Использование возможностей творческой и проектной деятельности на уроках ОРКиСЭ. На примере творческого проекта «Преподобный Сергий Радонежский – духовный маяк Земли Русской»
проект по орксэ (4 класс) на тему

Бычкова Ирина Петровна

Представление  творческого проекта «Преподобный Сергий Радонежский – духовный маяк Земли Русской». Проект посвящён 700-летию преподобного Сергия Радонежского в рамках школьного курса по духовно-нравственному и культурологическому воспитанию ОРКиСЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование возможностей творческой и проектной деятельности на уроках ОРКиСЭ. На примере творческого проекта «Преподобный Сергий Радонежский – духовный маяк Земли Русской»

Бычкова И.П.

педагог доп. образования 1 кв. категории

МКОУ СОШ №5 г. Михайловска

                                 Шпаковского района Ставропольского края

Слова великого русского историка Василия Осиповича Ключевского: «Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего», можно перефразировать так: «Народ, который не знает своих корней, не знает традиций, нравственных законов, своих истинных героев, духовных лидеров, не достоин своего будущего».

Несколько лет назад в школах был введен курс ОРКиСЭ в 4-х классах начальной школы. Актуальность этого курса огромная. В школе появился предмет, который ориентирован на духовно-нравственные воспитание школьников, а не только на получение суммы определенных знаний.

         Мною как педагогом-практиком этот курс был встречен с большим интересом. Ведь какие возможности для исследования, творческой работы. Ребята сразу полюбили наши занятия, на которых они могут поговорить о тех вещах, которые волнуют каждого человека, о добре и зле, о том, что такое любовь и милосердие, подвиг ради себя самого и ради ближнего, могут узнать о традициях, обычаях, о духовной культуре своего народа.

        Дети назвали наши уроки: «Труд для души», наверно потому, что здесь больше должна трудиться душа. Опыт показывает, что самыми активными на этих занятиях становятся те дети, которые на других уроках себя никак не проявляют. И уже многолетний опыт говорит о том, что эти уроки необходимо вводить во всех возрастных группах школы. По окончании курса ребята просят, чтобы занятия продолжались и дальше. И действительно, за один год невозможно «объять необъятное». Тысячелетняя история и духовная культура не вмещаются в рамки программы одного года.

        Огромным подспорьем на уроках ОРКиСЭ стали современные технологии и новые методы преподавания, одним из которых является метод проектов. Использование этого метода помогает достичь главной цели курса: «Духовно-нравственного развития ребенка посредством приобщения к духовной традиции России». Его применение предполагает различные активные формы, в том числе и во внеурочной деятельности. При этом проектная деятельность не заменяет собой традиционную систему, а расширяет и дополняет ее.

В процессе работы над проектом ребята, соприкасаясь с духовными ценностями, нравственными примерами, учатся навыкам нравственного самоанализа. Проектная деятельность дает возможность ребятам самостоятельно мыслить, находить решения поставленных ими же задач, раскрывает, подчас скрытый, творческий потенциал каждого ребенка. Ребята с энтузиазмом работают в группах, ведь это еще одна возможность пообщаться, с другой стороны, ребята учатся сообща организовывать различные виды деятельности, доводить начатое до логического завершения. Большая доля самостоятельности и личной ответственности за выполнение общего дела ведет к развитию таких качеств как трудолюбие, внимание, умение слышать и, в тоже время, четко высказывать свою позицию. И у всех огромная тяга к исследовательской работе.

Прикладной характер проектной деятельности так же имеет огромное значение. Мало изучить, важно прикоснуться к тому, что исследовал, что можно воплотить в жизнь, самому прожить то, с чем познакомился, изучил. Детям уже сейчас хочется «жить», то есть применять полученные знания в своей жизни сейчас, а не когда-то потом во взрослой жизни. Поэтому они с огромной энергией всегда берутся за дело, когда речь идет, например, о возрождении народных традиций.

В декабре мы с ребятами работали над проектом «Традиции праздника Рождество». Они не только изучили эти традиции, но и возродили их в жизнь. Итогом проекта был школьный урок-праздник, на котором ребята выступили со сценкой «Рождественские колядки», предварительно сшив костюмы, сделав своими руками «Вертеп», пещерку, где родился Младенец Христос. А в сам праздник Рождества они ходили, как и их предки по домам своих друзей и близких с Рождественской Звездой, поздравляя всех христославными песнями, угощая по традиции «Сочивом». Сколько радости принёс этот проект ребятам и их близким.

