Технологическая карта урока ОРКСЭ или внеклассного мероприятия по теме"Правда и ложь"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Познакомить учащихся с ценностью "правда" и понятием ложь. Ориентироваться в определении своего отношения к понятиям на основе общечеловеческих правил поведения, культурных традиций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема урока: «Правда и ложь»
Цель/цели урока
- Познакомить учащихся с ценностью «правда» и понятием «ложь»
1-я линия развития личности:
Анализировать понятия правда и ложь.
2-я линия развития личности:
Ориентировать в определении своего отношения к происходящему в окружающем мире на основе общечеловеческих правил поведения и традиций культуры народов России: учить оценивать свои и чужие поступки, делать выбор.
Задачи урока
- обучающие
- учить видеть и анализировать поступки окружающих;
-формировать умения распознавать понятия «правда» и «ложь», проводить между ними различия;
- развивающие
-развивать речь и мышление, умения анализировать различные нравственные проблемы, умение отстаивать свою точку зрения
- воспитательные.
-воспитывать коллективизм и умение работать в группе;
-закрепить коммуникативные навыки.
- формировать нравственную позицию учащихся;
--воспитывать нравственные качества – честность, справедливость
Предполагаемые результаты урока:
Предметные умения:
- Мысленно прогнозировать трудности, которые могут встретиться в жизни, и анализировать их.
- Обсуждать разные точки зрения.
- Решать модели жизненных задач.
- Приводить примеры жизненных ситуаций, в которых есть моральная дилемма.
Познавательные УУД
- 1. Извлекать информацию из текста.
- 2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).
- 3. Строить речевое высказывание в устной форме.
- 4. Объяснять понятия: правда, ложь
Регулятивные УУД
- 1. Принимать и сохранять учебную задачу.
- 2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
- 1. Слушать и понимать других.
- 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
- 3. Оформлять свои мысли в устной форме.
- 4. Договариваться о правилах общения и поведения.
- 5. Формулировать своё мнение, свою позицию.
Личностные результаты
- 1. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.
- 2. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.
Оборудование урока: словари, книга В.Драгунского «Тайное всегда становится явным».
Технологии, методы и приемы используемые на уроке:
Технология: «Проблемный диалог». Метод: беседа.
Формы организации деятельности обучающихся на уроке:
работа в парах, в группах
План урока:
Этапы урока, время | Действия учителя (наиболее типичные действия, фразы диалога с учениками) | Действия обучающихся (ожидаемые действия в ходе диалога с учителем) | Доска и оборудование |
Организационный момент | Итак, друзья, внимание – -Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите друг другу капельку тепла и хорошего настроения. | ||
Создание проблемной ситуации | /В классе выключить свет/ -Посмотрите, как ярко светят в нашем классе лампы, звучит бодрый торжественный марш, под который вы дружно шагаете. Вы наверно уже устали шагать? -Почему вы смотрите на меня с таким удивлением? Что случилось? -Слова мои вы запомнили, а можете ли вы вспомнить, что чувствовал каждый из вас, когда я говорила. Вывод: все вы чувствовали примерно одно и тоже. Это неудобство, неловкость, удивление, волнение, тревогу, возмущение, сомнение. -Почему было неловко вам, ведь неправду говорила я? Что с вами происходило? Вывод: мы испытываем неловкость не только когда говорим неправду, но и когда слышим неправду от других людей. Чем дороже и ближе тебе человек, тем больнее неприятнее звучат слова неправды. -Какие слова мне нужно было сказать, чтобы они соответствовали действительности? -Что еще моно было бы сделать, чтобы слова были правдивыми? -Что чувствовали, когда говорили и слышали правду? | -Учитель сказал неправду: не горит свет, не играет музыка. /Дети называют те чувства, которые испытывали./ /Ответы детей/ -В классе не горит свет и не звучит музыка. Все сидят за партами. -Включите свет. -Мы чувствовали облегчение, радость, удовольствие. | |
Формулирование темы урока | -Определите тему нашего урока. О чем мы сегодня будем говорить? | -О правде и лжи. | Правда и ложь |
Подводящий диалог к осознанию, формулированию и разрешению проблемы | -Подберите синонимы к слову «правда». /Работа в группах по готовому плану:
