Главные вкладки

    Проектная деятельность на уроках «Основы православной культуры»
    статья по орксэ (4 класс) на тему

    Чурсина Валентина Васильевна

    Концепция модернизации российского образования предполагает ориентацию образования не только на получение учеником  определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, на развитие у учащихся ключевых образовательных компетентностей, таких, как информационная, коммуникативная и социальная, которые успешно формируются в результате проектной и исследовательской деятельности учащихся.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon soobshchenie_po_opk.doc63.5 КБ
    Microsoft Office document icon soobshchenie_po_opk.doc63.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    “Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность”.
    Бернард Шоу

    «Расскажи – и я забуду,

    Покажи – и я запомню,

    Дай попробовать – и я пойму»

    Китайская пословица.

    Проектная деятельность на уроках «Основы православной культуры»

    Концепция модернизации российского образования предполагает ориентацию образования не только на получение учеником  определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, на развитие у учащихся ключевых образовательных компетентностей, таких, как информационная, коммуникативная и социальная, которые успешно формируются в результате проектной и исследовательской деятельности учащихся.

                                         

    Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.

    Участие в ученических проектах дает возможность каждому школьнику раскрыть свой творческий потенциал, приобрести навыки научно-исследовательской работы, расширить свои знания по образовательным предметам, реализовать оригинальные идеи, научиться различным формам презентации проектно-исследовательских работ.

    Школьников не удовлетворяет далекая перспектива учения: заниматься в школе, чтобы готовиться к взрослой жизни. Они хотят получить практический результат учебы сейчас, а не через далекие года. Поэтому, создавая проект, они работают с удовольствием. «Учение  с увлечением» - вот залог успеха проектной деятельности.

    Большая доля самостоятельности и личной ответственности за выполнение проекта ведет к повышению таких качеств как развитие трудолюбия, внимания, памяти, целенаправленного восприятия. А успешное выполнение и защита своего проекта формируют самоуважение. Проект дает ребенку возможность найти себя — определить, проверить, уточнить свои интересы, попробовать собственные силы. Очень важно, чтобы проект предусматривал не просто самообразование, но и имел социальную направленность: я что-то знаю, чему-то учусь не только для себя, но и могу поделиться результатами своей деятельности с теми, кому это нужно. Благодаря этому повышается значимость образования в глазах детей, усиливается их учебная мотивация. С другой стороны, ученик, осуществляя свой проект, проверяет себя: могу ли я решить поставленную мной задачу, сделать нечто оригинальное, организовать дело так, чтобы довести задуманное до нужного результата?

    Изучение модуля «Основы православной культуры» предполагает использование системы современных методов и технологий обучения, не противоречащих  сущности духовно-нравственного воспитания, ориентированного на ценности православного христианства. Оно не может и не должно ограничиваться словесным изложением материала учителем с последующим ответом учащихся на вопросы репродуктивного характера.

    Осуществление проектов на уроках «Основы православной культуры»   помогает достичь цели курса: духовно-нравственного развития младшего подростка посредством его приобщения к российской духовной традиции. Работая над проектами, учащиеся знакомятся с традиционными морально-нравственными идеалами, ценностями, нормами; у них формируются начальные представления о российской духовной традиции; появляются навыки нравственного самоанализа.

    ПРОЕКТ (от лат. projectus, букв. — брошенный вперед),

    Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и результат труда, создание творческого продукта.

    Детям всегда объясняю, что

    Проект - это "шесть П":                                           

    1. Проблема,
    2. Проектирование (планирование),
    3. Поиск информации,
    4. Продукт,
    5. Презентация.
    6. Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

    Этапы работы над проектом

    1. Мотивационный (создание проблемной ситуации, формулирование темы проекта, определение конечного результата).

    2. Планирующе – подготовительный (объединение в группы, распределение обязанностей, составление графика работы над проектом, поиск информации).

    3. Информационно – операционный (работа групп по плану, консультации с руководителем, систематизация и классификация собранного материала, создание проектного продукта).

    4. Рефлексивно – оценочный (выбор формы представления проекта, составление текста для представления, репетиция представления, представление проекта).

    Требования к учебному проекту  учащегося младшей школы, в общем простые, и главное из них – «исходи из ребёнка». Все темы должны быть посильны пониманию ученика. Чем меньше ребёнок – тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только незамысловатые проекты. На первых уроках детям предлагаю такую памятку.

