Ценности православной культуры как живой источник достижения образовательных результатов
статья по орксэ (4 класс) на тему

Использование духовных ценностей православной культуры в содержании педагогических задач будет способствовать сохранению и преумножению добрых традиций русской жизни.Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

·воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

·воспитание нравственных чувств и этического сознания.

·воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

·воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

·воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). По каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования должны быть предусмотрены и могут быть достигнуты обучающимися следующие воспитательные результаты.

Как же ценности православной культуры помогут нам  в этой сложнейшей задаче?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsennosti_pk.docx22.17 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Саймова Е.В.
учитель начальных классов,
преподаватель курса
«Основы  православной культуры»
МБОУ «СОШ № 6»

Ценности православной культуры как живой источник достижения образовательных результатов

По статистике 74 % россиян причисляют себя к православным. Можно с уверенностью сказать, что наш народ чтит и помнит ценности, которые выверены и выстраданы веками, без которых невозможно представить Россию. Справедливость, свобода личная и национальная, свобода слова и вероисповедания, жизнь человека, семейные традиции, любовь и верность, забота о близких, патриотизм - вот неполный список ценностей православия. Они же являются основой основ духовно- нравственного воспитания и развития российских школьников.

Использование духовных ценностей православной культуры в содержании педагогических задач будет способствовать сохранению и преумножению добрых традиций русской жизни.  

Обращение к православным истокам и ценностям педагогики позволяет нам и имеющееся в России законодательство в области свободы слова и образования. Так в Законе РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» преамбулой звучит «признание особой роли православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры»

       В новом Законе «Об образовании»  имеется статья 87, в которой говорится об особенностях изучения в школе основ духовно-нравственной культуры народов России. П. 1 данной статьи говорит о том, что учебные предметы, курсы, модули, направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов России, вводятся «в целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными  социокультурными ценностями».

В соответствии с этим Законом и  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  разработана программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в
единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

·воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

·воспитание нравственных чувств и этического сознания.

·воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

·воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

·воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). По каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования должны быть предусмотрены и могут быть достигнуты обучающимися следующие воспитательные результаты.

Как же ценности православной культуры помогут нам  в этой сложнейшей задаче?

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; свобода личная и национальная; доверие к людям·уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

Воспитательные результаты: 
   ·ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению.

  При формировании первоначальных представлений о символах России возможно потребуется,  например, объяснение наличия на гербе  св. Георгия Победоносца. А чтобы понять высокий смысл слов Государственного Гимна России: «Россия священная наша держава» «Хранимая Богом родная земля» придется вспомнить определение слова «священный» («совершенный, дорогой, заветный, все, что связано с Божеством» – словарь Даля)  и слова Сухомлинского «Не будем бояться этих слов – святое и незыблемое». «Когда речь идет о моральном облике нового человека, то в слова святое и незыблемое вкладывается конкретный смысл: это то, чем человек дорожит, как собственной честью и достоинством, то, чем он не может поступиться ни при каких обстоятельствах. У человека, которого мы воспитываем, должны быть святые истины и святые имена, святые принципы и святые непререкаемые правила поведения». На уроке  русского языка при  объяснении значений таких слов как «спасибо», «воскресенье»  нужно снова прибегнуть к истокам  православной культуры.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Воспитательные результаты:

·неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
·способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
·уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
·знание традиций своей семьи, бережное отношение к ним.

Изучение «Основ православной культуры» в частности таких тем как: «Православное учение о человеке», «Совесть и раскаяние», «Милосердие и сострадание», «Золотое правило этики», «Зачем творить добро?» и др. помогут достигнуть этих результатов. Библейские истории, притчи, заповеди, встречи  со священнослужителями  способствуют  становлению доброго  поведения,  стремлению к нравственным поступкам и делам.

Большое воспитательное значение имеют русские пословицы и поговорки: в них сосредоточилась священная и народная мудрость.

Железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает.

Не ищи правды в других коли ее в тебе нет.

Сгубить легко, да душе каково?

На свете все найдешь, кроме отца и матери.