Презентация проекта «Сергий Радонежский – духовный маяк Земли Русской».

«Преподобный Сергий Радонежский – благодатный воспитатель русского народного духа».

В.О. Ключевский

Этот учебный год с четвероклашками мы начали творческим проектом, посвящённым 700-летию великого русского подвижника преподобного Сергия Радонежского.

Тип проекта:

  • по доминирующей деятельности учащихся – творческий проект;
  • по предметному содержанию – моно проект;
  • по продолжительности – среднесрочный проект;
  • по числу участников – групповой проект;
  • по уровню контактов – среди учащихся начальной школы.

Моя роль учителя в этом проекте была не авторитарной. Я выступила не как транслятор готовых знаний, идей, а как вдохновитель для творческой и исследовательской деятельности. Важно было, чтобы ребята сами пришли к пониманию значения личности Сергия Радонежского как духовного лидера России.

Любой проект начинается с постановки проблемы. На вопрос, знают ли ребята, почему Сергия Радонежского называют великим подвижником, заступником Земли Русской, а основанный им монастырь духовным центром России, они ответили, что не знают, но очень хотят узнать.

Цель этого проекта познакомить ребят с истинными героями, духовными маяками России. В наше время это имеет большую актуальность, потому что часто для современных школьников ориентиром для подражания становятся «псевдогерои», чуждые по своей сути российским традиционным нравственным ценностям.

Поэтому цель проекта: «Осмысление значимости  жизни преподобного Сергия Радонежского как духовного лидера России».

Задачами этого проекта стали:

  • знакомство ребят с великим русским святым Сергием Радонежским;
  • формирование представлений о духовных ценностях нашей Родины;
  • творческая саморегуляция учащихся в проектной деятельности.

Описание проектной деятельности

Первый этап: Выбор темы.

Ребята разделились на пять творческих групп, каждая из которых выбрала для себя тему исследования, которая отражала определенный этап жизни великого подвижника.

Темы для исследования:

первой группы – «Отрок Варфоломей»;

второй группы – «Начало трудного пути»;

третьей группы – «Угодник Божий»;

четвертой группы – «Заступник Земли Русской»;

пятой группы – «Троице-Сергиева Лавра - духовный центр России».

Второй этап: Поиск информации

Каждой группе ребят были розданы карточки с вопросами, которые помогли им глубже исследовать тему. Сначала каждая группа искала информацию по заданной теме. Затем ребята обсудили ее в группах, придя к коллективному выводу, при этом каждый высказывал свое мнение.

1 группа исследователей «Отрок Варфоломей»:

  1. Где и когда родился Сергий Радонежский, в какой семье?
  2. Что означает имя, которым назвали святого при рождении?
  3. Какое событие произошло с отроком Варфоломеем в 7 лет?
  4. Почему Сергия Радонежского считают покровителем всех учащихся?

2 группа исследователей «Начало трудного пути»:

  1. Кто такой «подвижник»?
  2. Какие трудности и утешения ожидали его в уединении?
  3. Кто разделял одиночество юного монаха?
  4. В чем заключался духовный и телесный подвиг великого русского подвижника?

3 группа исследователей «Угодник Божий»:

  1. Почему к Сергию стали приходить люди за советом и помощью?
  2. Раскрывает ли нам «История крестьянина и землекопа» отношение Сергия к людям и Богу?
  3. Какие чудеса творил Бог через своего угодника и почему?
  4. Почему Сергия Радонежского называют великим угодником Божьим?

4 группа исследователей «Заступник земли Русской»:

  1. Какая беда грозила России в те далёкие времена?
  2. Почему благословил Сергий  князя Димитрия Донского на битву с Мамаем?
  3. Кого и почему дал в помощь русскому войску Сергий Радонежский?
  4. Почему Сергия Радонежского считают заступником земли Русской?

5 группа исследователей

«Троице-Сергиева Лавра - духовный центр России»:

  1. Что означало чудесное явление птиц, которое произошло в лесу ещё вначале его подвижничества?
  2. Сколько монастырей основано Сергием и его учениками?
  3. Что такое «Лавра»?
  4. Почему Троице-Сергиеву Лавру называют духовным сердцем России?