    Памятка начинающему исследователю

    • Выбери тему исследования.
    • Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
    • Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
    • Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
    • Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.
    • Сделай выводы.
    • Оформи результаты своей работы.
    • Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.

    Какова же роль учителя в проектной деятельности?

    Она своеобразна. Главное правило, о котором должен помнить учитель: я выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания. Я некий вдохновитель для исследовательской деятельности учащихся.

    На уроках  я использую как краткосрочные проекты (1 -2 урока), так и долгосрочные (рекомендуемый срок работы над проектом в начальной школе - не более 4-6 недель), индивидуальные и групповые.

    Часто мы с детьми реализуем мини-проекты. Формируем банк творческих заданий: кроссвордов, ребусов, тестов, загадок.

    Дети начальной школы особенно любят «рисовать» проекты. Например, на уроке по теме «Совесть и раскаяние» мы выпускали стенгазету «Грехи», в  которой   каждый ученик изобразил грех, как он его понимает. Все эти мини-проекты для меня ценны ещё и тем, что помогают детям осознать абстрактные, довольно сложные для понимания вещи.

    Более длительные проекты требуют больших усилий и внимания со  стороны не только учителя, но и родителей. Такие проекты как «Традиции православной Пасхи» позволили группе детей совместно с родителями узнать о старинных русских традициях празднования Пасхи и сделать вывод о том,  насколько эти традиции соблюдаются в наше время. Представляя результаты своей работы, дети угощали гостей куличами и крашеными яйцами.

    Групповой исследовательский проект «Храмы России» познакомил учащихся с красивейшими православными храмами нашей страны. Дети представили свой проект в виде экскурсии. Интересной стала работа «Русский святой-воин Дмитрий Донской», рассказавшая о его жизни и деятельности. Юные исследователи ставили перед собой задачу: определить, за какие подвиги русский народ канонизирует своих героев. Серьезной и глубокой оказалась работа «Как христианство пришло на Русь»

    Одна из форм познания мира, источник исследовательской деятельности  - поездки, экскурсии, походы, посещение выставок, встречи с интересными людьми. В.А.Сухомлинский сказал: «Идите в поле, парк, пейте из источников мысли, и это живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами».

    В рамках проведения православной недели учащиеся 3 «а» класса с классным руководителем Чурсиной В. В. 15. 04. 2016 года посетили церковь Иоанна Кронштадтского в п. Солидарность. Беседу с детьми проводил священнослужитель отец Игорь.  Встреча прошла в тёплой, непринуждённой обстановке. В беседе с детьми были затронуты  важные темы: отношения в семье между взрослыми и детьми, главные христианские заповеди, отношение к учёбе, природе и животным с точки зрения православия. Дети задавали много вопросов о православных праздниках, иконах, значении имён и ангеле-хранителе. С большим интересом рассматривали убранство храма, поставили свечи к иконам. Данная встреча оказала на детей положительное впечатление.

    Во время экскурсии настоятель храма Отец Игорь рассказал учащимся о том, что храм Иоанна Крондштадского новый и ещё совсем недавно жители посёлка не имели возможности любоваться его красотой.  

         

    Ученик посетили 4 классы нашей школы с рассказами о храме и раздали всем желающим памятки посещения храма.

    Мальчику:

           Прежде чем зайти в собор,

           Головной сними убор,

           Злые мысли отгони:

           Не нужны тебе они...

    Девочке:

            Скромную надень одежду,

            В брюках в храм идёт невежда,

            Голову платком покрой

            И тихонько в храме стой.

    Мальчику и девочке:

             Никого не осуждай,

             Помощь нищему подай,

             Поставь свечку и потом

             Осени себя крестом.

    Результаты проектной работы были представлены на итоговом занятии по курсу ОРКСЭ, сведения о проектной работе размещены на школьном сайте.

       

    Таким образом, проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, хотя и криво, да сами».

    Список литературы:

    1. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.
    2. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000.
    3. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. 
    4. Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы, № 3, 1998
    5. Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.

    Чурсина Валентина Васильевна, учитель начальных классов МБОУ

            СОШ п. Солидарность Елецкого района Липецкой области



    Предварительный просмотр:

    “Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность”.
    Бернард Шоу

    «Расскажи – и я забуду,

    Покажи – и я запомню,

    Дай попробовать – и я пойму»

    Китайская пословица.

    Проектная деятельность на уроках «Основы православной культуры»

    Концепция модернизации российского образования предполагает ориентацию образования не только на получение учеником  определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, на развитие у учащихся ключевых образовательных компетентностей, таких, как информационная, коммуникативная и социальная, которые успешно формируются в результате проектной и исследовательской деятельности учащихся.

