Конспект урока по ОРКСЭ по теме "Справедливость"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Конспект урока по ОРКСЭ по теме "Справедливость"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_teme_spravedlivost.docx50.11 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Справедливость»

Цель урока:

Формирование у учащихся представлений о справедливости как категории этики, регулирующей нравственное поведение.

      Формирование моральных правил  , чтобы быть справедливым.

Задачи урока, ориентированные на достижение результатов

- личностных:

Воспитывать в детях чувство справедливости.

Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.

- метапредметных :

Развивать кругозор учащихся, обогащать словарный запас.

Развивать умение работать с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения.

    -предметных:

     Раскрыть сущность  понятия «справедливость»

     Сформулировать  моральные правила справедливого поступка.

Методы:

-словесные;

-частично-поисковый;

-методы самостоятельной работы;

Формы организации познавательной деятельности:

-коллективная;

-фронтальная;

-работа в парах;

-групповая;

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации,

Оборудование : листочки , толковый словарь С. И. Ожегова, энциклопедия, ноутбуки , интернет , проектор , экран

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Поставка темы и цели урока.

-Дети , сегодня на уроке мы будем говорить об очень важных вещах в жизни каждого человека

Тему  нашего урока вы узнаете , составив из букв слово.

– У каждой группы на столах буквы. (Справедливость)

-  Вспомните случаи из жизни , когда с вами или с вашими знакомыми поступили несправедливо. Объясните почему.

Слайд 2

- А кто может вспомнить и признаться в том, что сам был несправедлив к

кому-либо?

3. Работа с информацией.

 Чтение рассказа  детьми на слайде и ответы на вопросы .

-Прочитаем рассказ на слайде и ответим на вопросы.

Сердце подскажет.
Дала мама Саше и Жене одну шоколадку на двоих. Разломал ее Саша, да только вот получилось не поровну: одна часть больше другой. Ту, что поменьше, он предложил своему братику, а ту, что побольше, уже собирался в рот поскорее запихнуть. Заметила это мама и строго сказала Саше, что он очень некрасиво поступает.
– Я же поделился и дал Жене его половину.
– Ты поделился, но поделился нечестно, несправедливо.
– Я же не виноват, что шоколадка поровну не сломалась.
– Ты о себе думал, о своем удовольствии, вот и поступил несправедливо.
– А как же тогда справедливо поступить, если кусочки шоколадки неровные?
– А ты сам подумай и спроси у сердца своего, как правильно поступить, – ответила мама, – оно всегда подскажет честное и справедливое решение...

Слайд 3

-  Давайте подумаем с вами ,как поступить в данной ситуации справедливо?

-Что подсказывает вам ваше сердце?

– Почему Саша поступил несправедливо?

-Если бы вместо шоколадки надо было делить невкусную котлету, какую бы часть Саша отдал Жене?

Слайд 4

 -Какова же цель нашего сегодняшнего урока?

(Дети формулируют цель: выяснить, что такое «справедливость» и какого человека можно назвать справедливым)

4.Работа с понятием «справедливость».

   Работа в парах. 

-Сейчас с вами поработаем в парах.

- На столах у каждого лежат листочки..Напишите , пожалуйста , все, что вы знаете о справедливости и как понимаете понятие , что такое «справедливость». (Каждый ученик работает самостоятельно)

( Обсуждение понятия справедливость )

5. Работа с информацией.

 Работа в группах.

Задание 1 группе.  Найти определение понятия « справедливость»  в  энциклопедии.

Задание 2 группе. Найти определение понятия «справедливость»  в   толковом словаре С. И. Ожегова.

Задание 3 группе. Найти определение понятия «справедливость»  в   интернете.

Слайд 5

Слайд 6

 Высказывания великих людей о справедливости.

Мудрые мысли.

Эсхил (Aischylos) (около 525, Элевсин, — 456 до н., Сицилия) - древнегреческий драматург, первый из трех великих афинских трагиков 5 в. до н. Эсхил происходил из старинного аристократического рода. Участвовал в греко-персидских войнах. В 484 одержал первую победу в драматических состязаниях; впоследствии еще 12 раз был победителем в состязаниях драматургов.
Гюго — Виктор Мари (Victor Marie Hugo, 1802 1885) великий французский поэт и романист, глава французских романтиков. Г. ведет свою родословную от трудовой мелкобуржуазной семьи, высоко поднявшейся по социальной лестнице в эпоху Первой империи

Жан-Жак Руссо́ (фр. Jean-Jacques Rousseau; 28 июня 1712, Женева — 2 июля 1778, Эрменонвиль, близ Парижа) — французский писатель, мыслитель. Разработал прямую форму правления народа государством — прямую демократию, которая используется и по сей день, например в Швейцарии. Также музыковед

ЦИЦЕРОН — МАРК ТУЛЛИЙ (Marcus Tullius Cicero) (106 43 до н.э.), римский оратор и философ. МАРК ТУЛЛИЙ ЦИЦЕРОН  родился в Арпине, небольшом городе примерно в 100 км к востоку от Рима, 3 января 106 до н.э., в зажиточной семье местного всадника....

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

-Кто из вас знает кто это?
-А почему у неё завязанные глаза?

-Что означают весы в её руке?
-Что обозначает меч?
Богиня Фемида. Фемида, в древнегреческой мифологии богиня правосудия

        Фемиду изображают с повязкой на глазах, что символизирует беспристрастие  ,с весами в одной руке и мечом в другой — такое распространённое изображение она получила уже у римлян, заимствовавших её образ у греков в виде Юстиции. Римляне вложили в её правую руку меч вместо рога изобилия, первоначально же у неё не было и повязки, т. е. она изображалась с весами и рогом изобилия.

