Оценка метапредметных планируемых результатов освоения ООП НОО в рамках учебного курса ОРКСЭ
презентация к уроку по орксэ (4 класс) на тему

Екимова Наталья Валерьевна

Как отследить уровень сформированности УУД, если одной из особенностей курса является безотметочная методика преподавания. Для решения этой проблемы мною была создана рабочая тетрадь "Основы светской этики"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1 Оценка метапредметных планируемых результатов  

               освоения ООП НОО в рамках учебного курса ОРКСЭ

Слайд 2

Духовно-нравственное развитие граждан России является одной из приоритетных задач современной образовательной системы и представляет собой законодательно закрепленный социальный заказ для общего образования.

Слайд 3

С 1 сентября  2012 г.   в соответствии с поручением Президента  (от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 и Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632)) во всех   субъектах Российской Федерации был введен учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»,

Слайд 4

который является культурологическим и направлен на развитие у школьников  10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Слайды 5,6,7,8 (пролистывая)

Данный курс способствует формированию личностных и метапредметных результатов младших школьников.

Возникает проблема: Как отследить уровень сформированности данных УУД, если одной из особенностей курса является безотметочная методика преподавания.

Слайд 9

В августе 2013 года мною был создан и в течение 2013\2014 учебного года апробирован комплекс оценочных материалов по учебному курсу ОРКСЭ.                               В рамках II областного конкурса методических проектов по учебному курсу «ОРКСЭ» моя работа была отмечена в числе победителей. Опыт работы по данному комплексу я представляла перед творческой группой учителей курса ОРКСЭ в феврале 2014 года.

Комплекс состоит из:

  • продуктивных заданий по всем темам уроков (всего 35)
  • страниц для тематического контроля
  • рекомендаций для выполнения проектных работ
  • листов для самооценки проектов
  • оценочного листа
  • приложений

Все это объединено в рабочую тетрадь «Основы светской этики»

Слайд 10, 11, 12 (пролистывая)

Средствами формирования метапредметных УУД при работе с данным комплексом являются: технология проблемного диалога, технология продуктивного чтения, проектная технология.

Слайд 13, 14

На страницах тетради после каждого урока есть напоминание о необходимости выполнения итогового проекта по каждой теме, различные памятки и рекомендации по подготовке публичной презентации.

На обобщающем уроке, представляя проекты, ребята на страницах тетради выполняют самооценку и взаимооценку.

Слайд 15, 16

На итоговых уроках детям предлагаются тесты, творческие задания, задания на развитие речи.

Слайд 17

При работе на каждом уроке вместе с детьми реализуем технологию оценивания учебных успехов. В основном активно используем два правила:

        1. Оцениваться может всё, в том числе продуктивные задачи (задания).

        2. Учитель и ученик определяют оценку совместно на основе алгоритма самооценивания, отвечая на вопросы:

        1. Какое было задание?

        2. Удалось ли получить результат?

        3. Это сделано верно или с ошибками?

        4. Это сделано самостоятельно или с чьей-то помощью?

        5. Какой оценки заслуживает эта работа?

Дети выполняют самооценку итоговых работ и каждого урока.

На оценочном листе ребята оценивают свои умения, достижения, настроение на уроке символом или словесно. Здесь же учитель может дать оценку работе ученика, используя графу «Взаимооценка»

Представленные материалы могут быть использованы учителями, работающим по любому учебнику, т.к. темы уроков согласуются по своему содержанию.

Слайд 18

Таким образом, данный комплекс (тетрадь «Основы светской этики») способствует не только формированию метапредметных УУД, но и их оценке. Диагностика успешности достижения метапредметных результатов выполняется, прежде всего, в ходе проектной работы учащихся.

Основной способ диагностики – рефлексивная самооценка каждого ребёнка и коллективная оценка детьми друг друга под руководством учителя (данные листы представлены в тетради).

Дополнительный способ диагностики – экспертная оценка учителем в результате наблюдения за деятельностью учащихся при осуществлении проектов и представлении их классу.

Итак, важнейшие задачи образования и воспитания в начальной школе реализуются в процессе обучения всем предметам, в том числе и курсу «ОРКСЭ». 

Желаю Вам удачи в Вашем творческом поиске!

        



Подписи к слайдам:

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Примеры продуктивных заданий
Репродуктивные
задания
Продуктивные задания
Соедини пословицы, выбери из них ту,
которая отражает тему вашего д\з, поясните
почему.
Перескажи текст о добре
и зле.
Используя текст учебника (с. 18),
попробуй объяснить различия между
понятиями «мораль», «нравственность» и
«этика». Проверь себя по словарю
(с. 76 – 78)
Дай определение понятиям
«мораль», «нравственность»,
«этика»
Перед вами рисунки по теме. Поработайте
в паре. Придумайте к ним подписи в виде
фраз, в каждой из которых будет слово
«честь» или слово, образованное от него.
Приведи примеры
использования понятия
«честь»
Технология оценивания учебных успехов
Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).
Совместно с учителем составлять план решения задачи.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии качества и оценивать свою работу и работу других учащихся.
Технология продуктивного чтения
Оценка
метапредметных
планируемых результатов освоения ООП НОО
в рамках учебного курса ОРКСЭ
Екимова Наталья Валерьевна
учитель начальных классов
МОУ «Каслинская СОШ №27»
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» способствует формированию :
личностных результатов
метапредметных результатов

(регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД)
Проблемно-диалогическая технология

Особенности курса:

культурологический характер курса;
светский
характер курса;
безотметочная
методика преподавания;
учет
психологических особенностей младшего подросткового возраста в преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики
»
Проектная технология
Задачи образования и воспитания
в начальной школе
формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
воспитание умения учиться – способности к самоорганизации для решения учебных задач;
индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции
.
Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.
Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.
Проектная технология