1.Объяснение лексического значения слова. 2.Для чего люди говорят правду? -Что значит «горькая правда»? -Всегда ли нужно говорить правду? -Вспомните, что случилось с героем рассказа Виктора Драгунского, который начинается словами: «Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре : -Тайное всегда становится явным». -Что значит «чистая правда», «полуправда»? 3.Что бывает, когда говоришь правду? -Сказать правду бывает очень трудно. Человек очень переживал. Но никто не оценил его мужества. Просто промолчали. Как быть? -Человек совершил проступок, его мучает совесть, он переживает. Как он себя ощущает? -Он рассказал о проступке, ему ничего не сказали. Изменятся ли его ощущения? Вывод: правду мы говорим, прежде всего, для себя. -Чем правда отличается от истины? -А поможет нам разобраться отрывок из сказки Григория Остера «Зарядка для хвоста». Посмотрим отрывок из мультипликационного фильма. -Каким делом занимались герои сказки? Чему же равна длина удава? -Герои дали разные ответы. Кто из них прав, а кто неправ? -Неслучайно говорят, что у каждого «своя» правда, а истина одна для всех. -Как узнать истинную длину удава? Вывод: правда – то, что соответствует действительности. Истина- это то, что точно, верно, подлинно. -Подберите синонимы к слову неправда. -Что должны знать о неправде? /Работа в группах по готовому плану:
| -Синонимы: истина, то что верно, подлинно. -Правда – это то, что соответствует действительности, точно, верно, истинно. -Люди говорят правду:
- «Горькая правда» - это правда, которую неприятно, обидно слышать. /Ответы детей могут быть неоднозначными: да – обманывать плохо; нет - не говорить правду тяжелобольному/ Когда говоришь правду, то тебя могут:
/Ответы детей/ -Мы затрудняемся ответить. -Измеряли длину удава. -38 попугаев, 5 мартышек, 2 слона. -Все. Каждый по-своему. -Измерить линейкой. Синоним к слову неправда: ложь, обман. /Проговаривание плана работы в группах/ -Неправда – это то, что не соответствует действительности. -люди говорят неправду, когда:
Когда говоришь неправду, то тебя могут:
| /Далее результаты ответов записываются на доске в соответствующий столбик или вставляются в презентацию./ Книга В.Драгунского «Тайное всегда становится явным». Запись ответов в таблицу. Запись ответов в таблицу Отрывок из м\ф по произведению Григория Остера «Зарядка для хвоста». /Ответы записываются на доске иди в презентацию/ |
Формулирование проблемы | -Сравните причины, по которым люди говорят правду и по которым лгут. -Сравните, что бывает за ложь и что бывает за правду. -Определите проблему. -Как же поступить? От кого или чего это зависит? -Что значит выражение «сладкая ложь»? -Чем неправда отличается от лжи? -Почему говорим о правде и лжи, а не только о лжи или правде. -Правда и ложь проверяются друг другом. -Почему одни люди говорят правду, а другие нет? -Как поступить выбирай сам. Ведь ты человек. | -Люди говорят правду и ложь по одинаковым причинам. -За ложь и за правду бывает почти одно и то же. -Как поступать? -Каждый сам выбирает, как поступить. -Это ложь, которую приятно слушать. -Неправда – искажение действительности. -Ложь – намеренное искажение действительности. -Правда и ложь « связаны» между собой. /Ответы детей/ -Каждый сам делает свой выбор и несет за него ответственность. | «Как поступить выбирай сам. Ведь ты человек.» |
Физкульт-минутка | Дети выполняют движения под музыку к из м\ф по произведению Григория Остера | ||
Применение знаний | - О правде и лжи есть много интересных пословиц. Предлагаю вам составить две пословицы и объяснить их смысл. /Работа с пословицами в группах. Каждой группе даются две одинаковые пословицы/ - Какие пословицы у вас получились? Прочитайте. Объясните их смысл. - А вы знаете пословицы о правде и лжи? -Каждый из вас слышал и от родителей, от воспитателей, от учителей, что лгать плохо. Но объясняли ли они вам, почему это делать нехорошо? Пытались ли с вами разобраться, почему люди начинают лгать? /Ситуации из школьной жизни./ - Поговорим о ситуациях из школьной жизни. Как вы поступаете, если: - получили двойку; - потеряли сменную обувь; - гуляли, не успели до прихода мамы убрать в комнате? - А с вами были ситуации, когда вы пользовались обманом? - Но у русского народа есть ещё одна мудрость: «Ложь во спасение». Как же объяснить такую фразу? Когда человек может прибегнуть к такому? | Правда в огне не горит и в воде не тонет. Красива ложь, да от правды не уйдёшь. | |