Весы — древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершённые смертными при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит. Рог изобилия в руке Фемиды — символ воздаяния или не воздаяния представшему перед её судом.

-А вам хотелось бы быть справедливыми?

6 Работа с учебником.

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

7. Беседа по вопросам.        

  -Что такое справедливость? (Справедливость -моральное правило, регулирующее отношения между людьми ,совершение действия в соответствии с истиной, законом)

- По каким признакам можно судить о справедливости?  

Признаки справедливости: соразмерность- оценка по заслугам, уравнивание- «равное за равное»

Слайд 13

- Какие  моральные  правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым?

 Моральные правила: соблюдение прав других людей;

непричинение в своих действиях зла (унижения, обмана, насилия);

борьба с пороками и недостатками, а не с людьми, у которых они есть;

признание правоты других людей;

стремление найти решение, которое могло бы устроить

Слайд 14

Слайд 15

8  Обсуждение литературного произведения   .

Ужасная несправедливость
Аня была в гостях у Даши. Девочки долго играли в дочки-матери, а когда Аня ушла, то Даша обнаружила, что у нее пропало два платьица ее любимой куклы. Всю квартиру Даша осмотрела, а нарядов так и не нашла.
– Это уж точно Аня в карман себе положила и унесла, – заподозрила она. – Ну, я ей покажу.
Она выбежала во двор и, подойдя к Ане, громко сказала:
– Ты нечестная. Ты тихонько взяла и унесла платья моей куклы. Отдавай немедленно их назад!
– Я не брала у тебя ничего. Вот, можешь проверить, – сказала Аня и показала свои карманы.
– Ты уже успела где-нибудь их спрятать, – сказала Даша. – Я с тобой больше не дружу. Я всем расскажу, какая ты. С тобой никто играть не будет.
С того дня про Аню по двору поползли всякие слухи и сплетни. Девочки во дворе прятали от нее своих кукол и не хотели с ней играть.
Через месяц, убирая квартиру, Дашина мама нашла за диваном два платьица, те самые, которые Даша считала украденными. Стыдно стало Даше за свои несправедливые подозрения и обвинения в воровстве, но извиняться она не стала, побоялась сознаться и сказать всем девочкам, что ошиблась. Вот и получалось, что платья давно уже найдены, а с Аней по-прежнему никто не играл. Сначала Даша трусливо молчала, видя несправедливое отношение к Ане, а потом не выдержала. Она вынесла из дому свою любимую куклу со всеми нарядами и, протянув ее Ане, сказала:
– На, возьми, она твоя. Прости, я была неправа и несправедлива к тебе.
Беседа по вопросам к тексту.
[?] – Почему Даша поспешила несправедливо обвинить Аню в воровстве? (Хотела поскорее вернуть одежду для куклы любыми способами).
– Почему Даша решила не извиняться и не захотела исправлять допущенную несправедливость по отношению к Ане? (Думала лишь о себе, боялась и не знала, что будет с ней, когда справедливость восторжествует).
– Справедливо обошлись дети во дворе с Аней? (Жестоко обижать и обвинять на основании слухов и сплетен, на основании бездоказательного личного мнения недопустимо).
– Почему Даша не выдержала и подарила куклу Ане? (В ней заговорила совесть, она почувствовала несправедливое отношение к Ане и угрызения совести).

9. Беседа по прочитанным произведениям.

-Вспомните русские народные сказки и сказки зарубежных писателей. расскажите о несправедливом отношении одних героев к другим. Объясните почему вы так считаете.

Слайд 16


10. Игра «Собери пословицу»
Пословицы и поговорки, связанные с понятием «справедливость».

Слайд 17

11.Домашнее задание

Прочитайте   рассказ, сказку, художественное произведение о несправедливости. Расскажите о несправедливом отношении одних героев к другим

Слайд 18

12.Рефлексия. 

Закончи предложение. 

 -сегодня я узнал…

   -было интересно…

-заставил задуматься…

-навёл меня на размышления…

-я узнал  на уроке…

-я считаю нужным запомнить…

Слайд 19

Урок по ОРКС

Основы религиозных культур  и светской этики.

  Тема урока «Справедливость»

Богиня правосудия Фемида

                                                   Учитель : Евдокимова Л. В.,

                                                           МКОУСОШ № 48 имени Героя                                                   Российской Федерации Сергея Сергеевича Громова г. Тулы

                                        Тула

                                        2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока №21 ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"

Предлагаю на примере конкретного урока № 21 курса ОРКСЭ рассмотреть,  как учитель формирует у учащихся УУД на различных  его этапах....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.

Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.

Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."

Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы  религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль основы православний культуры, тема урока "Календарный год в православии"

Данный урок способствует развитию духовно-нравственной основы личности, позволяет развивать способности, анализировать и обобщать информацию. Развивает комуникативные способности учащихся....

Конспект урока по ОРКСЭ:Основы православной культуры по теме "Не совсем обычный урок" в 4 классе.

Конспект урока по Основам православной культуры в 4 классе на тему "Не совсем обычный урок". Использованные  методы обучения: работа в группах, проблемный(подводящий) диалог, метод демонстра...

Конспект урока по ОРКСЭ модуль светская этика "Нравственные идеалы" Урок 24

Цель урока: раскрытие понятия  духовного мира личности на примере образов русских богатырей. Главным зерном данного урока является работа с понятиями, на которые учащиеся выходят через...