Урок православия
план-конспект урока по орксэ (3 класс) на тему

Каждый человек должен пройти в жизни свою лестницу. Какой она будет, сколько в ней ступенек? И будет ли она вести вверх, к свету, к совершенству или вы по ней будите скатываться вниз? А может замрете на одной из ступенек, и так и не сделаете того, что вам было под силу? Так или иначе каждому из нас есть над чем задуматься. Радует то, что вы все сейчас находитесь на нижней ступеньке вашей жизни, значит, все в ваших руках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pravoslaviya.odt22.29 КБ

Предварительный просмотр:


Тема: «Сергий Радонежский – святой защитник и

великий деятель России»

Цель урока: исследуя основные этапы жития Преподобного Сергия Радонежского ответить на вопрос урока: за какие дела Сергия Радонежского считают великим деятелем России и игуменом русской земли?

Показать историческую и духовную роль Сергия Радонежского для России; воспитание патриотического чувства к своему Отечеству на примере конкретных исторических событий.

Тип урока: урок – исследование

Планируемые результаты:

Личностные: воспитание чувства взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группах; воспитание интереса к древнерусской литературе.

Регулятивные: удержание ребенком темы и целей урока на протяжении всех этапов, рефлексия своего знания и незнания.

Метапредметные: развитие речи; формирование умений анализировать факты и понятия.

Предметные: развитие умений работать с житием, овладение понятиями: монах, игумен, лавра, преподобный.

Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, проблемный

ФОПД: индивидуальная, групповая

Используемые материалы:

  • мультимедийная презентация
  • аудио – магнитофон
  • запись колоколов
  • запись песни «Ангел»
  • раздаточный материал: листы с заданиями
  • Житие «Из повести о жизни Сергия Радонежского» (Сборник древнерусских повестей, М. «Детская литература», 1989)
  • большой лист для рисования дерева

Примечание: на первом уроке учащиеся познакомились с понятиями: агиографическая литература, житие, игумен, святой, преподобный,узнали про ученика Сергия Радонежского – Епифания; прочитали предисловие, главы «Родители Сергия», «Книжное учение», «Переселение из Ростова в Радонеж».

1Урок начинается с составления плана урока.

На доске запись:

            Выводы по уроку.

? (Знакомство с новым).

Поиск доказательств.

Учащиеся определяют порядок этапов урока.

 Итог работы: 1 ? (Знакомство с новым).

               2   Поиск доказательств.

               3   Выводы по уроку.

2 Посмотрите слайд 1 презентации и определите тему урока.

Что объединяет этих людей?

(Это великие сыны Отечества)(слайд2)

3 О ком речь? «Имя и дела этого человека особо почитаемы в России среди верующих и неверующих людей, о нем писали богословы и историки, литераторы и искусствоведы» (Слайд 3)

Сегодня мы будем говорить о Сергии Радонежском.(Слайд 4)

4Прием ТРКМ – таблица (слайд5)

Что знаю?

Что надо узнать?

Что узнал?

В презентации даны некоторые ответы учащихся.

Учащиеся заполняют 1 и 2 столбцы. Поочередно проверяем 1 и 2 столбцы слайд 6,7) Проблемный вопрос урока: за какие дела Сергия Радонежского считают великим деятелем России и игуменом русской земли?

Что мы сейчас делали? (Определили тему урока, поставили цели).

5Отечество – единственное уникальное для каждого человека место, данное судьбой, связывающее его с предками. Писатель Михаил Пришвин говорил: «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина». И мы с вами обратимся к «корням» Сергия Радонежского, к его детству и отрочеству. Выясним, какие качества были заложены в характере Сергия Радонежского, ведь говорят: «Что посеешь, то и пожнешь».

Выполните задание на листе №1. Учащиеся поделены на группы для совместной работы.

Найти качества Сергия Радонежского

по

доб

у

ность

ле

ва

тер

ро

же

е

ни

ни

пе

та

порст

чи

у

стрем

та

е

скром

ни

е

кость

крот

слу

ша

е

стра

е

ни

ность

Учитель рисует на большом листе «корни» дерева и делает записи.

Задание №2 . Доказать словами из текста (лист №2, части 1,2,3) качества характера Сергия Радонежского. Учащиеся вычитывают эпизоды из текста.

Что мы сейчас определили? Зачем? Посмотрим, каким станет человек, имея такие сильные черты характера.

Индивидуальное задание: составить пословицы и соотнести их с прочитанными  частями жития.

