Простая этика поступков. ОРКСЭ
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Филипенко Ирина Викторовна

Простая этика поступков. ОРКСЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prostaya_etika_postupkov._orkse.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема.  Простая этика поступков. ОРКСЭ

 по учебному модулю «Основы светской этики»

 Класс:  4
Цель: формирование представления о нравственных ценностях и их значения в жизни.

 Задачи

Образовательные: развитие и систематизация этических знаний ребёнка; овладение умениями и навыками  взаимодействия с окружающими.

Развивающие: расширение словарного запаса в процессе освоения этических понятий и определения нравственных качеств; развитие умений нравственного анализа поступков, сопоставлений моральных характеристик, этически выраженных оценок.
Воспитательные: формирование нравственно ориентированных взаимоотношений учащихся, в основе которых лежит уважение и доброжелательность к каждому;  повышение авторитета нравственных норм в поведении учащихся;  развитие способности к нравственному выбору в жизненных ситуациях.

УУД

Личностные УУД: формировать уважительное отношение к иному мнению;  развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, осознавать  причастность к успеху учебной деятельности; анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм; сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

Познавательные УУД: извлекать необходимую информацию для выполнения учебных заданий; уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной или письменной форме.

Регулятивные УУД: формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;  понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:  готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;  излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности.

Ресурсы:   учебник  Шемшурина А.И.  Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики,  песня «Неприятность эту мы переживём».

ХОД УРОКА

  1. Мотивация (самоопределения) учебной деятельности.

Закройте глаза и послушайте. Каковы ваши эмоции и ощущения? (Песня «Неприятность эту мы переживём»)

  1. Актуализация  учебного действия.

Работа с «деревом мудрости»

- Сколько плодов на ваших деревьях?

- О чём напоминают вам плоды?

-Можно ли сказать, что эти плоды - символ вашего нравственного взросления, приобретения мудрости?

  1. Выявление места и причин затруднения (определение границ знания и незнания).

   Дети по  очереди записывают свою «мудрость», заворачивают лист, закрывая запись, и передают следующему.

-Какая «мудрость» стала для вас наиболее значимой? Обращает внимание на повторяющиеся записи;

 - Как вы думаете, почему?

Обобщает сказанное учащимися: Они наиболее важны в жизни и, видимо, чаще соблюдаются вами.

  1. Работа по теме урока.

Игра «Лови мяч». Дети ловят мяч, заканчивают начатое предложение учителем и делают нравственный  выбор.

Я кидаю кому-то из вас мяч, начиная предложение, в котором содержится ожидание конкретного действия. Тот, кому я кидаю, ловит мяч и заканчивает предложение ответом, в котором и содержится ожидаемое действие. При этом вы добавляете слово «да», если вы соблюдаете это в своей жизни, и слово «нет», если не соблюдаете.

Заходя утром в класс, я непременно… (здороваюсь со всеми).

Учитель, неся стопку тетрадей, случайно уронил часть из них, и я… (со словами «я помогу вам» стал быстро их поднимать).

Встав утром после завтрака из-за стола, я… (благодарю за завтрак и целую маму (бабушку).

 Если мама или бабушка идёт в магазин или затевают уборку квартиры, я… (предлагаю свою помощь).

Прибежав к остановке автобуса, я… (не стараюсь протиснуться вперёд).

Если кто-то в классе расстроился, я… (стараюсь ободрить, как-то помочь).

Когда при мне дерутся, я… (стараюсь этому помешать).

Когда меня дразнят, я… (не реагирую).

Когда дразнят кого-то другого, я… (стараюсь это прекратить).

Если мне про кого-то сплетничают, я… (прошу этого не делать).

Эксперимент «Волшебный клубочек». (Дети разматывают клубочек, передают нитку соседу по парте, при этом называют  лучшее его качество)

Посмотрите, ребята, какое волшебство произошло в нашем классе. Мы все увидели лучшее друг в друге и поняли, какие мы хорошие. Это ниточка волшебного клубочка помогла нам увидеть доброе и сосредоточиться на нём. Вам было это приятно?

Видите, как важно и как хорошо, когда в тебе стараются увидеть лучшее.

Подумайте, какое простое этическое правило мы с вами можем сформулировать? (Опирайся на лучшее в человеке)

  1. Закрепление изученного материала.

 Самостоятельная работа  с самопроверкой по эталону.  (Работа в группах)

(Листок  с отрывками из произведения, где необходимо вставить пропущенные слова).

«Хорошо - плохо?»

1 группа

2 группа

Если  сын черне́е ночи,
грязь лежит  на рожице,

 — ясно,  это
 очень_____________
для ребячьей кожицы.

Если  мальчик
 любит мыло
и зубной порошок,
этот мальчик
 очень милый, поступает _____________.

Если мальчик  любит труд,
тычет
     в книжку
 пальчик,
про такого  пишут тут:
он  ________________ мальчик.

От вороны  карапуз
убежал, заохав.
Мальчик этот
  просто трус.
Это  очень ______________,

Этот  в грязь полез
 и рад, что грязна рубаха.
Про такого  говорят:
он _______________,  неряха.

Этот    чистит валенки,
моет  сам  галоши.
Он  хотя и маленький,
но вполне ____________________.

Мальчик
 радостный пошёл,
и решила кроха:
 «Буду  делать ___________________,
и не буду — _____________________».

Мальчик
 радостный пошёл,
и решила кроха:
 «Буду  делать ___________________,
и не буду —_____________________».

  1. Рефлексия.

- Вспомните ещё раз урок, себя, свои эмоции и ощущения.

Что вас удивило?

 Что заставило задуматься?

  1. Итог урока.
  2. Пусть эти простые, но очень важные правила будут постоянными ориентирами в вашей жизни. Они подсказаны вековым опытом жизни людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Справедливость" модуль "Светская этика" курс ОРКСЭ

На основе литературных произведений и жизненных ситуаций дети знакомятся с понятиями: справедливость, справедливый поступок. Сделана попытка применить на уроке метод "Таба". В процессе  урока дет...

Золотое правило этики. Урок ОРКСЭ в 4 классе.

Разработка урока и презентация по теме "Золотое правило этики" для учащихся 4 класса....

Классный час "Простая этика поступков" с творческим заданием

Классный час преназначен для 4 класса начальной школы. Творечкое задание позволит воспитателю глубже понять внутренний мир ребенка и его проблемы...

Конспект урока по ОРКСЭ "Простая Этика поступков"

Урок разработан для учащихся 4 класса По учебнику Шемшуриной...

Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме "Простая этика поступков" - 4 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о нравственных нормах этики поступков, терпимости, нравственных ценностях и их значения в жизни; умений дела...