Урок по ОРКСЭ
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с обычаями и обрядами русского народа, с историей обряда бракосочетания на Руси.

Развивающие: развивать интерес к самостоятельной поисковой деятельности учащихся.

Воспитывать  культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в группе; осмыслить роль и значение обычаев русского народа.

Формировать УУД:

- Личностные:

  • Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку.
  • Проявлять интерес к изучению темы.
  • Формировать умение высказывать своё мнение.

  Регулятивные УУД:

  •  определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  •  планировать свои действия в соответствии с поставленными  задачами;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь;
  • выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные УУД:

·        строить речевые высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;

  • договариваться и приходить к общему решению при работе в группе;
  •  слушать и понимать речь других;
  • использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Познавательные УУД:   

  • осуществлять поиск необходимой учебной  информации ;
  • умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obychai_i_obryady_russkogo_naroda.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет:  ОРКСЭ

Класс: 4 класс

Тип урока: ОНЗ (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными     умениями) (технология деятельностного метода)

Методы: репродуктивный, эвристический, проблемный

Технологическая карта  урока.  

Тема

Обычаи и обряды русского народа. Из истории обряда бракосочетания на Руси.

Цель:

 определить  основные  обычаи и обряды русского народа

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с обычаями и обрядами русского народа, с историей обряда бракосочетания на Руси.

Развивающие: развивать интерес к самостоятельной поисковой деятельности учащихся.

Воспитывать  культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в группе; осмыслить роль и значение обычаев русского народа.

Формировать УУД:

- Личностные: 

  • Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку.
  • Проявлять интерес к изучению темы.
  • Формировать умение высказывать своё мнение.

  Регулятивные УУД:

  •  определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  •  планировать свои действия в соответствии с поставленными  задачами;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь;
  • выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные УУД: 

  • строить речевые высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;
  • договариваться и приходить к общему решению при работе в группе;
  •  слушать и понимать речь других;
  • использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Познавательные УУД:   

  • осуществлять поиск необходимой учебной  информации ;
  • умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Планируемый результат

              Личностные: 

  • уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД : уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь .

Коммуникативные УУД : строить понятные для одноклассников выказывания в рамках учебного диалога, используя термины; договариваться и приходить к общему решению при работе в группе;  способствовать развитию у учащихся умения сотрудничать с учителем и друг с другом.

Познавательные УУД: способствовать развитию учащихся первоначальных навыков исследовательской работы; стимулировать познавательный интерес с помощью проблемных заданий.

Предметные: формировать у учащихся интерес к народному творчеству.

Основные понятия

Обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание

Ресурсы:

 Основы светской этики,4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.Т. Студеникин –М.:Русское слово,2012

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах.

Технология проведе

ния

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели: 

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Психологический настрой к учебной деятельности.

 

Подготовка эмоционального настроя к уроку,  положительная внутренняя мотивация

 

- Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в класс с отличным настроением. Как вы думаете, почему?

-Потому что хорошая погода! Солнышко светит! Вы рады нашей встрече! Потому что на уроке мы узнаем что-то новое, интересное.

- Молодцы! Все причины моего хорошего настроения назвали! Хочу поделиться своим настроением с вами и чтобы вы также с нетерпением ждали встречи с чем-то новым и интересным на уроке.

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция.

Коммуникативные УУД: 

строить понятные для одноклассников высказывания в рамках учебного диалога;

слушать и понимать речь других;

II. Актуализация опорных знаний.

Цели:

- повторение изученного материала , необходимого для «открытия нового знания»;

- выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося

- слушание и просмотр презентации

Организация подводящего диалога об обычаях и обрядах русского народа.

- Давайте вспомним изученный материал прошлого урока.

- Скажите, ребята, что такое гордость,гордыня?

- Легко ли жить людям с такими  человеческими качествами?

- Можно ли воспитать в себе положительные качества личности?

- Каким образом? (через традиции, обычаи)

- Нам часто кажется, что мир традиций безвозвратно ушел в прошлое и уж менее всего мы склонны выполнять дедовские обряды и традиции. Утеря традиционной культуры оборачивается бездуховностью. Общество вновь оборачивается к своим истокам. Начинается поиск утраченных ценностей, попытки вспомнить былое позабытое.