                                         

    Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.

    Участие в ученических проектах дает возможность каждому школьнику раскрыть свой творческий потенциал, приобрести навыки научно-исследовательской работы, расширить свои знания по образовательным предметам, реализовать оригинальные идеи, научиться различным формам презентации проектно-исследовательских работ.

    Школьников не удовлетворяет далекая перспектива учения: заниматься в школе, чтобы готовиться к взрослой жизни. Они хотят получить практический результат учебы сейчас, а не через далекие года. Поэтому, создавая проект, они работают с удовольствием. «Учение  с увлечением» - вот залог успеха проектной деятельности.

    Большая доля самостоятельности и личной ответственности за выполнение проекта ведет к повышению таких качеств как развитие трудолюбия, внимания, памяти, целенаправленного восприятия. А успешное выполнение и защита своего проекта формируют самоуважение. Проект дает ребенку возможность найти себя — определить, проверить, уточнить свои интересы, попробовать собственные силы. Очень важно, чтобы проект предусматривал не просто самообразование, но и имел социальную направленность: я что-то знаю, чему-то учусь не только для себя, но и могу поделиться результатами своей деятельности с теми, кому это нужно. Благодаря этому повышается значимость образования в глазах детей, усиливается их учебная мотивация. С другой стороны, ученик, осуществляя свой проект, проверяет себя: могу ли я решить поставленную мной задачу, сделать нечто оригинальное, организовать дело так, чтобы довести задуманное до нужного результата?

    Изучение модуля «Основы православной культуры» предполагает использование системы современных методов и технологий обучения, не противоречащих  сущности духовно-нравственного воспитания, ориентированного на ценности православного христианства. Оно не может и не должно ограничиваться словесным изложением материала учителем с последующим ответом учащихся на вопросы репродуктивного характера.

    Осуществление проектов на уроках «Основы православной культуры»   помогает достичь цели курса: духовно-нравственного развития младшего подростка посредством его приобщения к российской духовной традиции. Работая над проектами, учащиеся знакомятся с традиционными морально-нравственными идеалами, ценностями, нормами; у них формируются начальные представления о российской духовной традиции; появляются навыки нравственного самоанализа.

    ПРОЕКТ (от лат. projectus, букв. — брошенный вперед),

    Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и результат труда, создание творческого продукта.

    Детям всегда объясняю, что

    Проект - это "шесть П":                                           

    1. Проблема,
    2. Проектирование (планирование),
    3. Поиск информации,
    4. Продукт,
    5. Презентация.
    6. Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

    Этапы работы над проектом

    1. Мотивационный (создание проблемной ситуации, формулирование темы проекта, определение конечного результата).

    2. Планирующе – подготовительный (объединение в группы, распределение обязанностей, составление графика работы над проектом, поиск информации).

    3. Информационно – операционный (работа групп по плану, консультации с руководителем, систематизация и классификация собранного материала, создание проектного продукта).

    4. Рефлексивно – оценочный (выбор формы представления проекта, составление текста для представления, репетиция представления, представление проекта).

    Требования к учебному проекту  учащегося младшей школы, в общем простые, и главное из них – «исходи из ребёнка». Все темы должны быть посильны пониманию ученика. Чем меньше ребёнок – тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только незамысловатые проекты. На первых уроках детям предлагаю такую памятку.

    Памятка начинающему исследователю

    • Выбери тему исследования.
    • Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
    • Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
    • Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
    • Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.
    • Сделай выводы.
    • Оформи результаты своей работы.
    • Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.

    Какова же роль учителя в проектной деятельности?

    Она своеобразна. Главное правило, о котором должен помнить учитель: я выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания. Я некий вдохновитель для исследовательской деятельности учащихся.

    На уроках  я использую как краткосрочные проекты (1 -2 урока), так и долгосрочные (рекомендуемый срок работы над проектом в начальной школе - не более 4-6 недель), индивидуальные и групповые.

    Часто мы с детьми реализуем мини-проекты. Формируем банк творческих заданий: кроссвордов, ребусов, тестов, загадок.

    Дети начальной школы особенно любят «рисовать» проекты. Например, на уроке по теме «Совесть и раскаяние» мы выпускали стенгазету «Грехи», в  которой   каждый ученик изобразил грех, как он его понимает. Все эти мини-проекты для меня ценны ещё и тем, что помогают детям осознать абстрактные, довольно сложные для понимания вещи.