Кто родителей почитает,

Богу служить.

Умный смиряется -

поста и молитвы.

Жить -

с работою в руках.

Послушание паче

тот вовеки не погибает.

С молитвой в устах,

глупый надувается.

Работа по картине. Учащиеся представляют сюжет по описанию учителя.

Представим мальчика. Это деревенский пастушок с глубочайшей чистоты синими глазами – белоголовый, худенький. Он олицетворяет стародавнюю Россию – ее сокровенную тихую красоту, ее неяркие небеса, нежаркое солнце, сияние неоглядных далей, ееполей и тихих лесов, ее легенд и сказок. (Ученики открывают глаза и видят слайд №8). Картина М.В.Нестерова «Видение отроку Варфоломею» - «как хрустальный светильник, зажженный художником во славу своей страны, своей России.

Замечательный в этой картине – пейзаж. В чистом поле, как ключевая вода, в воздухе виден каждый листок, каждый скромный венчик полевого цветка, каждая травинка и березка. Все это кажется драгоценным. Да так оно и есть. Это зрелище трав, синеглазых рек, взгорий и темных лесов, что как бы прислушиваются к долетающему вполголоса звону, открывает в нас самих такие глубины любви к своей родимой земле, что стоит большого труда даже самому спокойному человеку сдержать невольные слезы». (К.Г. Паустовский «Заметки о живописи»).

Отрок Варфоломей пас лошадей и встретил монаха – старца и попросил его помочь в учении. Символично в картине, что на пересечении диагоналей нарисованы главные герои: связь прошлого и будущего. Так же об этом говорит тот факт, что за старцем старое дерево, а за Варфоломеем молодые поросли – это будущее. Старец предсказал, что отрок будет велик перед Богом и  людьми за свою добродетельную жизнь. «Сын ваш будет обителью Святой Троицы и многих приведет вслед за собой к пониманию Божественных заповедей».

О чем мечтал Сергий? ( Стать иноком).

Работа в группах, чтение текстов. Расстановка групп 1-4, 2-5, 3-6. Чтение текстов по группам:

«Основание Троицкой обители»1, 4группы;

«Уход брата в Москву» 2,5 группы;

 «Жизнь Сергия в лесу» 3,6 группы (слайд 9)

После чтения учащиеся под руководством учителя достраивают дерево. На «стволе» поочередно появляются дальнейшие четы характера Сергия Радонежского.

Чтение «Заселение Радонежской Пустыни». Читают подготовленные заранее учащиеся.

Работа с заданием (лист №3) по тексту «Заселение Радонежской Пустыни».

Отметить знаками информацию.

   Сергий заботился о людях.

   Сергий не менял законы жизни в монастыре.

   Сергий – мастер на все руки.

   Сергий терпел нужду, скудность и недостатки с благодарением.

   Сергия учила братия.

   Сергий создал духовное сердце России.

«Пометки на полях»(слайд 10)

+     известная информация

V     новая информация

_     информация, которая противоречит знаниям

!    информация, которая вызывает желание углубленного изучения темы

Проверка задания на листе №3, слайды 11,12.

Какая информациявызывает желание углубленно изучить тему? (Сергий создал духовное сердце России. (Слайд 13).

Слушать колокольный звон.

(Russkie_Tradicionnye_Kolokolnye_Zvony-Zvon_Na_Osnove_Tradicij_Troice-Sergievoj_Lavry(vmusice.net)

Учитель читает стих Г. Васильева.

«Смотрит вдаль с берегов отвесных 
Куполов золотой рассвет, 
Белых храмов – застав небесных 
Вечных истин забытый свет! 
Над волнами лугов цветущих, 
Среди сосен могучих крон, 
Над березовой стройной гущей 
Слышен меди призывный звон! »

На дереве появляется крона – это дела Сергия Радонежского: основание Троице – Сергиевой Лавры.

Работа с текстом (лист №4) Текст разрезан на части. Учащиеся читают и находят последовательность рассказа.

Какова следующая роль Сергия Радонежского для России? Заранее подготовленный ученик рассказывает «О победе над Мамаем»,часть 10

(Слайд 14)

На кроне дерева появляется запись: защитник родной земли.

В ходе чтения индивидуальных заданий, выясняется еще роль Сергия Радонежского: миротворец.

Учитель читает текст «Кончина Сергия».

