конспект урока по ОРКСЭ, тема "Икона"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Пухкало Ольга Петровна

Конспект открытого урока 

 

Урок по теме «Икона» в 4 «В» классе

 

МБОУ СОШ № 14

Учитель: Пухкало О.П.

 

(по модулю «Основы православной культуры» в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»)

 

Цель: знакомство со святыней православия – иконой

Задачи:

1.      Показать, в чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины; почему икона так необычна; зачем изображают невидимое;

2.      Развивать исследовательские навыки, умение работать с книгой, умение оценивать свою работу и работу своих одноклассников;

3.       Развивать познавательные и творческие способности;

4.      Развивать коммуникативные умения, умения работать в группе;

5.      Формировать отношение уважения к  объектам православного искусства на  территории места проживания,  воспитание любви к родному краю 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Икона» в 4 «В» классе

МБОУ СОШ № 14

Учитель: Пухкало О.П.

(по модулю «Основы православной культуры» в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»)

Цель: знакомство со святыней православия – иконой

Задачи: 

  1. Показать, в чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины; почему икона так необычна; зачем изображают невидимое;
  2. Развивать исследовательские навыки, умение работать с книгой, умение оценивать свою работу и работу своих одноклассников;
  3.  Развивать познавательные и творческие способности;
  4. Развивать коммуникативные умения, умения работать в группе;
  5. Формировать отношение уважения к  объектам православного искусства на  территории места проживания,  воспитание любви к родному краю

Предполагаемые результаты:

В результате изученной темы дети должны:

Знать: В чём необычность иконы; как на иконах изображается её отличие от обычной живописной картины и почему. Почему изображают невидимое.

Уметь: Объяснить, как понятие света связано с пониманием Бога в христианстве. Объяснить, почему христиане считают возможным изображать невидимого Бога. Рассказать, кому молятся христиане, стоя перед иконой. Объяснить слова «нимб» и «лик».

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, исследовательская работа с источниками информации, участие в учебном диалоге, активное творческое занятие, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Основные термины и понятия: икона, свет иконы, нимб, лик

Средства наглядности: презентация к уроку, учебник, задания для работы в группах, предварительные индивидуальные задания

Класс разделён на 4 группы:– исследователи. В каждой группе свой эксперт.

Ход урока

Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1

Мотивация

Учитель читает отрывок из “Казачьей колыбельной песни»

Самоорганизоваться, настроиться на работу

2

Введение

в тему

- Какова же тема нашего занятия?

Задачи урока

Определение темы урока

Анализировать и выделять основное

3

Актуализация знаний

Вводное слово

  1. Информация учащихся

4

Проблемная ситуация

- Чем же икона отличается от картины?  

5

Решение проблемной ситуации

  1. - Проведём исследование, сделаем выводы

Работа в группах

Исследовать, анализировать, сравнивать

6

Первичное закрепление

Создание ситуации успеха

Дополнительная информация по каждой группе исследования.

Знакомство со значением цветов на иконе

В итоге учитель оценивает работу групп.

Оценка и самооценка,
расширение словарного запаса

7

Проблемная ситуация

первые иконописцы,

первые иконы

На фоне музыки ученица знакомит с первой иконой «Спас Нерукотворный»

Эстетическое восприятие

Расширение кругозора

8

Творческая самостоятельная работа

иконы и молитвы

виды икон

Работа в группах

Исследовать, анализировать, сравнивать,

делать выводы

9

Рефлексия

- Почему иконы так дороги человеку? Прочти слова и выражения, определяющие смысл иконы. Выбери наиболее приемлемые для тебя ответы.

Размышляют

Работа в группах(по карточкам)

Высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения

10

Итог урока

Гость урока (Прошутинский Г.Е.)

Заключительное слово учителя

Отвечает на вопросы детей

Задумываются о смысле жизни

Философствовать

11

Д\задание

Домашнее задание по выбору

Выбирают задание по силам и интересу

Уметь оценивать свои возможности

  1. Организационный момент.

 -  Сегодня на уроке много гостей, а гости  - это всегда радость, это хорошее настроение. Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошего рабочего настроения и  успехов.

 Введение в тему.

- Я прочту отрывок из произведения, а вы назовете, к какому жанру он относится?