Уметь  называть изученные понятия «гордость», «гордыня»,

«порядочность»,

«скромность»

 Познавательные: 

общеучебные: умение структурировать знания;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Коммуникативные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя ;уметь оформлять свои мысли в устной форме.

III. Постановка проблемы.

Цели: обсуждение затруднения

Участие в беседе после просмотра презентации

Организация диалога 

-Назовите тему и цель нашего урока.

-Почему русский народ бережно хранит свои традиции?

-Как вы думаете, влияют ли традиции на воспитание подрастающего поколения?

Уметь рассказывать о традициях, которые сохранились  в семье каждого ученика.

Познавательные:

постановка и формулирование проблемы.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

IV.  Совместное открытие нового знания

Цель:

- устранение возникшего затруднения;

- слушание и просмотр презентации

-чтение учебника

Дети высказывают свою готовность

 

1.Предлагает прочитать текст  в учебнике.

2.Организует учебный диалог

-Что такое обычай, обряд?

-Какое близкое понятие вам встретилось?

-Что такое помолвка, венчание, бракосочетание?

 

Уметь находить определение слов

Познавательные:

общеучебные : поиск и выделение необходимой информации;

  смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в письменной форме

V.  Реализация построенного проекта

Цель:

- Проговаривание нового знания.

Выписывание терминов обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание   в  тетрадях.

1.Организация самостоятельной работы в тетради

2.Организация учебного диалога после смыслового  чтения текста   и просмотра презентации.

Теперь, надеюсь, вы ответите на вопросы:

-Какие обычаи и обряды русского народа вы знаете?

-Какие обряды играют важную роль в жизни русского народа?

Познавательные:

Общеучебные:

выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий;

поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли.

VI.Первичное закрепление

Организация  учебного диалога

-Скажите, ребята, а зачем нам  знать обычаи и обряды того  или иного народа? Нужны ли эти знания в жизни?

-Нужны, чтобы быть осведомленным: знать, что происходит в обществе людей, в котором мы живем, чувствовать себя равноправным членом общества.

Уметь рассказать про обычаи и обряды русского народа.

Коммуникативные:

управление поведением партнера;

умение выражать свои мысли

VI.Самостоятельная работа.

Цель:

-каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже умеет

Организация групповой творческой работы.

 

 Каждая группа получит своё задание.

1 группа будет рассказывать про обычаи и обряды русского народа.

2 группа будет рассказывать про помолвку, венчание и бракосочетание русского народа.

 

 Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном .

Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

Рассказывают, что понравилось, что узнали нового

Организует фиксирование содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

Я была бы рада, если бы вы продолжили  эти предложения:

-Больше всего мне понравилось…

- Сегодня я понял, что…

-Главным для меня на уроке было…

 

Познавательные: 

общенаучные: умение структурировать знания

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные:

– выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности . 

VIII.Домашнее задание.

  1. Подбери пословицы и поговорки об обычаях и обрядах русского народа
  2. Нарисуйте каравай


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок 15. (ОРКСЭ, модуль -Основы светской этики. Тема урока "Что значит быть моральным"

Урок 15. (Орксэ, модуль "Основы светской этики") Тема урока: "Что значит быть моральным"...

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."

Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы  религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль основы православний культуры, тема урока "Календарный год в православии"

Данный урок способствует развитию духовно-нравственной основы личности, позволяет развивать способности, анализировать и обобщать информацию. Развивает комуникативные способности учащихся....

Конспект урока по ОРКСЭ:Основы православной культуры по теме "Не совсем обычный урок" в 4 классе.

Конспект урока по Основам православной культуры в 4 классе на тему "Не совсем обычный урок". Использованные  методы обучения: работа в группах, проблемный(подводящий) диалог, метод демонстра...

Конспект урока по ОРКСЭ модуль светская этика "Нравственные идеалы" Урок 24

Цель урока: раскрытие понятия  духовного мира личности на примере образов русских богатырей. Главным зерном данного урока является работа с понятиями, на которые учащиеся выходят через...