Презентация к уроку по ОРКСЭ
презентация к уроку по орксэ (4 класс) на тему

Урок "Пасха"  по модулю "Православие" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_k_uroku_pasha.pptx2.07 МБ
Microsoft Office document icon orkse_pasha.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор Елыше ва И .В. учитель начальных классов МБОУ СШ№15 г.Заволжье

Слайд 2

Цель: Развитие духовных качеств личности ребёнка через знакомство детей с историей празднования Светлого Христова Воскресения и пасхальными традициями, обычаями, играми. Задачи: * Сформировать понимание важности христианской веры в повседневной жизни наших предков на протяжении многих веков. * Развивать смысловое умение выделять существенную информацию из художественных и познавательных текстов. * Формировать целостного социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве.

Слайд 3

Как-то раз одному человеку приснился сон. Ему снилось, будто он идёт песчаным берегом, а рядом с ним — Господь. На небе мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов: одну — от его ног, другую — от ног Господа. Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни, он оглянулся на следы на песке. И увидел, что часто вдоль его жизненного пути тянулась лишь одна цепочка следов. Заметил он также, что это были самые тяжёлые и несчастные времена в его жизни. Он сильно опечалился и стал спрашивать Господа: — Не Ты ли говорил мне: если последую путём Твоим, Ты не оставишь меня. Но я заметил, что в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку. Почему же Ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в Тебе? Господь отвечал: — Моё милое, милое дитя. Я люблю тебя и никогда тебя не покину. Когда были в твоей жизни горе и испытания, лишь одна цепочка следов тянулась по дороге. Потому что в те времена Я нёс тебя на руках. Притча

Слайд 4

Пасха, - главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово "Пасха" пришло к нам из греческого языка, означает " избавление". В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от грехов земных и дарование нам жизни и вечного блаженства.

Слайд 5

В день Пасхи, радостно играя, Высоко жаворонок взлетел, И в небе исчезая, Песнь воскресения запел. И песнь ту громко повторяли и степь, и холм, и темный лес. «Проснись земля, - они вещали, - проснись, твой царь, твой Бог воскрес» Проснитесь горы, долы, реки – Хвалите Господа с небес. Побеждена Им смерть вовеки Проснись и ты, зеленый лес, Подснежник, ландыш серебристый. Фиалка – зацветите вновь. И воссылайте гимн душистый Тому, чья заповедь – ЛЮБОВЬ! ( Е. Горчакова) Воскресение Христово

Слайд 6

Кре́стный ход — торжественное церковное шествие с большим крестом (от его несения в начале процессии она и получила своё название), иконами и хоругвями вокруг храма или из одного храма в другой (например, в Пасхальную неделю вокруг церкви , в Крещение на водосвятие), или от одного места к другому (например, от храма к реке для освящения воды , от захоронения мученика к освящению нового храма его имени, вокруг городов и т. д.).

Слайд 7

Почему на Пасху принято дарить друг другу яйца С давних времён хранится в Православной Церкви благочестивый обычай дарить в праздник Пасхи яйца. Этот обычай произошёл ,когда Мария Магдалина пришла к Римскому императору, протянула ему простое яичко и сказала: Христос Воскресе! Император удивился и ответил: Как может кто-нибудь воскреснуть из мёртвых, в это также трудно поверить, как в то, что это белое яичко может стать красным! И пока он говорил, яичко изменило цвет и стало ярко-красным! С того времени в светлый праздник Пасхи православные христиане дарят друг другу крашеные яйца как символ веры В оскресшего Христа.

Слайд 8

Почему Церковь освящает пасхи и куличи В православной традиции на Пасху освящается артос — квасной хлеб особого освящения. Те, кто не мог причаститься на Пасху, могли ощутить единство через вкушение общего хлеба. Символ единства перешёл к куличам и пасхам. На творожной пасхе , как правило, ставят печати с буквами «ХВ» .

Слайд 9

Задания для работы в группах: 1)Найти и рассказать о самых интересных приметах, суевериях и обычаях , связанных с пасхальной неделей. 2)Рассказать об пасхальных играх, и научить играть в одну из них ребят. 3)Разукрасить пасхальные яйца.

