Почитай родителей. Будь щедрым, довольствуйся малым
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

материал к уроку ОРКСЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse_urok_14.docx79.01 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 14

Почитай родителей. Будь щедрым, довольствуйся малым

1.Допиши определения:

____________________ - это свойство человека, охотно оказывать помощь

____________________ - это чувство признательности за оказанное добро

2.Герои какой сказки изображены? ___________________ Подпиши

  http://tse1.mm.bing.net/th?&id=OIP.M778ecbb21583f49263ce75bdd3ce095ao0&w=229&h=300&c=0&pid=1.9&rs=0&p=0http://tse1.mm.bing.net/th?&id=OIP.M909ab24380c091080747a912a7ea2c58o0&w=200&h=300&c=0&pid=1.9&rs=0&p=0  http://tse1.mm.bing.net/th?&id=OIP.M92e1977379d938a911b31f64088d4882o0&w=300&h=200&c=0&pid=1.9&rs=0&p=0  http://tse1.mm.bing.net/th?&id=OIP.Mcd598ab12287bf0cc2833bde2e4f6fa5o0&w=273&h=299&c=0&pid=1.9&rs=0&p=0   

3.Прочитай притчу. Как ты думаешь почему женщина так поступила?

     

Притча о драгоценном камне

     Одна мудрая женщина, путешествуя, нашла драгоценный камень в ручье. На следующий день она встретила путника, который попросил еды. Женщина открыла свою котомку, чтобы достать еду. Путник увидел в котомке драгоценный камень и попросил женщину отдать ему этот камень. И женщина отдала камень, не колеблясь. Путник пошёл своей дорогой, не веря такой неожиданной удаче. Он знал, что стоимость этого камня так велика, что, продав его, он сможет жить безбедно до конца дней своих.

Однако, через несколько дней, он нагнал странницу и сказал: «Я всё думал о стоимости камня и решил вернуть его вам, в надежде, что смогу получить от вас нечто более ценное. Поделитесь со мной и научите меня тому, что заставило вас отдать этот камень мне, незнакомцу, без колебания»

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Собери пословицы по теме «Мать, отец и дети»

_____________________________________________________________________________

(добро, тепло, солнышко, мать)

_____________________________________________________________________________

(дружок, матушка, лучший, родной)

_____________________________________________________________________________

(сердце, дети, ласка ,материнский, хватит)

_____________________________________________________________________________

(почитает, не погибает, родители, вовеки)

_____________________________________________________________________________

(мать, отец, нежно, крепко, любит)

5.Ответь на вопросы к рассказу В. Осеевой «Бабка»

Бабка. Рисунок Е. Ванюкова 

- Как бабушка относилась ко всем в доме? (Что она делала для отца Бори? Что она делала по хозяйству? Что она делала для Бори?)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Какой же была бабушка?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

- Как в доме относились к ней? Как её называли?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

- Чему она учила Борю?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

- Как к ней относился Боря?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

- Чему научил товарищ Борьку?

__________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

Чтение рассказа В. Осеевой «Бабка».

     Бабка была тучная, широкая, с мягким, певучим голосом. В старой вязаной кофте, расхаживала она по комнатам, неожиданно появляясь перед глазами, как большая тень.

- Всю квартиру собой заполнила - ворчал Борькин отец. А мать робко возражала ему:

- Старый человек, куда ж ей деться?

- Зажилась на свете, - вздыхал отец... В инвалидном доме ей место, вот где!

Все в доме, не исключая и Борьки, смотрели на бабку как на совершенно лишнего человека. Бабка спала на сундуке. Всю ночь она тяжело ворочалась с боку на бок, а утром вставала раньше всех и гремела на кухне посудой. Потом будила зятя и дочь:

-Самовар поспел, вставайте! Попейте горяченького-то на дорожку. Подходила к Борьке:

- Вставай, батюшка мой, в школу пора.

- Зачем? - сонным голосом спрашивал Борька.

- В школу. Темный человек глух и нем - вот зачем! Борька прятал голову под одеяло:

- Иди ты, бабка.

- Я-то пойду, да мне не к спеху, а вот тебе к спеху.

- Боря, вставай! - стучал в стену отец. - А вы, мать, отойдите от него, не надоедайте с утра.

Но бабка не уходила. Она натягивала на Борьку брюки, рубашку.

Когда все уходили, она начинала хозяйничать. Чистила, мыла, варила; потом вынимала из сундука спицы и вязала. Спицы двигались в бабкиных руках то быстро, то медленно - по ходу ее мыслей. Иногда совсем останавливались, падали на колени, и бабка качала головой:

- Так-то, голубчики мои! Не просто, не просто жить на свете!

                                        ***

Приходил из школы Борька, сбрасывал на руки бабке пальто, шапку и, швыряя на стол сумку с книгами, кричал:

- Бабка, поесть!

Бабка прятала вязание, торопливо накрывала на стол, скрестив руки на животе, следила, как Борька ест.

В эти часы как-то невольно Борька рассказывал ей об уроках, товарищах. Бабка слушала его любовно, с большим вниманием, приговаривала:

- Все хорошо, Борюшка: и плохое, и хорошее,- хорошо. От плохого человек крепче делается, от хорошего душа зацветает. Наевшись, Борька отодвигал от себя тарелку:

- Вкусный кисель сегодня! Ты ела, бабка?

