Святая мать добром спасет
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Константинова Нина Сергеевна

Конспект + презентация по ОРКСЭ 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:

«Святая мать добром спасет»

Цели:

 обучающие: 

  • создать условия для формирования у подростков  уважения  ко Дню матери, пробудить “дар любить»;
  •  пробудить появление вопросов о смысле жизни и роли мамы в становлении человека;
  • обучать анализу иконы, интерпретации текста;
  • помочь выявлению чувства, которое возникает после знакомством с иконами;
  • показать личностное восприятие темы.

развивающие:

  • развивать творческие способности обучающихся;
  • использовать  аналитическую деятельность, самостоятельную и групповую работу, диалоговую форму общения;
  • формировать умение мыслить, делать самостоятельно выводы;
  • развивать коммуникативные навыки.

воспитательные:

  • воспитывать нравственные качества личности: любовь к ближнему, добру и красоте, целеустремленность, волю, мужество, твердость духа, благородство, взаимопонимание, веру в мечту, любовь.

Задачи:

  • познакомить учащихся с  земной и небесной жизнью Богородицы,
  • вызвать интерес к Дню матери,
  • активизировать мыслительную деятельность учащихся, поставить их перед необходимостью сделать осознанный выбор в пользу той или иной точки зрения, аргументировано защитить свою позицию.

Тип урока: урок усвоения и первичного закрепления новых знаний.

Форма урока: дискуссия.

План урока:

  1. Поэтическое вступление
  2. Знакомство с темой урока, целями и задачами.
  3. Визуальное отличие иконы от картины – изображение.
  4. Особенности изображения (исследовательская работа в группах)
  5. Представление результатов исследования.
  6. Выводы, подведение итога урока.
  7. Поэтическое заключение


Оборудование:

  •  интерактивная доска, презентация PowerPoint,
  • фрагмент кинофильма «О Богородице»
  • портреты женщин разных эпох,
  • пакет материалов для самостоятельной работы учащихся в парах и для домашней работы.
  • «галерея Богородичных икон»;
  • изображения Богородицы в произведениях художников;
  • фотографии матерей учащихся;
  • выставки творческих работ учащихся, выполненных совместно с мамами;
  • выставка литературы по теме классного часа.

Эпиграфы:

Будущее, к которому мы стремимся, рождается из непобедимого человеческого свойства - умения мечтать и любить. (К. Паустовский)

ХОД УРОКА

Слайды

Содержание этапа урока

Слайд 1

Тема.

I. Организационный этап. Обеспечение восприятия и первичного осмысления изучаемого  (проверка учителем готовности обучающихся к уроку).

Приветствие. Знакомство с классом, представление себя.

 Знакомство с содержанием конвертов.

Слайд 2

Подтема

Вступительное слово учителя. (Тихо звучит музыка П.И.Чайковский, Осенняя песня)

Сегодня у нас необычный урок с необычным названием. Мы будем говорить о МАМЕ. И поможет в нашем диалоге замечательный поэт Расул Гамзатов.

Чтец:

Целую, низко голову склоня,

Я миллионы женских рук любимых.

Их десять добрых пальцев для меня

Как десять крыльев лебединых.

Я знаю эти руки с детских лет.

Я уставал - они не уставали.

И, маленькие, свой великий след

Они везде и всюду оставляли.

Как пчелы в соты собирают мед,

Как эти руки счастье собирают.

Земля! Не потому ли каждый год

В тебе так много новизны бывает?

Когда приходит трезвостью беда,

Когда приходит радость, опьяняя,

Я эти руки женские всегда

Целую, низко голову склоняя

Целую, словно землю. Ведь они

Мир в маленьких своих ладонях держат,

И чем трудней и пасмурнее дни,

Тем руки эти и сильней, и тверже.

Р.Гамзатов

В этих  строчках Расула Гамзатова содержится то зёрнышко  поэзии, которое прорастает в  его стихах удивительными цветами воображения, фантазии, любви к женщине, матери. .

