Урок по ОРКСЭ
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Рубан Светлана Ивановна

ММатериалы к уроку "Род и семья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rod_i_semya.doc88 КБ
Файл rod_i_semya_1.pptx1.9 МБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1.

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью

И провожают в путь с добром!

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть её дороже

На этой милой всем земле.

             Я начала урок с этих строк не просто так. С ними связана тема нашего урока, а точнее её сформулировать нам помогут ребусы, которые вы должны отгадать.

Слайд 2.

Род и семья.

           Род и семья – об этих словах можно говорить бесконечно поэтому я добавлю словосочетание, которое даст направление нашему разговору. «исток нравственных отношений»

Запишите тему урока в тетради.

Слайд 3.

Поработаем с пословицами в группах. (задание в файлах)

  • Соберите пословицу, прочитайте  её и объясните смысл.

Слайд 4.

1гр.: Семья – опора счастья. (щелчок)

 -  С каким понятием связывает русский народ слово «семья»? (счастье)

2гр.: Семейное согласие всего дороже. (щелчок)

3гр.:Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать. (щелчок)

- В чём народная мудрость видит  основу семейного счастья? (лад и согласье, уважение)

- Как вы думаете, какой вопрос станет главным в наших сегодняшних размышлениях о семье и роде? (Какие качества необходимо проявлять, чтобы быть счастливым, живя в семье?) (щелчок)

            Значит, целью урока будет: определить ценности для проживания в семье.

Слайд 5. (Цель, задачи)

  • Дать определения понятиям «род», «семья», «нравственные отношения»;
  • Разобраться в  образовании  слова «родословная» и  составлении генеалогического дерева;
  • Понять роль семьи;
  • Определить, какие ценности укрепляют семью.

- Прочитайте ещё раз название темы и обратите внимание на слова, которыми записана она. Все слова употреблены в прямом значении, а лишь одно используется в переносном, назовите его. Каково его лексическое значение, вспомните уроки ОМ.(исток – начало реки)

- Каково значение этого слова  в названии нашей темы? (начало, рождение) Но рождение чего? (семьи)

- А значение остальных слов-понятий и терминов вы выясните, поработав в группах.

Работа в группах.

1гр.:

  • Определить значение слова «род», прочитав статью учебника на с.38, подобрать однокоренные слова (лист-задание)

Слайд 6. 

2гр.:

  • Прочитать в словарях Ожегова, Ушакова, Ефремовой, Энциклопедическом словаре объяснение лексического значения слова «семья» и выделить то определение, которое является наиболее точным. Объяснить почему? (лист-задание)

Слайд 7.                       Запишите это определение в тетрадь.

3гр.:

  • Определить значение «нравственные отношения», опираясь на тему предыдущего урока, прочитав стихотворение, которое написал Олег Бундур «Воскресенье», и, ответив на вопрос «Что герой стихотворения считает самым важным в семье?» (лист-задание)

Воскресенье - вот везенье! 

Воскресенья так нужны! 

Потому что в воскресенье 

Мама делает блины. 

Папа к чаю чашки моет. 

Вытираем их вдвоем, 

А потом мы всей семьею 

Чай с блинами долго пьем. 

А в окошко льется песня, 

Я и сам запеть готов, 

Хорошо, когда мы вместе, 

Даже если нет блинов.

         нравственность – это синоним понятия «мораль».  Мораль – система норм и  

         ценностей, регулирующих поведение людей. Нравственный человек – это человек воспитанный, внимательный, заботливый, отзывчивый и ….

    Обсуждение ответов уч-ся.

            Род и семья – это первые объединения людей, которые возникли много тысяч лет назад, еще у первобытных людей. Но понятие «род» шире чем «семья».

Слайд 8.

         В далеком прошлом, еще до того, как появились семьи, люди жили родами. Эти союзы родственников помнили о происхождении от одного предка. Но объединяло их не только родство, а еще и помощь друг другу в борьбе за жизнь  в дикой природе. В человеческих родовых союзах действовали правила морали, разъясняющие каждому, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Мужчине – охотнику нельзя было утаивать добытую еду от своих сородичей. О детях заботились сообща, всем родом и жили все вместе в одной пещере или большом шалаше, греясь у общего костра.

