урок по курсу ОРКСЭ "Милосердие и сострадание"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Модуль: Основы православной культуры, урок №12.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse.docx31.05 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                      Мардамшина Ф.Г.

Модуль: Основы православной культуры

№ урока: 12

Тема: Милосердие и сострадание.

Цель: осмысление понятия «милосердие» как основополагающего нравственного постулата, начала, облагораживающего и улучшающего жизнь человека и общества; взаимосвязи понятий: «милосердие», «ближний», «любовь к врагам». 

Задачи урока: 
Обучающая: создать условия для формирования понятий: «милосердие», «сострадание», «ближний», «милостыня»; научить понимать христианское значение слова «ближний»; 
Развивающая: осознать суть христианского отношения к ближнему; понять, каким должно быть отношение христианина к личным врагам; 
Воспитывающая: дать понять, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются. 

Планируемые результаты: 
Предметные: осознание ценности понятий: «милосердие», «сострадание», «ближний», «милостыня»; 
Метапредметные: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 
Личностные: воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

Основные понятия:Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.  

Сострадание – сочувствие другому страданию, участие, возбуждаемое горем, несчастьем другого человека.

Ближний – тот, кто не оставит тебя в беде, кто поможет в любой момент.

Милостыня – это благотворение нуждающимся.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, толковые словари русского языка С.И. Ожегова.

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Добрый день, ребята! Я очень рада вас увидеть. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь, пожелайте друг другу хорошего настроения на уроке. Пусть это настроение у вас останется на весь день.

- С какого слова я начала урок? Что означает это слово? Вспомните, какой добрый поступок вы совершили сегодня? Улыбнитесь еще раз и порадуйтесь за себя.

2. Введение темы урока, цели и постановка учебно-познавательных задач урока.

- А сейчас давайте послушаем притчу. (Дети слушают притчу)

Однажды слепой человек сидел на ступеньках одного здания со шляпой возле его ног и табличкой с надписью: «Я слепой, пожалуйста, помогите».

Один человек проходил мимо и остановился. Он увидел инвалида, у которого было всего лишь несколько монет в его шляпе. Он бросил ему пару монет и без его разрешения написал новые слова на табличке. Он оставил её слепому человеку и ушёл.

К концу дня он вернулся и увидел, что шляпа полна монет. Слепой узнал его по шагам и спросил, не он ли был тот человек, что переписал табличку. Слепой также хотел узнать, что именно он написал. Тот ответил:

— Ничего такого, что было бы неправдой. Я просто написал её немного по-другому.

Он улыбнулся и ушёл.

Новая надпись на табличке была такая: «Сейчас весна, но я не могу её увидеть».

- Как вы думаете, почему человек именно так написал? (Он хотел, чтобы люди выразили сострадание и стали милосерднее по отношению к слепому)

-Добился он этого? (Да)

- Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке? (Дети называт тему урока, чему будем учиться, что узнаем)

  - Мы сегодня с вами опять будем открывать новые знания. А для того, чтобы нам их легко было открывать, нам нужно: (Дети называют)

- хорошее настроение

- знания и умения

- верные друзья

- ответы полные давайте

- и на уроке не зевайте.

3. Организация и управление процессом усвоения учебного материала.

- В одной из заповедей говорится…

«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут»

-Кого называют милостивым? (Милостивыми называют тех людей, которые милосердно и сострадательно относятся к другим людям.Такие люди готовы помочь нуждающимся по мере возможности)

- О чем говорится в этой заповеди?( Надо быть милосердными)

- Как вы понимаете значение этого слова?  (Ответы учащихся)

- Милосердие – милое сердце, милующее сердце. Сострадание – умение переживать за другого человека. Найдите определения этих слов в словарях русского языка С.И. Ожегова, В.И. Даля. (Работа детей в группах со словарями)

Работаем по группам: 1 группа работает со значением слова «милосердие», 2 группа – со значением слова «сострадание». Зачитайте значения слов (Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.  Сострадание – сочувствие другому страданию, участие, возбуждаемое горем, несчастьем другого человека) 

- Чем близки эти слова? Чем отличаются? (Милосердие – это помощь в трудную минуту, а сострадание – это жалость к человеку, который в беде).

- Прочитайте пожалуйста по учебнику на странице 42 и скажите: Что лежит на основе милосердия?( Любовь)

 - Давайте выделим корни в слове милосердие. Подберите слова близкие по значению. ( Доброта, сострадание, любовь, сочувствие, забота)

- Кто на ваш взгляд является милосердным человеком? Можете назвать кого-то из знакомых, близких вам людей? Да, как правило, это наши бабушки, мамы, папы, добрые друзья, которые заботятся о нас.

-Милосердие, доброта, забота о своих ближних играют важнейшую роль в жизни человека. Одним из важнейших элементов веры христианства является представление о том, что Бог всемилостив. Его Сын, Иисус Христос, многократно учил своих приверженцев тому, что они должны отдавать людям все, что имеют. Иисус учил, что всякий добрый или наоборот, дурной поступок, который мы совершаем в отношении другого человека, обращен к Богу.