  -  “Дам тебе я на дорогу

       Образок святой:

       Ты его, моляся Богу,

       Ставь перед собой;

       Да, готовясь в бой опасный,

       Помни мать свою…

       Спи, младенец мой прекрасный,

       Баюшки-баю”

- Я не случайно начала наш урок отрывком из “Казачьей колыбельной песни”, написанной на стихи великого русского поэта М.Ю.Лермонтова.

- О чём в нём ведётся речь? Что даёт мать своему ребёнку? (об иконе)

Из него видно, что о святом образе – иконе мать рассказывала своему ребёнку с самого рождения, даже напевая колыбельную песню. Иконы сопровождали православного христианина от рождения и до смерти.    

II.       – Как вы думаете, какова же тема нашего урока? (иконы)  слайд 1(3)

  Сегодняшний урок мы посвятим символам христианства –  иконам.

- У кого из вас дома есть иконы?

-А где они расположены?  слайд 2

Самое видное место в доме называется красный угол. В нем находятся иконы, а перед ними лампада (или свечка) – символ света и живого огня, освящающего лик святой иконы.

             Где ещё мы можем встретить иконы? слайд 3 (2)

- Храм заполнен иконами…  Одни - помещены на стенах. А другие стоят на полу – это люди.  Странные застывшие лица, вернее лики с выразительными глазами, смотрят на нас с икон, проникая прямо в душу.

 - А как называется стена в храме из икон? (Иконостас - замечательное создание Древней Руси) слайд 4(2)

- А где мы можем получить информацию об иконах?

(интернет, книги, учебник, словари)

- А знаете ли вы, что называется иконой?

               - Давайте обратимся к словарям и узнаем значение слова «икона» (толковый словарь) слайд 5(4)

III.       Создание проблемной ситуации 

                -а где ещё мы можем встретить иконы? (музей, галерея, выставка) слайд 6(2)

- какой ещё вид живописи мы можем встретить в музее, галерее, на выставке? (картины) слайд 7

- посмотрите вокруг и скажите, что вы видите? (иконы и картины)

-а как вы думаете, иконы отличаются от картин? слайд 8

( Икона заметно отличается от живописной картины.)

- А вы можете сейчас назвать эти отличия?

-Как вы думаете, какая цель нашего урока?  сегодня на уроке мы будем учиться  находить различия. Это и есть цель нашего урока.

- у вас на столах в каждой группе есть вопрос, на который вы должны будете ответить в конце урока.

- В течение урока вы будете заполнять таблицу, которая находится у вас на столе, вписывая в неё отличия икон от картин.

                        Чем же икона отличается от картины?  

Живописная икона отличается от картины тем, что задача иконы – показать сокровенный мир души святого человека. Слайд9(1)

Вот посмотрите, ребята, пред нами икона святого Пантелеймона целителя. Когда мы смотрим на неё, то что больше всего бросается в глаза? (лицо и глаза)

 Да, ничего кроме его лица и глаз больше и не видим. Т.е. через его лицо, глаза мы постигаем его душу.

Что мы там видим?  Мы видим сострадание, мы видим там желание помочь, мы видим там любовь к людям.

Давайте мы с вами по ощущениям попытаемся увидеть различие между иконой и картиной. Слайд 10 

Перед нами находится икона (спросить название) «Сергий Радонежский благославляет Дмитрия Донского и его дружину на бой с монголо-татарами».

что в первую очередь бросается в глаза?

 В первую очередь бросается в глаза лик (ЛИЦО) самого Сергия Радонежского. Затем мы рассматриваем лица монахов, находящихся рядом с ним. Затем взгляд перебегает на Дмитрия Донского, преклонившего колено перед святым, и его дружину. 

Слайд 11

А теперь давайте обратимся к картине известного художника 2-ой половины 19 в.,. Алексея Даниловича Кившенко. Сергий Радонежский благославляет Дмитрия Донского и его дружину на бой с монголо-татарами. Чем же она отличается от иконы?

-На что мы ещё обращаем внимание кроме  лиц Сергия Радонежского и монахов, которые изображены здесь,  Дмитрия Донского и его дружины?

