и звери свой клыкастый век
с тобой, разумным, скоротают в дружбе.
слайд 21 Вот и закончилась сказка исключительная, поучительная. Ее не знают ни папа, ни мама. Это экологическая драма!
слайд 22 Вывод: Если бы каждый человек на нашей планете дружил со всем тем, что его окружает и соблюдал правила дружбы с природой, то наверняка, были бы живы многие животные и растения на Земле. Помочь полюбить природу и заботится о ней нам помогут художественные произведения. Эта мысль донесена до одноклассников
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность проекта В настоящее время животным и растениям на Земле угрожает опасность исчезновения. Проблема защиты окружающей среды очевидна. Одним из средств воспитания бережного отношения к природе является слово, художественная литература. Благодаря литературным произведениям мы понимаем, что надо обязательно сохранить красоту родной природы.
Донести одноклассникам мысль о том, что необходимо сохранять природные богатства Задачи: 1. Проанализировать произведения русских писателей о природе. 2. Проанализировать русский детский фольклор 3. Выявить основные причины по которым страдает природа. 4.Совместно с руководителем проекта придумать экологическую сказку с использованием загадок и стихов поэтов нашего края. Цель исследования
Гипотеза Художественная литература природоведческого характера очень нужна и важна для экологического воспитания школьников. Объект исследования Охрана родной природы. Предмет исследования Художественные произведения природоведческого характера.
Детская литература о природе
Детская литература о природе
Детская литература о природе
Детская литература о природе
Детская литература о природе
Вывод: Произведения писателей, русские народные сказки изучаемые в начальной школе, дают нам знания о мире природы, бережном отношении к ней.
Природа в опасности
Экологическая сказка «Колобок» на новый лад
В одном селе, что расположено на Югорской земле, на берегу большой реки Обь стояла изба. Жили в ней бабушка с дедушкой. Однажды подарили им внуки хлебопечку. "Хватит тесто руками месить, пора применять новые технологии"- сказали они. Бабушка так и сделала. Насыпала в хлебопечку муки, налила воды, насыпала соль и дрожжи и включила хлебопечку, а сама с дедом в огород ушла. Хлебопечка сама тесто месит, сама и печет. Через некоторое время испекся хлебный колобок. Подает печь сигналы, что готов хлебушек, а дед с бабой не слышат. Лежал колобок, лежал, а потом открыл крышку и выскочил. Докатился до порога, с порога на крыльцо, с крыльца на дорожку и покатился без оглядки, засверкали только пятки- через поле и лесок наш румяный колобок.
Вот докатился колобок до густого, высокого леса - тайги. Остановился и говорит: -Здравствуй, лес, дремучий лес! Полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвой ночью темной, грозовой? Что ты шепчешь на заре, весь в росе и серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь, какая птица? Все открой, не утаи. Ты же знаешь - мы свои! И покатился по дорожке, не догонят резвы ножки
Катится колобок, катится, а навстречу ему ковыляет заяц. - Ты кто такой? - спрашивает колобок. Остановился зайчишка и говорит: -Ушки длинные торчат, лапки белые дрожат. Кто, угадай-ка?.. Зовут меня Зайка. - А что это ты, зайка, хромой? -Да вот, под кустиком лежал, а рядом кто-то отдыхал. Пили, ели, а потом пострелять захотели... Развесили бутылки по кустам, а потом - БАМ! Осколки, грязь, бумага, банки. Поранил ноги вот о склянки. Ты катись скорее, друг, всех предупреди вокруг!
Покатился без оглядки наш румяный колобок. Вдруг видит, что-то серовато, зубовато по поляне рыщет и кого - то ищет. - Ты кто? - спрашивает колобок. - Да волк я - волк! - А что же ты, волк, ищешь? - Да вот живот пучит, лапы крючит. На поляне где - то травка есть, что мне надо съесть - лекарственная. - Да что же с тобой приключилось? Рассказал волк колобку о том, как люди в лесу дорогу прокладывают. О том, как из машин жидкость бежит, все лужи в лесу стали темные. Напился волк из этой лужи и заболел. - Ты лечись, волк, поскорее! Впредь же будь теперь умнее!
Покатился колобок дальше. Вдруг слышит, кто-то ревет. Подбежал колобок и спрашивает: - Ты кто такой? - Я хозяин леса строгий, я живу зимой в берлоге. Громко я могу реветь, а зовут меня - медведь! - А что же ты, медведь, ревешь? Может тоже заболел? -Я, друг мой, не заболел. Я совсем чуть не сгорел! - Да как же это так? - Шел грибник, окурок бросил. Вспыхнул лес, аж до небес. А помог мне только плёс. Еле ноги я унес... - Ой, ой, ой! Вот уж беда, не пойду тогда туда!
Только завернул колобок за бугорок, глядь, опять кто - то идет. - Ты кто?- спрашивает колобок. - Я хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый - краса, а зовут меня - лиса! - Куда это ты, лисонька, собралась? - Да вот ищу речку, где рыбка водится. Я придерживаюсь диеты, мяса не ем и мучного тоже. Рыбку в реке ловила. Но в нашей-то реке всю рыбу сетями выловили. Летом ловят, весной гребут, даже зимой народу полно. Совсем рыбки не стало. С каждым днем в лесу все хуже. Потравили даже лужи. Страшно воду пить в реке - жизни нет зверью нигде!
Испугался колобок и бегом домой! Бежит, а сам кричит: Будь милостив к природе, человек! Берешь - бери не более чем нужно. Тогда и звери свой клыкастый век с тобой, разумным, скоротают в дружбе.
Вот и закончилась сказка исключительная, поучительная. Ее не знают ни папа, ни мама. Это экологическая драма!
Если бы каждый человек на нашей планете дружил со всем тем, что его окружает и соблюдал правила дружбы с природой, то наверняка, были бы живы многие животные и растения на Земле. Помочь полюбить природу и заботится о ней нам помогут художественные произведения. Эта мысль донесена до одноклассников. Цель проекта достигнута.

