Урок по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики») в 4 классе по теме: «Этикет»
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме

Токарева Нина Александровна

Открытый урок по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики»)  в 4 классе с использованием ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etiket_khod_uroka.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Йошкар – Олы»

Урок по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики»)

в 4 классе по теме: «Этикет»

   

                                                                       Провела:

                                                                          Токарева Н.А.

                                                                           учитель первой категории

Йошкар-Ола

2013

ОРКСЭ (Модуль» Основы светской этики»)

Тема урока – «Этикет»

Цель урока: Формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных традиций народа и норм этикета.

Задачи урока:

 развивать этические чувства как регулятор морального поведения;

 формировать умение высказывать суждения;

 учить осуществлять поиск и обработку информации;

 формировать умение и готовность слушать, вести диалог;

 обобщить и расширить знания о правилах этикета.

Оборудование:

ТСО (компьютер, проектор, экран),

компьютерная презентация «Этикет»,

раздаточный материал «Кроссворд»

тетрадь по ОРКСЭ

Формы и виды деятельности:

беседа, комментированное чтение, устное

высказывание на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная

работа с источниками информации, участие в учебном диалоге, работа в группе.

Ход урока:

1.Организационный момент (Эмоциональный настрой на урок - Слайд 1)

2.Актуализация знаний (Слайд 2).

- Повторим пройденный материал.

 (Разгадывание кроссворда на раздаточных листах).

1.

2.

3.

4.

5.

6.

1) Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки

зрения представлений о добре и зле. (этика)

2) Синоним слову друг. (товарищ)

3) То, что составляет высшую цель деятельности, стремлений. (идеал)

4) Группа лиц, объединенных общей работой, учебой, общими интересами. (коллектив)

5) Один, общий, объединенный. (единый)

6) Человек, который трудится;  трудолюбивый человек. (труженик)

Проверка  ( Слайд 3)

э

т

и

к

е

т

т

о

д

о

д

р

и

в

е

л

и

у

к

а

а

л

н

ж

а

р

л

е

ы

е

и

к

й

н

щ

т

и

и

к

в

3. Целеполагание.

- Какое ключевое слово получилось? (этикет)

- А вы знаете, что такое этикет? (ответы детей).

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (ответы детей: этикет – ключевое слово в кроссворде).

-Сегодня мы поговорим о том, что такое этикет и какую роль он играет в нашей жизни.

4. Работа в группах. (Слайд 4)

1 группа – работа со словарем. По толковому словарю Ожегова узнает значение слова «этикет».

2 группа – работа с выражениями. Выбрать из списка предложений, что является «этикетом».

3 группа – проводит опрос. Узнает у присутствующих гостей, что такое «этикет».

Проверка работы групп.

5. Беседа по теме:

(Слайд 5)   Что такое этикет?

                    Кто-то знает, кто-то нет.

                    Это правила такие поведения,

                    Когда мы привычки все плохие

                    Забываем навсегда.

                    Ты усвоил этикет

                    И дурных привычек нет!   (Юрий Чичев)

(Слайд 6) «Этикет» - слово французское. Слово "этикет" произошло от названия карточек, "этикеток", которые раздавали всем гостям во время изысканных приемов у короля Людовика XIV. На карточках были написаны правила поведения. В XIV-XVII веках соблюдение правил этикета стало отличительным признаком светского человека. «Этикет» - это значит «воспитанность», «хорошие манеры», «умение вести себя».

(Слайд 7) Этикет в Древней Греции. Уже в древних египетских, римских рукописях, говорится о правилах поведения людей в различных жизненных ситуациях. В это время были строго регламентированы взаимоотношения высших и низших сословий, господ и рабов, старших и младших, мужчин и женщин.

(Слайд 8) Средние века богаты всевозможными трактатами, дающими советы и рекомендации на все случаи жизни. Не обошлось здесь и без трактата о поведении, о том, что требуется от каждого воспитанного человека: учтивость и вежливость.

(Слайд 9) Русь достаточно долгое время жила замкнуто и практически не имела контактов с восточными и европейскими странами. Это обстоятельство, естественно, отразилось на культурной жизни страны. Первые письменные правила поведения были даны в «Поучениях» Владимира Мономаха. Приведем некоторые отрывки из этого сочинения:

«Куда не пойдете по своей земле, нигде не позволяйте ни своим, ни чужим отрокам обижать жителей ни в селениях, ни в полях... где не остановитесь в пути, везде напойте и накормите всякого просящего... чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, — простой ли человек, или знатный, или посол, — ...угостите пищей или питьем... Больного посещайте, мертвого пойдите проводить... Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово...»