Слайд 10

Пасхальные игры. Как всякий большой праздник, к тому же длящийся неделю Пасха сопровождается играми и развлечениями Исключительно пасхальным развлечением было катание яиц, для чего приготовлялись специальные желобки, и опытные игроки выбирали яйца особой формы - что бы они легко разбивали другие яйца, а сами оставались целы.

Слайд 12

Всех вас с великой радостью Светлой Пасхи. В эти святые дни пусть в вашей душе не будет места ни злобе, на зависти, ни обиде. Дай Бог, чтобы свет Воскресенья поселился в ваших сердцах. Хо­чется напомнить всем, что с окончанием пасхаль­ной седмицы, упоминания о Пасхе появляются в течение всего года. Каждое воскресенье — это ма­лая Пасха. Это значит, что мы должны помнить и постоянно проявлять любовь, милосердие и состра­дание к людям. Живите честно, делайте всем доб­ро. И пусть ваша душа будет светлой в теплых лу­чах любви Иисуса Христа, чтобы чувствовать живую и сердечную связь с ним. Христос воскрес!

Слайд 13

Домашнее задание: н арисовать пасхальную открытку



Предварительный просмотр:

КАСКАДНАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО КУРСУ ОРКСЭ

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Елышева Ирина Владимировна

Район

Городецкий

Место работы

МБОУ СШ№15

Должность

Учитель начальных классов

Общая информация

Модуль

Основы православной культуры

УМК

Школа России

Тема урока

Пасха

Тип урока

Знакомство с новым материалом

Цель, задачи

Развитие духовных качеств личности ребёнка через знакомство детей с историей празднования Светлого Христова Воскресения и пасхальными традициями, обычаями, играми.

1) Сформировать понимание важности христианской веры в повседневной жизни наших предков на протяжении многих веков.

2)Развивать смысловое умение выделять существенную информацию из художественных и познавательных текстов; готовность слушать и вести диалог.

3)Формировать первоначальные представления о религиозных традициях, об  их исторической роли в становлении Российского государства.  

Необходимое оборудование

Компьютер, проектор

Дидактическое обеспечение

Иллюстрации пасхальных яиц

Планируемые результаты  урока

  • личностные

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

- уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям;

- готовность целенаправленно использовать знания  в учебной деятельности и в повседневной жизни.

  • предметные

анализировать, сравнивать, делать умозаключение.

  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

Регулятивные УУД:

- принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные УУД:

-  строить логическую цепь рассуждения (выдвижение тезиса, гипотезы, их обоснование, подбор аргументации и др.);

- наблюдение;

- слушание.

Коммуникативные УУД:

- вступать в диалог;

- участвовать в коллективном обсуждении;

-  аргументировать свое мнение;

- строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе коллективной деятельности.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*

Литература и Интернет-ресурсы

Основная

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.4-5 классы/ А. В. Кураев. – М.:Просвещение, 2012.

Дополнительная

Интернет-ресурсы

http://festival.1september.ru/           http://nsportal.ru/ 

ЭОРы

Презентация «Пасха»


План проведения занятия с обоснованием выбора  технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

Формируемые УУД

(с указанием конкретных действий)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

Звонко прозвенел звонок,

Все настройтесь на урок.

Встаньте прямо у стола,

Отложите все дела.

Стойте, не ленитесь!

Молодцы, садитесь!

Настраиваются на урок, проверяют рабочее место

Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

- Ребята, сегодня я хочу начать урок с притчи.

Презентация (слайд 3)

Слушают притчу.

Предметные: анализировать,

сравнивать, делать умозаключение.

Коммуникативные: строить понятные для партнера высказывания.

3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения – каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

- Как вы думаете, о ком пойдет речь сегодня?

- Сегодня мы будем говорить о великом и светлом дне – Пасхе.

- Пасха! В трубы золотые

 Ангелы трубят с небес,

 Будьте счастливы, все люди,         Радуйтесь! Христос воскрес!

- Что вы знаете об этом празднике?

Бог, Иисус Христе

Варианты учащихся

Регулятивные: принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

История Христа не заканчивается Его казнью. После распятия Христос вернулся к жизни – воскрес. (Слайд 4)

- Какое ещё слово, схожее по звучанию со словом “воскресе” вы знаете?