Слово «мама» - особое слово. Оно рождается вместе с человеком, сопровождает его в годы взросления и зрелости. Его лепечет дитя в колыбели, с любовью произносит юный отрок и глубокий старец. Место матери в жизни каждого человека особое, исключительное. В сложных жизненных обстоятельствах мы всегда вспоминаем маму, и нужна нам в этот миг только она. Человек зовет мать и верит, что где бы она ни была, слышит его, сострадает и спешит на помощь.

Слайд 3-4

День матери отмечается в стране в последнее воскресенье ноября. В образовательных учреждениях Кубани этот праздник отмечается не первый год, хорошей традицией становиться проведение единого Всекубанского классного часа, посвященного Дню Матери.

Слайд 5 -6

Эпиграфом к уроку будут слова известного русского писателя Константина Паустовского: «Будущее, к которому мы стремимся, рождается из непобедимого человеческого свойства - умения мечтать и любить».  

Ответы на трудные вопросы: Слайд  6

Слайд 7

Давайте уточним лексическое значение слова «мама».

Ребята! Хочу поделиться с вами своими наблюдениями: в русском  языке существительное «мама» невозможно представить рядом со словами «преступление», «предательство», «убийство». Я думаю,  это нравственная особенность нашего языка, в отличие от других языков, где такие словосочетания допустимы.     Я думаю, вы догадались, что речь сегодня на уроке пойдет об иконе. «Святая Мать» и «спасение», обозначая заступническую миссию Божией Матери.

Слайд 7,8.9

При земной жизни Богородица испытала много лишений, переживаний и страданий, но все страдания Ее сменились небесной радостью и славой. Понимая все страдания человеческие, как Мать каждого христианина, она помогает каждому страждущему человеку. Божия Матерь не судит род человеческий, а жалеет и ходатайствует перед Богом за каждого человека. Для слабых и отчаявшихся Она является заступницей.

Почитание Богородицы как заступницы, ходатаицы за людей укоренено в самой глубине христианской традиции и опыта. Именно чудесам Божией Матери мы обязаны такому количеству Ее чудотворных икон, которые во все времена пользовались почитанием православных христиан, и не только православных.

Слайд 10-13

Молитва большинства православных верующих – это возможность попросить Богоматерь о защите и заступничестве: «Пресвятая Богородица, спаси нас».

Икона – это один из главных символов православного искусства. Икона – это удивительное, совершенно уникальное явление в мировой человеческой культуре. Различные изображения  Богородицы и святых мы можем встретить и в католических и в протестантских храмах, но иконы в том смысле, какой она приобрела в православной культуре, нет больше нигде. (Тихо звучит музыка Г.В.Свиридова)

Слово «икона» греческого происхождения. В переводе оно означает «образ», т.е. изображение.

Кого изображают на православных иконах?

(ответы детей)

Давайте рассмотрим несколько изображений Богородицы, поскольку именно  Она является покровительницей, заступницей Руси, и иконы с изображением Богородицы больше всего почитали на Руси.

(слайды с изображением Богородицы)

1.Икона  2.Новое изображение  3.Богоматерь Смоленская  4

.Бруни_Богоматерь с младенцем  5.Мадонна Леонардо 6.     

Вы видите 6 различных изображений Богородицы.

- Являются ли все они иконами?

- Какие из произведений являются иконами?

- А как вы сумели отличить икону от картины?

Правильно. Икона от картины отличается, прежде всего, своими изобразительными особенностями. (Просмотр слайдов)

Слайд 14-15

Цели

II. Этап актуализации  опыта учащихся. Мотивация. Организация деятельности учащихся по принятию целей урока.

Сегодня на уроке мы будем искать ответ на вопрос: Какая она мать? Как она может спасти добром? В наших конвертах есть сердечки но голубого цвета, это не случайно голубой цвет – это символ чистоты. Он используется в церковном богослужении в дни праздников, связанных с именем Божией Матери. Пресвятая Богородица с детства отличалась особой чистотой души. Поэтому Богородичным цветом и стал голубой цвет.

Человек рождается на Земле, чтобы оставить свой добрый след.

