Главные вкладки

    Технологическая карта урока по учебному модулю «Основы светской этики» по курсу «ОРКСЭ. Основы светской этики»
    план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

    Урок по курсу «Основы светской этики» -"Стыд, вина. извинение"  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл telnova_g.a._na_konkurs_orkse.docx39.97 КБ

    Предварительный просмотр:

    Средняя общеобразовательная школа №31-филиал Муниципального общеобразовательного учреждения

    Средняя общеобразовательная школа № 131 г.Карталы

    Технологическая  карта  урока  по учебному модулю

     «Основы светской этики»

    по курсу «ОРКСЭ. Основы светской этики»

    Автор:

    Галина Александровна Тельнова

    2014

    1. Общая часть

    Предмет

    ОРКСЭ. Основы светской этики

    Класс

    4

    Тема урока

    Стыд, вина, извинение

    Планируемые образовательные результаты

    Предметные

    Метапредметные

    Личностные

    Познакомить учеников с нравственными понятиями: стыд, вина, извинение.

     Развивать ответственность за свои поступки.

    П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи.

    Произвольное построение речевых высказываний в устной   форме.

    Способность к анализу и синтезу информации.

    Выбор способов решения этических задач.  

    Понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

    Проявлять индивидуальные творческие способности.

    учиться  основам смыслового восприятия художественного текста.

    Р. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

    Способность к прогнозированию и оценке своего  поведения на основе этических категорий.

    К.Работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; обращаться за помощью;

    Формулировать свои затруднения;

    предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; договариваться и приходить к общему решению;

    формулировать собственное мнение и позицию;

    Осуществлять взаимный контроль;

    адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

    Формирование у учащихся осознанного нравственного поведения   через знакомство с понятиями «стыд», «вина», «извинение».   Поддерживать дружеское взаимоотношение в коллективе, умение решать возникшие проблемы мирным путём.

    Воспитывать уважительное отношение друг к другу, к окружающим.

    Цель урока

    Формирование осознанного нравственного поведения детей через знакомство с понятиями «стыд», «вина», «извинение».

    Анализ  жизненных ситуаций с позиции нравственности.

     

    Основные понятия, изучаемые на уроке

     Стыд, вина, извинение

    Средства ИКТ, используемые на уроке

    Компьютер, проектор, экран, электронная презентация.

    Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

     Учебное пособие для обучающихся «Основы светской этики»,  толковый словарь; мультимедиа презентация, карточки с заданиями для   работы в группах;

    2. Организационная структура урока

    Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

    Длительность этапа

    Основные формы работы учителя и учащихся

    Формируемые УУД

    10 минут

    Повторение прошлого урока.

    Вставь пропущенное слово.

    Как аукнется, так и … .

    Что … , то и пожнешь.

    -О чём эти пословицы?

    О чём гласит золотое правило нравственности?

    (Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе)

    -Как это правило действует в жизни?  

    -Недаром говорится: Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

     Актуализация знаний.

    -Как вы думаете, что чувствует человек, который совершил зло, нехороший поступок?(грусть, тяжесть на душе, стыд, вина, огорчение, ничего не чувствует).                                                 

    Подготовка к восприятию нового материала.

    Перед вами герои рассказа  Л.Н. Толстого «Косточка». Вспомните о чём он?

    Ребята, почему мальчик заплакал?  

    -Почему он не признался сразу, что съел сливу?

    -Почему Ваня решил признаться в конце?

    -А вы когда-нибудь совершали такие поступки, за которые вам было стыдно?

    -Что вы при этом чувствовали?

    -А было так, что о вашем не очень хорошем поступке никто не знал, но вы все равно переживали, что поступили плохо?

    -О каком чувстве мы будем говорить сегодня на уроке?

    -Так что же такое стыд?

    Познавательные УУД:

    Произвольное построение речевых высказываний в устной форме;

    Способность к анализу и синтезу информации.

    Предметные УУД:

    Развивать ответственность за свои поступки.

    Коммуникативные УУД:

    Формулировать свои затруднения;

    предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; договариваться и приходить к общему решению

    Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

    Длительность этапа

    Основные формы работы учителя и учащихся

    Формируемые УУД

    17 минут

    Работа с репродукцией картины Решетникова «Опять двойка».  

    -Как вы думаете, испытывает ли герой картины чувство стыда?

    -Как вы определили?

    Эта картина А.Ф.Решетникова называется «Опять двойка».

    -Какие краски использовал художник, чтобы выразить чувства мальчика? (серые, тёмные, мрачные).

    -О чём говорит его «бывалый» портфель?

    -Что выражает взгляд матери? Что выражает взгляд и поза сестры? Как она учится? А какие чувства испытывают окружающие его люди? Почему?

    -Ребята, как вы думаете, что такое «стыд» и что такое «вина»? Одинаковы ли эти понятия?

