Урок "Дружба"
план-конспект урока по орксэ (3, 4 класс) по теме

Валеева Фидалина Рифовна

Конспект урока по ОРКСЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_valeeva_f.r.doc347 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О. Валеева Фидалина Рифовна

Предмет: «Основы светской этики»

Класс: 4

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.

Тема

Дружба

        

создать условия для формирования у учащихся представлений о дружбе, показать важность и ценность настоящей дружбы

Задачи        

Образовательные: дать представление о том, какие существуют отношения между людьми, уточнить детские представления о понятии «дружба» и «друг», научиться определять настоящую и ложную дружбу.

Развивающие: развивать навыки сотрудничества с ровесниками. научить высказывать своё мнение; анализировать свои мнения, ; прогнозировать последствия поступков; участвовать в коллективной деятельности; развивать  умение анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями; развивать логическое и критическое мышление детей, требовательное отношение к себе, к своему умению дружить, развивать творческие способности, умение рассуждать, аргументировать свою точку зрения;

Воспитательные: воспитывать  в детях доброжелательность, эмоционально-нравственную отзывчивость, заботливое отношение к окружающим людям. убедиться в необходимости укрепления межличностных отношений в группе; в существовании  влияния друзей друг на друга; воспитывать стремление к гармоничным отношениям с людьми, желание жить в мире и согласии с ближними.

УУД

ЛичностныеУУД: понимание ценности дружбы и дружеских отношений; доброжелательное и эмоционально-нравственное и отзывчивое понимание и сопереживание чувствам других людей. Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

Коммуникативные УУД: признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать  своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Познавательные УУД: перерабатывать  полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса  

 Планируемые результаты

Предметные: понимание дружбы как ценностной ориентации, присвоение их нравственной ценности и раскрытие значения в жизни каждого человека.

•        Знать:

- углубление представления детей о дружбе,  готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; - становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.  

- осознание ценности  дружбы и понимание значения  дружбы  в жизни человека и общества;

•        Уметь:

- слушать и понимать других;

 -  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, владеть диалогической формой речи;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Личностные:  - Умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.  

- Умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

- Развитие способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные: - формировать умение отбирать главное, обобщать, синтезировать;

- оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала;

- строить  логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Основные понятия:

Дружба, бескорыстие, доверие, честность, справедливость, ответственность.

Межпредметные связи

Литературное чтение, музыка

Ресурсы:

основные

дополнительные

Учебники, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация, записи детских песен про дружбу; карточки, толковые словари Ожегова С.И., Даля В.И., индивидуальные рабочие листы.

Формы урока

фронтальная, групповая, парная

Технологии

личностно - ориентированная,  сотрудничества, здоровьесберегающая,  деятельностный подход, использованы приемы технологии развития критического мышления  (синквейн)

 

Литература и Интернет-ресурсы

Основная:  А. Я. Данилюк Основы духовно-нравственной культуры народов России. Москва «Просвещение, 2011                                                                       

А. Я. Данилюк Основы светской этики Учебник для 4-5 класс, Москва «Просвещение, 2011   

Дополнительная:  А. Г. Асмолов Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Москва  «Просвещение»,2010.

Г. С.Ковалева, О.Б.Логинова Планируемые результаты начального общего образования Москва  «Просвещение»,2010.

  • Интернет-ресурсы ru.wikipedia.org›wiki/Основы…и_светской_этики
  • http://www.prosv.ru/about.aspx?ob_no=20558
  • http://www.prosv-ipk.ru)
  • http://pedsovet.su/load/143-1-0-14647
  • http://russkoe-slovo.ru›metodika/mat…Etika_04_08.pdf
  • http:// festival.1september.ru›Добро
  • http:// festival.1september.ru›Добро

                         

Этап урока

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

Формируемые УУД

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

Звучит запись песни  В. Шаинского «Улыбка». Пожелание хорошего настроения и интересной работы

-Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. Давайте посмотрим  друг на друга, улыбнёмся, подарим  друг другу частичку своего тепла,   пожелаем удачи на уроке.

Загадка: Она вам ничего не стоит, но для окружающих вас людей она  бесценна.

Вопрос: Почему так говорят об улыбке человека?

Метод: проблемный диалог.

Слушают песню.

Настраиваются на интересную работу.

Слушают, анализируют и отгадывают загадку.

Отвечают на вопрос.

Фронтальная работа класса.

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

 

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

Вопрос: Кому чаще всего вы дарите свою улыбку?

Показ слайда на экране: «Дружба начинается с улыбки»

Вопрос: Как вы понимаете смысл этого выражения?

-Как вы понимаете слово  «дружба»?

Метод: проблемный диалог.