              Доска:

image001%283%29  

 Это сердце. Оно холодное и пустое.   Попытаемся  его наполнить, чтобы оно стало «горячим»   (доброта, ум, смелость, любовь, красота, счастье,  радость, добро души, отвага, воля, приветливость,   взаимопомощь, уважение, спокойствие, терпение).

 Это слова — синонимы, которые обозначают одно и тоже, но по разному.

 Мы наполнили его душевной силой. Какое стало сердце? Ответы: (горячим).

  • Как стать человеком с горячим сердцем? Примерные ответы детей: (учиться понимать людей, природу).
  • Человек с полным любовью сердцем живет для людей. Это материнское сердце, которое вмещает огромную любовь.
  • Какие сокровища хранятся в нем? (любовь, доброта, жертвенность, вечная тревога матери за судьбы своих детей).
  • Сердце — это орган, как символ души, переживаний, чувств, настроений.
  • У кого золотое сердце?
  •  Как понять выражение: Принять близко к сердцу? (отнестись с большим вниманием).
  • Когда так говорят: Уехал с тяжелым сердцем? (расстроен).
  • Слышали такое выражение: кошки на сердце скребут? (на душе неспокойно, плохое настроение).
  • Говорила мама Вам когда-нибудь так: сердечко ты мое? (это ласковое обращение).

Слайд 16-17

Сделаем для себя главный вывод: О  ЧЕМ МЕЧТАЕТ  КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК,  ЛЮБОЙ ИЗ НАС.   Ответы:(Любовь, счастье, дети приходят к выводу  что у всех мам  общие единые качества  (записываем в свои сердечки и приклеиваем на доску)

  • любовь и сострадание  к своим детям
  • желание оградить их от всяческих бед
  •  беззаветную веру в своих детей
  • Эти качества объединяют Матерь Божию – духовную Мать всего человечества, и всех земных матерей

Слайд 18-19

Этапы…

III. Этап Организация проектной работы.

Слово учителя:

  • А что вы делаете для того, чтобы мама чаще улыбалась?
  •  Как встречаете маму, когда она возвращается с работы домой?  
  • Как вы помогаете маме?
  •  Кто защищает маму от всех невзгод и дает ей сил?
  • Как часто вы говорите ей добрые и ласковые слова?

1 вед. О, как прекрасно это слово – мама!

           Все на земле от материнских рук.

           Она нас, непослушных и упрямых,

          Добру учила – высшей из наук.

        

2 вед. Играя первозданной силой

           Творила мир природа-мать,

           И, видно, в женщину вложила

           Всю красоту и благодать!

1 вед. История молчит упрямо

           Мы слышим имена мужчин,

           А женщина осталась мамой,

         И мы ее за это чтим

Слайд 20-22

Архипов и Кубань

 Учитель:

  • Ребята, поднимите руки те, кто родился не на Кубани, а в других регионах России?
  • Можете вы сказать, какое место вам дороже – где вы родились или где вы проживаете сейчас?

Конечно, нам дорог и тот уголок России, где мы появились на свет, и тот гостеприимный кубанский казачий край, где мы живем и радуемся жизни. Кто подарил нам Родину?

Физминутка « Найди свою звезду»

( Звучит музыка).

Учитель:  Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха. А теперь представьте себе звёздное небо. Звёзды большие и маленькие, яркие и тусклые. Быть может, они вам напомнили о минутах счастья, радости, удачи, вдохновения! Полюбуйтесь своей любимой звездой и попробуйте до неё дотянуться. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно достанете её. Снимите звезду с неба и бережно положите её перед собой.

Слайд 23

Сборники...

Учитель:

Перед вами «голубые конвертики», сердечки мы уже достали, а теперь положите перед собой открытки и напишите маме письмо, пожелание.

Учитель: Кто-то хотел бы прочитать своё письмо маме?