      (ответы учащихся)

    -Давайте обратимся к словарю и найдём определение термина «стыд».

    Стыд – чувство сильного смущения перед окружающими от сознания предосудительности поступка (от стыда сгореть, ни стыда, ни совести) (Ожегов С.И.)

    -Испытывали ли вы когда-нибудь чувство стыда? Какие поступки вызывают такое чувство? (когда сделал что-то плохое, обидел друга)

    -Приведите примеры из своей жизни.

    -Давайте обратимся к словарю и найдём определение термина «вина»

    Вина – 1.Проступок, преступление.

    2.Причина, источник чего-либо неприятного.

    Вина – это переживание человека по поводу своего несоответствия нормам, невыполнения долга перед самим собой.

    Сравните понятия «стыд» и «вина». Стыд – это ответственность за поступок перед людьми, а вина- это ответственность перед собой. 

    Вернёмся к картине А.Ф.Решетникова «Опять двойка».

    -Как вы думаете, что должен сделать мальчик, чтобы ему не было стыдно?

    -Вина, извинение – однокоренные слова. Издавна слово «извини» (прости) значило «сними с меня вину», «отпусти меня свободным», чтобы  не чувствовал неудобство и горечь, избавление от чувства вины перед человеком, которого обидел.

     Извинение – основание для оправдания.

    С какими новыми понятиями мы познакомились?

    -Расположите слова по порядку, объясни взаимосвязь.

    ИЗВИНЕНИЕ   СТЫД     ВИНА  

    -Как можно извиниться?  

    -Извиняясь, мы просим прощение. Уметь прощать - признак силы, великодушия.

    СТЫД ВИНА ИЗВИНЕНИЕ      ПРОЩЕНИЕ

    Стыд ограждает от дурных поступков, но иногда удерживает от хороших.

    Послушайте рассказ А.Гайдара «Совесть».

    -Какими словами можно охарактеризовать чувства девочки?  (огорчение, раскаяние, переживание, вину, стыд)

     -Девочка Нина испытывает стыд за свое поведение, а есть люди, которые стыдятся самих себя в глазах других людей, переживают позор за себя.

    -Эти люди испытывают «ложный стыд». Попытайтесь привести примеры ложного стыда. (Например, ложный стыд испытывает старательный ученик в классе, где главным себя считают двоечники, которые стремятся обмануть учителя и ловко списать у соседа.)

    -Не надо стыдиться того, что ты не можешь ударить другого, поиздеваться над ним, несмотря на то, что это часто позволяют себе другие.

    Прочитаем в учебнике о понятии «ложный стыд»…..

    Стыд и вина образуют совесть.

    Познавательные УУД:

    Произвольное построение речевых высказываний в устной форме;

    Способность к анализу и синтезу информации

    Предметные УУД:

    Познакомить учеников с нравственными понятиями: стыд, вина, извинение.

    Регулятивные УУД: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

    Способность к прогнозированию и оценке своего  поведения на основе этических категорий.

     

    Личностные УУД:

    Формирование у учащихся осознанного нравственного поведения   через знакомство с понятиями «стыд», «вина», «извинение».   

    ПознвательноеУУД:

    Учится основам смыслового восприятия художественного текста.

    Способность к анализу и синтезу информации.

    Этап 3. Практикум

    Длительность этапа

    Основные формы работы учителя и учащихся

    Формируемые УУД

    9 минут

    1. Работа в группах. Познакомьтесь с ситуациями, обсудите их, подготовьте инсценировку.

    1 ситуация. Иван в столовой случайно толкнул другого мальчика. Мальчик толкнул Ивана.
    2 ситуация. Свете на перемене подружка случайно наступила на ногу  и пошла дальше. Света обозвала подругу.
    3 ситуация. Оля опоздала на урок. 

    Как разрешились эти ситуации?  Сформулируйте правила извинения.

    2. 5 шагов к правильному извинению.

     Устное комментирование   учителя

    • -Каждый может выдать ложное извинение, и это принесет больше вреда, чем пользы. Делайте это искренне.
    • -Если Вы занимаетесь объяснением того, почему Вы сделали то, что сделали, это начинает звучать так, что Вы и не извиняетесь вовсе. Это значит, что Вы не готовы принять ответственность. Не оправдывайте свои действия.
    • -Если Вы не измените своей привычки приходить домой поздно, то не стоит говорить своей матери: «Извини за то, что поздно пришел». Это будет пустым и безрезультатным извинением. Примите обязательство измениться.
    • -Удостоверьтесь, что другой человек знает, за что Вы извиняетесь. «Я проходил мимо и решил зайти, чтобы извиниться» это совсем не то, что «Я пришел, чтобы извиниться, потому, что беспокоюсь о наших отношениях». Выражайте свои извинения осторожно.

