Урок по ОРКСЭ на тему "Пасха"
методическая разработка по орксэ на тему

Зубарева Светлана Викторовна

                       Цель данного урока - помочь осознать смысл обычаев и традиций, связанных с праздником «Пасха»; дать детям эмоционально-полноценное представление о праздновании «Пасхи» на Руси; содействовать возрождению народных обычаев и традиций в современных условиях в творчестве детей. На уроке используется презентация и аудиоматериал (Рахманинов "Сетлый Праздник"), однако, так как размер файла презентации и аудиоматериала превышает разрешенный сайтом размер, данный материал разместить не удалось.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Разработка урока79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по теме «Пасха».

Курс ОРКСЭ. Модуль «Основы православной культуры».

Составила учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 507

                   Зубарева Светлана Викторовна

                                       2014 год

Тема урока                        Пасха

Цель, задачи:

        В предметной области: сформировать у учащихся  мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций народа России и уважении к ним; сформировать представление о понятии «Пасха».

В области формирования УУД: 

  • познавательные - умение  выделять существенную информацию из различных источников;
  • регулятивные – в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий
  • коммуникативные – выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; воспитывать чувство коллективной ответственности и способствовать развитию коллективного творчества.
  • В сфере личностного развития обучающихся: помочь осознать смысл обычаев и традиций, связанных с праздником «Пасха»; дать детям эмоционально-полноценное представление о праздновании «Пасхи» на Руси; содействовать возрождению народных обычаев и традиций в современных условиях в творчестве детей.

Основные термины, понятия :        Воскресение, Пасха Христова,  христианский пост, христосование, Светлая Седмица

Оборудование и инструментарий        Карточки, таблицы, кроссворд, дополнительный материал. Учебник( 4-5 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.В.Кураев), экран, мультимедийный проектор, презентация.

Формы работы:                                                                                                    Индивидуальная, работа в паре, групповая, коллективная.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Ребята, какие православные праздники вы знаете?(ответы детей)

 Сегодня мы поговорим об одном из них. А о каком православном празднике пойдёт речь сегодня на уроке, вы мне скажете, прослушав стихотворение А. Майкова

ХРИСТОС ВОСКРЕС!

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес...

Христос воскрес! Христос воскрес!

С полей уж снят покров снегов,

И реки рвутся из оков,

И зеленеет ближний лес...

Христос воскрес! Христос воскрес!

Вот просыпается земля,

И одеваются поля,

Весна идет, полна чудес!

Христос воскрес! Христос воскрес!

- Итак, кто даст ответ на вопрос « Как этот праздник называется?»

  ( ответы детей)

- Верно – это Пасха. ( слайд №1) 

Но, не только поэты посвятили свои произведения этому празднику, но и  композиторы. Послушайте произведение Рахманинова «Светлый праздник»

(прослушивание записи)

Какое впечатление у вас вызвала эта музыка? На что она похожа? (ответы детей)       

2.Подготовка к новой теме.

- А что вы знаете о Пасхе? (возможные ответы детей)

- В какое время года отмечают Пасху?

- Как вы думаете, почему? ( ответы детей)

- А как вы думаете, почему праздник Пасхи приходится на разные весенние даты?

3. Работа над новой темой.

- Итак, Пасха - весенний праздник, связанный с верой в чудесное воскресение Иисуса Христа, отмечаемый весной.

- Нет в Христовой Церкви более великого праздника, большей радости, чем Воскресение Христово. В нем заложено уничтожение смерти, разрушение ада, начало новой вечной жизни.  Знакомое вам слово воскресенье связано именно с Иисусом Христом.( слайд №2 )

Древний славянский корень «крес» означает«жить»,«сиять»,«сверкать», Иисус – «Бог спасает», «Спаситель»

Воскресенье – не только день недели, но и день возобновления жизни.

   Слово «Пасха» еврейское.Пасхой называют древний праздник, посвященный исходу израильтян из Египта. В христианской церкви слово «Пасха» получило особый смысл и стало обозначать  « прехождение от смерти к жизни», «освобождение», «избавление». Праздник Пасхи связан с событиями Воскресения Христова.  На третий день после погребения Христа, ранним утром в воскресенье Мария, Саломия, Мария Магдалина и Иоанн – ученик Христа пошли ко гробу, чтобы принести благовония, предназначенные для тела Иисуса. Подойдя, они увидели, что большой камень, заграждавший вход в гроб, отвален, гроб пуст, а на камне сидит Ангел. ( слайд №3)Женщины очень испугались. Ангел же сказал: «Не бойтесь, я знаю, что вы ищете: Иисуса распятого. Его нет здесь. Он воскрес, как сказал». Со страхом и радостью поспешили женщины возвестить всех об увиденном.( слайд №4)

На Руси праздник Пасхи празднуется с Х века. (слайд№5)

  А начали праздновать Пасху по установлению первого Вселенского собора с 325 года. В этот день отмечают воскресение Иисуса Христа , который своей смертью искупил людские грехи и воскреснув, избавил людей от власти смерти.                                                                                                                       

- За семь недель до праздника православные христиане  вступают в пору Великого поста.