Матери.. Их миллионы, и каждая несет в сердце подвиг - свою материнскую любовь. Женщины всех рас, говорящие на разных языках, опаленные солнцем и едва согретые им на крайнем Севере,- все они сестры в едином, бескорыстном порыве чувства. Одно и то же томящее, радостное чувство испытывают они, склоняясь над своим ребенком. Любовь матери к детям безгранична, бескорыстна полна самоотверженности. Мать всегда помнит о своем ребенке, где бы он не находился. У матери самое доброе сердце, в котором никогда не гаснет любовь, самые ласковые руки, которые умеют все. Жизнь матери- это самопожертвование. Самозабвение

Слайд 23

Детям…

Учитель:

  • Ребята, а кто-нибудь из вас пишет стихи?

Если среди вас есть такие, кто любит выражать свои чувства в стихотворных строчках, попробуйте.

Да, легче всего обидеть мать.

Она обидой не ответит,

А только будет повторять:

«Не простудись – сегодня ветер».

Легче всего обидеть мать...

С. Плотов.

Слайд 24

Домашнее задание

IV. Домашнее задание.

Запомнить какого цвета у мамы глаза, вручить конвертик с сердечком и пожеланиями.

Слайд 25

V. Заключительные слова учителя: : А что мы можем делать каждый день для того, чтобы мама чаще улыбалась? Как  мы можем встречать маму, когда она возвращается с работы домой?  Как мы   можем помогать маме?  Каждый на этот вопрос  ответит по-своему!

И главное – учитесь быть настоящим гражданином России у замечательных кубанских мам!

Рефлексия

VI. Итог урока.

ПОДВЕДЕМ  ИТОГИ  УРОКА.

  • Чему научил нас урок?
  •  Продолжите предложения…
  • Я открыл для себя …
  • Меня удивило …
  • Я не знал, что …
  • Для меня было новым …
  • Мне было интересно то, что …
  • Мне особенно запомнилось …

Оценки за урок.

-Пусть в  вашей жизни всегда будет МАМА!!! А в вашем сердце всегда  живет светлая мечта!

Слайд 26

Кадры из кинофильма «Рассказы о святых. Введение во храм Пресвятой Богородицы».

Прощание с классом.

Использованная литература:

  1. С. Алексеев. Энциклопедия православной иконы. изд. САТИСЪ ДЕРЖАВА, Санкт-Петербург, 2004 г.
  2. Г. Иващенко. Русская православная икона. изд. Северный Кавказ, Краснодар, 1991 г.
  3. Е. Щеголева. В православном храме. изд. ОЛМА-ПРЕСС, ОАО ПФ «Красный пролетарий», Москва, 2005 г.
  4. А.В. Бородина. Основы православной культуры. Москва, изд. дом «Покров», 2003 г.
  5. Л. Шевченко. Православная культура. Наглядное пособие «Иллюстрации». 1 год обучения, Москва, Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004 г.
  6. Л. Шевченко. Православная культура. Наглядное пособие «Иллюстрации». 2 год обучения, Москва, Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Этот праздник - праздник вечности: из поколения в поколение для каждого человека мама – самый главный человек в жизни. День Матери.

Слайд 2

«Святая мать добром спасет»

Слайд 3

Новый праздник - День Матери - постепенно приживается в России. Основанный Президентом Российской Федерации 30 января 1998 года , он празднуется в последнее воскресенье ноября.

Слайд 4

Официальное объяснение этого праздника таково. День матери отвечает лучшим традициям отношения россиян к материнству, объединяет все слои российского общества на идеях добра и почитания женщины-Матери. Кроме того, как считают многие, необходимо повышать статус женщины-матери. День матери - праздник сравнительно молодой. Он еще не имеет установившихся традиций, в семейном кругу его мало кто отмечает. Но, надеемся, что со временем значение этого дня возрастет, потому что по смыслу и содержанию это самый святой праздник.

Слайд 5

«Будущее, к которому мы стремимся, рождается из непобедимого человеческого свойства - умения мечтать и любить».

Слайд 6

Для чего нам жизнь дана- Для еды, питья и сна? Для учёбы и работы, На житейские заботы? Сделать полной чашей дом, Жить спокойно… А потом?