    Более длительные проекты требуют больших усилий и внимания со  стороны не только учителя, но и родителей. Такие проекты как «Традиции православной Пасхи» позволили группе детей совместно с родителями узнать о старинных русских традициях празднования Пасхи и сделать вывод о том,  насколько эти традиции соблюдаются в наше время. Представляя результаты своей работы, дети угощали гостей куличами и крашеными яйцами.

    Групповой исследовательский проект «Храмы России» познакомил учащихся с красивейшими православными храмами нашей страны. Дети представили свой проект в виде экскурсии. Интересной стала работа «Русский святой-воин Дмитрий Донской», рассказавшая о его жизни и деятельности. Юные исследователи ставили перед собой задачу: определить, за какие подвиги русский народ канонизирует своих героев. Серьезной и глубокой оказалась работа «Как христианство пришло на Русь»

    Одна из форм познания мира, источник исследовательской деятельности  - поездки, экскурсии, походы, посещение выставок, встречи с интересными людьми. В.А.Сухомлинский сказал: «Идите в поле, парк, пейте из источников мысли, и это живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами».

    В рамках проведения православной недели учащиеся 3 «а» класса с классным руководителем Чурсиной В. В. 15. 04. 2016 года посетили церковь Иоанна Кронштадтского в п. Солидарность. Беседу с детьми проводил священнослужитель отец Игорь.  Встреча прошла в тёплой, непринуждённой обстановке. В беседе с детьми были затронуты  важные темы: отношения в семье между взрослыми и детьми, главные христианские заповеди, отношение к учёбе, природе и животным с точки зрения православия. Дети задавали много вопросов о православных праздниках, иконах, значении имён и ангеле-хранителе. С большим интересом рассматривали убранство храма, поставили свечи к иконам. Данная встреча оказала на детей положительное впечатление.

    Во время экскурсии настоятель храма Отец Игорь рассказал учащимся о том, что храм Иоанна Крондштадского новый и ещё совсем недавно жители посёлка не имели возможности любоваться его красотой.  

         

    Ученик посетили 4 классы нашей школы с рассказами о храме и раздали всем желающим памятки посещения храма.

    Мальчику:

           Прежде чем зайти в собор,

           Головной сними убор,

           Злые мысли отгони:

           Не нужны тебе они...

    Девочке:

            Скромную надень одежду,

            В брюках в храм идёт невежда,

            Голову платком покрой

            И тихонько в храме стой.

    Мальчику и девочке:

             Никого не осуждай,

             Помощь нищему подай,

             Поставь свечку и потом

             Осени себя крестом.

    Результаты проектной работы были представлены на итоговом занятии по курсу ОРКСЭ, сведения о проектной работе размещены на школьном сайте.

       

    Таким образом, проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, хотя и криво, да сами».

    Список литературы:

    1. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.
    2. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000.
    3. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. 
    4. Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы, № 3, 1998
    5. Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.

    Чурсина Валентина Васильевна, учитель начальных классов МБОУ

            СОШ п. Солидарность Елецкого района Липецкой области


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок Основы Православной Культуры во 2 классе

    Урок на тему "Преображение Господне" во 2 классе по Основам Православной культуры. Программа А.В. Бородиной ...

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ"ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ"

    При подготовке к урокам "Основы православной культуры" использую мног дополнительного материала.Предлагаю вам отобранный материал....

    Разработка урока "Основы православной культуры" Пасха

    Праздник Светлой Пасхи и его значении в русской православной культуре....

    Конспект урока "Основы православной культуры" по теме "Православное учение о человеке"

    Задачи занятия: Дать понятие о душе человека, о внутреннем мире человека. Учить детей «думать о душе». Закреплять умения работать в группе, составлять кластеры, презентовать свои работы. Воспита...

    Урок основы православной культуры на тему "Светлый праздник Великой Пасхи".

    Цели:-показать особое значение и познакомить с традициями, обычаями, играми главного православного праздника – Пасхи.- пробудить интерес к русским обрядам- воспитывать дружелюбие Задачи: - п...

    Технологическая карта урока. Основы православной культуры, 4 класс. Тема урока: «Зачем творить добро?»

    Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы добра....

    Исследовательская деятельность на уроках основы православной культуры

    3. Задачи, организация, формы исследовательской деятельности с младшими школьникамиВ конкретные возрастные периоды жизни ребенка применяются преимущественно какие–то определенные формы работы. В...