-А что такое пост? ( ответы детей)     

Пост- это особое время в жизни верующих. Пост означает перемены в образе жизни. Человек в это время старается больше молиться, чаще ходить в храм, воздерживаться от некоторых видов еды и развлечений.

-За неделю перед праздником верующие вспоминают события последних дней жизни Христа. Его смерти и Воскресения. Эта неделя называется Страстной. Это время особого строгого поста, молитв и посещения храмов. Страстная неделя (седмица) продолжается до Великой субботы. В Великую субботы прихожане  идут в церковь на службу и освещения пасхальных куличей , пасхи и яиц. Люди идут в храм , чтобы встретить самый Великий праздник – праздник Воскресения Христова.

  Великая Пасхальная служба начинается в ночь с субботы на воскресенье.(слайд 6)

 Она звучит как гимн Светлому празднику. Многократно звучат слова «Христос Воскресе!» - «Воистину Воскресе!» Свершается Крестный ход вокруг церкви.  (слайд 7)

Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь ,- это шествие церкви на встречу воскресшему Спасителю. Верующие идут в ночи как мироносицы , которые первыми узнали о Воскресении Христа.

 Пасха – это семейный праздник. А как в вашей семье встречают Пасху? (ответы детей)

- В этот день вся семья собиралась за большим праздничным столом . Звучат молитвы, зажигаются свечи . Православные христиане разговляются.

- Кто знает , что значит разговляться ?( возможные ответы детей)

- Разговляться – вкушать скоромную пищу,  освященные в храмах куличи , пасха, яйца  (слайд 8)

 После долгого строгого поста пасхальный стол не имел запретов. Как правило в этот день не ходили по гостям, а предпочитали находиться в кругу семьи.

  У Пасхи есть свои символы: кулич, пасха, яйцо.

Кулич –« праздничный» вид хлеба, который выпекается в особых случаях.

Печется он в память о том, что Иисус Христос, приходя к ученикам после Воскресения, Сам вкушал с ними пищу, апостолы во время трапезы не садились на среднее место за столом , оставляя пред ним часть хлеба они верили , что                 сам Господь невидимо присутствует среди них.

Пасха – изготовляется из сладкого творога, в форме усечённой пирамиды, напоминающую ту гробницу, в которой совершилось чудо Христова Воскресения .(слайд№9)

Яйцо – символ жизни, ее возрождения. Как из яйца возникает новая жизнь, так мир заново родился через Воскресение Христово. 

- Кто знает почему яйца на Пасху красят чаще всего в красный цвет?  (возможные ответы детей)

- Красный цвет – цвет крови , пролитой на Голгофе, но и одновременно цвет радости, и выбран он не случайно. По древнему преданию, святая равноапостольная Мария Магдалина отправилась с радостной вестью о Воскресении Христа в Рим к императору Тиберию. Она преподнесла ему яйцо и воскликнула: «Христос воскресе!» На что Тиберий ответил: «Не может человек воскреснуть, как не может это белое яйцо стать красным». И тут же яйцо покраснело!.. Императору больше ничего не оставалось, как ответить: «Воистину воскресе». Так Господь через чудо вразумил неверующего императора.(  слайд №10 ) 

С давних времен к нам пришло 2 вида пасхальных яиц. Это – «писанки» и «крашенки».  

«Крашенки» - это яйца , которые окрашивались при помощи природных красителей ( луковой шелухой , листьями березы, дуба, крапивы , еловых шишек)    (слайд №11)           

« Писанки» - яйца , которые красились любыми красителями, с выведением символических знаков , узоров ,орнаментов.(слайд №12), познакомьтесь ещё и с другими названиями.

На Пасху принято христосоваться (приветствовать друг друга дружеским поцелуем.) Старые и молодые, дети и взрослые, мужчины и женщины целуют трижды друг друга. Принято, чтобы младшие словами "Христос Воскресе!" приветствовали первыми, а старшие отвечали им: "Воистину Воскресе".

