Урок по ОРКСЭ 4 класс "Добро и зло"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Гулько Ольга Николаевна

Урок по ОРКСЭ 4 класс,модуль "Основы светской этики", тема: "Добро и зло".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_orkse_gulko_o.n.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

КАСКАДНАЯ МОДЕЛЬ повышения квалификации ПО КУРСУ ОРКСЭ

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Гулько Ольга Николаевна

Район

Татарский

Место работы

МБОУ СОШ №5

Должность

Учитель начальных классов

Общая информация

Модуль

Основы светской этики

УМК

Школа 2100

Тема урока

Добро и зло

Тип урока

Изучение нового материала

Цель, задачи

Цель : развитие представлений учащихся о добре и зле;

Задачи: воспитание стремления совершать добрые дела;

•        раскрыть значение дружбы, доброты и отзывчивости в жизни людей;

•        развитие самооценки.

•        развивать у детей чувство взаимопонимания и поддержки.

Необходимое оборудование

Дидактическое обеспечение

•        распечатка текста стихотворения;

•        таблица с пословицами;

•        капельки, вырезанные из цветного картона ( по количеству детей в классе );

•        

Планируемые результаты  урока

  • личностные
  •         смыслоопределение, самоопределение
  • предметные
  •         формирование изучаемых понятий
  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)
  • целеполагание, планирование взаимоконтроля, взаимооценка, осуществление информационного поиска, структурирование заданий, построение речевого высказывания, анализ , сравнение, установление причинно-следственных связей

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*

 рисунки капелек для осмысления, представление продукта работы группы

Литература и Интернет-ресурсы

Основная

  •         Учебник «Основы светской этики», Коллектив авторов, издательство «Просвещение», 2010 год

Дополнительная

  • Пословицы о добре

Интернет-ресурсы

  • Подборка стихотворений

ЭОРы

Детская песня «Доброта»


План проведения занятия с обоснованием выбора  технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

Формируемые УУД

(с указанием конкретных действий)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите друг другу частичку своего тепла

- Вспомните правила работы в команде, покажите, что вы – команда.

Дети смотрят друг на друга и замечают какое настроение у одноклассников

Коммуникативные

(установление контакта для совместной деятельности)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

- Учитель читает  стихотворение Р. Сефа:

Кто любит собак

Или прочих животных,

Серьёзных котят

И щенков беззаботных,

Кто может любить и козла, и осла

Тот людям во веки

Не сделает зла.

Звучит детская песня «Доброта»

- О чём мы будем говорить сегодня на уроке?

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Дети формулируют тему урока

Регулятивные

(Развиваются регулятивные УУД, т.к.происходит прогнозирование,  целеполагание, ориентация на предстоящую деятельность на уроке, принятие учебной задачи.)

3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

- Сегодня мы с вами будем говорить о доброте и добрых делах.

- Что такое добро?

- Назовите антоним к слову добро.

Дети подбирают антонимы к слову добро

Познавательные

(осознанное и произвольное построение речевого выска-зывания в устной  форме. Расширение познавательной сферы за счет обменом информацией на основе своего жизненного опыта)

4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

- Благодарю вас за ответы. Теперь нам предстоит доказать, правы ли мы в наших суждениях.        Работа в парах:

Записать на листке слова в 2 столбика. В первый – слова, характеризующие добро, а во второй – зло.

Работа детей в парах,

зачитывание ответов.

Коммуникативные

(инициативное сотрудничество, учащиеся, рассматривая вопросы, рассуждают, аргументируют мнения, активно и внимательно слушают друг друга.)

5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

Мы живём с вами на планете Земля. Коль существуют на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые и злые дела.

- Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда зло?

Ответы детей

Коммуникативные

(умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

« Спешите делать добро»  как вы понимаете смысл этой поговорки?

-А как вы представляете возможным воплощать её в вашей жизни?

- Встречались ли похожие моменты в вашей жизни?

- Доброта, добро требует от человека проявления чувств. И без этого не может быть истинной, настоящей доброты.