Со временем люди научились лучше обеспечивать себя пропитанием - они стали выращивать растения и животных, а не искать их в дикой природе. Чтобы выжить уже не требовалось объединять усилия многих людей, и внутри родов появились семьи. От древних родов семьи унаследовали главную ценность любого человеческого общества - готовность помогать друг другу и поддерживать своих близких.

          Человек развивался и стал задумываться над вопросом: «Кто я? Каковы мои корни происхождения?» И это стало одной из традиций русского народа изучение  своих предков, своей родословной. Давайте рассмотрим состав этого слова.

- Из каких 2 корней образовано слово? (род, слов) Что означают они? (слова о роде, семье или истории о роде)

    Родословная – это перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степень родства. Рассказывает об истории рода и определяет место человека в семье.

Слайд 9.

           В России родословная появилась при царе Петре I и чаще всего её представляли в виде дерева, которое называлось генеалогическое дерево, а более торжественно древо.

Генеалогия – историческая наука о родстве, занимающаяся изучением и составлением родословных.  

В семейном кругу мы с вами растем,

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты выходишь к нам из семьи.

  • Рассмотрим, например, родословную Л.Н.Толстого.

Слайд 10.

      Граф Николай Ильич Толстой - отец, княжна Мария Николаевна Волконская – мать, записаны в одном ряду, в другом записаны их родители, т.е. дедушки и бабушки Толстого. Это представители другого поколения. Значит, в каждом ряду записывали людей одного поколения.

      Сегодня старинная традиция возвращается. Используя личные данные человека (Ф.И.О. год рождения) люди составляют свою родословную.

Слайд 11.

  • Обратите внимание на это родословное дерево…

Дома на листах для домашней работы вы попробуете составить родословную вашей семьи.

        Шли годы, общество развивалось, изменялось. Возникла необходимость различать рода и семьи, стали возникать символы родов, которые позволяли отличать один род от другого.

- Как вы думает, какой символ рода возник много лет назад, но существует и по сей день, мало того, мы, учителя, используем его каждый день на уроках?

      Это ФАМИЛИЯ – в переводе с латинского языка означает семья. Она принадлежала всему роду. Ею гордились и  стремились прославить.

Слайд 12.

- Как вы думаете, откуда произошли фамилии?

    Древние славяне были язычниками, они считали, что основателем рода мог быть не человек, а например мифическое существо или зверь (медведь, ворон), дух - покровитель, которое и давало название роду, а с годами перешло в привычные нам фамилии. Например, в вашем классе целый список фамилий. Все они разные, а вы когда-нибудь задумывались об их происхождении?  

  • Так вот дома попытаетесь исследовать историю образования своей фамилии и записать её в ваш лист дом.задания, а если будете затрудняться, то к кому обратитесь за помощью? Это люди, которые очень любят вас и не откажут в помощи.  Так же можно использовать интернет источники. А листочки потом можно будет вложить в своё портфолио.

  • Внимательно послушайте стихотворение о семье  и  приготовьтесь  ответить  на  вопрос:  Зачем  человеку  нужна  семья? (читает Баженова Саша)

Слайд 13.

Семья  -  это  счастье,  любовь  и  удача,

Семья  -  это  летом  поездки  на  дачу

Семья  -  это  праздник,  семейные  даты,

Подарки,  покупки,  приятные  траты

Рожденье  детей,  первый  шаг,  первый  лепет,

Мечты  о  хорошем,  волненье  и  трепет

Семья  -  это  труд,  друг  о  друге  забота,

Семья  -  это  много   домашней  работы

Семья  -  это  важно!

Семья  -  это  сложно!

Но  счастливо  жить  одному  невозможно!

Всегда  будьте  вместе,  любовь  берегите,

Обиды  и  ссоры  подальше  гоните,

Хочу,  чтоб  про  нас  говорили  друзья:

Какая  хорошая  Ваша  семья!