- на красоту окружающего пейзажа: на этот сказочный лес, на эти сказочные терема. Бросаются в глаза элементы одежды: сапоги, кафтаны, рясы священников. Всё это на иконе не обращает на себя внимание. В этом наверно и разница.
Слайд 10 

Обратимся снова к иконе о преподобном Сергии Радонежском.

-Видите ли вы на иконе тени?  На этой иконе вы не увидите тени, ни один из предметов её не отбрасывает. Считается, что святые люди отдали всю свою жизнь Богу, они настолько очистились на земле, что в их жизни не осталось места злу. Как правило, зло в картинах символизируется тенью, отбрасываемой от различных предметов.
слайд 11

- А теперь обратим внимание на картину. Что мы видим?  что тень отбрасывается людьми, строениями, природой. Это значит, что изображённые на картине предметы и люди ещё не до конца очистились от пороков, а потому и не пропускают дающийся Богом свет.

ТАБЛИЦА.- ТЕНЬ

IV.        - Проведём исследование, слайд 12 (5)

- исследуем, в чём ещё состоит отличие иконы от обычной живописной картины; почему икона так необычна. Для удобства работы, мы разделились на 4 группы:

                1, 2. 3 и 4 группы – исследователи. В каждой группе есть эксперт.  

 (Работа по учебнику с.52- 54)  

1 группа исследует изображение света на иконе – с.52-53 (заранее карандашом выделить) Апостол Павел (свет на иконе проступает через лицо и фигуру святого человека, а не падает на неё из вне. Свет – главное в иконе.)

2 группа исследует наличие в иконе и на картине заднего плана и горизонта (с.53-54); (На иконе нет заднего плана и горизонта. Икона светит нам в глаза и в этом свете всякая земная даль становится невидимой.) икона Николая Чудотворца

3 группа исследует лики и глаза на иконе и наличие или отсутствие в ней беспорядка (с.53 -54) (в ликах проступают мудрость и любовь. На иконе нет беспорядка.) Владимирская икона БМ и икона Пресвятой Богородицы «Нерушимая стена»

4 группа исследует золотой круг (нимб) окружающий голову святого (с.54 -55) (золотой круг, окружающий голову святого.)Владимирская икона БМ и картина русского художника нач.19в. Бруни Ф.М. БМ с младенцем в розах.

( вкл.музыку)

 (После выступления каждой группы учитель добавляет информацию.)

1 группа- слайд 13 свет на иконе проступает через лицо и фигуру святого человека, а не падает на неё из вне, как мы это можем видеть на картине известного испанского  живописца,  архитектора, скульптора Эль Греко, картина АПОСТОЛ ПАВЕЛ. Мы видим, что свет здесь падает на одежду, на лицо человека и освещает его из вне. Но  если мы обратим внимание на  икону Святого апостола Павла, работа Андрея Рублёва 15в, то мы увидим, что внешний свет не играет здесь никакой роли. Свет проступает изнутри.

ТАБЛИЦА-СВЕТ

2 группа – слайд 14 на иконе в отличии от картины – нет заднего плана и горизонта. Считается, что икона светит верующим в глаза  и в этом свете всякая земная даль становится невидимой.

ТАБЛИЦА- НЕТ ЗАДНЕГО ПЛАНА И ГОРИЗОНТА

3 группа – слайд 15,16 самое поразительное в иконе-их лица (лики) и глаза. И глаза передают, то состояние, которое можно выразить точным словом, использовавшимся в старину РАДОСТОПЕЧАЛИЕ. И действительно в глазах читается печаль, но вместе с тем, в глазах читается  спокойствие. Ведь каждый, кто верит в Бога – находится под его надёжной защитой.

Ещё одно правило иконописи - На иконе нет беспорядка. Даже складки одежды передаются прямыми и гармоничными линиями. На иконе БАГОРОДИЦЫ «НЕРУШИМАЯ СТЕНА» всё очень чётко и гармонично. ТАКИМ ОБРАЗОМ, ИКОНОПИСЕЦ ВНУТРЕНЮЮ ГАРМОНИЮ святого передаёт через внешнюю.

