УРОК "СЕМЬЯ"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Шишкина Татьяна Николаевна

Урок модуля СВЕТСКАЯ ЭТИКА (ОРКСЭ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_semya.docx22.97 КБ
Файл slaydy_k_uroku_semya.pptx1.67 МБ

Предварительный просмотр:

Урок по ОРКСЭ. Светская этика. 4 класс

Шишкина Татьяна Николаевна,  учитель истории, обществознания, ОРКСЭ

МКОУ «Казачинская ООШ» Первомайский район

Тема «Род и семья - истоки нравственных отношений»

Цель – познакомиться с понятием семьи и осознанием её роли в жизни общества

Задачи: формирование представлений об исторической роли семьи в обществе;

воспитание уважительного отношения к семейным ценностям и традициям;

способствовать развитию творческих способностей учащихся 

Оборудование и материалы: 

- Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор),

- слайд – шоу «Семья. Семейные ценности»,

- учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Светская этика» для 4 -5 классов под ред. А.Данилюк и др: -М :Просвещение, 2011;

- ромашка,

- видеоролик «СЕМЬЯ»

- Выставка иллюстраций о семье, рисунков детей о семье, о маме

Ход урока

Организационный момент

- Наш урок мы начнем с улыбки. Пожалуйста, улыбнитесь друг другу. Вдохните свежесть утра, тепло солнечных лучей. Желаю вам хорошего настроения.

Сообщение темы урока

Тему сегодняшнего урока я не обозначила. Предлагаю вам ее определить самостоятельно. Прочитайте.

(раздаточный материал – карточки с печатным текстом)

У меня есть мама,

У меня есть папа,

У меня есть дедушка,

У меня есть бабушка,

А у них есть я.

Что это? (СЕМЬЯ)

Назовите тему урока. О чем мы будем говорить? Что такое семья? – ответы детей.

Правильно, ребята, и ваши ответы подкреплены вашими творческими работами, посмотрите, какие они красивые, как красочно они рассказывают о Ваших семьях (слайд 2).

Словарная работа (Слайд 1 с темой урока)

Прочитайте толкование данного слова в словаре С.И.Ожегова. (Семья – группа живущих вместе близких родственников)

Ребята, а можете ли Вы назвать всех членов вашей семьи? – блиц - опрос

Молодцы, а теперь подберите имена прилагательные, характеризующие вашу семью. (дружная большая, крепкая, заботливая, понимающая, любящая…) – блиц - опрос

Изучение нового материала

Работа с учебником. Данилюк Александр Ярославович. Основы религиозных культур и светской этики. Светская этика. – М.:Просвещение, 2011 (Урок 18)

Знакомство с повестью о Петре и Февронии (Слайды  4 - 6 – изображение памятников)

Семья – это школа любви. Учиться любить здесь могут все – и папа, и мама, и дети. Христиане считают, что трудно, невозможно полюбить Бога, если не умеешь любить того, кого видишь каждый день.

Прекрасным примером любви и верности в семье является повесть о Петре и Февронии.

Чтение детьми повести о Петре и Февронии самостоятельно. Краткий пересказ одним из учащихся.

Правил Муромским княжеством в начале 13 века князь Павел. И был у него младший брат Петр. Повадился ходить к княгине блудный змий. Петр убил змия, но во время битвы кровь из раны чудища попадает на кожу Петра и тот заболевает. И никто из лекарей помочь ему не может. Только в селе Ласковое нашли молодую, красивую и мудрую девушку Февронию. Она и спасла князя от тяжелой болезни. Что было дальше? Конечно же, они полюбили друг друга, поженились, и стала крестьянка княгиней. И все было хорошо. Только вот бояре не смогли смириться с тем, что ими правит крестьянка. Предложили бояре Февронии взять, что угодно и уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга не хотела. Петр, узнав о том, что его хотят разлучить с любимой женой, добровольно отказался от власти и отправился с ней в изгнание. Но вскоре в Муроме начались несчастья, дошло до кровопролития. И попросили послы вернуться Петра и Февронию. Жили они долго и счастливо. И умерли в один день. И положили их в разных гробах, хоть и завещали они похоронить их вместе. Однако чудесным образом их тела оказались вместе. Дважды пытались их разложить по разным гробам. Но чудо повторялось. Так и похоронили их вместе. День памяти Петра и Февронии отмечается церковью с 1547 года, а с 2008 года стали отмечать всероссийский День семьи, любви и верности 8 июля. У праздника появился свой символ - ромашка.