    -Некоторые люди будут вести себя равнодушно, некоторые будут встречать Вас холодно, а некоторые будут реагировать откровенно враждебным способом. Будьте готовы к неловкости и неудобству.
    - Как называют человека, который может простить, забыть обиды?  - Давайте прочитаем последний абзац на с.45 
    Великодушие – отсутствие злопамятства, умение прощать людей за ошибки, сила души.
    Если гениальность – величие ума, то великодушие – гениальность души.  Эдуард Севрус

    3. Работа с пословицами в группе:  

    Когда человек краснеет…

    Доброму человеку бывает стыдно…

    Стыд и честь — как платье: чем больше…

    Нет стыда признаться человеку…

    Стыд перед людьми — хорошее чувство…

    но лучше всего стыд перед  самим  собой

    начинается его более благородное я

    в своей ошибке

    даже перед собакой

    тем беспечнее к ним относишься

     Коммуникативные УУД:

    Работать в

    группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; обращаться за помощью;

    формулировать свои затруднения;

    предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; договариваться и приходить к общему решению;

    формулировать собственное мнение и позицию;

    осуществлять взаимный контроль;

    Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

    Длительность этапа

    Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

    Формируемые УУД

    5 минут

    1.Игра «Доскажи словечко»

    • Легче на душе становится, когда тебя ….  (прощают)
    • Прощение дает нам свободу от чувства…(вины)

    2. Чтение стихотворения М. Скребцова

    «Добро помни, а зло забывай»

    Не надо зло копить в душе,

    Оно итак вокруг уже.

    Не отдавай ему себя,

    Живи, прощая и любя.

    Попробуй зло на миг забыть –

    И сразу станет легче жить!

    Мгновенно исчезает зло,

    Когда мы помним про добро.

    - Как ты думаешь, почему некоторые люди чаще всего вспоминают все злое, что с ними произошло, а другие – все доброе?

    Познавательные УУД:  анализ, синтез, обобщение, сравнение; рефлексия.

    Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

    Длительность

    этапа

    Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

    Формируемые УУД

    4 минут

    Прочитайте высказывание Л.Н. Толстого. Как вы понимаете эти слова?

    «Стыд перед людьми – хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой» Л.Н.Толстой.

    Как вы понимаете эти слова?

     - О каких чувствах мы говорили на уроке? (стыд, вина, извинение)

    -Желаю вам быть сильными, великодушными и научиться прощать.

     Личностные УУД: Воспитывать уважительное отношение друг к другу, к окружающим

     

    Домашнее задание

     Представь, что у вас есть волшебная палочка прощения, которая  заставляет людей забывать обиды и мириться. Подготовьте  рассказ, как вы будете ее использовать.

    Список используемой литературы

    Данилюк А.Я. Основы светской этики. 4-5 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений.-М.:Просвещение, 2012.  – С.44-45.

    Пословицы  http://znanija.com/

    Иллюстрации к рассказу Л. Толстого «Косточка»  http://www.people.nnov.ru/sw/book/book/t3.html,

    http://forum.yarcom.ru/topic/19220/

    Иллюстрация  картины Ф.П. Решетникова «Опять двойка» http://kristall-rose.livejournal.com/17906.html

    Скребцов М. «Добро помни, а зло забывай» http://www.igraza.ru/other/364-ssora.html

    Эдуард Севрус http://www.xapaktep.net/virtues/russian/magnanimity/desc.php


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    курс ОРКСЭ "Основы светской этики" тема урока "Добро и зло"

    Конспект и презентация разработаны для курса ОРКСЭ "Основы светской этики" для урока по теме "Добро и зло". Материал можно использовать на классных часах, диспутах, внеклассных мероприятиях...

    Класс: 4 Учебный модуль «Основы светской этики». Тема: «Дружба»

    На материалах литературных произведений раскрыть значения дружбы, доброты и отзывчивости в жизни людей; воспитывать честность, доброту, чувство дружбы, товарищества....

    Урок в 4-ом классе по учебному модулю "Основы светской этики" по теме "Этикет"

    Технологическая карта урока по учебному модулю "Основы светской этики" по теме "Этикет".Цель урока: раскрыть роль этикета в жизни человека, формировать культуру поведения учащихся....

    Рабочая программа по учебному модулю"Основы светской этики"

    Рабочая программа по модулю "Основы светской этики"по учебнику М.Т.Студеникина "Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы светской этики".Программа рассчитана на 34 часа.Модуль изучае...

    Рабочая программа по курсу ОРКСЭ "Основы светской этики" 4 класс

    Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образова...

    Технологические карты к 4 урокам курса ОРКСЭ. Основы светской этики,4 класс.

    В данном проекте даны технологические карты к 4 урокам курса" ОРКСЭ. Основы светской этики "(4 класс). Темы уроков:" Россия-наша Родина"," Добро и зло", "Стыд,вина,извинение","Совесть"....

    Технологическая карта урока по учебному модулю «Основы светской этики»

    Урок 1 - «Россия – наша Родина» с методическим материалом к уроку...