- Ела, ела - кивала головой бабка. - Не заботься обо мне, Борюшка, я, спасибо, сыта и здорова.

Потом вдруг, глядя на Борьку выцветшими глазами, долго жевала она беззубым ртом какие-то слова. Щеки ее покрывались рябью, и голос понижался до шепота:

- Вырастешь, Борюшка, не бросай мать, заботься о матери. Старое, что малое, в старину говаривали: трудней всего три вещи в жизни: богу молиться, долги платить, да родителей кормить.

- Я мать не брошу. Это в старину, может, такие люди были, а я не такой!

- Вот и хорошо, Борюшка. Будешь поить-кормить, да подавать с лаской, а уж бабка твоя на это с того света радоваться будет.

Со двора доносится визг ребят. К Боре пришел друг.

- Идем, идем! Можешь с ней не здороваться. Она у нас старая старушенция.
Бабка отдернула кофту, поправила платок и тихо пошевелила губами:

- Обидеть, что ударить, приласкать - надо слово искать. А в соседней комнате товарищ говорил Борьке:

- А с нашей бабушкой всегда здороваются. И свои и чужие. Она  у нас главная.

- Как это - главная? - заинтересовался Борька.

- Она старенъкая, всех вырастила. Ее нельзя обижать. А что же ты со своей так? Смотри, отец, взгреет!

- Не взгреет! - нахмурился Борька. - Он сам с ней не здоровается.

Товарищ покачал головой:

- Чудно! Теперь старых все уважают.

- Да мы свою бабку не обижаем, - покраснел Борька. – Она у нас сыта и здорова.

Прощаясь с товарищем, Борька задержал его у дверей.

- Бабка, - нетерпеливо крикнул он, - иди сюда!

- Иду, иду, - заковыляла из кухни бабка.

- Вот, - сказал товарищу Борька, - попрощайся с моей бабушкой.

После этого разговора Борька часто ни с того ни с сего спрашивал бабку:

- Обижаем мы тебя? А родителям говорил:

- Наша бабка всех лучше, а живет хуже всех, никто о ней не заботится.

Мать удивлялась, а отец сердился:

- Кто это тебя научил родителей осуждать? Смотри у меня - мал еще.

И разволновавшись, набрасывался на бабку:

- Вы, что ли, мамаша, ребенка учите? Если недовольны нами, могли сами сказать.

Бабка мягко улыбаясь, качала головой:

- Не я учу - жизнь учит. А вам бы, глупые, радоваться надо. Для вас сын растет. Я свое отжила на свете, а ваша старость впереди.

Перед праздником возилась бабка до полуночи на кухне. Гладила, чистила, пекла. Утром поздравляла домашних, подавала чистое глаженое белье, дарила носки, шарфы, платочки.

Отец, примеривая новые носки, кряхтел от удовольствия:

- Угодили вы мне, мамаша! Очень хорошо, спасибо вам! Борька удивлялся:

-Когда это ты навязала, бабка? Ведь у тебя глаза старые, ещё ослепнешь!

Около носа у нее была большая бородавка. Борьку эта бородавка забавляла.

- Какой петух тебя клюнул? - смеялся он.

- Да вот выросла, что поделаешь!

Борьку вообще интересовало бабкино лицо. Были на этом лице разные морщины: глубокие, мелкие, как ниточки и широкие, вырытые.

- Чего это ты такая разрисованная? Старая очень? - спрашивал он. Бабка задумывалась.

- По морщинам, голубчик, жизнь человеческую, как по книге можно читать.

- Как это? Маршрут, что ли?

- Какой маршрут! Просто горе и нужда здесь расписались. Детей хоронила, плакала - ложились на лицо морщины. Нужду терпела, билась - опять морщины. Мужа на войне убили, много слез было - много морщин осталось. Большой дождь и то в земле ямочки роет.

Беседа по прочитанному произведению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Очень важная информация для родителей будующих первоклассников

Материал содержит информацию о физической, нравственной, психологической, мыслительной готовности к школе будущего первоклассника, что должен знать соответствии с программой подготовительной группы д/...

Конспект урока и презентация "Почитай родителей"

Урок направлен на оценивание характера взаимоотношений людей в социальной группе семье, с позиции развития эстетических чувств, доброжелательности,эмоциональности и отзывчивости, понимания чувств ближ...

Классный час «Во всяком возрасте почитай родителей»

 Классный час «Во всяком возрасте почитай родителей»      Белова Ольга Алексеевна, учитель начальных классовЦЕЛИ: Раскрыть значение семьи в жизни каждого чел...

Классный час "Во всяком возрасте почитай родителей"

Классный час «Во всяком возрасте почитай родителей»      Белова Ольга Алексеевна, учитель начальных классовЦЕЛИ: Раскрыть значение семьи в жизни каждого человека.Содейст...

Проектная деятельность в начальной школе:«Зеленая планета – Будь верен в малом»

Предлагаемый проект "Зеленая планета - будь верен в малом" - это попытка на примере своего города, улицы, двора, школы (окружающей среды), хотя бы приблизиться к пониманию тех экологических законов, к...

«Почитай родителей»

Я рада видеть вас, друзья!И пусть в окно прохлада дышит,Нам здесь уютно: весь наш классДруг друга любит, чувствует и слышит....

Почитай родителей.

Я рада видеть вас, друзья!И пусть в окно прохлада дышит,Нам здесь уютно: весь наш классДруг друга любит, чувствует и слышит....