Ответы детей.

Физминутка…

  • А сейчас мы проведем очень коротенькую игру.

Встаньте рядом с партой на одну ногу, руки вытяните вперед. Посчитайте в уме до 5.

 А теперь встаньте парами, лицом друг к другу,  возьмитесь за руки, снова встаньте на одну ногу. И опять сосчитайте в уме до 5. Спасибо. Теперь встаньте ровно у парт.

- Когда было легче удержаться на одной ноге?

- Почему в паре легче, как думаете?

- Что вам помогло?

- Да, поддержка человеку нужна всегда, особенно она необходима в семье.

- В семьях ценят женщин и девочек, о них заботятся и их защищают. Почему?

- Пусть наши девочки сядут первыми. А теперь и мальчики.

Послушайте китайскую притчу. 

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

        Дошел слух об этой семье до самого владыки. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге.

Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:  «И все?»

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

- И мира тоже.

- Как вы думаете, какие слова были написаны на листочке?  Ответы детей.

- Я раскрою вам секрет китайского мудреца. Это слова…

Слайд 14.

Любовь, прощение, терпение…

- Почему именно эти 3 слова написал старик?

- Зачем эти качества нужны в семье?

- Почему важно уметь прощать?

- Почему мудрец говорит о терпении?

         О том, что семья важна понимают все люди в нашей стране, поэтому 2013год был объявлен годом семьи, а с 2008 года Россия стала отмечать Всероссийский день семьи. Это праздник любви, семьи и верности. Отмечают его 8 июля.

Слайд 15.

      И не случайно у вас на столах лежат ромашки, потому что символом праздника стал   этот простой полевой цветок, который издревле считался на Руси символом любви.

Слайд 16.

Посмотрите на ромашку.

- Что связывает лепестки в цветке? (сердцевина)

- А что будет, если убрать сердцевину цветка? (лепестки рассыпятся).

  • Возьмите ромашки, напишите на лепестках членов своей семьи.

               Все члены вашей семьи разные по характеру, возрасту, но вы крепко связаны семейными ценностями, как лепестки вашей ромашки сердцевиной в единое целое.

  • Подумайте и напишите на оставшихся лепестках по слову, что ценится в вашей семье больше всего (традиции, любовь, дружба, добро, уважение, труд, понимание и т.д.).

Заслушать ответы уч-ся.

      Во все времена эти вопросы вызывали интерес у многих людей: и у художников в том числе. Они стремились передать в картинах не только индивидуальность, неповторимый характер людей, но еще и тонкие отношения, теплоту, дружественность чувств, особенные черты семьи.

  • Посмотрите на эти картины

Слайд 17.

- Что изображено на них? Что люди делают? Счастливы ли эти они? Почему? Какие качества важны для счастливой семейной жизни? Что необходимо соблюдать, чтобы жить счастливо?

Ответы уч-ся. (поддерживать друг друга в любых начинаниях, вместе проводить время и в труде, и праздниках, заботиться друг о друге, любить, уважать и т.д.)

          Л.Н.Толстого говорил: «Счастлив тот,  кто счастлив  у себя дома»?

- А что нужно, чтобы в доме было счастье? Ответы детей.

Слайд 18.

      В доме должна жить семья, в которой ценят дружбу, любовь, уважение и т.д.

  • Возьмите свои ромашки и закрасьте всю сердцевину своей ромашки в жёлтый цвет, если наш разговор вам помог понять роль семьи в вашей жизни, половинку – если  дома надо ещё будет поразмышлять над этим вопросом, а если для кого-то беседа была неинтересной, то оставьте сердцевину белой.
  • Покажите свои цветы, выглядит как ромашковое поле.
  • Наклейте свои ромашки в тетрадь, пусть ромашка напоминает вам о вашей семье.

Особая благодарность учащимся……

Удачи при выполнении домашнего задания. Спасибо за работу.

* Слайд 19.

  • Отгадайте загадку:

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас друзья?

Ваша дружная ….. (семья)

* Слайд 20.