ТАБЛИЦА – НЕТ БЕСПОРЯДКА, ЛИНИИ ПРЯМЫЕ, ЧЁТКИЕ

4 группа – слайд 17 (золотой круг, окружающий голову святого – нимб - знак божьей благодати (то что мы имеем и то что мы пока ещё не заслужили, Бог нам просто это подарил). В переводе с латинского – ОБЛАКО, ТУЧА – СИЯНИЕ ВОКРУГ ГОЛОВЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ХРИСТА, БОГОМАТЕРИ, СВЯТЫХ.

ТАБЛИЦА- НИМБ

V. СЛАЙД 18

- Обратите внимание на фон иконы. Какой цвет использует иконописец?

Золотой фон иконы иконописцы называют свет. Это символ бесконечного божественного света. Этот свет никогда не может быть заслонён никакими строениями, стенами и ничем другим.

Поэтому, если иконописец хочет дать понять, что действие происходит внутри помещения, он всё равно рисует это здание снаружи.

И этим иконы отличаются от светской живописи.

В этом мы можем убедиться на примере того, как изображается один и тот же библейский сюжет в иконописи и в светской живописи. Сюжет о последней трапезе Иисуса Христа с Апостолами, называется «Тайная вечеря». На иконе 15в. Мы видим - на первом плане  происходит само действие, т.е. трапеза находится на первом месте, а здания и помещения  в котором всё это происходит – оно отображается на втором плане, т.к. не является главным сюжетом данной иконы. В то же время в светской живописи, на картине «Тайная вечеря» художника 2-ой половины 18в  Шебуева Василия Козьмича, Иисус Христос со своими апостолами находится внутри помещения. И таким образом такая манера письма намного ближе нам всем, чем манера,  которая используется в иконописи.

ТАБЛИЦА- ЗОЛОТОЙ ФОН

Слайд 19

- Ещё об одном отличии…

- Как называется перспектива, которую используют художники в написании картин?(прямая)

- А на иконе? Предметы на переднем плане меньше, на заднем – крупнее, линии не сходятся вдали: обратная перспектива – не мы смотрим на Бога, а Бог смотрит на нас. На иконе отсутствует прямая перспектива, и присутствует обратная.

ТАБЛИЦА - ОБРАТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА

Большое значение в иконе  имеет    жест: благословляющий или молитвенный, воздетые к небу или прижатые к груди руки, поднесенная к уху рука слушающего Бога и т.д Слайд 20 (6) 

- Ребята, скажите, художники подписывают свои картины? (да)

- А иконописцы? (нет)

- А как вы думаете, почему? (он выполняет волю Бога, поэтому заботится не о сохранении своего имени, а о том, как лучше донести его волю; человеческое имя не допустимо было помещать на священное пространство, на котором написано имя Божие)

- А теперь посмотрите внимательно и найдите ещё одно отличие. Что можно увидеть на иконе и чего нет на картине? (надписи)

Надписи могут быть выполнены как на церковнославянском языке, так и на греческом. Сокращенное надписание имени Иисус Христос, составленное из двух пар букв под титлами: Что значат надписи на иконах?.

VI. Знакомство со значением цветов на иконе.

 Используются в основном 3 основных цвета. Слайды 21 - 24 (ответы уч-ся)

       

    V.       ИКОНА И МОЛИТВА

- Для чего пишут иконы, с какой целью? - К иконе люди обращаются с молитвой.

Слайды 25

- Вспомните, что называется молитвой?

( это обращение к богу)

-А какие бывают молитвы?( молитва-благодарение, молитва-просьба, молитва- славословие)

- Как икона и молитва связаны между собой?

Слайды 26 - Кому молятся православные христиане, стоя перед иконой? Ответьте на  этот вопрос после прочтения текста. С.54

- Христианин поклоняется не иконе, а тому свету, который обозначен на иконе принятыми выразительными средствами. Окно можно уничтожить, но не свет, льющийся через окно. Верующие поклоняются не окну, а Свету, молятся не иконе, а перед иконою. 

         - Первым иконописцем считается апостол и евангелист Лука, и после него было бесчисленное множество изографов среди святых мужей и отцов Церкви. В  России наиболее из них известны преп.  Андрей (Рублев),  Даниил Черный, Дионисий, Феофан Грек. Слайд 27

-Конечно, написать икону может только человек, который обладает добродетелями. Что это? Добрые качества человека. Иконы тоже учат нас, какими мы должны быть.