Третий этап: Создание проекта и оформление результатов

После этого ребята перешли к следующему этапу проектной деятельности, оформлению результатов своего исследования. Учащиеся внутри каждой группы разделились:

  • историков-исследователей, которые  создали презентации и подготовили выступления на заданную тему;
  • художников, которые подготовили выставку рисунков одноклассников, а так же галерею работ русских живописцев на заданную тему.
  • режиссёров-сценаристов, которые написали сценарии сценок из жизни Сергия Радонежского и отрепетировали сценки с ребятами или нашли фрагменты фильма о великом святом на заданную тему;
  • технологов, которые нашли костюмы для выступления, оформили зал для мероприятия, многое было сделано своими руками с помощью родителей, которые помогали на протяжении всего проекта.

Четвёртый этап: Презентация проекта

Итогом проектной деятельности ребят стал урок-праздник «Преподобный Сергий Радонежский – духовный маяк России», на котором ребята представили свои творческие и исследовательские работы в яркой и интересной форме путешествия в прошлое. Я приготовила ребятам сюрприз. На этот урок-путешествие я принесла древние церковные книги, которым уже почти 200 лет и икону Богородицы, написанную в 1830 году. Очень хочется, чтобы ребята прикоснулись к живой истории. Может быть, такую же Псалтырь прочитал Сергий Радонежский первый раз в своей жизни и у похожей иконы молил Бога о даровании ему разумения читать Священное Писание.

Очень хочется надеяться, что работа над этим проектом не пройдёт бесследно для духовного становления личности каждого ребёнка, который в нём участвовал. Соприкосновение с жизнью и духовным подвигом Сергия Радонежского сформирует бережное и уважительное отношение к личности великого подвижника, к его жизненному пути. А осознание его великой праведности затеплит в душах ребят огонёк любви к ближнему, той любви, дар которой получил преподобный от Бога за свою прямоту, любовь к правде, мужественность, трудолюбие, благоговение перед Богом и горячую веру.

Ребята недавно выяснили, что в нашем городе есть храм, который освящён в память преподобного Сергия Радонежского. Мы решили после праздника съездить на экскурсию  в этот храм и у настоятеля о. Владимира (Острожинского) узнать об истории создания храма.

Продолжая знакомство ребят с истинными героями России, мы хотим в этом учебном году сделать с детьми интересный исследовательский проект, посвящённый юбилею победы российского народа в Великой Отечественной Войне. Ребята создадут фильм, в котором они расскажут о своих прадедах, которые защищали  Родину. Они снимут на видео беседы с людьми, которые ещё живы и могут рассказать о тех страшных годах и о мужестве, о силе духа, благодаря которому наш народ победил фашизм.


Список литературы:

  1. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изд. Рос. Академия образования.- 2000.- N 2.
  2. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000.
  3. Болотина Т.В. Основные приемы и технологии в работе преподавателя курса «Основы религиозных культур и светской этики» »: Учеб-но-методическое пособие. // М. АПКиППРО, 2010.
  4. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. 
  5. Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие, посвященное 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского « ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ – ИГУМЕН ЗЕМЛИ РУССКОЙ»

В 2014 году верующие  всей России отмечают праздник – 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Эта дата имеет особое значение как для основаннойим Троице-Сергиевой лавры и Серг...

"Игумен земли русской". Сценарий праздника, посвященного 700-летию Преподобного Сергия Радонежского

Сценарий праздника, в котором рассказывается о житии и чудесах Сергия Радонежского, о Троице-Сергиевой лавре. Использованы фрагменты телепередач, мультфильма "Пересвет и Ослябя", фрагменты поэмы о прп...

Презентация Игумен земли Русской Преподобный Сергий Радонежский

Презентация посвящена 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского...

Сценарий праздника по теме «Духовно- нравственное воспитание»- «Преподобный Сергий Радонежский – игумен земли русской».

Цель праздника: воспитание интереса подрастающего поколения к великомуслужению Родине на примере жития Преподобного Сергия Радонежского, к традициям и истории христианства, его духовным ценностям....

Конспект урока "Дорогами святости. Преподобный Сергий Радонежский - игумен Русской земли"

Урок показывает значимость христианских добродетелей, христиаского подвига для исторического, политического, духовного развития нашей страны....

«Духовные ценности жизни святых в жизни современного мира и человека. Святой преподобный Сергий Радонежский - игумен земли Русской».

Разработка проекта-конспекта занятия для учащихся 4  класса на тему: «Духовные ценности жизни святых в жизни современного мира и человека. Святой  преподобный Сергий Радонежский -...

Духовно - просветительский долгосрочный проект «Русский святой преподобный Сергий Радонежский»

Данный проект осуществлялся совместно с  Детским развивающим центром "Ключ разумения" в рамках празднования года памяти святого преподобного Сергия Радонежского....