4. Физкультминутка.

5. Исследовательская работа с текстом.

 -Однажды Иисуса Христа спросили: «Какая самая главная среди множества заповедей?» Он сказал: «Важнее всего любовь к Богу и к человеку. Люби ближнего, как самого себя». И тогда ему задали непростой вопрос: «А кто мой ближний?». Христос же на заданный ему вопрос ответил притчей о добром самарянине.

- В тексте есть незнакомые слова и выражения. Прочтите их на листочках, которые лежат у вас на столе.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Притча-рассказ с нравоучением.

Самаряне-жители одной местности в Палестине. Живут в Наблусе и Холоне.

Заповедь-правило жизни.

Жить достойно-жить по заповедям Христа.

Возмездие-оплата за преступление, зло.

Ближний-всякий человек, который нуждается в помощи.

Покаялся-признал свою вину.

Падший-нравственно разложившийся.

Душа-внутренний мир человека, его сознание.

Прощение-простить кого-либо

Притча о добром самарянине. (Чтение притчи учителем)

На некоего человека напали разбойники, избили его и ограбили, сняли с него одежду и оставили едва живым. По случаю один священник шёл той дорогою и, увидев его, прошёл мимо. Также и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо. Каждый из них при виде окровавленного человека говорил своей совести, что он очень торопится, что у него впереди очень важные дела – и проходил мимо. Но один приезжий человек, который даже не очень правильно говорил на местом языке, остановился, сжалился и, подойдя, перевязал избитому раны. И, посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём. А на другой день, отъезжая, дал содержателю гостиницы денег и сказал ему: «Позаботься о нём; и если расходы будут более, того, что я дал, то когда я возвращусь, отдам тебе долг». Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний избитому?

- Понравился вам самарянин? Чем он вам понравился? Что означает притча? Назовите главную заповедь Христа. (Ответы учащихся)

 -Найдите в тексте и ответьте на вопросы.Кто такой ближний? ( Работа по учебнику)

 -А если  человек виноват перед тобой, нужно ли ему помогать  в трудную минуту?

 -Найдите и прочитайте принцип по которому нельзя поступать. («Как ты к нам (относишься), так и мы к тебе?»)

 -А если люди не будут придерживаться этого принципа, что же может произойти?

 -Даже если вчера ты поссорился с другом, если он наговорил тебе много плохих слов, обидел тебя. А сегодня он попал в беду – протяни ему руку помощи, прости его. Поддержи в беде и несчастье.Это самый высокий из призывов Иисуса Христа: «А Я говорю вам: любите врагов ваших».

 - Эту историю Иисус рассказал народу. И Ему очень нравится, когда мы поступаем так, как добрый самарянин. Поэтому Он сказал: «Иди и ты поступай так же».И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними…»

Притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит тебя в беде, а также тот, кто нуждается в твоей помощи. Исполняя завет своего основателя, христианская церковь уже много веков помогает больным, бездомным, малоимущим, детям, инвалидам, тем, кто попал в беду, находится в тюрьмах.

- Ребята, а какие примеры милосердия вы еще можете назвать?

- Иисус Христос говорил: «Всякому просящему у тебя-дай»

- Что можно давать? (Милостыню)

-Самостоятельное чтение статьи «Милостыня» (учебник, с. 44-45) и ответить на вопрос: Что такое милостыня?

- Милостыня – это благотворение нуждающимся.

- Кто больше пользы имеет – просящий милостыню или дающий её?

 «Нищий богатым питается, а богатый молитвой нищего спасается»

- Ребята, скажите,пожалуйста,каким же должен быть человек? Как он должен относиться к другим людям? (Ответы учащихся)

- Выберите те качества, которыми должен обладать настоящий человек? (Дети работают в группах. На карточках записаны слова: милосердие, сострадание, доброта,  равнодушие, благость, бескорыстие, обида, прощение, помощь, радость, злорадство, участие, жалость, любовь, жадность.)- Какие качества вы выбрали?  Почему?

- Почему оставили карточки со словамиместь, злорадство, обида, равнодушие, жадность?

6. Игра «Твори добро»

- А сейчас мы с вами поиграем, «Твори добро». Вспомните, какое доброе дело или поступок вы сегодня совершили. Передавая сердечко, расскажите об этом классу.

(Дети рассказывают о своих добрых делах и передают сердечко)

 -Помогая другим, ты помогаешь себе, потому что творение добра приносит благо и радость для тебя самого. Быть милосердным – значит жить в радости.

 -Помните удивительное свойство души: чем больше мы отдаем добра другим, тем больше получаем его.

- Наверное, с каждым из вас было такое, что когда вы совершаете плохой поступок, на душе у вас становится скверно, сердце разрывается  от боли и хочется, чтобы… ( нас простили).