Высказывания детей

Отвечают с опорой на свой жизненный опыт.

Читают, анализируют, отвечают.

 Высказывания детей

Слушают, анализируют, отвечают, приводят примеры из жизни или литературных произведений.

Слушают высказывания о понимании смысла слова дружба.

Фронтальная работа класса.

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

- Определите тему нашего сегодняшнего урока .

Запишите тему в  рабочий лист.

Задание: Подберите однокоренные слова к слову дружба.

Метод: Практический, с использованием наглядности

Показ слада с однокоренными словами для самопроверки детей.

Метод: проблемный диалог.

Вопрос: Являются ли слова товарищ, приятель однокоренными к слову дружба? Что их объединяет?

- Поставьте перед собой цели урока. Что вы сегодня должны узнать?

- Запишите цели в рабочий лист.

 

Определяют тему и записывают в рабочий лист

Подбирают однокоренные слова, объясняют их смысл.

Проверяют. Индивидуальная работа.

Слушают, анализируют, объясняют свое мнение.

 

Высказывания детей.

Запись учениками  в рабочий лист целей урока:

- Какие отношения существуют между людьми,                          

-что такое дружба,

-чем дружеские отношения отличаются от других отношений (например, служебных, соседских и т.д.)

- кто такой друг

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

Вопрос: Что нам поможет определить значение слова дружба?

Обратимся к литературным произведениям о дружбе.

Вопрос: Какие произведения о дружбе вы знаете?

Чтение учителем рассказа В.Осеевой «Синие листья»

 Прием: беседа.

Вопрос: Помог ли вам рассказ понять смысл слова дружба? Анализ рассказа.

Проблемно-поисковый метод.

-Чтобы вы посоветовали героям рассказа?

   

Высказывают свои предположения.

Вспоминают, отвечают.

Слушают, анализируют, отвечают на вопросы.

Фронтальная работа.

Читают, отвечают на вопрос, высказывают свои мнения.

Выдвигают гипотезы.

Предлагают решение проблемной ситуации.

 

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Личностные УУД

5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

Беседа о понятии «дружба»

- Какое прекрасное слово « дружба». Произносишь его и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть или секретничать. Произносишь слово «дружба» и сразу вспоминаешь героев мультфильмов, мир кино, мир книги, наш мир, в котором мы живем, который дарит нам прекрасное общение с другом

- Давайте в группах выполним задания, которые лучше помогут понять значение слова «дружба».

Проблемно-поисковый метод

  1. группа: Используя толковые словари Ожегова С.И. и Даля В.И., объясните значение этого слова.
  2. группа: Подберите однокоренные слова к слову «дружба».
  3. группа: Подберите к слову «дружба» эпитеты, получите словосочетания.
  4. группа: «Соберите» пословицы о дружбе

Работа с учебником.

-  Откройте учебник и прочитайте текст о дружбе.

  Практический метод.

Задание: - Чем дружба отличается от других отношений?

- Найдем в учебной статье отличительные черты дружбы.

- Запишем их в рабочий лист

Работа в группах

 Учащиеся работают в группах,

после обсуждения задания знакомят с результатами работы.

Чтение статьи из пособия для учащихся. Самостоятельная индивидуальная работа.

Учащиеся находят отличительные черты дружбы, записывают их в рабочий лист:

избирательность, бескорыстность, общность интересов и взаимная симпатия.

Запись в рабочий лист

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи

Анализ статьи учебника по вопросам.

Вопрос: Что нового вы узнали из статьи? Обменяйтесь своими впечатлениям

Слушают, анализируют, отвечают, высказывают свои мнения.

Фронтальная работа

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

7. Самостоятельная работа с самопроверкой. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Вопрос:  

Вы сказали, что однокоренным словом « дружбы» является слово « друг». Как вы понимаете его значение?

- Давайте узнаем, какое определение   дает толковый словарь.

- Внимательно послушайте стихотворение А.С.Пушкина, которое он посвятил поэту Ивану Пущину, близкому другу с детских лет.

«Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил!»

- С какими словами обращался  автор к своему другу?

- В декабре 1825 года И.Пущин посетил ссыльного А.Пушкина в селе Михайловском.

Через год сам И.Пущин был заключен в крепость за участие в организации восстания декабристов, и А.С.Пушкин, чтобы поддержать друга, отправляет это стихотворение.

- Можно ли, судя по этому стихотворению, сказать, что А. Пушкин умел дружить?

- Кто считает, что у вас тоже есть настоящий друг? Почему вы считаете его настоящим?

- Поработайте в парах на карточках и выберите те качества, которыми должен обладать настоящий друг.

- Какие качества вы выбрали? Почему?

Высказывания детей.