 Позже, в первой половине XVI века, в России была написана «Книга, называемая Домостроем, которая содержит в себе полезные сведения, поучение и наставление всякому христианину — и мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам». Эта книга охватывала все стороны жизни людей богатого сословия: учила, как относиться к церкви, власти, членам семьи, прислуге, как воспитывать детей, как вести домашнее хозяйство, как встречать гостей и наносить ответные визиты и т. д.

 Со вступлением на престол Петра Великого в России наступила пора великих преобразований.В XVII веке (1717 г.) по распоряжению Петра I была издана книга «Юности честное зерцало, или показа к житейскому обхождению, собранное от разных авторов», в которой давались советы молодым дворянам, как вести себя в светском обществе и в обычных житейских ситуациях.

Раньше культуре общения, учтивости, умению вести себя в обществе - всей этой тонкой науке поведения - обучали только избранных. Хорошие манеры считались признаком превосходства и просвещенности.
6. (Слайд 10) В чем заключаются правила этикета?

- Какие правила хороших манер вы знаете? (ответы детей)

- Все правильно. Это во-первых, речевой этикет. 

(Слайд 11,12)Употреблять в речи вежливые слова:

Растает даже ледяная глыба от слова теплого (спасибо).

Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день).

Если больше есть не в силах, скажем маме мы (спасибо).

Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь (здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости, говорим (простите, пожалуйста).

И во Франции и в Дании на прощание говорят (до свидания!)

7.Физкультминутка.

8. Просмотр отрывка фильма «Ералаш»:

(Слайд13) «Ну, почему мы так говорим?»

Вывод:

Разговаривать с человеком следует вежливо и ровным голосом.

При разговоре следует смотреть в глаза своему собеседнику.

Нельзя во время разговора гримасничать.

Обращайтесь к собеседнику только по имени.

Не перебивайте и не прерывайте собеседника.

Не хлопайте собеседника по плечу, не тыкайте его пальцем в живот и не

вертите пуговицу на его пиджаке.
9. (Слайд14) Этикет внешнего вида.

В настоящее время в школах вводится школьная форма. В разных странах  - она разная, но очень приятно на нее смотреть.

Задание: Нарисовать в тетради, какую бы школьную форму вы хотели носить в школе.

10.(Слайд 15) Собрать пословицы и поговорки, в которых нашли отражения различные правила этикета:

Чего в другом не любишь, (того и сам не делай).
Береги платье снову, (а честь смолоду).

Не думай быть нарядным, (а думай быть опрятным).
Не дорог подарок – (дорога любовь).

По одежде не суди – (по делам гляди).

Слово – серебро, (молчание – золото).

Встречают по одежке, (провожают по уму).

11. Подведение итогов. Домашнее задание.

 Что такое этикет?

 Какие правила этикета запомнили?

 Нужны ли сейчас знания этих правил?

Дома вы выполните следующее домашнее задание:  

Задания учебника (стр.57)

12.(Слайд 16). Рефлексия.

Высказывания ребят (по желанию)

На уроке я узнал…

Мне было интересно…

Мне понравилось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок 15. (ОРКСЭ, модуль -Основы светской этики. Тема урока "Что значит быть моральным"

Урок 15. (Орксэ, модуль "Основы светской этики") Тема урока: "Что значит быть моральным"...

Урок по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики". 4 класс. Тема: "Дружба"

Цель урока по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики" на тему "Дружба": раскрытие сущности понятия "дружба", формирование представлений о качествах, которыми должен обладать настоящий друг. Формы ...

Конспект урока по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики) по теме: «Дружба» в 4 классе ОБОШИ «Лицей-интернат №1» г. Курска Учитель начальных классов: Конева Л.Н.

Конспект урока по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики)   Тема: «Дружба» 4 классНа уроке идёт формирование представлений о настоящей дружбе, друзьях, добродетельности в  дружеских отнош...

Урок по ОРКСЭ (модуль основы светской этики) по теме "Семья"

Урок по ОРКСЭ (модуль основы светской этики) по теме "Семья" (автор учебника М.Т.Студеникин)...

Конспект и презентация к уроку по ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики". Тема: "Этикет".

"Все правила достойного поведения давным-давно известны, остановка за малым - за умением ими пользоваться" (Блез Паскаль)....

урок по ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики") "Этикет"

Цель урока: развитие у обучающихся навыка вести себя в соответствии с нравственными нормами и правилами этикета.Задачи: изучить правила этикета, развить умение высказывать своё мнение, сформировать ум...

Методическая разработка урока по предмету ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики") 4 класс Тема "Совесть"

Методическая разработка урока по предмету ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики") 4 класс Тема урока: "Совесть"....