Конспект урока по ОРКСЭ
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Костюкова Ольга Васильевна

Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Честность и искренность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_orkse_chestnost_i_iskrennost.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОРКСЭ

ПО ТЕМЕ «ЧЕСТНОСТЬ И ИСКРЕННОСТЬ»

4 КЛАСС

Об авторе

Фамилия, имя, отчество

Костюкова Ольга Васильевна

Район

г. Саров

Место работы

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 11»

Должность

Учитель начальных классов

Общие сведения

Модуль

Основы светской этики

УМК

 Издательство «Русское слово», 2012г., автор Студеникин М.Т.

Тема урока

Честность и искренность

Тип урока

Комбинированный

Цель, задачи

В предметной области:, сформировать представление о понятиях «честность» и «искренность».

В сфере личностного развития учащихся: формировать ориентацию в нравственном содержании и смысле  собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

В области формирвания УУД: 

  • познавательные - умение  выделять существенную информацию из различных источников;
  • регулятивные – в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий
  • коммуникативные – выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Необходимое оборудование

Учебник, тетради учащихся по предмету, мультимедийный проектор, экран, толковые словари, репродукция картины Ф.Решетникова «Опять двойка»

Дидактическое  обеспечение

Карточки с заданиями для индивидуальной работы, карточки с заданиями для групповой работы, тестовые задания.

Планируемые результаты урока

Личностные

Обладают знаниями о нравственном содержании и смысле собственных поступков, так и поступков других людей.

Предметные

Имеют представление о понятиях «честность», «искренность», их взаимосвязи.

Метапредметные

  • Получат  первоначальные навыки извлечения существенной  информации из различных источников.
  • Получат первоначальные навыки постановки учебной задачи.
  • Проявят познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Формы контроля и диагностики достижения результатов

1. Тестирование по вопросам предметного содержания урока.

2. Наблюдения за деятельностью учащихся в процессе урока.

План проведения занятия  с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока

Деятельность учителя, применяемые им методы  и приемы работы.

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

Формируемые УУД (с указанием конкретных действий)

1. Мотивация к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

1.1. Создание благоприятного эмоционально-психологического фона урока.

1.2. Формирование у учащихся желания работать на уроке и уверенности в своих силах.

1.1.1. Учитель приветствует детей: предлагает всем встать около парт и под музыку о дружбе выполнить импровизационные упражнения.  

1.1.2. Учитель задает вопрос «Ваше настроение?»

Подводя итог упражнению, выражает надежду, что полученные положительные эмоции помогут каждому ученику решить задачи сегодняшнего урока.

1.1.1. Дети выполняют просьбу учителя,

1.1.2. Отвечают на вопрос, обозначая свое состояние.

Коммуникативное УУД: развивать  доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умение выражать свои чувства с помощью жестов и мимики.

Регулятивное УУД: понимать цель выполняемых действий

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия, актуализацию знаний, умений, и навыков, достаточных для построения нового способа действий, тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемых ими самими.

Проверяет домашнее задание.

  Фронтальная работа по проверке домашнего задания:

*задайте вопросы своему однокласснику по теме урока «Дружба»;

* задайте вопросы, которые бы заставили задуматься над поступками героев (по литературному тексту);

* какие пословицы о дружбе вы нашли дома. Прочитайте их, объясните значение.

 Индивидуальная работа (2-3 человека) по карточкам: составь пословицы и поговорки о дружбе, объясни их смысл. Проверка.

Подводит итог, каким должен быть друг.

Ученики задают вопросы, обдумывают ответы, отвечают на вопросы, награждают правильно ответившего  одноклассника  аплодисментами.

Примерные варианты:

*держится, а, человек, дерево, друзьями, корнями

*не, знает, без, друга, хорошего, своих, человек ошибок

*цены, другу, верному, нет

*по, нраву, всякий, друга, избирает, своему

Один из вариантов ответов будет  - честный.

 Познавательное УУД: уметь объяснять смысл понятий «дружба», «друг».

Регулятивное УУД: задавать вопросы по теме; оценивать правильность высказывания, выполненного задания; обобщать ответы.