- Как вы думаете, почему принято целоваться трижды? (Христос воскрес на третий день).(слайд№13)

Ежегодно накануне Пасхи на каменной плите Гроба Господня возгорается Благодатный огонь, символизирующий Свет Божий. Частицы этого огня паломники потом доставляют в особых лампадах в разные страны и города.                          

Пасхальные свечи – символ божественного света, сияющего в мире.  

Слайды №14,15,16)                                                                                                                 

        (слайд№17) - Ребята, перед вами таблица. В ней заполнена левая часть, вам заполнить правую часть.( Определение правил составления таблиц  в паре.) Работаем в паре.

Праздничная служба

Крестный ход, открытие Царских Ворот

Пасхальное приветствие:

«Христос воскресе!»  «Воистину воскресе!»

Приветствие друг друга

Три поцелуя в щёки

Пасхальное угощение

Кулич, пасха, крашеные яйца (почему красят?)

7 дней каждый может…

звонить в колокола

Молодцы, теперь сравните ваш ответ с моим по слайду.

7.Самостоятельная работа. Обсуждение ответов.

5.Подведение итога урока.

- О чем узнали на уроке?

- Что было нового для вас?

- На какие вопросы получили ответ?

- Какие новые слова и термины узнали? ( пост, разговляться, христосоваться)

- Что для вас осталось непонятным?

     

6. Домашнее задание.

1.Работа с учебником ( с.29-31), Первая колонка готовит рассказ по теме «Празднование Пасхи», вторая – «Пост перед Пасхой», третья –« Пасхальные Традиции».

2.Разгадать пасхальный кроссворд.

Литература о христианском празднике Пасха

1. Никифоров-Волгин В. Канун Пасхи //Русская семья: праздники и традиции. – Москва, 2009. – С.170-177.

2. Пасха – Светлое Воскресение Христово //Самые известные православные праздники: иллюстрированная энциклопедия. – Москва, 2010. – С.56.

3. Светлое Христово Воскресение. Пасха //Русская семья: праздники и традиции. – Москва, 2009. – С.178-200.

4. Что такое Пасха? //Всё обо всём: популярная энциклопедия для детей. – Москва, 1993 – С.146-147.

Праздник Пасхи в художественной литературе

1. А Майков «Христос Воскрес»- стихотворение 1883г.

Кроссворд по предмету праздникам - на тему 'Пасха'

По горизонтали
2. Напекли хозяюшки к празднику в печи пышные, румяные чудо-… !
5. На красненьком кусточке, на тоненьком пруточке пушистые цыплятки расселись по порядку
7. Сколько недель от Прощёного дня до Пасхи
8. Как называется весенняя булочка в виде птички
9. Пушистый пасхальный зверёк

По вертикали
1. На Пасху нам весна-красна кулич и паску принесла, а солнышко сквозь тучи послало тёплый…
3. В какой из дней на Страстной неделе начинают грандиозную подготовку к Пасхе
4. С творогом и миндалем её на праздник припасём. И лепить их во дворе тоже любо детворе
6. Днесь Воскресе Христос! То не сказка! Вот она, долгожданная …
10. Оно дорого ко Христову дню

Кроссворд по предмету праздникам - на тему 'Пасха'


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок 15. (ОРКСЭ, модуль -Основы светской этики. Тема урока "Что значит быть моральным"

Урок 15. (Орксэ, модуль "Основы светской этики") Тема урока: "Что значит быть моральным"...

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."

Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы  религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....

Конспект урока по ОРКСЭ. Модуль: «Основы мировых религиозных культур» .Тема урока: "Семья"

Представлен конспект урока и презентация для учащихся 4 класса по курсу ОРКСЭ (Модуль "Основы мировых религиозных культур"). Тема урока: "Семья"...

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль основы православний культуры, тема урока "Календарный год в православии"

Данный урок способствует развитию духовно-нравственной основы личности, позволяет развивать способности, анализировать и обобщать информацию. Развивает комуникативные способности учащихся....

Конспект урока по ОРКСЭ:Основы православной культуры по теме "Не совсем обычный урок" в 4 классе.

Конспект урока по Основам православной культуры в 4 классе на тему "Не совсем обычный урок". Использованные  методы обучения: работа в группах, проблемный(подводящий) диалог, метод демонстра...

Конспект урока по ОРКСЭ модуль светская этика "Нравственные идеалы" Урок 24

Цель урока: раскрытие понятия  духовного мира личности на примере образов русских богатырей. Главным зерном данного урока является работа с понятиями, на которые учащиеся выходят через...