У вас на столах карточки, на которых слова добродетели и пороки или страсти (недобрые, отрицательные качества). Вы должны выйти к доске и разделиться на две группы, с правой стороны со словами добродетелями, а с левой со словами пороками. (музыка)

Первые изображения Христа, дошедшие до нас, относятся ко 2 веку после Рождества Христова. Долгое время Бога не изображали.

- Как вы думаете, почему?

- Библия подчёркивает, что Бог невидим. А как можно изобразить то, что невидимо?

- Икона стала возможна потому, что после появления Нового Завета, Евангелие говорит, что Бог, который оставался невидимым во времена Ветхого Завета, затем Сам родился как человек, т.е. стал видим. А то, что видимо, можно изобразить.

- Какая икона была первой?

Первая икона Иисуса Христа имеет чудесное, сверхъестественное происхождение. По преданию она появилась ещё при жизни Иисуса Христа. Это «Спас Нерукотворный» Слайд 28

Рассказ ученика: Варченко Ангелина

В те времена, когда Иисус Христос ходил по земле и учил людей, правитель сирийского города Эдессы князь Авгар тяжело заболел. Врачи не могли ему помочь. Но однажды князю открылось, что излечение произойдёт, если он увидит лицо Иисуса Христа. Так как из-за болезни он не мог идти к нему, он послал придворного живописца Ананию найти Христа и написать Его образ. Художник пришёл в Храм, где Иисус Христос учил народ и приступил к работе. Но как он ни старался, у него ничего не получалось. На помощь ему пришёл сам Господь. Он взял у художника кусок ткани и приложил к Своему Божественному лицу, отчего на ткани, силою Благодати, запечатлелся его Божественный нерукотворный Образ. Этот образ Спасителя и стал первой Иконой. Когда Авгар увидел этот образ – первую, Самим Господом Сотворённую икону, и с верою приложился к нему, то получил исцеление за свою веру по милости Божией. Икона так и называется «Спас Нерукотворный».

ВИДЫ ИКОН   СЛАЙД 29 -34

  • Иисуса Христа
  • Троицы
    - Богородицы Марии
  • -Ангелов
    - Православных праздников
    - Святых (именные)

Иконы могут быть именными.

— Как вы думаете, какие же иконы мы называем именными? (те, которые носят имена людей) 
именная икона —икона с изображением святого - покровителя, в честь которого при крещении дано имя её владельцу.


     Некоторые иконы называют 
чудотворными.

- Как вы думаете, почему? 

Традиционно чудеса от икон связаны с исцелением людей от различных недугов,  болезней.  Есть легенды о спасении государств от врагов с помощью иконы.

Немало икон явили свою чудодейственную силу во время эпидемий.

СЛАЙД 35
Чудотворная икона «Знамения Божией Матери».

Однажды очень давно во время Великого Поста в Соборе проходила служба. После неё икону унесли в отдельное помещение. В двух часов ночи вокруг раздался в соборе страшный взрыв, от которого содрогнулись не только стены собора, но и окрестные дома. Сторож побежал за монахом, у которого были ключи от комнаты, где хранилась Икона. Когда они открыли двери в храм, то увидели страшную картину: он был полон едкого дыма, потолок был полуразрушен, доски были отброшены в разные стороны, из железной решетки, за которой хранилась Икона, были вырваны прутья, в окнах побиты все стёкла, стена дала трещину. Каково же было удивление, когда монах увидел, что Чудотворная Икона оказалась совершенно целой, только чуть — чуть закоптела от дыма. 
Чудотворная икона «Троеручница».   Геращенко Анна Слайд 36

 Её чудо-исцеления известны. Так, например, одна женщина четыре года была слепа, и в сонном видении приказано ей было сходить в церковь, помолиться святой иконе; по прошествии несколько времени, болезнь ее стала мало по малу улучшаться; и через год она уже могла ходить без проводника; 
Известно исцеление женщины, у которой отнялась рука и стала сохнуть, боли были страшные и никакие лечения докторов не помогали, она приехала к иконе «Троеручнице» и помолилась пред иконой и боли в руке прекратились.