О дружных семьях слагают легенды. С одной из них вы сейчас познакомитесь.

Чтение одним из учащихся. «Как появилась дружная семья» 

(слайд 2 с изображением семьи)

Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств: (каких?). В этом нам поможет ромашка.

На магнитной доске расположена ромашка. Дети выходят к доске, переворачивают лепестки ромашки с названием качеств, озвучивают их.

Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Забота Помощь Дружба

На основании этих качеств составьте, какие правила жизни  должны быть в семье: (мини - памятка)

Уважайте мнение всех членов семьи.

Старайтесь понять каждого и если надо простить.

Никогда не смейтесь над кем-то.

Уважайте родственников.

Почитайте родителей, и т. д.

Физкультминутка

Поднимает руки класс - это раз.

Повернулась голова – это два.

Руки в стороны, пошире,

Развернули на четыре

Крепко их к плечам прижать – это пять

И за парты тихо сесть – это шесть.

Разговор о семье. Какие бывают семьи? Составление коллажа СЕМЬЯ – лист ватмана

Какие ценности являются общими для всех семей, о которых мы говорили? (любовь, рождение детей, обязанность воспитать их, забота о детях и родителях)

Закрепление пройденного материала (викторина).

Задание №1 (фронтальный опрос)

Назовите, какие качества святых Петра и Февронии позволили им сохранить семью? (взаимная мудрость, терпение, любовь)

Задание №2 (работа в паре)

- Предлагаю вам составить мини-рассказ о семье.

Слова для справок: любовь, обязанность воспитывать потомство, рождение ребёнка, ответственность и забота о детях и родителях, уважение, старость, золотая свадьба, верность, брак

Задание №3 (работа в группе)

Сложить пословицы. Для каждой группы три пословицы. Какая пословица вам понравилась? Почему? Объяснить значение.

Пословицы для 1 группы

На что клад,                                                          когда над ней крыша одна. лад

Согласье в дому – достаток в дому,                  коли в семье

Семья сильна,                                                      раздоры в семье - пропадать всему    

Пословицы для 2 группы

Вся семья вместе,                                              и каша гуще

В родной семье                                                 еда вкуснее.

За общим семейным столом                            так и душа на месте.

Пословицы для 3 группы

Дом согревает не печь                                      что цветок без запаха

Дерево держится корнями,                              а любовь и согласие

Семья без детей,                                               а человек семьёй

Просмотр видео-ролика СЕМЬЯ

Какие чувства вызвал у Вас, ребята, этот видео-ролик, хотели бы Вы, чтобы у Вас была такая же крепкая семья? (ответы детей)

А что вы можете сказать о гербе семьи? Какова его роль?

Итог урока. - Какие ценности являются общими для всех семей? 

- Сегодня вы узнали о новом празднике, утвержденном президентом России в 2008 году. Как он называется? И когда празднуется? Что стало символом этого праздника? (всероссийский день семьи, любви и верности, 8 июля. Ромашка.)

- Как можно рассказать о своей семье? (через рисунок, герб, рассказ)

Домашнее задание (Слайд 7)

Урок 18. Составьте рассказ о своей семье. Попытаться создать герб семьи. Найдите пословицы и поговорки, песни  о семье


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Род и семья-истоки нравственных отношений » Урок ОРКСЭ. Светская этика. 4 класс Учитель – Шишкина Т.Н.

Слайд 3

Повесть о Петре и Февронии

Слайд 4

ПАМЯТНИКИ СВЯТЫМ ПЕТРУ И ФЕВРОНИИ

Слайд 7

Домашнее задание Урок 18 Составьте рассказ о своей семье 3. Попытаться создать герб семьи 4. Найдите пословицы и поговорки, песни о семье