Урок "Дружба"
план-конспект урока по орксэ (3, 4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. Валеева Фидалина Рифовна
Предмет: «Основы светской этики»
Класс: 4
Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.
Тема | Дружба |
| создать условия для формирования у учащихся представлений о дружбе, показать важность и ценность настоящей дружбы |
Задачи | Образовательные: дать представление о том, какие существуют отношения между людьми, уточнить детские представления о понятии «дружба» и «друг», научиться определять настоящую и ложную дружбу. Развивающие: развивать навыки сотрудничества с ровесниками. научить высказывать своё мнение; анализировать свои мнения, ; прогнозировать последствия поступков; участвовать в коллективной деятельности; развивать умение анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями; развивать логическое и критическое мышление детей, требовательное отношение к себе, к своему умению дружить, развивать творческие способности, умение рассуждать, аргументировать свою точку зрения; Воспитательные: воспитывать в детях доброжелательность, эмоционально-нравственную отзывчивость, заботливое отношение к окружающим людям. убедиться в необходимости укрепления межличностных отношений в группе; в существовании влияния друзей друг на друга; воспитывать стремление к гармоничным отношениям с людьми, желание жить в мире и согласии с ближними. |
УУД | ЛичностныеУУД: понимание ценности дружбы и дружеских отношений; доброжелательное и эмоционально-нравственное и отзывчивое понимание и сопереживание чувствам других людей. Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя Коммуникативные УУД: признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Познавательные УУД: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса |
Планируемые результаты | Предметные: понимание дружбы как ценностной ориентации, присвоение их нравственной ценности и раскрытие значения в жизни каждого человека. • Знать: - углубление представления детей о дружбе, готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; - становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести. - осознание ценности дружбы и понимание значения дружбы в жизни человека и общества; • Уметь: - слушать и понимать других; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, владеть диалогической формой речи; - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Личностные: - Умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила. - Умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. - Развитие способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Метапредметные: - формировать умение отбирать главное, обобщать, синтезировать; - оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. |
Основные понятия: | Дружба, бескорыстие, доверие, честность, справедливость, ответственность. |
Межпредметные связи | Литературное чтение, музыка |
Ресурсы: основные дополнительные | Учебники, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация, записи детских песен про дружбу; карточки, толковые словари Ожегова С.И., Даля В.И., индивидуальные рабочие листы. |
Формы урока | фронтальная, групповая, парная |
Технологии | личностно - ориентированная, сотрудничества, здоровьесберегающая, деятельностный подход, использованы приемы технологии развития критического мышления (синквейн) |
Литература и Интернет-ресурсы
Основная: А. Я. Данилюк Основы духовно-нравственной культуры народов России. Москва «Просвещение, 2011
А. Я. Данилюк Основы светской этики Учебник для 4-5 класс, Москва «Просвещение, 2011
Дополнительная: А. Г. Асмолов Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Москва «Просвещение»,2010.
Г. С.Ковалева, О.Б.Логинова Планируемые результаты начального общего образования Москва «Просвещение»,2010.
- Интернет-ресурсы ru.wikipedia.org›wiki/Основы…и_светской_этики
- http://www.prosv.ru/about.aspx?ob_no=20558
- http://www.prosv-ipk.ru)
- http://pedsovet.su/load/143-1-0-14647
- http://russkoe-slovo.ru›metodika/mat…Etika_04_08.pdf
- http:// festival.1september.ru›Добро
- http:// festival.1september.ru›Добро
Этап урока | Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы | Деятельность обучающихся с указанием форм организации | Формируемые УУД |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»). | Звучит запись песни В. Шаинского «Улыбка». Пожелание хорошего настроения и интересной работы -Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. Давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся, подарим друг другу частичку своего тепла, пожелаем удачи на уроке. Загадка: Она вам ничего не стоит, но для окружающих вас людей она бесценна. Вопрос: Почему так говорят об улыбке человека? Метод: проблемный диалог. | Слушают песню. Настраиваются на интересную работу. Слушают, анализируют и отгадывают загадку. Отвечают на вопрос. Фронтальная работа класса. | Личностные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД
|
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими. | Вопрос: Кому чаще всего вы дарите свою улыбку? Показ слайда на экране: «Дружба начинается с улыбки» Вопрос: Как вы понимаете смысл этого выражения? -Как вы понимаете слово «дружба»? Метод: проблемный диалог. | Высказывания детей Отвечают с опорой на свой жизненный опыт. Читают, анализируют, отвечают. Высказывания детей Слушают, анализируют, отвечают, приводят примеры из жизни или литературных произведений. Слушают высказывания о понимании смысла слова дружба. Фронтальная работа класса. | Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД |
3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. | - Определите тему нашего сегодняшнего урока . Запишите тему в рабочий лист. Задание: Подберите однокоренные слова к слову дружба. Метод: Практический, с использованием наглядности Показ слада с однокоренными словами для самопроверки детей. Метод: проблемный диалог. Вопрос: Являются ли слова товарищ, приятель однокоренными к слову дружба? Что их объединяет? - Поставьте перед собой цели урока. Что вы сегодня должны узнать? - Запишите цели в рабочий лист.
