методическая разработка урока " Семейные праздники и традиции"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Представляет собой информационную карту урока с приложением
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semeinue_prazdniki.docx | 61.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационная карта урока « Семейные праздники и традиции»
Предмет ОРКиСЭ, модуль « Основы светской этики»
Учитель начальных классов МБОУ « СОШ № 4» Аксенова Елена Евгеньевна
Класс | 4 |
Тема | Семейные праздники и традиции |
Цель | 1. Формирование нравственной культуры детей 2. Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям. 3. Воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, к традициям семьи. Развитие коммуникативных умений и взаимопонимания |
Задачи: | Образовательные: познакомить с историей возникновения праздников, классификацией праздников, закрепить знания учащихся о семейных традициях; Развивающие: формирование навыков групповой работы; способности аргументировать собственное мнение; Воспитательные: воспитание чувств любви, гордости за свою семью, уважения к родителям, родственникам; развитие интереса к семейным традициям, традициям других народов нашей страны. |
УУД | Познавательные УУД Обучающиеся получат возможность 1. Извлекать информацию из разных источников и преобразовывать её . 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Делать выводы на основе анализа объектов. 4. Осуществлять классификацию по самостоятельно выбранному основанию 5. Определять ключевые слова текста. Регулятивные УУД Обучающиеся получат возможность 1. Принимать и сохранять учебную задачу. 2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД Обучающиеся получат возможность 1.Учиться сотрудничать с одноклассниками с целью решения поставленных задач, 2.Формулировать собственную позицию при работе в группе Личностные результаты Обучающиеся получат возможность 1.Учиться понимать смысл учебной деятельности. 2. Формировать положительную учебную мотивацию. 3. Адекватно оценивать свою деятельность |
Основные понятия | Праздники государственные, общественные, семейные, обычай, традиция. |
Межпредметные связи | История, окружающий мир, риторика |
Формы организации учебной деятельности | фронтальная, индивидуальная, групповая работа. |
Методы обучения | Словесные ( беседа, обсуждение) Наглядные ( презентация) Практические методы |
Тип урока | урок открытия нового знания |
Структура урока: | 1.Организация класса 2. Постановка задач урока 2 мин. 3. Актуализация знаний 4 мин 4. Усвоение новых знаний 14 мин 5. Первичная проверка понимания 4 мин 6.Закрепление новых знаний: 7 мин 7. Контроль знаний 4 мин 8. Подведение итогов. 2 мин 9. Рефлексия 2 мин |
Ресурсы | Учебник « Основы светской этики» А.Я. Данилюк, презентация к уроку, детские презентации, открытки к праздникам, детские рисунки, фото семейных праздников, раздаточные карточки, листы рефлексии, дерево семейных традиций |
Виды деятельности обучающихся | 1.Беседа 2. Формулирование определения 2. Изучающее чтение 3. Устное сообщение на тему 4.Самостоятельная работа с источником. 5. Обсуждение проблемной ситуации 6. Составление вопросов |
Этап урока | Время | Содержание | Деятельность обучающихся | Формы и методы работы | ||||||
1. Организация класса | Праздников много бывает на свете! Их любят взрослые, любят и дети. В праздник танцуют, в праздник поют, В праздник волшебных сюрпризов все ждут! | |||||||||
2.Постановка задач урока | 2 мин | Беседа - Можете ли вы по этому стихотворению определить тему урока? ( праздники) - А разве мы с вами мало знаем про них? Что еще можно о них узнать? - Можете определить цели нашего урока? Варианты ответов (Узнать, какие бывают праздники? Откуда они появились? Как отмечаются разные праздники? Чем отличаются? Какое значение имеют?) Слайд 2 | Отвечают на вопросы, анализируют | Фронтальная работа беседа | ||||||
3. Актуализация знаний | 4 мин | Определение понятия « праздник» - Запишите в тетради, что такое « праздник». Старайтесь не использовать слова « это когда». Выслушать варианты детей. Давайте сравним наши предположения Давайте прочитаем, как даётся определение слова праздник в толковом словаре Ожегова. Слайд 3 Праздник – день торжества, установленный в честь или в память какого-нибудь выдающегося события; день радости и торжества по поводу чего- нибудь; день игр и развлечений; день не рабочий и выходной. - Чего мы не сказали в своих определениях? Теперь будем знать. | Строят речевое высказывание в письменной форме, сравнивают | Индивидуальная работа Построение высказывания в письменной форме Фронтальная работа обсуждение | ||||||