Учащиеся слушают песню «Ангел»(f54ffb5a1b43)

Учащиеся заполняют  графу «Что я узнал?»(Слайд 15, 16) Обмен мнениями. Ответ на проблемный вопрос урока: за какие дела Сергия Радонежского считают великим деятелем России? На «кроне» дерева: защитник Отечества, миротворец, основатель Троице – Сергиевой Лавры, создание духовно – нравственного и культурного центра Руси, начало освобождения от татаромонгольского ига, осмысление и распространение на Руси вероучений о Святой Троице, духовный воспитатель, народный святой, …

У вас было домашнее сочинение «Что я ценю больше всего». Что бы вы сейчас ответили? Ответы учащихся (любовь к Родине, почитание родителей, воспитание силы воли, уважение истории страны…) слайд 16.

Каждый человек должен пройти в жизни свою лестницу. Какой она будет, сколько в ней ступенек? И будет ли она вести вверх, к свету, к совершенству или вы по ней будите скатываться вниз? А может замрете на одной из ступенек, и так и не сделаете того, что вам было под силу? Так или иначе каждому из нас есть над чем задуматься. Радует то, что вы все сейчас находитесь на нижней ступеньке вашей жизни, значит, все в ваших руках.

Прием ТРКМ «Уголки». Мнение: как река имеет русло, так и у человека должен быть внутренний стержень.

Спасибо за работу на уроке.

Литература:

  1. Азарин, С. О чудесах преподобного Сергия //Москва. – 1992. - № 9-10. – С.194-202.;
  2. Давыдова Н. В. Путь на Маковец. Читаем «Житие Сергия Радонежского»
    М.: МИРОС – Междунар. Отношения, 1993. – 176 с.: - (Древнерусская литература в школе).
  3. О. В. Ельцова, Н. В. Егорова. «Поурочные разработки по литературе. 7 класс». М. Вако. 2006.
  4. «В мире литературы. 7 класс». Учебник – хрестоматия. Авторы – составители: А. Г. Кутузов, А. К. Киселёв, Е. С. Романичева, Л. В. Колосс, В. В. Леденёва. М. Дрофа. 2007.
  5. Житие преподобного Сергия .Свято – Троице – Сергиева Лавра. 2000.
  6. Федорец, Анна. Образ Сергия Радонежского в живописи Михаила Нестерова // Наш современник. – 2012. - № 5. – С. 274-281.
  7. Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русский фольклор. Русская литература XI−XVII вв. / Ред. и сост.В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1998. — 608 с.
  8. Житие Преподобного Сергия Радонежского //Уроки лит. – 2009. - № 11. – с.10
  9. В.П.Аникин «Былины, русские народные сказки. Древнерусские повести, М.: «Детская литература»,1989.
  10. http://briefly.ru/_/zhitie_sergija_radonezhskogo/
  11. http://verav.ru/common/mpublic.php?num=29
  12. http://interneturok.ru/ru/school/literatura/8-klass/biz-drevnerusskoj-literaturyb/drevnerusskaya-literatura-zhanr-zhitij-svyatyh-zhitie-sergiya-radonezhskogo
  13. http://www.rusedu.ru/russkij-jazyk-i-literatura/detail_19211.html
  14. http://www.rusedu.ru/nachalnye-klassy/detail_9151.html
  15. http://area7.ru/metodic-material.php?4960
  16. http://jirnovea.ucoz.ru/load/urok_sergij_radonezhskij_prepodavatel_zhirnova_t_a/1-1-0-50
  17. http://iconsv.ru/index.php?Itemid=1&func=detail&id=7075&option=com_joomgallery
  18. http://hotkovo.net.ru/main.php?id=75
  19. http://kak.znate.ru/docs/index-81927.html
  20. Russkie_Tradicionnye_Kolokolnye_Zvony-Zvon_Na_Osnove_Tradicij_Troice-Sergievoj_Lavry(vmusice.net
  21. f54ffb5a1b43


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад к урокам православия.

Доклад освещает тему  воспинания в христианской семье.Он может быть использован на уроках "Основы православной кулбтуры"...

уроки православия

конспекты уроков по православию...

Уроки православия в 4 классе.

Уроки православия в 4 классе....

Уроки православия в 4 классе.

Уроки православия в 4 классе....

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль основы православний культуры, тема урока "Календарный год в православии"

Данный урок способствует развитию духовно-нравственной основы личности, позволяет развивать способности, анализировать и обобщать информацию. Развивает комуникативные способности учащихся....

Презентация к уроку "Православие"

В презентации собраны материалы для изучения данной темы....