| Определяют тему и записывают в рабочий лист Подбирают однокоренные слова, объясняют их смысл. Проверяют. Индивидуальная работа. Слушают, анализируют, объясняют свое мнение.
Высказывания детей. Запись учениками в рабочий лист целей урока: - Какие отношения существуют между людьми, -что такое дружба, -чем дружеские отношения отличаются от других отношений (например, служебных, соседских и т.д.) - кто такой друг | Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД |
4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник). | Вопрос: Что нам поможет определить значение слова дружба? Обратимся к литературным произведениям о дружбе. Вопрос: Какие произведения о дружбе вы знаете? Чтение учителем рассказа В.Осеевой «Синие листья» Прием: беседа. Вопрос: Помог ли вам рассказ понять смысл слова дружба? Анализ рассказа. Проблемно-поисковый метод. -Чтобы вы посоветовали героям рассказа?
| Высказывают свои предположения. Вспоминают, отвечают. Слушают, анализируют, отвечают на вопросы. Фронтальная работа. Читают, отвечают на вопрос, высказывают свои мнения. Выдвигают гипотезы. Предлагают решение проблемной ситуации.
| Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД |
5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания. | Беседа о понятии «дружба» - Какое прекрасное слово « дружба». Произносишь его и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть или секретничать. Произносишь слово «дружба» и сразу вспоминаешь героев мультфильмов, мир кино, мир книги, наш мир, в котором мы живем, который дарит нам прекрасное общение с другом - Давайте в группах выполним задания, которые лучше помогут понять значение слова «дружба». Проблемно-поисковый метод
Работа с учебником. - Откройте учебник и прочитайте текст о дружбе. Практический метод. Задание: - Чем дружба отличается от других отношений? - Найдем в учебной статье отличительные черты дружбы. - Запишем их в рабочий лист | Работа в группах Учащиеся работают в группах, после обсуждения задания знакомят с результатами работы. Чтение статьи из пособия для учащихся. Самостоятельная индивидуальная работа. Учащиеся находят отличительные черты дружбы, записывают их в рабочий лист: избирательность, бескорыстность, общность интересов и взаимная симпатия. Запись в рабочий лист | Познавательные УУД Регулятивные УУД |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи | Анализ статьи учебника по вопросам. Вопрос: Что нового вы узнали из статьи? Обменяйтесь своими впечатлениям | Слушают, анализируют, отвечают, высказывают свои мнения. Фронтальная работа | Познавательные УУД Коммуникативные УУД |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. | Вопрос: Вы сказали, что однокоренным словом « дружбы» является слово « друг». Как вы понимаете его значение? - Давайте узнаем, какое определение дает толковый словарь. - Внимательно послушайте стихотворение А.С.Пушкина, которое он посвятил поэту Ивану Пущину, близкому другу с детских лет. «Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил!» - С какими словами обращался автор к своему другу? - В декабре 1825 года И.Пущин посетил ссыльного А.Пушкина в селе Михайловском. Через год сам И.Пущин был заключен в крепость за участие в организации восстания декабристов, и А.С.Пушкин, чтобы поддержать друга, отправляет это стихотворение. - Можно ли, судя по этому стихотворению, сказать, что А. Пушкин умел дружить? - Кто считает, что у вас тоже есть настоящий друг? Почему вы считаете его настоящим? - Поработайте в парах на карточках и выберите те качества, которыми должен обладать настоящий друг. - Какие качества вы выбрали? Почему? | Высказывания детей. (-Друг - человек, который связан с кем-нибудь дружбой, сторонник, защитник кого-нибудь) Ответы детей Высказывания детей. - А.С. Пушкин умел дружить. У него были настоящие друзья. Слушают, обсуждают, составляют предложения, объясняют с опорой на свой жизненный опыт и знания. Работа в парах Работа с карточками (См. Приложение) Предлагают варианты ответов. . | Познавательные УУД Коммуникативные УУД Личностные УУД |