Слайд 10

1. 2. Вы видите 6 различных изображений Богородицы. - Являются ли все они иконами? - Какие из произведений являются иконами? - А как вы сумели отличить икону от картины? Правильно. Икона от картины отличается, прежде всего,

Слайд 14

Это сердце. Оно холодное и пустое. Попытаемся его наполнить, чтобы оно стало «горячим»

Слайд 15

Как стать человеком с горячим сердцем? Человек с полным любовью сердцем живет для людей . Это материнское сердце, которое вмещает огромную любовь. Какие сокровища хранятся в нем? У кого золотое сердце? Как понять выражение: Принять близко к сердцу? Когда так говорят: Уехал с тяжелым сердцем? Слышали такое выражение: кошки на сердце скребут Говорила мама Вам когда-нибудь так: сердечко ты мое?

Слайд 17

Семь добродетелей смиренье милостыня чистота любовь пост кротость добро Семь грехов гордость зависть н енависть злость о бжорство гнев страсть

Слайд 18

18 Божия Матерь, Богородица Одигитрия. «Тихвинская» Божия Матерь, Богородица Мария , превысшая всех ангелов и всех святых

Слайд 19

Во многих странах мира отмечают День матери. Например, США, Мальта, Дания, Финляндия, Германия, Италия, Турция, Австралия, Япония, Бельгия, Украина, Эстония празднуют его во второе воскресенье мая, Греция - 9 мая, а Белоруссия - 14 октября.

Слайд 20

«Будущее, к которому мы стремимся, рождается из непобедимого человеческого свойства - умения мечтать и любить».

Слайд 21

Матерей всегда отличали щедрость души, преданность, самопожертвование, любовь и великое терпение. И сегодня они бережно хранят семейный очаг, учат детей добру, взаимопониманию, нравственности.

Слайд 22

Становясь матерью, женщина открывает в себе лучшие качества: доброту, любовь и заботу .

Слайд 23

Я – мама. Это много или мало? Я – мама. Это счастье или крест? И невозможно все начать сначала, И я молюсь теперь за то, что есть: За плач ночной, за молоко, пеленки, За первый шаг, за первые слова. За всех детей. За каждого ребенка. Я – мама! И поэтому права. Я – целый мир. Я – жизни возрожденье. И я весь свет хотела бы обнять. Я – мама. Мама! Это наслажденье Никто не в силах у меня отнять

Слайд 24

Сколько бы хороших, добрых слов ни было сказано мамам, сколько бы поводов для этого ни придумали, лишними они не будут: «Спасибо вам!.. И пусть каждой из вас почаще говорят теплые слова ваши любимые дети! Пусть на их лицах светится улыбка и радостные искорки сверкают в глазах, когда вы вместе!»

Слайд 25

Ресурсы http://www.omama.ru/ http://www.calend.ru/holidays/0/0/169/ http://www.prazdnuem.ru/calendar/mother_day/ http://www.rosbalt.ru/2008/11/30/543664.html http://moikompas.ru/compas/mothers_days http://images.yandex.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

святая мать добром спасет

классный час, посвященный Дню матери...

классный час "Святая мать добром спасет"

В последние дни ноября мы отмечаем праздник – День матери. В этот день мы с особой теплотой вспоминаем о самых близких людях – мамах и бабушках, благодаря которым мы есть и живем!Цитата: «Есть п...

Классный час"Святая мать добром спасет"

Данный материал содержит разработку классного часа  для учащихся 1 класса и фотоотчёт...

Беседа "Святая Мать добром спасёт"

Представленная беседа была разработана для детей ко Дню Матери....

"Святая мать добром спасет" классный час

Цель классного часа "Святая мать добром спасет"- бережное отношение к женщине, закрепление семейных устоев для показа значимости в нашей жизни главного человека – Матери;- воспитание у младших школьни...

Единый Всекубанский классный час "Святая мать добром спасёт"

Методическая разработка посвящена Дню матери. В ней содержатся художественное чтение стихов о маме, пословицы и поговорки, яркое, эмоциональное слово учителя, игры, песни....