      Не кричи о себе, пусть другие о тебе тихо скажут.

      Доброму человеку и чужая беда к сердцу.

3.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.

Воспитательные результаты:

·осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового.

В решении этой задачи может послужить яркий пример жития святых  (св. Луки, св. Сергия Радонежского, Серафима Саронского и др.) и удивительная страница истории человечества – появление монахов с их главным правилом «Трудись и молись».

4. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

Ценности: родная земля; заповедная природа

Воспитательные результаты:

·элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России

Великий русский ученый М.В. Ломоносов говорил, что Бог дал людям  две книги – книгу природы и Библию. В книгу природы Бог вложил природные законы, а в Библию – заповеди. Поэтому Ломоносов считал, что христианин, изучающий законы природы, несет великое христианское служение.

5. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека;

Воспитательные результаты:

- элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
    ·первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

Искусство многих великих художников проникнуто  глубоким пониманием ценностей православия. Полотна Иванова, Крамского, Нестерова, Сурикова станут наглядными пособиями в объяснениях многих библейских сюжетов. На уроках окружающего мира  мы вспоминаем русского иконописца Андрея Рублева, исторические события, связанные с Владимиром Мономахом, Александром Невским и др.
Невозможно представить себе Россию без архитектуры православных церквей и храмов. Через экскурсии, беседы об устройстве храмов можно увидеть их силу, красоту и предназначение.

Знакомство с православным календарем поможет понять важность таких церковно - государственных праздников, как День славянской письменности и культуры, День Крещения Руси, День народного единства, Рождества Христова, а также других праздников и памятных исторических дат. Неотъемлемым источником  познания духовного мира человека    являются произведения классиков отечественной литературы, которые в свою очередь черпали свои мысли из традиций нашего народа.
     Духовно-нравственное воспитание, будучи основанным на многовековых российских педагогических традициях, помогает привить школьнику тот нравственный иммунитет, который ему очень необходим для противостояния всё более растущим эгоизму, распущенности, потребительству, сквернословию, безответственности, жестокости, блужданиям в виртуальном мире.
Средства для достижения образовательных результатов не надо создавать. Наши вечные ценности являются естественным материалом, которым пользовалась педагогика, пользуется и будет всегда использовать.

                             

Использованная литература:

1.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].—2-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2010. — 204 с. — (Стандарты второго поколения).

2.Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. – М. : Просвещение, 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа в парах, группах — важный фактор достижения образовательных результатов и развития коммуникативных свойств личности.

Работа в парах, группах — важный фактор достижения образовательных результатов и развития коммуникативных свойств личности....

Дневник школьника и его роль в достижении образовательного результата

"Личный еженедельник первоклассника" предназначенный для учащихся образовательной системы "Школа 2100" помогает формировать самооценку младшего школьника....

Технологии достижения образовательных результатов обучения в начальной школе в условиях реализации требований ФГОС

Технологии достижения образовательных результатов обучения в начальной школе в условиях реализации требований ФГОС.При помощи инновационных достижений можно решить следующие проблемы: 1. Способст...

Педагогические чтения «Планирование и достижение образовательных результатов в новой образовательной среде» Обмен педагогическим опытом

Обеспечение положительной динамики образовательных результатов, ориентированных на поддержку индивидуального прогресса обучающихся....

Мастер - класс «Современные образовательные технологии как инструмент обеспечения качества учебного процесса и достижения образовательных результатов, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения»

Тема мастер-класса: «Современные образовательные технологии как инструмент обеспечения качества учебного процесса и достижения образовательных результатов, соответствующих требованиям ФГОС второ...

Конспект к уроку по основам православной культуры "Человек - живая икона"

Конспект к уроку по основам православной культуры "Человек -живая икона", выполненный в рамках выпускной квалификационной работы. Рекомендован для 4 классов, предмета ОРКСЭ модуля Основы пра...

Презентация к уроку по основам православной культуры "Человек-живая икона"

Презентация к уроку по основам православной культуры "Человек-живая икона", модуль ОРКСЭ...