Чудотворная икона «Нерушимая стена». Очеретина Милолика Слайд 37

 Во времена Великой Отечественной Войны одного солдата ранило в руку, осколком перебило ногу. Не было спасения, как вдруг перед солдатом явился образ женщины, укрывшей его от опасности, которая дала сил и энергии спастись. Прошло несколько лет, зашёл солдат в храм и окаменел от удивления. Он замер в рассматривании иконы «Нерушимая стена», на которой он увидел ту женщину, которая спасла его в той страшной битве.

IX.    

-Как называют людей, которые пишут иконы? - Правильно, иконописцы.

- А как называют людей, которые пишут картины? – художники.

Слайд 38- гость урока: художник Дона и  иконописец, лауреат Всесоюзного Фестиваля Народного творчества, казак в Чине казачьего полковника – Прошутинский Геннадий Евгеньевич.

  1. Итог  урока.  Размышляем

- разделите репродукции на 2 группы и разложите в конверты (1 мин)

-на какие группы вы разделили репродукции? (иконы и картины)

Докажите, что это репродукции икон, пользуйтесь таблицей?

- Слайд 39

- Значит, остальные репродукции относятся к картинам - Слайд 40

Слайд 41

Рефлексия.

А сейчас вернёмся к вопросам, о которых я говорила в начале урока. Каждая группа имеет свой вопрос.

Я узнал…

Я хочу знать…….

Я дома расскажу родителям о….

Мне понравилось….

XI. Слайд 42

Домашнее задание

Стр. 52-55 учебника, вопросы. Дополнительное задание – расспросить родителей о тех иконах, которые есть у них дома.

КОНЕЦ.

- Ни икона, ни свечка не молятся вместо людей. Но они напоминают человеку о его призвании стать лучше. Ведь на иконе изображены те люди, которые прожили свою земную жизнь в любви. Как правило, им было тяжелее, чем нам. Но они смогли остаться людьми. Они никого не предали, ни от кого не отвернулись. Некоторые святые жили три тысячи лет назад (пророк Моисей). А некоторые были почти что нашими современниками. Значит, и людям 21 века этот путь тоже по силам.

В православии это очень ясно: святым и светлым может стать любой человек. Так что только от самого человека зависит – станет он светиться или чадить.

Карточки: 

гордость, трудолюбие, зависть, милостыня, чистота, ненависть, любовь, злость, обжорство, кротость, терпение, послушание, ответственность, благодарение, честность, лень, упрямство, скупость, гнев, скука,  жадность; зазнайство; лживость; высокомерный,  глупость, гордость, грамотность, грубость,  грусть, спокойствие; скромность; справедливость; умеренность; бережливость; порядок; молчание; решительность; искренность; воздержание; чистота; целомудрие, преданность, дружелюбие, вежливость, сочувствие, доброта, внимание к человеку, признание его достоинств, искренность, доверие, благоволение, милость, помощь, услуга, бескорыстность, самопожертвование, благотворение, доброжелательность, терпение, снисхождение, благосклонность, смирение, кротость, отзывчивость, скромность, взаимная ответственность, сострадание, симпатия, сочувствии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока №21 ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"

Предлагаю на примере конкретного урока № 21 курса ОРКСЭ рассмотреть,  как учитель формирует у учащихся УУД на различных  его этапах....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.

Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."

Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы  религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....

Конспект урока по ОРКСЭ. Модуль: «Основы мировых религиозных культур» .Тема урока: "Семья"

Представлен конспект урока и презентация для учащихся 4 класса по курсу ОРКСЭ (Модуль "Основы мировых религиозных культур"). Тема урока: "Семья"...

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль основы православний культуры, тема урока "Календарный год в православии"

Данный урок способствует развитию духовно-нравственной основы личности, позволяет развивать способности, анализировать и обобщать информацию. Развивает комуникативные способности учащихся....

Конспект урока по ОРКСЭ:Основы православной культуры по теме "Не совсем обычный урок" в 4 классе.

Конспект урока по Основам православной культуры в 4 классе на тему "Не совсем обычный урок". Использованные  методы обучения: работа в группах, проблемный(подводящий) диалог, метод демонстра...

Конспект урока по ОРКСЭ модуль светская этика "Нравственные идеалы" Урок 24

Цель урока: раскрытие понятия  духовного мира личности на примере образов русских богатырей. Главным зерном данного урока является работа с понятиями, на которые учащиеся выходят через...