8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | - Умению дружить и общаться с людьми, надо учиться с детства. Дружба не совместима с эгоизмом и предательством. Нет оправдания другу, который в трудную минуту не помог в беде. Но и сами мы должны относиться чутко к своим друзьям, стараться быть внимательными, тактичными, учиться сочувствовать, сопереживать. - К сожалению, друзья иногда ссорятся, и в жизни важно уметь делать шаги к примирению. - Прочитайте и выполните задание 3 в рабочем листе. Поделитесь своими мыслями. Составление правил дружбы. - Для того чтобы ваша дружба была крепче, чтобы не терять друзей, составим «Правила дружбы». - Выберите только те правила, которые укрепят вашу дружбу. - Прочитаем наши правила, запомним и будем их соблюдать. - Итак, в каждом классе, в каждой школе, в каждом городе и каждой стране люди уважают чувство дружбы. - Вот, например, в Москве на Всесоюзной выставке установлен фонтан «Дружбы народов». Монумент дружбы установлен и в столице нашей республики -Уфе В нём воплощены идеалы дружбы и мира между народами. | Слушают, запоминают. Фронтальная и индивидуальная работа Учащиеся выполняют задания в рабочем листе Задание 3 Ответы детей. Учащиеся выбирают предложенные правила и вывешивают на доску. (Карточки с правилами дружбы. Во время работы звучит песня «Мой друг» муз.И.Крутого, сл. М. Танича) | Познавательные УУД Коммуникативные УУД |
9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. | триз Задание: Напишите синквейн о дружбе, воспользовавшись памятками. Показ слайда со своим синквейн. Итог урока. Вопросы детям. - Закончите урок предложением:
Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «мой друг» | Индивидуальная работа в листах (См.Приложение). Сочиняют, записывают. По желанию вслух читают свои стихи. Отвечают на вопросы. Заслушиваются высказывания детей. | Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Личностные УУД |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рабочий лист
Тема урока:__________________________________________________
Моя цель на уроке:
___________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
Задание 1. Словарная работа.
Дружба – это________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Запиши отличительные черты дружбы.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Расскажи, как ты миришься со своим другом. Выбери слова, подходящие для вашего примирения.
Задание 4. Составь синквейн со словом «дружба».
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание для работы в 1 группе.
Найдите в «Толковом словаре» Ожегова С.И. и Даля В.И. определение слова «дружба».
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание для работы во 2 группе.
Подберите однокоренные слова к слову «дружба».
Дружба
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание для работы в 3 группе.
Подберите к слову «дружба» эпитеты, запишите словосочетания:
дружба (какая?) ____________________________________________________
дружба (какая?) ____________________________________________________
дружба (какая?) ____________________________________________________
дружба (какая?) ____________________________________________________
дружба (какая?) ____________________________________________________
дружба (какая?) ____________________________________________________
Задание для работы в 4 группе.
Соберите пословицы о дружбе. Объясните пословицу, которая особенно понравилась.
Старый друг | в беде. |
На вкус и цвет | лучше новых двух. |
Не имей сто рублей, | товарища нет. |
Друзья познаются | что дерево без корней. |
Сам погибай, | а имей сто друзей. |
Человек без друзей | а товарища выручай. |
Работа в парах
Какими качествами должен обладать настоящий друг? (подчеркните):
скромный, доброжелательный, настойчивый, надежный, общительный, смелый, отзывчивый, завистливый, эгоистичный, равнодушный, хвастливый, злобный, готовый прийти на помощь, трусливый.
КАТОЧКИ С ПРАВИЛАМИ
Помогай другу в беде.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Умей с другом разделить радость.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Не ссорься с другом. Не обманывай друга.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Не смейся над недостатками друга.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Не жадничай. Уступай другу.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Не бойся просить прощения, если обидел друга.
Будь вежлив с другом.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Не злись на друга.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Не предавай друга.
Тебе не безразлично, какой твой друг.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Умей признать свои ошибки, помириться с другом.
Относись к другу так, как ты бы хотел, чтобы он относился к тебе.
______________________________________________________________________________________
В дружбе люби себя.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Хитри и обманывай друга.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Завидуй друг