Воскресенье - седьмой день недели, когда люди отдыхают от повседневной суеты, этот день очень важен для христиан. В этот день мы посещаем церковь, слушаем проповеди. Этот день считается главным для всех членов семьи как день духовного очищения.

- Слово “воскресенье” как название седьмого дня недели этимологически связано со словом “воскресение”

- Что означает слово воскресение?

- Обратимся за ответом к страницам учебника (стр 28, абз. 2, 4)

Стихотворение «Воскресение Христово» (слайд 5)

Воскресенье

Мнения учащихся

Работа по учебнику, комментированное чтение текста

Регулятивные: принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Личностные: учебно – познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи.

5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

Пасха – праздник религиозный. Он символизирует избавление человека от греха, победу над смертью. Это праздник в честь чудесного воскресения Иисуса Христа из мёртвых. В Иерусалиме Иисус был распят на кресте, но на третий день после смерти. Он воскрес.

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

Работа в группах:

1 группа – пасхальная полночь;

2 группа – пасхальные яйца;

3 группа – пост

Прочитать статью «Русская Пасха» (с.29-31), рассказать об одном из атрибутов праздника (по группам)

(слайд 6)

Читают статью, выбирают материал по теме, обсуждают в группе, рассказывают.

Коммуникативные: строить понятные для партнера высказывания.

Личностные: уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям.

Предметные: анализировать,

сравнивать, делать умозаключение.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

- Главный подарок этого праздника – яйцо (слайд 7)

- Принято ли в вашей семье красить яйца? Существует много способов украшения яиц, каким способом красят яйца в вашей семье?

- Предлагаю вам придумать и нарисовать свой рисунок. В пасхальную ночь украсьте настоящее яйцо своим рисунком.

Делятся мнениями

Украшают

нарисованное

 яйцо

Личностные: готовность целенаправленно использовать знания  в учебной деятельности и в повседневной жизни.

8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Ученик 1:

В день Пасхи, радостно играя,

Высоко жаворонок взлетел,

И в небе исчезая,

Песнь воскресения запел.

И песнь ту громко повторяли и степь, и холм, и темный лес.

 «Проснись земля, - они вещали, - проснись, твой царь, твой Бог воскрес»

Ученик 2:        

Проснитесь горы, долы, реки –

Хвалите Господа с небес.

Побеждена Им смерть вовеки

Проснись и ты, зеленый лес,

Подснежник, ландыш  серебристый.

Фиалка – зацветите вновь.

И воссылайте гимн душистый

Тому, чья заповедь – ЛЮБОВЬ!

Личностные: соотносить результат действия с поставленной целью, способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

Рефлексия (слайд 8)

Заключительное слово (слайд 9)

Домашнее задание (слайд 10)

Выберите нужное:

* На уроке я работал                                    активно/пассивно

* Своей работой на уроке я                        доволен/не доволен

* Урок для меня показался                         коротким/длинным

* За урок я                                                        не устал/устал

* Моё настроение                                          улучшилось/стало хуже

* Материал урока мне был                          понятен/не понятен

Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.

ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРЕЗЕНТАЦИИ ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОРКСЭ

париложение  к презинтации открытый урок по ОРКСЭ...

Презентация к уроку№14 ОРКСЭ "Дружба"

презентация поможет более полно раскрыть тему урока "ДРУЖБА"....

Презентация к уроку по ОРКСЭ на тему: "Религии России"

В этой презентации описаны Религии России....

Презентация к уроку по ОРКСЭ "Добро и зло"

Презентация приглашает к раздумью над понятиями добра и зла, позволяет задуматься над проблемой "А я какой?". С целью повышения познавательной активности учащихся в материал урока включены аудиоз...

Презентация к уроку курса ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур")

Презентация к уроку по теме "Семья" курса ОРКСЭ (модуль "Основы религиозных культур и светской этики") по учебнику издательства "Просвещение"....

Презентация и урок по ОРКСЭ "Христианин в труде"

Основные термины и понятия: пост, первые грехи, труд во благо, напрасный труд....

Презентация к уроку по ОРКСЭ "Искусство в религиозной культуре" Буддизм

Буддизм, ступа, пагода, священные барабаны, мантра, типитака, мандала....