- А знаете ли вы историю слова

 « Добро »? Это слово является исконно русским. Доброжелательность всегда ценилась русским народом. Об этом мы можем судить по огромному количеству пословиц и поговорок.

Работа в группах.

Попробуйте соединить части пословиц и поговорок:

Доброе слово        пока есть силы.

Доброе слово человеку,        кто добра не делает никому.

Не одежда красит человека,        чтобы добро тебя нашло.

Давай вершить добро,        Тому нет времени быть добрым.

Худо тому,        и некоторые глухие могут слышать.

Твори добро,        а его добрые дела.

Кто слишком долго думает о том, чтобы делать добро,        и кошке приятно.

Доброта- язык, на котором немые могут говорить        что дождь в засуху.

Работ в группах. Составление пословиц.

Коммуникативные

(умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Регулятивные

(коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив, способ действия в случае расхождения )

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Поразмыслим над пословицей :

 ( пословица записана на доске )

 

«Рождает зверя зверь,

Рождает птица птицу,

От доброго добро,

От злого зло родится».

-Вы обратили внимание на то, что рядом с добром часто упоминается зло. Как    вы думаете, почему?

-Верно, добро всегда противодействует злу, борется с ним.

-Попробуйте охарактеризовать разницу между добром и злом.

Высказывания учащихся.

 Ребята размышляют, пытаются найти точные характеристики.

Регулятивные

(оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено)

Личностные

(Развиваются личностные УУД, поскольку задания направлены на осознание смысла понятий «добро» и «зло»)

8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

– Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?

Может быть, нам помогут это узнать старинные весы?

Учитель показывает самодельные чашечные весы.

На одну чашу весов мы будем

 « класть зло » ( таблички с надписями: зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь. )

Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с добром. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, совершают люди вокруг вас.

Учитель раздаёт детям капельки, вырезанные из цветного картона, на которых дети записывают « добрые » слова и кладут их на чашу весов с добрыми словами.

Личностные

(ценить и принимать базовую ценность:  «Добро»,

Коммуникативные

(Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения)

Регулятивные

(Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения)

9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть… Какими по вашему инению вы должны быть? ( смелыми, трудолюбивыми, добрыми.) Ведь делать добро – это здорово.

Стань добрым волшебником!

Ну – ка попробуй!

Тут хитрости

Вовсе не нужно особой.

Принять и исполнить

Желанье другого –

Одно удовольствие,

Честное слово!

Ответы детей, перечисление качеств.

Личностные

(нравственно-этическая ориентация)

Коммуникативные

(самовыражение)

Регулятивные

(самооценка)

ГАОУ ДПО НСО Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок 15. (ОРКСЭ, модуль -Основы светской этики. Тема урока "Что значит быть моральным"

Урок 15. (Орксэ, модуль "Основы светской этики") Тема урока: "Что значит быть моральным"...

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."

Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы  религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....

Конспект урока по ОРКСЭ. Модуль: «Основы мировых религиозных культур» .Тема урока: "Семья"

Представлен конспект урока и презентация для учащихся 4 класса по курсу ОРКСЭ (Модуль "Основы мировых религиозных культур"). Тема урока: "Семья"...

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль основы православний культуры, тема урока "Календарный год в православии"

Данный урок способствует развитию духовно-нравственной основы личности, позволяет развивать способности, анализировать и обобщать информацию. Развивает комуникативные способности учащихся....

Конспект урока по ОРКСЭ:Основы православной культуры по теме "Не совсем обычный урок" в 4 классе.

Конспект урока по Основам православной культуры в 4 классе на тему "Не совсем обычный урок". Использованные  методы обучения: работа в группах, проблемный(подводящий) диалог, метод демонстра...

Конспект урока по ОРКСЭ модуль светская этика "Нравственные идеалы" Урок 24

Цель урока: раскрытие понятия  духовного мира личности на примере образов русских богатырей. Главным зерном данного урока является работа с понятиями, на которые учащиеся выходят через...