Выполнение продуктивных заданий по теме. | /Составление правил честного поведения./ - Предлагаю вам помочь составить правила честного поведения. 1) Сказал – сделай. 2) Не уверен – не обещай. 3) Ошибся – признайся. 4) Говори только то, что думаешь. 5) Не можешь сказать правду – объясни почему. -Если вы будите соблюдать правила, которые мы составили, в общении с другими людьми, тогда вам, действительно, не придется говорить неправду. | ||
Рефлексия | «Правда — точно горькое питье, неприятное на вкус, но зато восстанавливающее здоровье», -считал французский писатель Оноре́ де Бальза́к – Как эта мудрость созвучна с темой нашего урока? – Вам интересно было работать на уроке? – Как вы считаете, проблема, над которой мы работали, важна для нас? – Какие выводы вы сделали для себя? / Написание синквейна на тему «Правда и ложь»/ Правила построения синквейна. 1 строка – 1 ключевое слово (существительное) – тема синквейна. 2 строка – 2 прилагательных, описывающих тему. 3 строка – 3 глагола, характеризующие действия, которые производит существительное. 4 строка – короткое предложение из 4 слов, показывающее отношение автора к теме. 5 строка – синоним или ассоциации из одного слова, которое повторяет суть темы | Пример синквейна: 1.Правда. 2.Чистая,искренняя. 3.Возвышает, очищает, побеждает. 4.Правда очищает душу человека. 5.Свобода. | «Правда — точно горькое питье, неприятное на вкус, но зато восстанавливающее здоровье», -считал французский писатель Оноре́ де Бальза́к |
Рекомендации по оцениванию достижений учащихся | * Отметить учеников, представивших решение проблемы, открытие новых знаний. * Отметить учеников, которые отвечали на вопросы, представляли работу группы, верно сформулировали пункты памятки. Выражение решения проблемы. * Отметить учеников, точно сформулировавших ответ на ключевой вопрос урока. | ||
Домашнее задание | – Выберите один из вариантов домашнего задания или составьте своё по теме урока: -Подберите пословицы о правде и лжи. -Найдите и прочитайте литературные произведения по теме урока. -Для активных учащихся: сочинить сказку, которая начиналась бы со слов: «Жили-были правда и ложь……» | Ложь во спасение. Ложь стоит на одной ноге, а правда – на двух. Чем неправду говорить, лучше молчать. Лжецу и в правде не верят. Лжи много, а правда одна Лучше сказать правду, чем ходить вокруг да около. Правда дороже золота. Лживый хоть и правду скажет, никто не поверит |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/04/picture-544533-1417706703.jpg)
Внеклассное мероприятие на тему "Правда и ложь". Урок провела Янгулова Татьяна Борисовна учитель начальных классов МБОУ "Копьевская ССОШ"
Внеклассное меропрятиеТема: Правда и ложьЦель: Сформировать у учащихся представление о том, что такое лживый и правдивый человек; понимание того, что человек, ставший рабом наркотиков, всегда лжив.Вос...
Технологическая карта урока ОРКСЭ модуль ОМРК тема "Семья"
Технологическая карта урока ОРКСЭ модуль ОМРК тема "Семья"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/13/picture-259053-1371129057.jpg)
Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме "Стыд, вина, извинение"
Технологическая карта урока по теме !Стыд, вина, извинение". Прописанна деятельность учащихся и учителя, а также УУД....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/25/picture-673892-1443190229.jpg)
Презентация к уроку ОРКСЭ или внеклассному мероприятию по теме: "Правда и ложь" 4 класс
Презентация к уроку ОРКСЭ или внклассному мероприятию по теме: "Правда и ложь"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/01/picture-1382511-1643743657.jpg)
Технологическая карта урока ОРКСЭ. Тема урока: «Совесть и раскаяние» , УМК «Перспектива» (4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: Формирование представление о совести и роли покаяния в духовной жизни человека.Задачи урокаДидактические:Научить различать добро и зло ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/26/picture-1454067-1677413849.jpg)
Технологическая карта урока по информатике УМК "Школа 2100". Тема: "Понятия "истина" и "ложь"" (2 класс)
Цель урока: создание условий для осознанного восприятия понятий «истина» и «ложь».Задачи урока Дидактические:— Способствовать развитию навыка работы с понятиями «ис...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ Тема урока «Милосердие – закон жизни»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ Тема урока «Милосердие – закон жизни»...