4. Усвоение новых знаний | 7 минут | История возникновения праздников - Одной из наших целей является узнать, откуда взялись праздники. Вы прочитаете об этом самостоятельно в учебнике на с. 58 ( 1абзац). Изучающее чтение. А потом подберете вопросы к этому тексту – толстые и тонкие. Слайд 4 Напоминаю, тонкие вопросы – так называемые простые, требующие простого, односложного ответа Толстые - вопросы, требующие подробного развернутого ответа Проверка вопросов, ответы на них Варианты: -Для чего древние люди просили поддержку, помощь и защиту разных сил природы, духов и богов? (Чтобы облегчить себе жизнь, думая, что то и те к кому они обращаются помогут им создать благоприятные условия для жизни: хорошую погоду, удачную охоту, богатый урожай). - Что для этого использовали люди? Что они делали? ( Приносили дары, пели и танцевали, произносили хвалебные слова). - Чем праздники отличались от остальных дней? ( люди освобождались от работы) | Извлекают информацию из учебника, преобразовывают ее | Индивидуальная работа | ||||||
7 мин | Виды праздников
Праздников множество и они различны. Все праздники можно разделить на несколько групп. Бывают праздники школьные, например, Праздник последнего звонка. Бывают религиозные – какой будет в воскресенье? ( Пасха – Воскресение Христово).
Мы рассмотрим классификацию из 3 праздников: Слайд 5
Задание группам. У вас в файлах лежат открытки к разным праздникам. Вам нужно выполнить следующее задание: 1 группа выбирает и наклеивает изображение государственных праздников 2 группа – общественных группа – семейных По окончании работы дети вешают на доску свои плакаты. Слайд 6 - 8
1 группа – Государственные праздники:, Новый год, День Победы, День независимости России, День народного единства, День защитника Отечества, 8 Марта 2 группа - Общественные праздники: День Матери, День Знаний, День Учителя, День строителя, День Космонавтики 3 группа - Семейные праздники: День рождения, День свадьбы 3. Беседа ( 2 мин) - Что было сложнее всего? - Чем общественные праздники отличаются от государственных? ( государственные отмечает вся страна, это выходной день; общественные – группа жителей страны, это рабочий день, если не приходится на воскресенье) - Что у них общего? ( большое количество людей отмечают) - Назовите семейные праздники - Чем основным они отличаются от остальных? Слайд 9 4. Решение проблемной ситуации ( 1 мин) - А знаете ли вы, что есть такой праздник – День семьи, любви и верности, который отмечается в нашей стране с 2008года. Идея праздника возникла 7 лет назад у жителей города Мурома (Владимирской области), где покоятся мощи святых супругов Петра и Февронии, покровителей христианского брака, чья память чтится 8 июля. У нового праздника уже есть медаль, которую вручают 8 июля, и очень нежный символ — ромашка. Как вы думаете, к какой группе мы его отнесем? ( общественные праздники)
Соберите пословицы о семье | анализируют, сравнивают, осуществляют классификацию по данному основанию | Групповая работа Практическая деятельность Фронтальная работа Обсуждение Решение проблемного вопроса в виде дискуссии | |||||||
5. Первичная проверка понимания | 4 мин | Понятие семейных традиций А теперь давайте посмотрим сценку, в которой Лера и Егор будут играть роль брата и сестры.
- Как по – другому назван здесь семейный праздник « день рождения» ( семейная традиция) - Как вы понимаете слово традиция? Слайд 10 Традиции - обычаи, привычки, практическая деятельность, передается и соблюдается из поколения в поколение несмотря ни на что. - Кто из вас поддерживает мнение Егора? Леры? Почему? | Анализируют Частично представляют | Фронтальная работа, Индивидуальная работа Показ сценки Обсуждение проблемной ситуации | ||||||
6. Закрепление новых знаний | 7 мин | Презентация семейных традиций Вы к уроку готовили фотографии и рисунки своих семейных традиций. Здесь представлено, как вы отдыхаете, путешествуете всей семьей, отмечаете праздники. Давайте сегодня заполним дерево семейных традиций
По окончании презентации заполняют дерево семейных традиций ( вешают на него плоды) | Анализируют Частично представляют | Фронтальная работа, Индивидуальная работа презентация | ||||||
7.Контроль знаний | 4 мин | В конце урока давайте выполним небольшую самостоятельную работу. Необходимо прочитать предложения на карточке и поставить плюс возле тех, с которыми вы согласны. Количество предложений может быть неограниченно, не 1 , а любое – от 0 до 6. Обучающимся выдаются карточки со следующими записями на каждой: Слайд 11 - Праздники помогают нам вспомнить исторические события и лучше понять их. - Праздники помогают поддерживать связь поколений. - Праздники помогают узнать традиции своего народа. - Праздники учат уважать культуру других людей. - Праздники дают нам возможность испытать гордость за свою семью, свой город, свой народ, свою страну. - Праздники позволяют нам вспомнить о людях, которые сделали что-то очень важное для семьи, города, страны. Учащиеся выполняют задание.