 -Мы хотим, чтобы нас простили.Но если мы хотим, чтобы нас прощали, то, значит, и других мы должны учиться прощать.

7. Творческая работа в группах (3 группы). - дети работают в группах

Задания для групп: найти различные способы помощи людям или животным в той или иной ситуации.

  1. Вам поставили подножку.
  2. В трудную минуту тебе не помог друг.
  3. Вы нашли  маленького котенка.

8. Рефлексия

- Ребята, вы сегодня замечательно работали, я вами очень довольна. Вы у меня молодцы!

 - Поднимите руку те учащиеся, которым:

-Урок понравился, мне было интересно;

-Мало узнал, только время потерял.

-Много узнал, хочу найти дополнительный материал.

Оценить себя по плану:

-Меня удивило...

-Произвело впечатление..

-Мне понравилось..

-Меня восхищает...

-Мне запомнилось …

-Я считаю, что...

- Ребята прислушайтесь к взрослым уважайте старших. Растите добрыми,  чуткими, отзывчивыми, умеющими разделить и горе и радость ближних и близких людей. Ведь ближний-это тот кто нуждается в твоей помощи.

9. Домашнее задание:

1. Нарисуйте рисунок милосердия и сострадания.

2. Подготовить рассказ о проявлении милосердия и сострадания.

10. Приложение.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Притча-рассказ с нравоучением.

Самаряне-жители одной местности в Палестине. Живут в Наблусе и Холоне.

Заповедь-правило жизни.

Жить достойно-жить по заповедям Христа.

Возмездие-оплата за преступление, зло.

Ближний-всякий человек, который нуждается в помощи.

Покаялся-признал свою вину.

Падший-нравственно разложившийся.

Душа-внутренний мир человека, его сознание.

Прощение-простить кого-либо

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Притча-рассказ с нравоучением.

Самаряне-жители одной местности в Палестине. Живут в Наблусе и Холоне.

Заповедь-правило жизни.

Жить достойно-жить по заповедям Христа.

Возмездие-оплата за преступление, зло.

Ближний-всякий человек, который нуждается в помощи.

Покаялся-признал свою вину.

Падший-нравственно разложившийся.

Душа-внутренний мир человека, его сознание.

Прощение-простить кого-либо

Притча

Однажды слепой человек сидел на ступеньках одного здания со шляпой возле его ног и табличкой с надписью: «Я слепой, пожалуйста, помогите».

Один человек проходил мимо и остановился. Он увидел инвалида, у которого было всего лишь несколько монет в его шляпе. Он бросил ему пару монет и без его разрешения написал новые слова на табличке. Он оставил её слепому человеку и ушёл.

К концу дня он вернулся и увидел, что шляпа полна монет. Слепой узнал его по шагам и спросил, не он ли был тот человек, что переписал табличку. Слепой также хотел узнать, что именно он написал. Тот ответил:

— Ничего такого, что было бы неправдой. Я просто написал её немного по-другому.

Он улыбнулся и ушёл.

Новая надпись на табличке была такая: «Сейчас весна, но я не могу её увидеть».

-Меня удивило..   ___________________________________________________________

-Произвело впечатление..____________________________________________________

-Мне понравилось..  _________________________________________________________

-Меня восхищает...__________________________________________________________

-Мне запомнилось …________________________________________________________

-Я считаю, что..._____________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме «Милосердие и сострадание»

Конспект урока по теме «Милосердие и сострадание»...

Конспект урока по ОРКСЭ "Милосердие и сострадание"

КОнспект урока по ОРКСЭ модулю "ОПК" по теме "Милосердие и сострадание" 4 класс...

урок по курсу"Основы православной культуры " по теме- Милосердие и сострадание

Разработка урока по Основам Духовно-нравственного культуры  народов России ,  блок Основы православной культуры, урок № 12....

Урок по ОПК "Милосердие и сострадание" 4 класс

Урок "Милосердие и сострадание"  проводится в 4 классе по предмету "Основы православной культуры"12 по счету. Этот урок способствует не только раскрытию содержания понятий милосердие и сострадани...

Конспект урока и презентация к уроку по курсу "ОРКСЭ" на тему " Милосердие, сострадание и взаимопомощь в разных религиях мира". 4 класс

Этот материал можно использовать не только на уроках "ОРКСЭ", но и для проведения внеурочной деятельности, для проведения классных часов и родтельских собраний...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ «Основы православной культуры и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема урока: Милосердие и сострадание

Урок «Милосердие и сострадание» проводится в 4 классе по предмету «Основы православной  культуры», автор учебника А.В.Кураев, 12 уроком по счёту. Этот урок проходит после ...

Презентация к уроку по курсу ОРКСЭ. Модуль Основы Православной культуры."Милосердие и сострадание"

Данная презентация  может быть использована при проведении урока№12 ОРКСЭ, Модуль "Основы православной культуры"...