КоммуникативноеУУД: внимательно слушать собеседника,  понимать его высказывания;  выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью.

 

3.  Выявление места и причины затруднения. Этот этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения – каких конкретно знаний и умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

   Моделирует  проблемную ситуацию.

- Всегда ли легко говорить правду, поступать честно?

Предлагает рассмотреть репродукцию картины Ф.  Решетникова «Опять двойка».

 Фасилитированная беседа (примерные вопросы).

- Кого вы видите на репродукции?

- Какое настроение у мамы, сестры, братика?

- Что позволяет вам так думать?

- Какое настроение у сына-школьника?

- Что позволяет вам так думать?

- Почему он огорчен?

- Что вам позволяет так думать?

- Как вы думаете, легко ли мальчику было сказать всё честно?

- Что заставляет вас так думать?

- Приходилось ли вам оказываться в ситуации морального выбора? Приведите свои примеры (по желанию).

- Слова «честно», «честность», несомненно, вам, ребята, знакомы, вы их много раз слышали.

-Какие словосочетания приходят вам на ум, когда вы слышите или видите перед собой слово «честность»?

 - Можете ли вы дать научное объяснение на вопрос: что такое  честность? 

1. Учащиеся высказывают свои предположения по сути вопросов, поставленных учителем;

приводят примеры из своей жизни, когда им предстояло сделать моральный выбор; приводят словосочетания со словом «честность».

ПознавательноеУУД: воспринимать и анализировать картины художников.

РегулятивноеУУД: в сотрудничестве с учителем выявлять «что я знаю», «что я не знаю», чтобы сформулировать учебную задачу.

КоммуникативноеУУД: внимательно слушать собеседника,  понимать его высказывания;  выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью

4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации.

 Предлагает учащимся сформулировать задачи  урока.

 Корректирует вопросы, предложенные учениками.

Составляется план действий:

1. Знакомство с определением «честности» по толковому словарю или с использованием Интернета.

2. Изучение текста учебника по данному вопросу.

3. Составление ответов на главные вопросы урока.

 Формулируют задачи урока:

узнать  

 *с научной точки зрения, что такое «честность»,

* что хорошего в честности,

*всегда ли надо говорить правду (задачи фиксируются на экране).

 

ПознавательноеУУД: осуществлять поиск способов решения проблемы.

РегулятивноеУУД: в сотрудничестве с учителем   ставить учебную задачу

Коммуникативное УУД: выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью,

5. Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

1.С помощью толкового словаря помогает найти научное определение  понятия «честность».

2. Организует чтение текста учебника и литературного текста

 «Честный мальчик» (корейская народная сказка).    

1. Работают с толковыми словарями.

Можно предложить найти нужную информацию с помощью Интернета.

2. Под руководством учителя читают текст учебника и литературный текст.

Познавательное  УУД: выделять существенную информацию

 из различных источников.

Регулятивное УУД:

 удерживать учебную задачу в процессе работы;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в соответствии с поставленными задачами.

КоммуникативноеУУД: участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

1. Задает вопросы по тексту учебника и  организует обсуждение прочитанного  литературного текста.

2. Предлагает  разделиться ребятам на группы и составить  кластер по теме «Честность».

1.Отвечают на вопросы учителя по тексту учебника, литературному тексту.

Результаты обсуждений, выводов можно фиксировать на экране. Например,

  1. Честность- искренность, добросовестность, безупречность.
  2. Честность

помогает добиться торжества справедливости;

вызывает уважение;

задаёт направление развитию человека;

обеспечивает понимание со стороны окружающих.

3. Даже честный человек не всегда говорит правду. Всё зависит от конкретной ситуации.

2. Обсуждение составленных вариантов кластеров. Лучшие работы учащиеся отмечают аплодисментами.

ПознавательноеУУД: устанавливать причинно-следственные связи; понимать информацию, представленную в виде текстов, схем.

РегулятивноеУУД: планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами;

  под руководством учителя использовать запись результатов решения задачи,  вносить необходимые коррективы в действие;

адекватно воспринимать оценку учителя, одноклассников.

КоммуникативноеУУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

формулировать собственное мнение и позицию;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания  с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном.

Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность

Учитель предлагает разбиться на творческие группы по 4-5 человек.

1группа.

Подобрать и записать однокоренные слова к слову честность. Объяснить их значение (с использованием толкового словаря).

2 группа.

 Прочитать библейские заповеди.

   Возлюби ближнего как самого себя.

   Почитай отца и мать.

   Не укради.

   Не лжесвидетельствуй (то есть говори правду).

 Как вы их понимаете? (связать  высказывания с темой урока)

3группа

 Ответьте, как бы вы поступили в следующей ситуации?

 В 3 классе  учились два товарища: Андрей и Женя. Однажды Андрей пришел к товарищу домой и увидел, что его мама больна. Андрей подумал: «Вот почему Женя стал хуже учиться, даже плохих отметок нахватал». А в это время мама Жени его спросила: «Как там учится мой сынок? Что-то беспокойно за него стало».

4группа

 Постарайтесь ответить на вопросы: «Справедливо ли поступил отец мальчика? Можно ли его назвать честным человеком?»

  Отец мальчика, укравшего у товарища велосипед, долго убеждал сына сознаться, обещая, что не накажет его. А когда мальчик признался в краже, отец тут же закричал: «Ну и выпорю же я тебя!»

5 группа

Постарайтесь дать ответ на вопрос: «Что произошло плохого, если бы Сусанин был с поляками честен?»

  Пришли как-то поляки в русскую деревню и попросили крестьянина по фамилии Сусанин провести их на то место, где скрывался царь. Сусанин пообещал, но завёл поляков в чащу леса, откуда они выбраться не смогли.

Учащиеся работают в группах, представляют результаты своей деятельности.

Познавательное УУД: строить сообщения в устной и письменной речи; устанавливать аналогии; осуществлять сравнение, строить логические рассуждения.

Регулятивное УУД: оценивать правильность выполнения задания,

Коммуникативное  УУД:

 учитывать разные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

 

8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторения учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

 Использует для контроля знаний составленный тест по трём уровням (А, В, С)

Выполняют задания теста.

Познавательное УУД:  

Регулятивное УУД: работать самостоятельно, осуществлять самоконтроль.

Коммуникативное УУД:

9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

1. Обращает внимание учащихся на вопросы, поставленные ими в начале урока, предлагает соотнести задачи урока с его результатами: на все ли вопросы был получен (дан) ответ; остались ли  неразрешенные моменты.

2.  Предлагает каждому оценить своё участие в уроке и удовлетворенность своей деятельностью.

3. Дает инструктаж  по выполнению домашнего задания

1. Сопоставляют результаты изучения темы с задачами, делают вывод о достижении цели урока.

2. Оценивают своё участие в уроке.

3. Записывают домашнее задание в дневник.

Познавательное УУД:

Регулятивное УУД: оценивать достигнутые результаты общей и собственной  деятельности.

Коммуникативное УУД: быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока №21 ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"

Предлагаю на примере конкретного урока № 21 курса ОРКСЭ рассмотреть,  как учитель формирует у учащихся УУД на различных  его этапах....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.

Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.

Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."

Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы  религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль основы православний культуры, тема урока "Календарный год в православии"

Данный урок способствует развитию духовно-нравственной основы личности, позволяет развивать способности, анализировать и обобщать информацию. Развивает комуникативные способности учащихся....

Конспект урока по ОРКСЭ:Основы православной культуры по теме "Не совсем обычный урок" в 4 классе.

Конспект урока по Основам православной культуры в 4 классе на тему "Не совсем обычный урок". Использованные  методы обучения: работа в группах, проблемный(подводящий) диалог, метод демонстра...

Конспект урока по ОРКСЭ модуль светская этика "Нравственные идеалы" Урок 24

Цель урока: раскрытие понятия  духовного мира личности на примере образов русских богатырей. Главным зерном данного урока является работа с понятиями, на которые учащиеся выходят через...