Главные вкладки

    План-конспект урока по ОРКСЭ (4 класс) на тему:
    Простая этика поступков. ОРКСЭ

    Филипенко Ирина Викторовна

    Простая этика поступков. ОРКСЭ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon prostaya_etika_postupkov._orkse.doc50.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема.  Простая этика поступков. ОРКСЭ

     по учебному модулю «Основы светской этики»

     Класс:  4
    Цель: формирование представления о нравственных ценностях и их значения в жизни.

     Задачи

    Образовательные: развитие и систематизация этических знаний ребёнка; овладение умениями и навыками  взаимодействия с окружающими.

    Развивающие: расширение словарного запаса в процессе освоения этических понятий и определения нравственных качеств; развитие умений нравственного анализа поступков, сопоставлений моральных характеристик, этически выраженных оценок.
    Воспитательные: формирование нравственно ориентированных взаимоотношений учащихся, в основе которых лежит уважение и доброжелательность к каждому;  повышение авторитета нравственных норм в поведении учащихся;  развитие способности к нравственному выбору в жизненных ситуациях.

    УУД

    Личностные УУД: формировать уважительное отношение к иному мнению;  развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, осознавать  причастность к успеху учебной деятельности; анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм; сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

    Познавательные УУД: извлекать необходимую информацию для выполнения учебных заданий; уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной или письменной форме.

    Регулятивные УУД: формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;  понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.

    Коммуникативные УУД:  готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;  излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности.

    Ресурсы:   учебник  Шемшурина А.И.  Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики,  песня «Неприятность эту мы переживём».

    ХОД УРОКА

    1. Мотивация (самоопределения) учебной деятельности.

    Закройте глаза и послушайте. Каковы ваши эмоции и ощущения? (Песня «Неприятность эту мы переживём»)

    1. Актуализация  учебного действия.

    Работа с «деревом мудрости»

    - Сколько плодов на ваших деревьях?

    - О чём напоминают вам плоды?

    -Можно ли сказать, что эти плоды - символ вашего нравственного взросления, приобретения мудрости?

    1. Выявление места и причин затруднения (определение границ знания и незнания).

       Дети по  очереди записывают свою «мудрость», заворачивают лист, закрывая запись, и передают следующему.

    -Какая «мудрость» стала для вас наиболее значимой? Обращает внимание на повторяющиеся записи;

     - Как вы думаете, почему?

    Обобщает сказанное учащимися: Они наиболее важны в жизни и, видимо, чаще соблюдаются вами.

    1. Работа по теме урока.

    Игра «Лови мяч». Дети ловят мяч, заканчивают начатое предложение учителем и делают нравственный  выбор.

    Я кидаю кому-то из вас мяч, начиная предложение, в котором содержится ожидание конкретного действия. Тот, кому я кидаю, ловит мяч и заканчивает предложение ответом, в котором и содержится ожидаемое действие. При этом вы добавляете слово «да», если вы соблюдаете это в своей жизни, и слово «нет», если не соблюдаете.

    Заходя утром в класс, я непременно… (здороваюсь со всеми).

    Учитель, неся стопку тетрадей, случайно уронил часть из них, и я… (со словами «я помогу вам» стал быстро их поднимать).

    Встав утром после завтрака из-за стола, я… (благодарю за завтрак и целую маму (бабушку).

     Если мама или бабушка идёт в магазин или затевают уборку квартиры, я… (предлагаю свою помощь).

    Прибежав к остановке автобуса, я… (не стараюсь протиснуться вперёд).

    Если кто-то в классе расстроился, я… (стараюсь ободрить, как-то помочь).

    Когда при мне дерутся, я… (стараюсь этому помешать).

    Когда меня дразнят, я… (не реагирую).

    Когда дразнят кого-то другого, я… (стараюсь это прекратить).

    Если мне про кого-то сплетничают, я… (прошу этого не делать).

    Эксперимент «Волшебный клубочек». (Дети разматывают клубочек, передают нитку соседу по парте, при этом называют  лучшее его качество)

    Посмотрите, ребята, какое волшебство произошло в нашем классе. Мы все увидели лучшее друг в друге и поняли, какие мы хорошие. Это ниточка волшебного клубочка помогла нам увидеть доброе и сосредоточиться на нём. Вам было это приятно?

    Видите, как важно и как хорошо, когда в тебе стараются увидеть лучшее.

    Подумайте, какое простое этическое правило мы с вами можем сформулировать? (Опирайся на лучшее в человеке)

    1. Закрепление изученного материала.

     Самостоятельная работа  с самопроверкой по эталону.  (Работа в группах)

    (Листок  с отрывками из произведения, где необходимо вставить пропущенные слова).

    «Хорошо - плохо?»

    1 группа

    2 группа

    Если  сын черне́е ночи,
    грязь лежит  на рожице,

     — ясно,  это
     очень_____________
    для ребячьей кожицы.

    Если  мальчик
     любит мыло
    и зубной порошок,
    этот мальчик
     очень милый, поступает _____________.

    Если мальчик  любит труд,
    тычет
         в книжку
     пальчик,
    про такого  пишут тут:
    он  ________________ мальчик.

    От вороны  карапуз
    убежал, заохав.
    Мальчик этот
      просто трус.
    Это  очень ______________,

    Этот  в грязь полез
     и рад, что грязна рубаха.
    Про такого  говорят:
    он _______________,  неряха.

    Этот    чистит валенки,
    моет  сам  галоши.
    Он  хотя и маленький,
    но вполне ____________________.

    Мальчик
     радостный пошёл,
    и решила кроха:
     «Буду  делать ___________________,
    и не буду — _____________________».

    Мальчик
     радостный пошёл,
    и решила кроха:
     «Буду  делать ___________________,
    и не буду —_____________________».

    1. Рефлексия.

    - Вспомните ещё раз урок, себя, свои эмоции и ощущения.

    Что вас удивило?

     Что заставило задуматься?

    1. Итог урока.
    2. Пусть эти простые, но очень важные правила будут постоянными ориентирами в вашей жизни. Они подсказаны вековым опытом жизни людей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ОРКСЭ. Модуль «Светская этика». Урок №2 «Знакомство с учебником «Основы светской этики»

    ОРКСЭ. Модуль «Светская этика». Урок №2 «Знакомство с учебником «Основы светской этики»...

    Презентация "Мысли и поступки. Слова и речь", ОРКСЭ, урок № 24, к учебнику Шемшуриной А.(Дрофа), 4 класс

    Презентация содержит вопросы для проверки домашних заданий, видеоряд к новой теме. Включает задание для осуществления целеполагания учащимися, самостоятельную работу учащихся с высказываниями представ...

    Конспект урока по теме "Справедливость" модуль "Светская этика" курс ОРКСЭ

    На основе литературных произведений и жизненных ситуаций дети знакомятся с понятиями: справедливость, справедливый поступок. Сделана попытка применить на уроке метод "Таба". В процессе  урока дет...

    Золотое правило этики. Урок ОРКСЭ в 4 классе.

    Разработка урока и презентация по теме "Золотое правило этики" для учащихся 4 класса....

    ОРКСЭ. Конспект урока Мысли и поступки. Слова и речь

    ОРКСЭ. Конспект урока Мысли и поступки. Слова и речь...

    Урок ОРКСЭ (светская этика). В гости к дедушке Этикету. (Простые школьные и домашние правила этикета)

    Урок ОРКСЭ (модуль основы светской этики ) 4 класс. Тема "Этикет". Урок № 3 (9)...