Проверка выполнения работы. Учитель просит поднять руки ребят, подчеркнувших 1 предложение, затем – 2 предложение и т.д. Количество поднятых рук записывает на доске. Формулирование вывода Учитель: “Вы подчеркнули много предложений, но среди них нет предложения о том, что праздник нужен только для того, чтобы отдохнуть. О чем это говорит? ( Если не могут сформулировать, ищут ответ на вопрос в 4 абзаце учебника) Слайд12 « История жизни человека, семьи, народа, государства и всего человечества отражается в праздниках. Отмечая важные даты, люди вспоминают события, которые произошли в эти дни много лет назад. Праздники – это историческая память человечества.
| делают выводы на основе анализа объектов | Фронтальная работа, Индивидуальная работа | ||||||
8. Итог урока | 2 мин | Беседа Какие еще знаете семейные традиции? - Кроме тех, что мы сегодня услышали, существуют еще и другие семейные традиции: можно устраивать воскресный обед, который готовят абсолютно все. Каждому домочадцу доверить приготовить какое-то блюдо, затем собраться за общим столом. Можно составлять генеалогическое древо Собирать и хранить фотографии это ещё одна семейная традиция. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей. ( заполняют дерево ) Слайд 13 - Для чего нужны семейные праздники, семейные традиции? (Чтобы было интересно, весело, чтобы семья была крепкой, дружной. На празднике человек отдыхает, забывает о грусти, печали. Чем больше люди собираются вместе, общаются и веселятся, тем добрее и дружнее становится. Люди чтят память своих предков) Под влиянием семейных традиций складывается внутренний мир ребенка, развиваются его лучшие человеческие качества. | Фронтальная работа | |||||||
9. Рефлексия | 2 мин | -Мы выполнили цели, которые ставили перед собой? Как вы работали? Слайд 14 Оцените себя по 4 показателям ( раскрасить красным карандашом) | Осуществляют познавательную и личностную рефлексию | Фронтальная работа Практическая деятельность | ||||||
10. Домашнее задание | 1 мин | Слайд 15 Составить памятку « Что нужно помнить, чтобы праздник удался» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа "Семейные праздники и традиции"
Проектная работа "Семейные праздники и традиции"...
Методическая разработка заседания семейного клуба "Праздник здоровья"
Методическая разработка заседания семейного клуба "Праздник здоровья". Мероприятие проводится в виде путешествия по станциям. Дети вместе с родителями участвуют в конкурсах, отгадывают загад...
Методическая разработка урока ОРКСЭ по теме " Добро и зло в православной традиции"
Данная разработка урока ОРКСЭ по теме " Добро и зло " (Модуль "Светская этика" составлена в соответствии с современными требованиями ФГОС. Тип урока "Ознаком...
Методическая разработка классного часа «Моя семья - традиции и ценности».
Данный классный час проводился в рамках недели ШМО. Методическая разработка классного часа для учащихся начальных классов по теме «Моя семья - традиции и ценности».В ходе классного часа уч...
Методическая разработка урока по окружающему миру 3 класса "Семейный бюджет"
Презентация и технологическая карта урока по окружающему миру "Семейный бюджет" с целью создания условий для формирования элементарных экономических представлений о бюджете семьи....
Методическая разработка "Семья. Семейные традиции"
Методическая разработка класнорго часа, для учеников 3го класса "Семья. Семейные традиции"...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока Финансовой грамотности для 2 (3) класса по теме «Что такое семейный бюджет и как его построить »
Важно уже в школьном возрасте прививать детям навыки ведения учета доходов и расходов, рассказать о преимуществах, а также показать негативные последствия нерационального использования сре...