(-Друг - человек, который связан с кем-нибудь дружбой, сторонник, защитник кого-нибудь)

Ответы детей

Высказывания детей.

- А.С. Пушкин умел дружить. У него были настоящие друзья.

Слушают, обсуждают, составляют предложения, объясняют с опорой на свой жизненный опыт и знания.

Работа в парах

Работа с карточками

(См. Приложение)

Предлагают варианты ответов.

.

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

- Умению дружить и общаться с людьми, надо учиться с детства.

Дружба не совместима с эгоизмом и предательством. Нет оправдания другу, который в трудную минуту не помог в беде. Но и сами мы должны относиться чутко к своим друзьям, стараться быть  внимательными, тактичными, учиться сочувствовать, сопереживать.

- К сожалению, друзья иногда ссорятся, и в жизни важно уметь делать шаги к примирению.

- Прочитайте и выполните задание 3 в рабочем листе. Поделитесь своими мыслями.

Составление правил дружбы.

- Для того чтобы ваша дружба была крепче, чтобы не терять друзей, составим «Правила дружбы».

- Выберите только те правила, которые укрепят вашу дружбу.

- Прочитаем наши правила, запомним и будем их соблюдать.

- Итак,  в каждом классе, в каждой школе, в каждом городе и каждой стране люди уважают чувство дружбы.

- Вот, например, в Москве на Всесоюзной выставке установлен фонтан «Дружбы народов». Монумент дружбы установлен и  в столице нашей республики -Уфе

 В нём воплощены идеалы дружбы и мира между народами.

Слушают, запоминают.

Фронтальная и индивидуальная работа

Учащиеся выполняют задания в рабочем листе

Задание 3

Ответы детей.

Учащиеся выбирают предложенные правила и вывешивают на доску. (Карточки с правилами дружбы.

Во время работы звучит песня «Мой друг» муз.И.Крутого, сл. М. Танича)

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

триз

Задание: Напишите синквейн о дружбе, воспользовавшись памятками.

Показ слайда  со своим синквейн.

Итог урока. Вопросы детям.

- Закончите урок предложением:

  • Сегодня я узнал …
  •  Я понял, что …
  • У меня получилось …
  • Теперь я могу …
  • Урок дал мне для жизни

Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «мой друг»

Индивидуальная работа в листах (См.Приложение). Сочиняют, записывают.

По желанию вслух читают свои стихи.

Отвечают на вопросы.

Заслушиваются высказывания детей.

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

ПРИЛОЖЕНИЕ

 Рабочий лист

Тема урока:__________________________________________________

Моя цель на уроке:

___________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

Задание 1. Словарная работа.

Дружба – это________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Запиши отличительные черты дружбы.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Расскажи, как ты миришься со своим другом. Выбери слова, подходящие для вашего примирения.

Задание 4. Составь синквейн со словом «дружба».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание для работы в 1 группе.

Найдите в «Толковом словаре» Ожегова С.И. и Даля В.И.  определение слова «дружба».

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание для работы во 2 группе.

Подберите однокоренные слова к слову «дружба».

Дружба

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание для работы в 3 группе.

Подберите к слову «дружба» эпитеты, запишите словосочетания:

дружба (какая?) ____________________________________________________

дружба (какая?) ____________________________________________________

дружба (какая?) ____________________________________________________

дружба (какая?) ____________________________________________________

дружба (какая?) ____________________________________________________

дружба (какая?) ____________________________________________________

Задание для работы в 4 группе.

Соберите пословицы о дружбе. Объясните пословицу, которая особенно понравилась.

Старый друг

в беде.

На вкус и цвет

лучше новых двух.

Не имей сто рублей,

товарища нет.

Друзья познаются

что дерево без корней.

Сам погибай,

а имей сто друзей.

Человек без друзей

а товарища выручай.

Работа в парах

Какими качествами должен обладать настоящий друг? (подчеркните):

скромный, доброжелательный, настойчивый, надежный, общительный, смелый, отзывчивый, завистливый, эгоистичный, равнодушный, хвастливый, злобный, готовый прийти на помощь, трусливый.

КАТОЧКИ С ПРАВИЛАМИ

Помогай другу в беде.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Умей с другом разделить радость.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Не ссорься с другом. Не обманывай друга.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Не смейся над недостатками друга.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Не жадничай. Уступай другу.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Не бойся просить прощения, если обидел друга.

Будь вежлив с другом.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Не злись на друга.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Не предавай друга.

Тебе не безразлично, какой твой друг.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Умей признать свои ошибки, помириться с другом.

Относись к другу так, как ты бы хотел, чтобы он относился к тебе.

______________________________________________________________________________________

В дружбе люби себя.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Хитри и обманывай друга.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Завидуй друг