Вывод:

В семье все тесно  связаны друг с другом, и только все вместе сильны. Только в семье, в единстве с родными и близкими человек счастлив по–настоящему.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью И провожают в путь с добром! Любите! И цените счастье! Оно рождается в семье, Что может быть ее дороже На этой милой всем земле.

Слайд 2

+ Тема урока и

Слайд 3

Род и семья – исток нравственных отношений

Слайд 4

Работа с пословицами Семья – опора счастья. Семейное согласие всего дороже. Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать. Какие качества необходимо проявлять, чтобы быть счастливым, живя в семье?

Слайд 5

Цель: определить ценности для проживания в семье Задачи: дать определения понятиям «род», «семья», «нравственные отношения»; разобраться в образовании слова «родословная» и составлении генеалогического дерева; понять роль семьи; определить, какие ценности укрепляют семью.

Слайд 6

Большая семья из нескольких поколений родственников, имеющая одного общего предка по материнской или отцовской линии.

Слайд 7

это союз близких родственников, которые живут вместе, дарят друг другу свою любовь, заботу и нежность и через семейные традиции воспитывают в детях лучшие человеческие качества.

Слайд 8

Родовая община

Слайд 9

Родословная перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степень родства Рассказывает об истории рода и определяет место человека в семье Генеалогия – историческая наука о родстве, занимающаяся изучением и составлением родословных.

Слайд 10

Родословная Л.Н.Толстого

Слайд 11

Родословное древо мама папа бабушка дедушка бабушка дедушка дяди тёти дяди тёти другие родственники я

Слайд 12

Символ рода Фамилия ( с лат. семья ) это наследственное имя семьи, которое передаётся из поколения в поколение.

Слайд 13

Зачем человеку семья?

Слайд 14

любовь прощение терпение

Слайд 16

-

Слайд 17

Счастливы ли люди?

Слайд 18

Что нужно, чтобы в доме жило счастье? уважение дружба доверие забота понимание согласие трудолюбие чуткость счастье в семье согласие любовь

Слайд 19

Домашнее задание: - исследуй образование своей фамилии; - составить родовое древо своей семьи .

Слайд 20

загадка

Слайд 21

Вывод: В семье все тесно связаны друг с другом, и только все вместе сильны. Только в семье, в единстве с родными и близкими человек счастлив по–настоящему.

Слайд 22

Список используемых источников: Лопатина А. Беседы и сказки о семье для детей и взрослых. 33 беседы по семейному воспитанию в школе и дома / А. Лопатина, М. Скребцова. – 3-е изд. – М..: Амрита-Русь, 2009. – 176 с. – (Серия «Семейное воспитание») Рожков М.И. Конспекты уроков для учителя 1-4 классов общеобразовательных учреждений: Воспитание гражданина: уроки социальности / М.И. Рожков. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 71 с. – (Серия «Конспекты уроков»). Картинки. [ Электронный ресурс ] . URL .: http://images.google.ru (дата обращения:20.10.2014).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок 15. (ОРКСЭ, модуль -Основы светской этики. Тема урока "Что значит быть моральным"

Урок 15. (Орксэ, модуль "Основы светской этики") Тема урока: "Что значит быть моральным"...

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."

Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы  религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль основы православний культуры, тема урока "Календарный год в православии"

Данный урок способствует развитию духовно-нравственной основы личности, позволяет развивать способности, анализировать и обобщать информацию. Развивает комуникативные способности учащихся....

Конспект урока по ОРКСЭ:Основы православной культуры по теме "Не совсем обычный урок" в 4 классе.

Конспект урока по Основам православной культуры в 4 классе на тему "Не совсем обычный урок". Использованные  методы обучения: работа в группах, проблемный(подводящий) диалог, метод демонстра...

Конспект урока по ОРКСЭ модуль светская этика "Нравственные идеалы" Урок 24

Цель урока: раскрытие понятия  духовного мира личности на примере образов русских богатырей. Главным зерном данного урока является работа с понятиями, на которые учащиеся выходят через...